Биография Виктора Вержбицкого
Виктор Вержбицкий – народный артист России, академик Международной Академии трюка, выдающийся театральный и киноактер, телеведущий. В кино он играет венценосных особ и олигархов, мистических героев и великих политиков. Актер всегда невероятно правдоподобен в исторических костюмах, и зрители безоговорочно верят, что именно таким был русский царь Николай I или румынский полковник Лукан. Хорошо запомнили поклонники и его героев в фильмах «Ночной дозор», «12», «Адмиралъ», «Инквизитор». А ведь блистательной карьеры могло бы и не быть, если бы не режиссёр Тимур Бекмамбетов с рекламой банка «Империал»...
Детство, юность, семья
Виктор родился осенью 1959 года в Ташкенте. Его родные были очень строгими и трудолюбивыми людьми. Мама, участковая медсестра, работала сутки напролет, так что маленький Витя практически все время находился на попечении бабушки, театральной костюмерши. Мальчик рос некоммуникабельным, замкнутым, но очень любил наблюдать за всем, что происходило у бабушки на работе.Рассказывая о том, что означает его фамилия, актер, обычно не распространяющийся о личном, скупо поведал журналистам романтическую семейную легенду о польских корнях и его прадедушке Вержбицком, который в конце XIX века занимался торговлей и ходил с караванами по Шелковому пути. Однажды по дороге из Самарканда в Ташкент он заболел, и местная жительница, русская женщина, выходила польского купца. Они стали жить вместе, у них родилась дочь – бабушка Виктора.
Свою закрытость и замкнутость Виктор сумел преодолеть только в старших классах школы, когда начал ходить в драматический кружок дворца пионеров, где подружился с будущим ректором Школы-студии МХАТ Игорем Золотовицким. Только когда Витя наряжался в костюм очередного героя и накладывал грим, он переставал быть самим собой, зажим пропадал. В чужом обличье подросток чувствовал себя свободно и легко.
Со временем он научился шутить, свободно общаться с людьми. Но это было позже, а до того, как вспоминал Вержбицкий, он упустил шанс дебютировать на настоящей театральной сцене:
Представить себя вне театральной сцены Вержбицкий уже не мог и поэтому, пусть и не сразу, но стал студентом Ташкентского театрально-художественного института имени Александра Островского.В театре шел спектакль на военную тему. Там был дежурный пробег мальчика – пастушонка, который пасет коров, а над ним пролетает немецкий мессер и мальчика убивает. Получилось, что заболел ребенок, который все время играл эту роль, и попросили меня. Мне было лет шесть – семь. Я жутко испугался, помню, даже спрятался куда-то. Не знаю, как они выкрутились из этой ситуации, но выйти на сцену я не мог. Первое впечатление о театре и о роли – жуткий испуг. Да и потом трудно было. Может потому, что вырос в театре, очень ответственно к этому подходил и очень боялся. Поэтому поступал не с первого раза, в первый год даже не поехал в Москву.
По окончании вуза он сыграл главного персонажа в сказке «День рождения кота Леопольда». Год работал артистом кукольного театра, приобрел навыки работы с тростевыми и перчаточными куклами, попутно освоил профессии монтировщика, мебельщика, реквизитора. Играл в массовке.
Актерская карьера
Отработав год в кукольном театре, Виктор перешел на службу в труппу Ташкентского академического театра имени Максима Горького. В течение десяти лет на сцене театра он успел сыграть Авросимова в «Глотке свободы», Треплева в «Чайке», Сципиона в «Калигуле».Также на его счету образы Флорана в «Священных чудовищах», Билли Биббита в «Полете над гнездом кукушки», Обольянинова в «Зойкиной квартире», Колоджеро ди Спелты в «Великой магии».

Искусству магии актера учил Владимир Руднев, который был постановщиком номеров иллюзиониста в спектакле. Он заявил, что Виктор – очень способный ученик и вполне мог бы стать фокусником. Но сам Вержбицкий говорил, что каждый должен быть профессионалом исключительно в своем деле.В театр пригласили профессионального фокусника из цирка, чтобы он со мной занимался. Освоение фокусов давалось с трудом ежедневными тренировками. Но некоторые до сих пор помню, как выполнять.
