Андрей Тарковский

Андрей Тарковский
5.7
Андрей Тарковский фото 1 Андрей Тарковский фото 2 Андрей Тарковский фото 3 Андрей Тарковский фото 4
Мнения (5)
Имя:
Андрей Тарковский (Andrei Tarkovskii)
Отчество:
Арсеньевич
Кто такой:
,
День рождения:
Место рождения:
с. Завражье, Ивановская область
Дата смерти:
29 декабря (54 года)
Причина смерти:
узнать
Где похоронен:
узнать
Рост:
Знак Зодиака:
(характеристика)
Восточный гороскоп:
Ссылки:

Фото: Андрей Тарковский

Андрей Тарковский фото 1
Андрей Тарковский фото 2
Андрей Тарковский фото 3
Андрей Тарковский фото 4
+30 Фото

Биография Андрея Тарковского

Андрей Тарковский – народный артист РСФСР, режиссер, чьими картинами восхищался Федерико Феллини, а Ларс фон Триер посвятил ему кинофильм «Антихрист» и почтительно называл учителем. «Иваново детство» и «Андрей Рублев», «Солярис» и «Зеркало» – ленты, по праву занимающие почетное место в золотом фонде мирового кинематографа. Последней режиссерской работой Тарковского стала философская драма «Жертвоприношение», своего рода завещание мэтра человечеству и предостережение от угрозы ядерной войны.
Режиссёр Андрей Тарковский
Режиссёр Андрей Тарковский

Детство, юность, семья

Андрей родился весной 1932 года в семье Марии Ивановны Вишняковой и Арсения Александровича Тарковского. Его родители гостили в тот период у родных по материнской линии в селе Завражье Ивановской Промышленной области (ныне – Костромская). Годы спустя при запуске Горьковской ГЭС деревня, а вместе с ней и дом ушли под воду.

Мама мальчика происходила из старинного дворянского рода Дубасовых (хотя об этом в то время умалчивалось из страха репрессий) и была выпускницей Высших литературных курсов при Всероссийском союзе поэтов. Тот же вуз окончил и отец Андрея, на тот момент уже известный переводчик, поэт, автор сценариев, который также был выходцем из дворян – род Тарковских принадлежит к польской шляхте.

Спустя два года после рождения Андрея в семье родилась дочь Марина, а еще через год Арсений Александрович ушел из семьи, поселившись с новой женой и ее дочкой на соседней улице.

Дети долго переживали, что папа живет не с ними. В своих воспоминаниях Марина Тарковская писала:
С 1937 года папа жил недалеко от нас – мы в 1-м Щиповском, а он с Антониной Александровной и с ее дочкой Лялей – в Партийном переулке. Меня тогда удивляло – рядом был Арсеньевский переулок, а папа – Арсений – живет в Партийном, хотя партийным не был. И живет не со мной и с Андрюшей, а с чужой девочкой Лялей, хотя папа он наш, а не ее… А как-то раз папа с Антониной Александровной подошли к нам с Андреем на Ляпинке. Дали нам по яблоку, постояли и ушли. А мы остались – гулять. Мама говорила, что гулять очень полезно. Она часто встречала папу в ближайшем магазине, у «Ильича». Мама покупала, как всегда, хлеб, молоко и масло, а папа говорил: «Маруся, как хорошо, что я тебя встретил. Подожди меня, мне надо позвонить Тоне». Он звонил из автомата, висевшего внутри магазина, перечислял пирожные, которые продавались в тот день, и спрашивал Тоню, какие купить. Потом он покупал пирожные, и они вместе выходили из магазина. Мама шла к нам, а папа – к Тоне.
В самом начале войны Мария Ивановна с детьми эвакуировалась в Ивановскую область, в город Юрьевец, где жили родственники. Спустя несколько лет семья вернулась в Москву. Мама работала корректором в Первой образцовой типографии, трудилась не покладая рук, но иногда нищета прижимала слишком сильно.

В 1946 году Марии Тарковской выдали ордер на пальто для мальчика: драповое, на вате, с меховым воротником. Было начало зимы, когда Андрей пришел из школы раздетый – пальто украли. К вечеру поднялась температура, он заболел туберкулезом, от которого лечился весь 1947 и начало 1948 года.

