Остап Бендер: история персонажа
Остап Бендер – главный герой романов Евгения Петрова и Ильи Ильфа «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Жулик и аферист, «великий комбинатор», который знал «четыреста сравнительно честных способов отъема денег». Пожалуй, самый известный плут в русской литературе. Не лишен обаяния, а потому полюбился миллионам читателей и зрителей.
История создания персонажа
Образ Остапа Бендера во многом является собирательным, но прототип все-таки был, причем с тем же именем – Осип (а в семье его называли Остап) Шор. Брат известного поэта Натана Шора, никого отношения к искусству он не имел, служил в уголовном розыске Одессы и рассказывал такие захватывающие байки, что становился душой любой компании.
Позже он через писателя Валентина Катаева познакомился с Ильфом и Петровым и поведал им историю своей жизни. По легенде, после выхода «12 стульев» в печать Шор пришел к писателям требовать «авторские», в чем ему было, конечно, отказано, но бутылочку авторы романов таки с ним «раздавили» и клятвенно пообещали воскресить главного героя.
Внешность
Внешность преступника-рецидивиста, неоднократно судимого и недавно вышедшего на свободу, соответствовала его положению.Первое упоминание о «великом комбинаторе» было таким:
«… в Старгород вошел молодой человек лет двадцати восьми…»Несмотря на довольно раннюю весну и наличие льда на лужах на нем не было даже пальто. Это наводит на мысль, что за решетку он попал до наступления холодов, поэтому и на свободу вышел без верхней одежды. Зато он щеголял в зеленом, сшитом по фигуре костюме, а также лаковых штиблетах, выделанных сверху замшей ярко-оранжевого цвета.


Внешность главного героя в фильмах менялась от актера к актеру, но все игравшие главного героя мужчины обладали харизмой, притягательностью, которую только может иметь неистощимый на выдумки фантазер и авантюрист.

В 2021 году на экраны вышел приквел истории афериста «Бендер: Начало», где будущего великого комбинатора, а на тот момент юного Осю Задунайского играет Арам Вардеванян.

Характер
Живой, ироничный, с тонким юмором и артистическими способностями – таким предстает перед читателями Остап Бендер. Конечно, великий мошенник и жулик не смог бы стать таковым без знания психологии. Пытливый ум, сообразительность и смекалка позволяли ему выходить сухим из воды и морочить голову не самым глупым людям.Остап – прирожденный актер. Он даже не играет, он сам верит в то, что говорит, поэтому ему так легко удается убедить других. Плут и лгун, он способен просчитать свои шаги на два хода вперед, а недюжинная интуиция и проницательность делают его практически неуязвимым для представителей закона.
Авторы отмечают, что при других обстоятельствах с такими способностями и талантом он вполне мог сделать хорошую карьеру и заработать неплохие деньги:
«Если бы он направлял свои силы на действительную заготовку рогов или же копыт, то надо полагать, что мундштучное и гребёночное дело было бы обеспечено сырьем по крайнем мере до конца текущего бюджетного столетия».Однако герой предпочитает жизнь бродячего гастролера. Ему претит привязанность к какому-то месту или человеку. Случайные аферы и махинации – это все, чем он живет в ожидании большого куша. Великий махинатор верит, что судьба наградит его за долгое ожидание.
Предыстория
Точный год рождения великого комбинатора неизвестен. Путаницы добавляют и сами авторы, приводя разные данные в своих романах. В книге «Золотой теленок» упоминается, что в 1930 году Бендеру было 33, о чем он сам говорит:«Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…».При этом на страницах «Двенадцать стульев» появляется информация, что в 1927 году Бендер говорил о себе как о «мужчине двадцати семи лет».
Главный герой получил образование в частной гимназии Илиади, а в молодости промышлял тем, что смешил публику на ярмарках, показывая тучного, грудастого монаха, наряжаясь женщиной с бородой. По всей видимости, он изображал малознакомый в те годы феномен гирсутизма.
Из романа «Двенадцать стульев» читатель узнает, что зимой 1919 года Остап жил в Миргороде – городе, который, как и многие в то время, был охвачен Гражданской войной. Мошенник зарабатывал на жизнь контрабандой и, судя по дальнейшим событиям, не вполне успешно, так как в 1922 году он уже попал в Таганскую тюрьму. По выходе на свободу он штудирует Уголовный кодекс, чтобы знать и выбирать только те способы отъёма денег у населения, которые не попадают под уголовные статьи.
Семья
Происхождение главного героя весьма туманно. Сам он упоминает, что его отец – турецкоподданный. По этому поводу есть гипотеза о том, что отцом Остапа был одесский еврей. До переворота в 1917 году евреи часто именовали себя «турецкоподданными», чтобы получить возможность не служить в царской армии и посещать Палестину, входящую в состав Османской империи.Есть и другая теория: в одном эпизоде «Золотого телёнка» великий комбинатор представляется как Бендер-Задунайский, что наталкивает на мысль о запорожских казаках, бежавших из Российской империи на Балканы, тоже входившие в состав турецких земель. В пользу этой гипотезы говорит имя Остап – определенно имеющее украинские корни.
Однако нельзя быть уверенным даже в том, что великого комбинатора действительно зовут Остапом Бендером. Полное имя главного героя звучит как: «Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей», в которое авторы романов вложили всю интернационального главного героя. А в «Золотом телёнке» к нему обращаются как к Остапу Ибрагимовичу.
Сам Остап рассказывал своему компаньону Кисе, что его отец умер, не оставив сыну никакого наследства, а мать:
«… была графиней и жила нетрудовыми доходами…».Собственную семью главный герой так и не завел, что неудивительно при таком образе жизни. Был в его биографии случай женитьбы на вдове Грицацуевой, но сделал это Остап только ради ожидаемой наживы – стула, в котором он надеялся найти сокровища. Когда их там не оказалось, произошел ожидаемый заочный развод.
Личные отношения
У обманщика и жулика априори не могло быть близких и теплых отношений с кем бы то ни было, а все, с кем так или иначе сходился главный герой, представляли для него лишь денежный интерес.Киса Воробьянинов тоже был нужен ему лишь в качестве помощника, хотя и не слишком полезного. Впрочем, Остапу ведь надо было перед кем-то красоваться и выливать на кого-то свой нескончаемый словесный поток. Возможно, ему было где-то даже жаль неприспособленного к жизни чопорного старика-дворянина, ведь даже в полублатной среде обман «лоха» был не в чести. Быть может, Остап после этого перестал бы уважать сам себя.