Его актерский профессионализм в начале девяностых годов был оценен на родине – Виктору присвоили звание заслуженного артиста Узбекистана. После этого он еще немного поработал на сцене театра «Ильхом», дебютировал в роли гинеколога Вовки в фильме Джаника Файзиева «Камми».

Вержбицкий снимался у режиссера в имиджевых роликах для банка «Империал», где предстал в образах русского императора Николая I, французского короля Людовика XIV, знаменитого полководца Александра Македонского. Также преобразился в поэта Осипа Мандельштама в рекламе банка «Славянский».Переезд в 1997 году был тяжёлым. Мне было 37 лет — уже взрослый мужчина. В Ташкенте играл по две премьеры в год, в афише было восемь главных ролей, и вот приехал на пустое место. Вообще в Москву меня звали ещё с третьего курса театрального института. Но тогда уехать не позволяли семейные обстоятельства. А тут всё сложилось, да и мой друг и земляк по Ташкенту Тимур Бекмамбетов, который уехал раньше, звал к себе — он тогда снимал рекламу.
По словам Вержбицкого, он просто попросил разрешения посидеть у него на репетиции, чтобы подышать театральной атмосферой: «А дальше прямо как в книжках пишут… В день спектакля неожиданно заболел артист, который играл небольшую роль слуги в спектакле «Опасные связи», и меня попросили его заменить», – делился актер.
После того как Калягин исключил Вержбицкого из труппы, тот работал в театре в качестве приглашенного актера, а затем сотрудничал с Независимым театральным проектом (Рокки Граво в «Жестоких танцах»), Театром имени Александра Пушкина (Фредди в «Саранче», Иван Телятьев в «Бешеных деньгах»). Там же Виктор познакомился с Константином Богомоловым, которого стал называть «своим» режиссером после роли императора Альтоума, а затем Калафа в постановке «Турандот».
С Богомоловым актер работал также в Театре наций в спектаклях «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Пантагрюэль), «На всякого мудреца» (Крутицкий), в МХТ имени Антона Чехова – в постановках «Карамазовы» (Зосима, Смердяков), «Мушкетеры. Сага. Часть первая» (Кардинал), в «Ленкоме» – в постановках «Борис Годунов» (Пушкин, эмигрант, а также брат его, Пушкин, не эмигрант) и «Князь» (Ашенбах и другие роли).
Кинокарьера Вержбицкого в Росси вышла на новый уровень в конце 90-х, после съемок в исторической драме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльникъ», где он сыграл адъютанта Великого Князя. Актера заметили, стали приглашать в различные проекты.
Позже он вернулся к персонажу Николая I в мелодраме «Бедная Настя», где его сына, цесаревича Александра, играл Дмитрий Исаев.
Но истинный фурор среди зрителей произвел его персонаж Завулон, могущественный чёрный маг из «Ночного дозора» (2004) и «Дневного дозора» (2005), вольной экранизации одноимённых романов Сергея Лукьяненко.
Актер настолько профессионально сыграл воплощенное зло, что зрители были потрясены его работой. Премьера картины состоялась на Берлинском кинофестивале, и Виктор вспоминал:
Еще одна роль, которой особенно дорожит Вержбицкий, досталась ему в приключенческом детективе Джаника Файзиева «Турецкий гамбит» (2005). Он сыграл румынского полковника Лукана, вызвавшего на дуэль главного турецкого шпиона Перепелкина (Александр Лыков).На официальном показе огромный зал кинотеатра был полностью забит людьми – стояли даже в проходах. Картина шла с субтитрами. В новой, адаптированной для Европы версии фильма оставили лишь четкую драматургию – Темные и Светлые, Ночной дозор и Дневной дозор, а в середине герой Хабенского. Когда фильм закончился, в зале царила абсолютная тишина. У нас все внутри похолодело. Мы — Костя Хабенский, продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов, режиссер Тимур Бекмамбетов и я — решили, что зал просто-напросто пуст. Оказалось, что никто из зрителей не хотел уходить, люди сидели и смотрели титры.