В больнице Тарковский впервые попробовал свои силы как актер и режиссер: он поставил для маленьких пациентов спектакль «Кошкин дом», в котором был и декоратором, и костюмером, и кастинг-директором. Как вспоминала Татьяна Высоцкая, тоже проходившая лечение и игравшая в постановке Кошку, успех был большим:
На спектакль собрался весь персонал, пришли и «приехали» на постелях малыши, были остальные больные дети. Андрей очень серьезно отнесся к постановке своего первого спектакля, и был одновременно режиссером, актером, художником и рабочим сцены. Он очень точно выбрал актеров. Роль Петуха он дал Майе Розенблюм. Она была высокой, с длинными ногами, еще по-девчоночьи угловатая, с резкими движениями. И спели мы с ней романс хоть куда. После успеха первого спектакля Тарковский взялся за следующий – пьесу Сергея Михалкова, отца его будущего друга и соавтора Андрея Кончаловского, «Красный галстук». Старались мы очень и слушались «режиссера».
Отстав на год из-за болезни, Андрей пришел в новый, 9-Б класс 554 школы, где также учился Андрей Вознесенский. Ребята подружились, вместе играли в футбол. Гораздо позже поэт напишет стихотворение «Тарковский на воротах».

Помимо футбола Андрей все больше увлекался самодеятельным театром и все хуже учился. В сфере интересов Тарковского было и кино, он стал завсегдатаем московских кинотеатров, где, кроме советских, показывали и «трофейные» фильмы, мюзиклы.
Интервью Андрея Тарковского
Также подросток любил бывать в консерватории, его абсолютный слух был настроен на классическую музыку. Но инструмента дома не было, Андрей играл на фортепиано только в музыкальной школе, куда его устроила мама. Уже будучи известным режиссером, Тарковский с сожалением отмечал, что мог бы стать музыкантом, если бы продолжил обучение.

Но после школы, несмотря на то, что собирался стать актером, он по настоятельной просьбе отца поступил на арабское отделение Московского института востоковедения. Проучившись год, юноша забрал документы, а позже объяснял:
Занятие арабским языком было настолько мучительным, лишенным какого бы то ни было чувства для меня. Странный язык. Грамматические формы образуются математическим путем. Почему я поступил именно во ВГИК, я не могу понять. Комиссия не хотела принимать меня и Шукшина. Говорили: «Вася Шукшин – это темный человек, который не читал Толстого и вообще ничего не знает, он слишком неотесан. А Тарковского мы не примем потому, что он всё знает».
На режиссерский факультет ВГИКа Тарковский попал только в 1954 году. До этого он едва не сломал себе жизнь, связавшись с дурной компанией. На помощь пришла мама, устроившая сына в геологическую партию коллектором. Год он отработал в Сибири и там окончательно решил, что станет кинорежиссером.

Приехав в Москву, Андрей поступил на курс знаменитого Михаила Ромма, лауреата пяти Сталинских премий, преподававшим во ВГИКе. Свой первый фильм «Убийцы» по одноименному рассказу Эрнста Хемингуэя Тарковский вместе с Александром Гордоном и Марикой Бейку снял в 1956 году.

Карьера в СССР

Во ВГИКе Андрея Тарковского впервые назвали талантливым, особенно после его второй курсовой работы «Сегодня увольнения не будет». Короткометражку он снимал на основе реального факта: Ромм вычитал в газете заметку о курских экскаваторщиках, случайно обнаруживших оставшиеся от войны снаряды, и подал идею сюжета.

Михаил Ильич трепетно относился к одаренным студентам, о чем позже вспоминал Андрей Кончаловский в своей книге «Низкие истины»:
На курсе, который Ромм набирал двумя годами ранее, учился Вася Шукшин, ходивший в бушлате. Только Михаил Ильич мог разглядеть в этом угрюмом человеке, матросе, замечательного артиста. Ромм нередко бывал субъективен, ошибался в своих оценках фильмов, в своих прогнозах на будущее кино – в людях не ошибался никогда. На том же курсе учился Тарковский, который тоже тогда был одинокой, игнорируемой фигурой. Когда мы с Андреем начали писать сценарии, Ромм терпеливо нам помогал. И первый наш принятый студией сценарий – «Каток и скрипка», ставший дипломом Тарковского, помог пробить именно он. Впоследствии он очень помог и с «Рублевым».
Уже в институте Тарковский определил для себя основное направление режиссерской работы, приобрел свои, неповторимые черты как режиссер. Недаром его дипломная работа «Каток и скрипка», снятая в 1960, завоевала первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.