Эти события по-новому раскрывают его образ. Он предстает романтиком со своими принципами и убеждениями. Пусть он не был честным тружеником, но многие его поступки, например, когда он рублем наказывал нечестных на руку, не могут не вызывать расположения.
Способности
Способности мошенника и жулика вполне соответствовали его роду деятельности. Он был:- Мастером перевоплощений. Как лихо он изображал то инспектора пожарной охраны, то шахматного гения,играя в шахматы второй раз в жизни, то пылкого возлюбленного богатой вдовы.
- Великим манипулятором, знатоком человеческих душ.
- Прирожденным лидером, организатором.
- Режиссером-постановщиком и артистом.
- Эмпатом, глубоко чувствующим внутреннее состояние других.
- Предпринимателем во всех смыслах этого слова.
- Вором и аферистом.
- Конспиратором.
- Новатором, иначе большая часть его афер провалилась бы.
Появления
Впервые Остап Бендер появляется в книге Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (1927), а потом в продолжении «Золотой теленок» (1931).Экранизировали романы много раз как в СССР, так и за границей. Вот самые знаменитые фильмы:
- «12 стульев» (1966)
- «Золотой теленок» (1968)
- «12 стульев» (1970)
- «12 стульев» (1971)
- «Золотой теленок» (1974)
- «12 стульев» (1976)
- «Комедия давно минувших дней» (1980)
- «Мечты идиота» (1993)
- «Двенадцать стульев» (2003)
- «Двенадцать стульев» (2005)
- «Золотой теленок» (2006, сериал)
- «Бендер: Начало» (2021)
Интересные факты
- Артист театра Сатиры Евгений Вестник сыграл великого жулика и мошенника всех времен более 600 раз.
- В честь «великого комбинатора» назвали астероид – «Ostapbender». Его открыла астроном Людмила Карачкина в 1986 году.
- В Новосибирске существовал пиввинкомбинат, который выпускал пенный напиток под маркой «Товарищ Бендер». На этикетке с алкоголем были изображены главные герои фильма вместе с цитатами из книг. Сегодня пиво с таким же названием производит ООО «Новосибирская пивоваренная компания».
Влияние на массовую культуру
Обаяние «великого комбинатора» оказалось настолько сильным, что заслонило собой все сомнительные стороны его предприимчивой личности. Читатель с первой строчки сочувствует главному герою, сопереживает, где-то оправдывает, где-то восхищается, но никогда не остается равнодушным к тому, кто живет своей мечтой и идет к ней пусть не самым честным путем, но искренне веря в свои идеалы.Даже Анна Ахматова подчеркивала, что «контрагенты» Бендера, которых он так легко и виртуозно обводил вокруг пальца, не способы вызвать в душе сочувствие и симпатию, в отличие от самого авантюриста и пройдохи. Он предстает перед зрителем в качестве этакой розги для жуликов и дураков.
Сам того не осознавая, великий комбинатор восстанавливает справедливость, а эта тема близка для каждого человека, задумывающегося на тем, что в мире сильнее – добро или зло? Как любой трикстер, Остап Бендер отражал реалии общества, фарс современности, не зря произведение Ильфа и Петрова считается социальной сатирой и остается актуальным и сегодня.
Цитаты Остапа Бендера
- «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?»
- «Командовать парадом буду я»
- «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!»
- «Половина моя – половина наша».
- «Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это – гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору».
- «Финансовая пропасть — самая глубокая из всех пропастей, в неё можно падать всю жизнь».
- «Надо мыслить. Меня, например, кормят идеи».
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter