Роман Полански

Имя: Роман Полански (Roman Polanski)

Настоящее имя: Раймунд Роман Либлинг

Кто такой:

День рождения: (90 лет)

Место рождения: Париж

Рост:

Вес: 75 кг

Семейное положение: в браке

Тезки: (значение имени)

Знак Зодиака: (характеристика)

Восточный гороскоп:

Ссылки:

Роман Полански: мнения

Биография Романа Полански

Роман Полански – франко-польский кинорежиссер, актер и сценарист. Человек, чья судьба постоянно испытывала его на прочность. Скандальный и неоднозначный, Полански обладает всеми известными кинонаградами – от «Феликса» и «Сезара» до «Золотой пальмовой ветви» и «Оскара». Его фильмы называют пессимистичными, а жизнь трагичной.
На фото: Роман Полански
На фото: Роман Полански
Тем не менее, неоспоримый талант личности и постоянную творческую жажду отмечают за культовым режиссером и воинствующие критики, и благодарные зрители. В 2019 году на экраны вышла новая работа Полански «Офицер и шпион», удостоенная Премии Большого жюри венецианского кинофестиваля.

Детство и юность: Париж – Краков – Варшава

Мальчику, родившемуся летом 1933 года в Париже, семье еврейских выходцев из Польши, дали при рождении имя Раймунд Роман. Мама Була Либлинг (в девичестве – Кац-Предборска) была замужем во второй раз, от первого замужества у нее осталась фамилия Поланская и дочь Анета, старшая сестра Романа.
Роман Полански в детстве
Роман Полански в детстве
Страх перед фашизмом погнал семью Рышарда (Мойзеша) Либлинга, отца Романа, поближе к родне, которая жила в Кракове. Когда пришли немецкие оккупанты, их всех интернировали в Краковское гетто, позже разлучили, отправив мать и сестру в концлагерь Белжеца, а отца – в концлагерь Плачува, затем Маутхаузена.
Детство Романа Полански было трагичным
Детство Романа Полански было трагичным
Перед этим Рышард успел договориться с польской семьей, что они укроют Романа, который очень мало походил на еврея, у себя. Ему выправили документы на фамилию первого мужа матери. До конца войны мальчик жил под страхом смерти, однажды оккупанты решили поупражняться в стрельбе, избрав для этого Романа мишенью. Була погибла в концлагере, сестра Анна выжила и уехала в Париж, чтобы больше никогда не возвращаться в Польшу. Рышард выжил и после войны отыскал сына, сразу же отдав его на обучение в техническую школу.
Я всегда был худшим в классе, но учителя тянули меня, так как считали, что я способный. К тому же я был звездой на всех выступлениях.
Подросток самостоятельно собрал детекторный приемник и с упоением слушал программу Марии Билижанки «Веселая громадка». Когда в 1946 году ведущая пригласила своих постоянных радиослушателей на экскурсию в студию, Роман заявил, что дети-участники записей похожи на роботов. Его спросили, сможет ли он показать, как надо, мальчик охотно согласился и в тринадцать лет получил свою первую «взрослую» работу. Когда через год Билижанку назначили руководить ТЮЗом в Варшаве, она позвала Романа на главную роль в постановке «Сын полка» по одноименной повести Валентина Катаева.
Роман Полански попал в мир кино благодаря радиопередаче
Роман Полански попал в мир кино благодаря радиопередаче
В юности Полански посмотрел монохромный фильм под названием «Выбывший из игры», который произвел на него неизгладимое впечатление. До сих пор культовый режиссер называет его своим любимым фильмом, а тогда именно он подвиг юного Романа к мечте о кинокарьере. Тем временем, он играл в спектаклях, его считали наиболее перспективным и талантливым. Но профильные краковские и варшавские вузы, в которых витал мощный коммунистический дух, не желали принимать в студенты сына «фирмача», которым стал в послевоенные годы его отец, владелец небольшого бизнеса.
Роман Полански в юности
Роман Полански в юности
Когда Роман захотел поступить в школу эстрадного актерского мастерства, там ему тоже отказали, мотивируя тем, что на такое щуплое телосложение практически нет ролей. И все же телосложение Полански, а также его талант был замечен режиссером и педагогом Антонием Бохдзевичем, пригласившим юношу в кинокартину «Три повести».
Первая роль Романа Полански («Три повести»)
Первая роль Романа Полански («Три повести»)
А через некоторое время Анджей Вайда через своего оператора позвал Романа на второплановую роль Мундека в свою дебютную драматическую картину «Поколение». Игра Полански даже затмила главного героя, которого воплотил на экране Тадеуш Ломницкий.
Кадр из фильма «Поколение»
Кадр из фильма «Поколение»
Послушав совета старших товарищей, Роман все же поступил в Высшую школу телевидения, театра и кинематографа в Лодзь. Первой самостоятельной режиссерской работой студента Полански стал двухминутный триллер «Убийство», а следующими были «Зубастая улыбка», «Лампа», «Когда падают ангелы».
«Разгоняем танцульку», ранняя короткометражка Романа Полански
Среди этюдов Романа особо выделялись «Разгоняем танцульку», которым был восхищен сам Анджей Мунк, знаковая фигура в польском кинематографе, и «Два человека и шкаф», занявший третье место на брюссельской выставке нового мирового кино.

