13 актеров, не заслуживших «Оскара»

«Оскар» уже давно не является показателем по-настоящему большого и качественного кино – зачастую здесь важнее оказываются злободневность высказывания, политкорректность или же банальная реклама фильма. Судить тот или иной фильм по количеству золотых статуэток – не особо удачный способ записаться в кинокритики.

Тем не менее, порой некоторые награды американских киноакадемиков вызывают недоумение: за что и почему? В таких спорных «Оскарах» за лучшую актерскую игру и попыталась разобраться редакция Узнайвсе.рф.

Мэрил Стрип: «Железная леди»

Конечно, порой Мэрил Стрип достойна восхищения и за 5 минут своего пребывания на экране. Но 18 номинаций на главную американскую кинопремию – это, кажется, уже слишком. В ее богатом актерском багаже много ярких ролей сильных и властных женщин, и образ Маргарет Тэтчер в байопике «Железная леди» – отнюдь не самый проработанный и запоминающийся в этом ряду.
Мэрил Стрип в роли Маргарет ТэтчерМэрил Стрип в роли Маргарет Тэтчер
В 2012 году соперницами Стрип были Виола Дэвис из «Прислуги» и Мишель Уильямс, куда живее сыгравшая реальную личность – Мэрилин Монро в байопике «7 дней и ночей с Мэрилин». Интереснее была и Гленн Клоуз в образе дворецкого в «Таинственный Альберт Ноббс», которая до сих пор (!) так и не получила ни одного «Оскара». Видимо, в тот раз академики просто решили «вспомнить» о прекрасной актрисе, ведь свой предыдущий до этого «Оскар» она получила (и здесь уж вполне заслуженно) лишь в 1983 году за роль в драме «Выбор Софи».
Виола Дэвис (слева) и Мишель Уильямс были более достойными кандидатурамиВиола Дэвис (слева) и Мишель Уильямс были более достойными кандидатурами

Сандра Буллок: «Невидимая сторона»

Сначала Сандра Буллок несколько раз отказывалась от этой роли благополучной христианки, приютившей бесприютного афроамериканского парня. Фильм для своего жанра получился неплохим, однако харизма и талант Буллок здесь просто не нашли себе места – настолько простым и плоским был ее персонаж.
Кадр из фильма «Невидимая сторона»Кадр из фильма «Невидимая сторона»
В том году все ее соперницы были сильнее – и Хелен Миррен, и Мэрил Стрип, и Кэри Маллиган, а сильнее остальных, на наш взгляд, премию заслуживала актриса из другой драмы об афроамериканцах – Габури Сидибе в фильме «Сокровище».

Джоди Фостер: «Обвиняемые»

Киноакадемики почему-то решили выразить свою любовь к Джоди Фостер дважды. И если во второй раз это было вполне оправданно (за легендарную роль детектива ФБР Клариссы Старлинг в «Молчании ягнят»), то вот ее образ в «Обвиняемых» (1988) сейчас вряд ли кто вспомнит, в отличие от монструозно-величественной интриганки в исполнении Гленн Клоуз в костюмной драме Стивена Фрирза «Опасные связи», которая была номинирована на «Оскар» вместе с Фостер.
Джоди Фостер в фильме «Обвиняемые»Джоди Фостер в фильме «Обвиняемые»

Джаред Лето: «Далласский клуб покупателей»

С годами Американская киноакадемия становится все унылее и предсказуемее, а церемония награждения уже похожа на праздник политкорректности. Поэтому в 2013-м никто особо не сомневался, что «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана достанется Джареду Лето.
Джаред Лето перевоплотился в трансвеститаДжаред Лето перевоплотился в трансвестита
И в общем-то, в самом Джареде Лето ничего такого преступного нет – как и достойного высшей награды тоже. Его герой в драме «Далласский клуб покупателей», основанной на реальных событиях, не лишен своего обаяния. Лето очень достоверно перевоплотился в трансвестита – но для 2013 года, казалось бы, ничего особенного в таком образе уже и нет. Да и в паре с Мэттью Макконахи, тоже получившим статуэтку, Джаред смотрелся карикатурно.
Лето «отобрал» Оскар у ФассбендераЛето «отобрал» Оскар у Фассбендера
Мы считаем, что золотая статуэтка в этой номинации должна была достаться Майклу Фассбендеру за его неоднозначную роль рабовладельца-тирана в «12 лет рабства».

Риз Уизерспун: «Переступить черту»

Риз Уизерспун – милая и талантливая актриса, которая начала свою карьеру с образа глупенькой блондинки, но не застряла в этом розовом болоте. Но у многих вызвало сомнение ее награждение за роль в байопике «Переступить черту» в 2005-м, где она сыграла жену кантри-музыканта Джонни Кэша, Джун Картер. К слову сказать, ее партнер Хоакин Феникс в тот год счастливым обладателем статуэтки не стал, уступив не менее блистательному Филипу Сеймуру Хоффману, сыгравшему Трумена Капоте.
Риз Уизерспун в «Переступить черту»Риз Уизерспун в «Переступить черту»

Джулия Робертс: «Эрин Брокович»

Джулию Робертс в драме Стивена Содерберга «Эрин Брокович» критиковать, по сути, не за что: в образе импульсивной и необразованной правозащитницы, бросившей вызов целой корпорации, она смотрится убедительно и многогранно. Да и сама история реальной Эрин Брокович достойна перенесения на экраны.
Мы не имеем ничего против Джулии Робертс в «Эрин Брокович»Мы не имеем ничего против Джулии Робертс в «Эрин Брокович»
Всё бы ничего, но в 2000 году у Робертс был очень сильный соперник – Эллен Берстин с ее пронзительной ролью в «Реквиеме по мечте» Даррена Аронофски. Больше тут добавить и нечего – те, кто видели эту драму, уже точно никогда не забудут героиню Берстин, из-за своей мечты «попасть в телевизор» постепенно ставшей наркозависимой и не отличающей галлюцинации от реальности несчастной женщиной.
Но работа Эллен Берстин была более достойной «Оскара»Но работа Эллен Берстин была более достойной «Оскара»

Джордж Клуни: «Сириана»

В 2006 году Джордж Клуни получил премию за роль второго плана в политической драме «Сириана», которую сейчас вспомнят разве что его поклонники. Возможно, кого-то еще можно удивить «способностью» поправиться для роли на 15 кг, иначе то, что в тот год золотая статуэтка ушла к Клуни, а не к Джейку Джилленхолу в «Горбатой горе», не объяснить.
«Сириана» – весьма посредственная работа Джорджа Клуни«Сириана» – весьма посредственная работа Джорджа Клуни

Гвинет Пэлтроу: «Влюбленный Шекспир»

Сейчас уже ни для кого не секрет, что ошеломительный и совершенно незаслуженный триумф «Влюбленного Шекспира» и Гвинет Пэлтроу на церемонии Оскар в 1998 году был связан не с талантами режиссера Джона Мэддена, сценаристов или актеров этой картины, а с грамотно проведенным маркетингом во главе с тогда еще влиятельным Харви Вайнштейном, карьера которого была разрушена в 2017 году сексуальным скандалом.
Кадр из фильма «Влюбленный Шекспир»Кадр из фильма «Влюбленный Шекспир»
Кроме белоснежной «аристократичной» кожи и прекрасного британского акцента Пэлтроу, в общем-то, здесь гордиться нечем. Куда сильнее была игра Кейт Бланшетт в костюмной драме совсем другого масштаба – «Елизавете».
Кейт Бланшетт в «Елизавете»Кейт Бланшетт в «Елизавете»

Алисия Викандер: «Девушка из Дании»

Не спорим, Алисия Викандер очень органично смотрится во всех своих ролях, но также и… немного бледно. А в байопике «Девушка из Дании» актриса просто меркнет на фоне своего партнера Эдди Рэдмейна, герой которой убедительно превращается в женщину.
Кадр из фильма «Девушка из Дании»Кадр из фильма «Девушка из Дании»
Редакции uznayvse.ru в том сезоне куда больше запомнилась игра Дженнифер Джейсон Ли в «Омерзительной восьмерке» Квентина Тарантино. Тем не менее, в 2016 году статуэтку получила именно Викандер – видимо, Голливуд последнее время слишком нуждается в новых именах и лицах.

