Остап Бендер

Имя:
Остап Бендер (Ostap Bender)
Создатель:
Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев
Год создания:
1927

Остап Бендер: история персонажа

Остап Бендер – главный герой романов Евгения Петрова и Ильи Ильфа «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Жулик и аферист, «великий комбинатор», который знал «четыреста сравнительно честных способов отъема денег». Пожалуй, самый известный плут в русской литературе. Не лишен обаяния, а потому полюбился миллионам читателей и зрителей.
Остап Бендер в исполнении Андрея Миронова
Остап Бендер в исполнении Андрея Миронова

История создания персонажа

Образ Остапа Бендера во многом является собирательным, но прототип все-таки был, причем с тем же именем – Осип (а в семье его называли Остап) Шор. Брат известного поэта Натана Шора, никого отношения к искусству он не имел, служил в уголовном розыске Одессы и рассказывал такие захватывающие байки, что становился душой любой компании.
Осип Шор – прототип Остапа Бендера
Осип Шор – прототип Остапа Бендера
Впрочем, байки имели в основе реальный опыт. В юности Шор ринулся в Петроград, чтобы поступить в институт, но из-за грянувшей революции вынужден был вернуться в Одессу. Денег не было, поэтому возвращение затянулось почти на два года. Добираясь до родного города, он зарабатывал на жизнь, представляясь то гениальным шахматистом, то художником, то контрреволюционером. А чтобы пережить зиму, женился на толстушке – явно ставшей прообразом мадам Грицацуевой.

Позже он через писателя Валентина Катаева познакомился с Ильфом и Петровым и поведал им историю своей жизни. По легенде, после выхода «12 стульев» в печать Шор пришел к писателям требовать «авторские», в чем ему было, конечно, отказано, но бутылочку авторы романов таки с ним «раздавили» и клятвенно пообещали воскресить главного героя.

Внешность

Внешность преступника-рецидивиста, неоднократно судимого и недавно вышедшего на свободу, соответствовала его положению.

Первое упоминание о «великом комбинаторе» было таким:
«… в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми…»
Несмотря на довольно раннюю весну и наличие льда на лужах на нем не было даже пальто. Это наводит на мысль, что за решетку он попал до наступления холодов, поэтому и на свободу вышел без верхней одежды. Зато он щеголял в зеленом, сшитом по фигуре костюме, а также лаковых штиблетах, выделанных сверху замшей ярко-оранжевого цвета.
Остап Бендер в экранизации «Золотого телёнка» 1968 года (актер Сергей Юрский)
Остап Бендер в экранизации «Золотого телёнка» 1968 года (актер Сергей Юрский)
Авторы упоминают, что носки у главного героя отсутствовали, что легко было объяснить. Туфли и костюм ему выдали по окончании срока, а вот «интимно-домашний слой одежды» и носки отсутствовали, потому как за долгий срок отбывания наказания просто обветшали. О других составляющих внешности, в частности, фуражке и шарфе авторы не упоминают, но эти предметы туалета стали неизменной и узнаваемой частью образа «великого комбинатора».
Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера
Арчил Гомиашвили в роли Остапа Бендера
Сам жулик, как можно понять из романа, весьма привлекателен. Молодой мужчина был хорош собой, атлетически сложен и имел рост выше среднего. Смуглая кожа, иссиня-черные волосы.

Внешность главного героя в фильмах менялась от актера к актеру, но все игравшие главного героя мужчины обладали харизмой, притягательностью, которую только может иметь неистощимый на выдумки фантазер и авантюрист.
Остап Бендер Олега Меньшикова
Остап Бендер Олега Меньшикова
Естественно, что зрители не могут прийти к консенсусу по поводу того, кто точнее передал образ Остапа Бендера. Одни считают, что каноничный Бендер получился у Андрея Миронова (1977), другие – что ближе всего к книжному герою Сергей Юрский в экранизации 1968 года. Был интересен в этой роли Арчил Гомиашвили (1971). На их фоне Олег Меньшиков (2006) несколько затерялся, но и у него есть свои поклонники.

В 2021 году на экраны вышел приквел истории афериста «Бендер: Начало», где будущего великого комбинатора, а на тот момент юного Осю Задунайского играет Арам Вардеванян.
Молодой Остап Бендер
Молодой Остап Бендер

Характер

Живой, ироничный, с тонким юмором и артистическими способностями – таким предстает перед читателями Остап Бендер. Конечно, великий мошенник и жулик не смог бы стать таковым без знания психологии. Пытливый ум, сообразительность и смекалка позволяли ему выходить сухим из воды и морочить голову не самым глупым людям.

Остап – прирожденный актер. Он даже не играет, он сам верит в то, что говорит, поэтому ему так легко удается убедить других. Плут и лгун, он способен просчитать свои шаги на два хода вперед, а недюжинная интуиция и проницательность делают его практически неуязвимым для представителей закона.
Фрагмент из «12 стульев» Марка Захарова
Этот циничный пройдоха и прохвост заботится только о собственной выгоде. Однако иногда совесть все-таки гложет его, правда, без каких-либо последствий. Так, его мучает совесть после обмана старой богатой вдовы, которую он одарил ласками, а после спёр в виде компенсации «сущую ерунду».

Авторы отмечают, что при других обстоятельствах с такими способностями и талантом он вполне мог сделать хорошую карьеру и заработать неплохие деньги:
«Если бы он направлял свои силы на действительную заготовку рогов или же копыт, то надо полагать, что мундштучное и гребёночное дело было бы обеспечено сырьем по крайнем мере до конца текущего бюджетного столетия».
Однако герой предпочитает жизнь бродячего гастролера. Ему претит привязанность к какому-то месту или человеку. Случайные аферы и махинации – это все, чем он живет в ожидании большого куша. Великий махинатор верит, что судьба наградит его за долгое ожидание.

Предыстория

Точный год рождения великого комбинатора неизвестен. Путаницы добавляют и сами авторы, приводя разные данные в своих романах. В книге «Золотой теленок» упоминается, что в 1930 году Бендеру было 33, о чем он сам говорит:
«Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…».
При этом на страницах «Двенадцать стульев» появляется информация, что в 1927 году Бендер говорил о себе как о «мужчине двадцати семи лет».

Главный герой получил образование в частной гимназии Илиади, а в молодости промышлял тем, что смешил публику на ярмарках, показывая тучного, грудастого монаха, наряжаясь женщиной с бородой. По всей видимости, он изображал малознакомый в те годы феномен гирсутизма.

Из романа «Двенадцать стульев» читатель узнает, что зимой 1919 года Остап жил в Миргороде – городе, который, как и многие в то время, был охвачен Гражданской войной. Мошенник зарабатывал на жизнь контрабандой и, судя по дальнейшим событиям, не вполне успешно, так как в 1922 году он уже попал в Таганскую тюрьму. По выходе на свободу он штудирует Уголовный кодекс, чтобы знать и выбирать только те способы отъёма денег у населения, которые не попадают под уголовные статьи.

Семья

Происхождение главного героя весьма туманно. Сам он упоминает, что его отец – турецкоподданный. По этому поводу есть гипотеза о том, что отцом Остапа был одесский еврей. До переворота в 1917 году евреи часто именовали себя «турецкоподданными», чтобы получить возможность не служить в царской армии и посещать Палестину, входящую в состав Османской империи.

Есть и другая теория: в одном эпизоде «Золотого телёнка» великий комбинатор представляется как Бендер-Задунайский, что наталкивает на мысль о запорожских казаках, бежавших из Российской империи на Балканы, тоже входившие в состав турецких земель. В пользу этой гипотезы говорит имя Остап – определенно имеющее украинские корни.

Однако нельзя быть уверенным даже в том, что великого комбинатора действительно зовут Остапом Бендером. Полное имя главного героя звучит как: «Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей», в которое авторы романов вложили всю интернационального главного героя. А в «Золотом телёнке» к нему обращаются как к Остапу Ибрагимовичу.

Сам Остап рассказывал своему компаньону Кисе, что его отец умер, не оставив сыну никакого наследства, а мать:
«… была графиней и жила нетрудовыми доходами…».
Собственную семью главный герой так и не завел, что неудивительно при таком образе жизни. Был в его биографии случай женитьбы на вдове Грицацуевой, но сделал это Остап только ради ожидаемой наживы – стула, в котором он надеялся найти сокровища. Когда их там не оказалось, произошел ожидаемый заочный развод.

Личные отношения

У обманщика и жулика априори не могло быть близких и теплых отношений с кем бы то ни было, а все, с кем так или иначе сходился главный герой, представляли для него лишь денежный интерес.

Киса Воробьянинов тоже был нужен ему лишь в качестве помощника, хотя и не слишком полезного. Впрочем, Остапу ведь надо было перед кем-то красоваться и выливать на кого-то свой нескончаемый словесный поток. Возможно, ему было где-то даже жаль неприспособленного к жизни чопорного старика-дворянина, ведь даже в полублатной среде обман «лоха» был не в чести. Быть может, Остап после этого перестал бы уважать сам себя.
Остап Бендер и Киса Воробьянинов
Остап Бендер и Киса Воробьянинов
К кому он еще прикипел душой – так это экипаж «Антилопы». Главный герой по-отечески переживает за своих случайных попутчиков и подельников, отдав им все нажитое на тот момент – 15 рублей, оставаясь ни с чем.

Эти события по-новому раскрывают его образ. Он предстает романтиком со своими принципами и убеждениями. Пусть он не был честным тружеником, но многие его поступки, например, когда он рублем наказывал нечестных на руку, не могут не вызывать расположения.

Способности

Способности мошенника и жулика вполне соответствовали его роду деятельности. Он был:

  • Мастером перевоплощений. Как лихо он изображал то инспектора пожарной охраны, то шахматного гения,играя в шахматы второй раз в жизни, то пылкого возлюбленного богатой вдовы.
  • Великим манипулятором, знатоком человеческих душ.
  • Прирожденным лидером, организатором.
  • Режиссером-постановщиком и артистом.
  • Эмпатом, глубоко чувствующим внутреннее состояние других.
  • Предпринимателем во всех смыслах этого слова.
  • Вором и аферистом.
  • Конспиратором.
  • Новатором, иначе большая часть его афер провалилась бы.

Появления

Впервые Остап Бендер появляется в книге Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (1927), а потом в продолжении «Золотой теленок» (1931).

Экранизировали романы много раз как в СССР, так и за границей. Вот самые знаменитые фильмы:

  • «12 стульев» (1966)
  • «Золотой теленок» (1968)
  • «12 стульев» (1970)
  • «12 стульев» (1971)
  • «Золотой теленок» (1974)
  • «12 стульев» (1976)
  • «Комедия давно минувших дней» (1980)
  • «Мечты идиота» (1993)
  • «Двенадцать стульев» (2003)
  • «Двенадцать стульев» (2005)
  • «Золотой теленок» (2006, сериал)
  • «Бендер: Начало» (2021)

Интересные факты

  • Артист театра Сатиры Евгений Вестник сыграл великого жулика и мошенника всех времен более 600 раз.

  • В честь «великого комбинатора» назвали астероид – «Ostapbender». Его открыла астроном Людмила Карачкина в 1986 году.

  • В Новосибирске существовал пиввинкомбинат, который выпускал пенный напиток под маркой «Товарищ Бендер». На этикетке с алкоголем были изображены главные герои фильма вместе с цитатами из книг. Сегодня пиво с таким же названием производит ООО «Новосибирская пивоваренная компания».

Влияние на массовую культуру

Обаяние «великого комбинатора» оказалось настолько сильным, что заслонило собой все сомнительные стороны его предприимчивой личности. Читатель с первой строчки сочувствует главному герою, сопереживает, где-то оправдывает, где-то восхищается, но никогда не остается равнодушным к тому, кто живет своей мечтой и идет к ней пусть не самым честным путем, но искренне веря в свои идеалы.

Даже Анна Ахматова подчеркивала, что «контрагенты» Бендера, которых он так легко и виртуозно обводил вокруг пальца, не способы вызвать в душе сочувствие и симпатию, в отличие от самого авантюриста и пройдохи. Он предстает перед зрителем в качестве этакой розги для жуликов и дураков.

Сам того не осознавая, великий комбинатор восстанавливает справедливость, а эта тема близка для каждого человека, задумывающегося на тем, что в мире сильнее – добро или зло? Как любой трикстер, Остап Бендер отражал реалии общества, фарс современности, не зря произведение Ильфа и Петрова считается социальной сатирой и остается актуальным и сегодня.

Цитаты Остапа Бендера

  • «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?»
  • «Командовать парадом буду я»
  • «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»
  • «Половина моя – половина наша».
  • «Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это – гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору».
  • «Финансовая пропасть — самая глубокая из всех пропастей, в неё можно падать всю жизнь».
  • «Надо мыслить. Меня, например, кормят идеи».