Актер признавался, что с осторожностью обращался с оружием, но с большим удовольствием ездил верхом, поскольку очень любит лошадей. По словам Виктора, на съемках собралась замечательная компания, в том числе Гоша Куценко, Александр Балуев, Виктор Ильин. Картина в итоге получила два «Золотых орла» на одноимённом кинофестивале.

Александра Керенского Вержбицкий сыграл в исторической картине «Адмиралъ», к образу Николая I вернулся в мелодраме «Одна ночь любви». Особенно часто Виктора Александровича приглашали на роли жуликов и злоумышленников, к примеру, адвоката Станислава Крутецкого в триллере Юрия Мороза «Инквизитор» или чиновника Иннокентия Мещерского в «Содержанках».
Он является проводником в «иной» мир – предлагает зрителям те или иные ситуации, но при этом не навязывает ни своих оценок, ни суждений. В каждой истории есть что-то сочиненное, художественное. В программе ведь есть постановочные планы, статисты, которые отыгрывают рассказанную героем ситуацию. Но сколько в «Мистических историях» вымысла, а сколько правды – я и сам не знаю.
Личная жизнь Виктора Вержбицкого
Частную жизнь актер тщательно охраняет от посторонних. Его первая жена и сын Александр живут в Израиле, но связи с ними Вержбицкий не теряет.Вторая супруга, имени которой актер тоже не сообщает, бывшая актриса. Сейчас она занимается бизнесом и консультирует мужа в финансовых вопросах.
В свое время ходили слухи о родственной связи Виктора и актрисы Татьяны Орловой, но подтверждения этой информации не было.
Артисту периодически задают вопросы о служебных романах, на которые он отвечает так:
Как вы понимаете, любой роман — секрет. Безусловно, я увлекаюсь в работе своими партнершами. Очень искренние и эмоциональные воспоминания остались от работы с Аленой Хмельницкой в фильме «Остановка по требованию», с Аленой Бондарчук в «Бедной Насте», с Жанной Фриске в «Дозоре». Но мое истинное поклонение и уважение актрисе и женщине Галине Тюниной. Все эти встречи касаются только работы.
Виктор Вержбицкий сейчас
В 2023 и 2024 году актер был заявлен в нескольких проектах. Так, в биографической драме «Арсеньев» он снимался вместе с Евгением Мироновым и Александрой Урсуляк, в триллере «Декоратор» – с Данилой Козловским и Елизаветой Боярской, а в приключенческой картине «Черный замок» работал с Евгением Шварцем и Евгением Стычкиным.
Интересные факты
- Виктор Вержбицкий – один из немногих актеров, безукоризненно владеющий исторической речью и манерами. От его голоса был в восторге даже Люк Бессон, в чьем фильме «Артур и месть Урдалака» актер озвучил Урдалака. Вспоминая эту работу, Виктор Александрович отмечал:
Когда Бессон приезжал на премьеру в Москву, мы с ним провели почти весь день вместе, он был очень доволен моей работой, хотя озвучивать было сложно. Ты же озвучиваешь не нарисованного персонажа, а артиста, который его озвучил, а в оригинальной версии он говорил голосом Дэвида Боуи, и нужно было найти характер и соединиться с картинкой на экране. Несколько раз приходилось мне дублировать Колина Фаррелла и Рэйфа Файнса, в том числе в фильме «Отель «Гранд Будапешт».
- Съемки рекламных роликов для имиджа банка «Империал» велись в том же павильоне, где в свое время снимали картину Сергея Бондарчука «Война и мир». Вержбицкий вспоминал, что для ролика, в котором он играл Александра Македонского, были построены настоящие пирамиды, площадь и барханы, на площадку пригнали настоящих верблюдов. Оператором был сподвижник Андрея Тарковского Георгий Рерберг, очень профессионально делавший свою работу.
- Вержбицкий считает, что актерская профессия – духовная, художественная и не приемлет «контактной» съемки перед камерой. По его словам, секс нужно показывать в порнофильмах, а в художественных картинах такие сцены не нужны.