Эдди Редмэйн: «Вселенная Стивена Хокинга»

Нет, здесь нет никаких противоречий. Эдди Редмэйн действительно многогранный актер, способный на экстремальные преображения. И его игра в биографической драме о самом вдохновляющем ученом нашего времени Стивене Хокинге поражает: настолько натуралистично и тонко этот британец сумел сыграть молодого человека с редким заболеванием.
Эдди Редмэйн отлично вжился в роль Стивена ХокингаЭдди Редмэйн отлично вжился в роль Стивена Хокинга
Вне контекста это одна из лучших ролей Рэдмейна, однако в том году «Оскар», безусловно, должен был достаться Майклу Китону, триумфально вернувшимся в «Бердмене». Кто же из киноакадемиков так ему позавидовал? Это история уже умалчивает.
Но разве сравнится он с игрой Майкла Китона в «Бердмене»?Но разве сравнится он с игрой Майкла Китона в «Бердмене»?

Аль Пачино: «Запах женщины»

Не бросайтесь в нас тухлыми помидорами, а сначала выслушайте. «Оскар» все-таки следует вручать за конкретную роль, а не за выслугу лет (что случается часто, ведь мир, как и киноакадемики, не идеален). Поклонникам Аль Пачино очевидно, что роль ослепшего полковника в отставке далеко не лучшая в его карьере.
Аль Пачино в «Запахе женщины»Аль Пачино в «Запахе женщины»
Тем не менее, после 7 (!) номинаций академики в конце концов в 1993 году решили наградить уже состоявшуюся легенду кино именно за эту, в общем-то не примечательную, роль, хотя должны были сделать это еще за 20 лет до того – конечно, за образ Майкла Корлеоне в «Крестном отце». К слову, тот самый «Оскар», который должен был уйти тогда к Аль Пачино, достался Джоэлу Грэю из «Кабаре». Роль, конечно, блистательная, но вы же понимаете...

Эдриен Броуди: «Пианист»

«Оскар» 2003 года вообще удивил многих: великолепная драма Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка» ушла с церемонии ни с чем, проиграв аж в 10 номинациях – то было чествование мюзикла «Чикаго» и драмы Романа Полански «Пианист».
Кадр из фильма «Пианист»Кадр из фильма «Пианист»
Вот и Эдриен Броуди получил золотую статуэтку за роль еврейского пианиста Владислава Шпильмана. Сыграл он, без сомнения, тонко и тронул наши сердца, но если награждать тех, кто снялся в драмах о Холокосте, то почему «Оскаров» нет ни у Лиама Нисона, ни у Рэйфа Файнса за «Список Шиндлера»?

Очевидно, что в 2003 году достойнее был Дэниел Дэй-Льюис в «Бандах Нью-Йорка» в устрашающей роли Билла «Мясника» Каттинга. Правда, теперь справедливость восторжествовала – этот британский актер стал рекордсменом по количеству «Оскаров» за главную мужскую роль – к 2018 году их у него было уже три.
Дэниел Дей-Льюис в фильме «Банды Нью-Йорка»Дэниел Дей-Льюис в фильме «Банды Нью-Йорка»

Шон Пенн: «Таинственная река», «Харви-Милк»

Шон Пенн – прекрасный разноплановый актер, но так получалось, что в год номинаций всегда находились артисты, превзошедшие его по игре. Тем не менее, из пяти номинаций у Пенна уже два «Оскара».
Шон Пенн дважды был награжден «Оскаром»Шон Пенн дважды был награжден «Оскаром»
Редакция узнайвсе.рф, например, до сих пор расстраивается, что в 2003 году золотая статуэтка ушла к Пенну, а не к Биллу Мюррею с его трагикомической ролью в «Трудностях перевода». А в 2009 году многим было уж совсем непонятно, почему статуэтка не досталась триумфально вернувшемся с драмой «Рестлер» Микки Рурку.

А какие «Оскары» кажутся вам незаслуженными (в том числе и в номинации «Лучший фильм)? Нам интересно будет узнать ваше мнение в комментариях. Также предлагаем вам почитать о рисках, на которые актеры идут для роли: они могут оказаться на больничной койке или получить психологическое расстройство.
Поделитесь с друзьями и получите подарок