Карьера режиссера

Под конец пятидесятых годов трое друзей – Роман Полански, Ежи Сколимовский и Якуб Гольдберг написали сценарий, по которому был снят полнометражный фильм «Нож в воде» (1962). Это психологический триллер о противостоянии мужчины из обеспеченной семейной пары и молодого автостопщика, которого они подобрали на дороге.
Кадр из фильма «Нож в воде»
Кадр из фильма «Нож в воде»
На родине в Польше картину освистали и запретили. Полански говорил, что на предпремьерном показе секретарь польского ЦК Владислав Гомулка даже швырнул в сторону экрана пепельницу – настолько был рассержен. Но за рубежом фильм был принят, первым из польских фильмов получил номинацию на «Оскар», выдержал испытание временем, а в 2009 году получил награду за лучший сценарий на кинофестивале «Лето фильмов».
Полански – первый польский режиссер, чей фильм был номинирован на Оскар
Полански – первый польский режиссер, чей фильм был номинирован на Оскар
Полански тем временем снял на Лондонской киностудии «Отвращение» с юной Катрин Денев – триллер о девушке, погружающейся в шизофрению. Режиссер признавался, что ему самому картина не нравилась, и снимал он лишь для того, чтобы «сдвинуться с места». Тем не менее, фильм получил специальный приз Берлинского кинофестиваля.
Роман Полански и Катрин Денев на съемках «Отвращения»
Роман Полански и Катрин Денев на съемках «Отвращения»
Надо сказать, в проектах Полански женщина зачастую играют представительниц мира мрака. Эммануэль Сенье у него – девушка, калечащая любовника (Питер Койот) в «Горькой луне», юная контрабандистка, гид героя Харрисона Форда по ночному Парижу в «Неистовом», зеленоглазый демонический ангел в «Девятых вратах», спутница и спасительница Корсо в исполнении Джонни Деппа.
Снимать фильм – это как делать рентгеновский снимок души режиссера, так что конечно, все это есть во мне. Но способ, каким журналисты это представляют, упрощен, наивен и идиотичен.
Лучшим своим фильмом режиссер часто называет драматичный триллер «Тупик», снятый в 1966 году и завоевавший «Золотого медведя» на Берлинском фестивале. История о семейной чете, уединенно проживающей на острове, куда волею судеб попадают два раненных гангстера. Как всегда, режиссер предложил героям свои обстоятельства, которые держат зрителя в напряжении до последних кадров.
«Тупик» – один из самых удачных фильмов Полански
«Тупик» – один из самых удачных фильмов Полански
Голливудский период съемок Роман Полански обозначил культовыми фильмами «Ребенок Розмари» (в главной роли – Миа Ферроу) и «Китайский квартал» (главного героя сыграл Джек Николсон). Мистический оккультный триллер о забеременевшей от демона девушке был удостоен Оскара и Золотого глобуса, а нуар-боевик осыпали теми же наградами за лучшие сценарий, мужскую роль, режиссерскую работу.
«Ребенок Розмари» прославил Романа Полански в Голливуде
«Ребенок Розмари» прославил Романа Полански в Голливуде
Новое тысячелетие принесло зрителям новую потрясающую работу метра – военную биографическую драму «Пианист». Эдриан Броуди блестяще воплотил на экране образ одного из лучших польских музыкантов тридцатых годов Владислава Шпильмана.
С Эдрианом Броуди на съемках «Пианиста»
С Эдрианом Броуди на съемках «Пианиста»
Полански снова получает двух Оскаров за сценарий и лучшую режиссерскую работу, актер – за лучшую мужскую роль. BAFTA признала «Пианиста» лучшим фильмом. Он также завоевал семь премий Сезар и Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля.
Если бы на могиле можно было положить только одну киноленту, я хотел бы, чтобы это был «Пианист».
После «Пианиста» режиссер работал с Юэном МакГрегором и Пирсом Броснаном в политическом триллере «Призрак», снова собравшим все европейские награды, экранизировал трагическую комедию «Резня» с Джоди Фостер и Кейт Уинслет, получившую венецианского Золотого льва и два Золотых глобуса.
Полански снимает фильм «Призрак»
Полански снимает фильм «Призрак»