К тому времени Андрей уже работал над полнометражной военной драмой «Иваново детство», взяв на главную роль начинающего актёра Николая Бурляева. Режиссер не ожидал, что его первая полнометражная картина будет иметь такой успех и завоюет около двадцати различных наград, в том числе «Золотого льва святого Марка» в Венеции.

Вспоминая свою поездку на фестиваль в 1962 году, Тарковский рассказывал:
Известие это для меня было совершенно неожиданным. Все произошло очень быстро: вручили "Льва", потом сразу посадили в самолет, и мы оказались в Москве. Я до сих пор как-то еще не могу поверить во все свершившееся. Интересного было очень много. Конечно, меня прежде всего поразила красота Венеции. В первый раз я столкнулся с особой фестивальной публикой, в основном эстетствующей и равнодушной, с молчаливыми и строгими членами жюри, которые долго и сложно решали вопрос о присуждении премий.
В том же году советская делегация побывала на международном кинофестивале в США, где картина «Иваново детство» получила приз «Золотые ворота» за лучшую режиссуру. На родине Тарковскому разрешили снимать давно вынашиваемый им проект «Андрей Рублев» (изначальное название «Страсти по Андрею»).

Главную роль в фильме мечтали сыграть Владимир Высоцкий и Иннокентий Смоктуновский, но режиссер одобрил кандидатуру Анатолия Солоницына, малоизвестного актера из Свердловска. Дневниковая запись Андрея Арсениевича в 1966 году гласила:
В фильме о Рублеве мне меньше всего хочется совершенно точно восстановить обстоятельства жизни инока Андрея Рублева. Мне хочется выразить страдания и томление духа художника в том виде, как понимаю их я, исходя из времени и проблем, связанных с нашим временем.
Фильм о монахе-иконописце был неоднозначно встречен в Советском Союзе. Отснятый материал худсовет киностудии буквально испещрил замечаниями: затянутость эпизодов, натуралистические излишества, мало уделено внимания творчеству Рублева. Бюрократическая машина на несколько лет затормозила выход картины на экраны, но за это время ее каким-то образом купил французский кинопрокатчик Алекс Москович, который показал картину на кинофестивале в Каннах.

Восторженные отклики и награда ФИПРЕССИ повлияли и на советских чиновников от кинематографа. Фильм под утвержденным названием «Андрей Рублев» – в сильно урезанном виде – показали в СССР. Полная версия ленты сохранилась лишь благодаря монтажеру Людмиле Фейгиновой, которая спрятала коробки на «Мосфильме». Авторский вариант зрители смогли увидеть только в 1988 году.

Обострилось противостояние режиссера и власти – Тарковскому не давали снимать, он писал сценарии для других. Только в 1970 году поклонники снова увидели новую работу мастера – философско-фантастическую драму «Солярис» с Донатасом Банионисом и Натальей Бондарчук в главных ролях. Картина была отмечена Специальным призом жюри Каннского фестиваля и другими наградами.

Исповедью режиссера стала следующая его картина – «Зеркало» (1974). Фильм практически автобиографичный, сценарий Тарковским постоянно переписывался уже в ходе съемок. На роль своей молодой мамы он пригласил Маргариту Терехову, а ее же взрослую воплотила сама Мария Вишнякова. Участвовал в фильме и отец: за кадром звучали стихотворения поэта.