- Рассказывая о своих музыкальных пристрастиях, актер отметил, что любит классику – Сергея Рахманинова, Фридерика Шопена, Вольфганга Амадея Моцарта. Из артистов XX века ему нравятся Барбара Стрейзанд и Фрэнк Синатра, а из нынешних – Uma2rman, Tiger Lillies, поскольку «это очень театральная, фантазийная музыка, под нее можно импровизировать».
Важные события в жизни
- 1983 год: окончил Ташкентский театрально-художественный институт имени Александра Островского. Работал в течение года в кукольном театре.
- 1984 год: поступил в труппу Ташкентского академического театра имени Максима Горького. Дебютировал в спектакле «Глоток свободы».
- 1991 год: дебютировал в фильме «Камми».
- 1994 год: снялся в фильме «Пешаварский вальс».
- 1998 год: снялся в фильм «Сибирский цирюльникъ».
- 1999 год: перешел в театр Et Cetera.
- 2000 год: снялся в фильме «Остановка по требованию».
- 2001 год: снялся в фильме «Гладиатрикс».
- 2003 год: сыграл главную роль в сериале «Бедная Настя».
- 2004 год: снялся в сериале «Диверсант». Сыграл главную роль в фильме «Ночной дозор». Удостоен звания заслуженного артиста Российской Федерации.
- 2005 год: снялся в фильме «Турецкий гамбит», сериале «Гибель Империи». Сыграл главную роль в фильме «Дневной дозор».
- 2006 год: сыграл главную роль в сериале «Волчица». Удостоен премии MTV в номинации «Лучший кинозлодей года» за роль мага Завулона в «Дневном дозоре».
- 2007 год: сыграл главную роль в фильме «12».
- 2008 год: снялся в фильме «Адмиралъ». Сотрудничал с Театром имени Пушкина.
- 2009 год: сыграл главную роль в сериале «Одна ночь любви». Удостоен премии «МК» за роль Фредди в спектакле «Саранча».
- 2011 год: удостоен звания народного артиста Российской Федерации.
- 2012 год: стал ведущим передачи «Мистические истории».
- 2013 год: сотрудничал с МХТ имени Чехова.
- 2014 год: сыграл главные роли в фильмах «Инквизитор», «Елки. 1914». Стал сотрудничать с Государственным театром наций и театром Ленком.
- 2015 год: сыграл главную роль в фильме «Мафия. Игра на выживание». Стал ведущим ток-шоу «Рассудят люди».
- 2018 год: снялся в фильме «Тренер».
- 2021 год: играл Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита».
- 2024 год: стал участником театрального проекта «Голоса страны».
Виктор Вержбицкий: последние новости и статьи

«Переобулись»: Кто из «Битвы экстрасенсов» засветился в кино
7 дек 2021
Кто лучше всех сыграл бы Владимира Путина в кино?
5 окт 2021
Как изменились актеры «Ночного дозора» за 13 лет
28 сен 2021Лучшие фильмы
- 2018: «Тренер»
- 2015: «Москва никогда не спит»
- 2014: «Залетчики»
- 2014: «Елки 1914»
- 2014: «Инквизитор»
- 2013: «Сокровища О.К.»
- 2012: «Шпион»
- 2011: «Елки 2»
- 2010: «На игре 2. Новый уровень»
- 2010: «Ёлки»
- 2009: «На игре»
- 2009: «Наша Russia. Яйца Судьбы»
- 2009: «Черная молния»
- 2009: «Ласковый май»
- 2008: «Пари»
- 2008: «Адмиралъ»
- 2008: «Мираж»
- 2008: «День Д»
- 2007: «Ирония судьбы. Продолжение»
- 2007: «12»
- 2007: «Параграф 78: Фильм первый»
- 2005: «Примадонна»
- 2005: «Турецкий гамбит»
- 2005: «Дневной дозор»
- 2004: «Ночной дозор»
- 2004: «Личный номер»
- 2000: «Марш Турецкого»
- 1998: «Сибирский цирюльник»
- 1997: «Мама, не горюй»