В 1979 году на экраны вышел последний фильм, над которым режиссер работал в Советском Союзе – «Сталкер». Сценарий Тарковский писал вместе с братьями Стругацкими. Снова не обошлось без проблем – деньги на картину были выделены только после личного распоряжения Леонида Брежнева, сам фильм пришлось переснимать из-за технической ошибки, а худсовет снова подверг работу режиссера критике. «Сталкера», как обычно, оценили на Каннском фестивале, где он получил приз экуменического жюри. На родине Тарковскому присвоили звание народного артиста РСФСР.
Режиссер Тарковский много работал за границей
Режиссер Тарковский много работал за границей

Зарубежные работы

В 1982 году Андрей Арсеньевич заключил контракт с итальянцами на съемки совместной советско-итальянской психологической драмы «Ностальгия», сценарий к которой написал в тандеме с Тонино Гуэррой. Он уехал в Италию и снял проникновенный, тонкий и яркий фильм, о котором на западе говорили только в превосходных степенях. Главного героя пронзительно воплотил на экране Олег Янковский.

Картина завоевала три премии Каннского фестиваля, хотя и ходили слухи, что член жюри Сергей Бондарчук из кожи вон лез, чтобы «Ностальгия» не получила Золотую пальмовую ветвь – главный приз фестиваля.

По окончании командировки Тарковский написал письмо в Госкино с просьбой дать ему еще время пожить в Италии, чтобы «полнее реализоваться в творчестве». Далее Андрей написал своему отцу ответ на его письмо с укором в том, что он занят творчеством не на родной земле. В частности, режиссер отмечал, что он не диссидент и не собирается оставлять Россию, но за двадцать с лишним лет едва ли отработал три-четыре года, поскольку ему не давали снимать:
Желание начальства втоптать мои чувства в грязь означает безусловное и страстное желание, мечтание их отделаться от меня, избавиться от меня и моего творчества, которое им не нужно совершенно. Когда же у меня был пятидесятилетний юбилей, не было не только выставки, не было даже объявления и поздравления в нашем кинематографическом журнале, что делается всегда и с каждым членом Союза кинематографистов. Но даже эта мелочь – а их десятки, – унизительна для меня. Ты просто не в курсе дела. Потом, я вовсе не собираюсь уезжать надолго. Я прошу у своего руководства паспорт для себя, Ларисы, Андрюши (жена и сын Андрея Тарковского – прим. uznayvse.ru) и его бабушки, с которыми мы смогли бы в течение трех лет жить за границей, с тем чтобы выполнить, вернее, воплотить мою заветную мечту: поставить оперу «Борис Годунов» в «Ковент Гарден» в Лондоне и «Гамлета» в кино. Недаром я написал свое письмо-просьбу в Госкино. Но до сих пор не получил ответа.
Далее в письме Тарковский выражал надежду, что по приезде в Москву сможет обнять отца и всех родных и заверял родителя, что он остается советским художником, что бы ни говорили те, которые подтолкнули его к выезду за границу.

Но мечта сбылась лишь наполовину: советское руководство не дало своего разрешения, с «Мосфильма» режиссера уволили, его фильмы запретили к показу. Он стал невозвращенцем, жил во Флоренции в подаренной ему местными властями квартире. В 1985 году Тарковский приступил к работе над последней своей картиной – философской драмой «Жертвоприношение». За нее он удостоился Гран-при в Каннах.

Личная жизнь Андрея Тарковского

Первой женой режиссера стала его однокурсница Ирма Рауш. Девушку поначалу напугала серьезность ухаживаний и намерений Андрея, но затем она незаметно для себя влюбилась в юношу.

На третьем курсе они сыграли свадьбу, а в 1962 году, когда Тарковского уже знали как режиссера «Иванова детства», в семье родился сын Арсений.

Еще одной радостью для пары стала новая двухкомнатная квартира на улице Чкалова, которую им выделили сразу после бурного успеха фильма на Венецианском фестивале. Вспоминая те времена, Ирма рассказывала:
…все были молоды, и серьезные разговоры сменялись или стихами, которые могли читать часами, перебивая друг друга, или песнями под гитару. Из таежной экспедиции Андрей привез много песен, в основном полублатных, и щеголял ими перед нами. Вася Шукшин, который часто бывал у нас, пел замечательно, у него был свой репертуар, предпочитал обходиться без гитары. Много песен сочинил тогда Гена Шпаликов. Единственный небольшой стол был на кухне, его нам Женя Жариков с женой притащили. Когда народу на кухне набиралось много, переходили в «большую» комнату. Комната была пустая, там стоял только детский манеж, доверху набитый книгами. Денег тоже частенько не было. Каждый вытряхивал карманы, что-то набиралось, иногда кто-нибудь появлялся с радостными воплями, что получил гонорар.
Вместе Тарковский и Рауш прожили более десяти лет, после чего он встретил другую женщину – Ларису Кизилову, которая работала ассистентом по актерам. Андрей развелся с первой женой и женился на Ларисе.

В 1970 году в их семье родился второй сын Тарковского, которого назвали Андреем. Также режиссер воспитывал дочку Кизиловой от первого брака. Лариса терпела измены мужа (у Тарковского были отношения с Натальей Бондарчук, Маргаритой Тереховой, другими актрисами) и оставалась с ним до самой смерти, не давая ему уйти из семьи.

Последний роман кинорежиссера завязался на съемочной площадке «Жертвоприношения», где работала норвежская художница по костюмам Ингер Персон. Она познакомила Андрея с девушкой по имени Берит Хеммигхютт, танцовщицей. Сына Александра, родившегося от этих отношений, Тарковский так и не увидел.

Смерть и память

В конце 1985 года врачи диагностировали у режиссера рак легких в последней стадии. Он торопился закончить «Жертвоприношение» и наконец-то смог увидеть сына: подростка выпустили в Париж после обращения Франсуа Миттерана к Михаилу Горбачеву.

Премьера фильма-притчи состоялась почти день в день с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Мистически настроенные зрители приписывали Тарковскому дар предвидения.

Лечение, которое помогла организовать Марина Влади, Андрею Арсеньевичу не помогло – слишком глубоко внедрилась болезнь. Гений кинематографа скончался 29 декабря 1986 года и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Могила Андрея Тарковского
Могила Андрея Тарковского
Многие проекты Тарковского так и не дошли до экрана. Он мечтал снять шекспировского «Гамлета» и штейнеровское «Пятое Евангелие», «Гофманиану» и фильм о Достоевском. Этим планам не суждено было сбыться. Лишь через четыре года после смерти Тарковского удостоили Ленинской премии.

Его фильмы пересматривают снова и снова спустя годы. Именем великого кинорежиссера названы улицы, а в местах, где он жил в детстве и юности, открылись музеи. У входа во ВГИК стоит его памятник, еще два появились в Суздале и селе Завражье Костромской области.

В Ивановской области с 2007 года проводится международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского, а его сын Андрей Тарковский-младший снял о знаменитом отце документальный фильм «Кино как молитва». Свои картины гению кинематографа посвятили Вим Вендерс и Ларс фон Триер, Сергей Параджанов и Давид Абашидзе.

Интересные факты

  • В школе, в которой Андрей Тарковский учился после войны, ребята-энтузиасты создали радиоузел и во время перемен транслировали музыку. Все смотрели трофейные фильмы «Сестра его дворецкого», «Джордж из Динки-джаза» и всем нравился джаз. Именно из этой музыки и родилась идея создать новую постановку под названием «Из Луны идет дым», сценарий которой написал Андрей при деятельном содействии одноклассников:
    На школьных вечерах разрешались лишь бальные танцы: полька, полонез, кадриль… Нам же хотелось всего – и джаза, и фокстрота, и даже нового тогда танца – буги-вуги, о существовании которого мы узнали из спектакля-пародии на современную Америку в кукольном театре Сергея Образцова. Его спектакль назывался «Под шорох твоих ресниц». И вот мы, недолго думая, решили позаимствовать идею у известного кукловода.
  • Из поездки в Америку, где он был с делегацией на кинофестивале в Сан-Франциско и получил награду за лучшую режиссуру фильма «Иваново детство», Тарковский привез домой Библию на русском языке. Поначалу компания, собиравшаяся в доме Тарковских, отнеслась к книге как к литературному памятнику: никто раньше Библию в руках не держал. Андрею очень нравилось читать вслух отрывки из нее, особенно из Евангелия, все восторгались образностью языка и лишь позже понимали, насколько эти чтения были важны.
  • Снимая свои фильмы, режиссер хотел добиться правдоподобия даже в мелочах. Так, «Андрея Рублева» снимали в Суздале, Владимире, Пскове, других местах, где более всего можно было воссоздать атмосферу XV века. Оператор Вадим Юсов вспоминал, как снимались кадры набега татар:
    Вдруг вижу, Андрей несёт откуда-то гусей и собирается бросать их перед камерой. Зачем, почему, как появились эти гуси? Не по правилам: ничего мы такого не оговаривали, не планировали. И все во мне протестует: я ведь знаю, что эта домашняя птица не полетит, будет только суетливо хлопать крыльями, создаст в кадре суету и сумятицу. Но не в наших правилах спорить на площадке. Снимаю, а Андрей бросает этих гусей… На экране они поразили неловкостью и беспомощностью, подчёркнутыми рапидной съёмкой, – трогательный, щемящий образ.

Важные события в жизни

  • 1951 год: поступил на арабское отделение Московского института востоковедения. Спустя год ставил учебу.
  • 1953 год: поступил работать коллектором в научно-исследовательскую экспедицию.
  • 1954 год: поступил на режиссерский факультет ВГИКа.
  • 1956 год: дебютировал как режиссер с короткометражным фильмом «Убийцы».
  • 1957 год: женился на однокурснице Ирме Рауш.
  • 1960 год: окончил с отличием вуз. Зачислен режиссером третьей категории на «Мосфильм». Выступил режиссером и соавтором сценария фильма «Каток и скрипка». Получил первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.
  • 1962 год: родился сын Арсений. Снял фильм «Иваново детство». Удостоен «Золотого льва святого Марка» на международном фестивале в Венеции и многих других наград.
  • 1966 год: снял фильм «Андрей Рублев». Удостоен приза ФИПРЕССИ.
  • 1970 год: развелся с Ирмой Рауш. Женился на Ларисе Кизиловой. Родился сын Андрей.
  • 1972 год: снял фильм «Солярис». Удостоен специального приза жюри на Каннском фестивале и приза экуменического жюри.
  • 1974 год: снял фильм «Зеркало».
  • 1977 год: поставил спектакль «Гамлет» в Театре Ленинского комсомола.
  • 1979 год: снял фильм «Сталкер».
  • 1980 год: удостоен звания народного артиста РСФСР. Уехал в Италию работать над сценарием фильма «Ностальгия».
  • 1983 год: получил приз за режиссуру, приз ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри за фильм «Ностальгия» на Каннском фестивале. Уволен с «Мосфильма». Поставил спектакль «Борис Годунов» в Ковен-Гардене.
  • 1984 год: объявил о своем решении остаться на Западе.
  • 1985 год: врачи диагностировали рак легких в последней стадии.
  • 1986 год: родился сын Александр от норвежки Берит Хеммигхютт. Снял фильм «Жертвоприношение».
  • 29 декабря 1986 год: дата смерти.

Андрей Тарковский: последние новости и статьи

Лучшие фильмы

  • Какая безграмотная статья !!!
    2021-12-29 18:51:45
  • Талпа ещё раз доказал, что тОлпа никогда не понимает художника... Именно поэтому другой "гуляка" -Пушкин- презрительно называл ее чернью!!
    2019-07-27 08:04:11
  • Человек , который увидел Ангела - написано на могиле !!!! И этим все сказано !!! Гений !!! Не всеми понят,, не всеми признан !!! У нас в России он почти забыт !!! Но в мире его понимают и ценят !!! Его фильмы долго не отпускают ! Хочется ещё раз пересмотреть и открываешь каждый раз новые такие пронзительные , выворачивающие душу моменты , что на многие вещи начинаешь смотреть по другому !!! В своих фильмах он кричал , звал , обращался ко всему человечеству , но ... Его не слышали !! В Ностальгии есть такой эпизод - притча . Лежит человек в луже грязи , проходящий протягивает ему руку , хочет помочь , а тот отвечает - А зачем ????? Я тут живу !!!! И в этом весь Тарковский !!! А зачем ??? Мы так Там (в луже ) живём !!!! Я была на его могиле !!! Душа дрожала , и катились слезы !!!
    2019-02-24 00:13:19
  • Какой гуляка нет порядочности один талант и то на любителя.
    2017-03-17 22:27:55
  • великий режиссер
    2015-11-25 23:59:45
5