Личная жизнь Романа Полански

Еще в вузе, практикуя этюды, Полански женился на польской кинозвезде пятидесятых годов Барбаре Квятковской-Ласс, прожив с ней три года.
Роман Полански и Барбара Квятковская
Роман Полански и Барбара Квятковская
На съемках «Бала вампиров» он влюбился в актрису Шерон Тейт, с которой переехал в Америку в 1968 году. Через год его жену, которая находилась на последних месяцах беременности, после истязаний убили члены секты Чарльза Мэнсона, именующие себя «Семья». Они вломились в дом к девушке ночью, вооруженные ножами. Вместе с Шерон погибли трое ее друзей.
Роман Полански и Шерон Тейт
Роман Полански и Шерон Тейт
Полански снова переехал в Европу, где, пока журналисты обвиняли его в смерти Тейт, отчаянно снимал самый странный свой фильм «Макбет».
На съемках фильма «Макбет»
На съемках фильма «Макбет»
Через десять лет, в 1979 году, на экраны вышла картина «Тесс» с Настасьей Кински в главной роли. Экранизация романа Томаса Харди была посвящена погибшей жене и снискала множество кинопремий и наград. Тогда же Полански стал гражданином Франции и членом академии изящных искусств этой страны.
Роман Полански и Наталья Кински
Роман Полански и Наталья Кински
Приступая к съемкам нового триллера «Неистовый», Роман познакомился с юной французской актрисой Эммануэль Сенье, приглашенной на одну из ролей в картине. Через год девушка стала его третьей женой и музой.
Роман Полански и Эммануэль Сенье в молодости и сейчас
Роман Полански и Эммануэль Сенье в молодости и сейчас
Полански снимал Сенье практически во всех своих последующих фильмах. Эммануэль родила ему двоих детей – дочь Моргани и сына Элвиса.

Скандалы

Еще в 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании фотомодели Саманты Геймер, которой тогда было тринадцать лет. Он признал свою вину частично, затем спешно переехал во Францию, чтобы избежать ареста в США.
Полански обвинили в изнасиловании 13-летней
Полански обвинили в изнасиловании 13-летней
На протяжении долгих лет режиссер не выезжал в Америку и страны, где его могли экстрадировать в США, поскольку с него не снимали обвинений. Даже для съемок своих картин он предпочитал создавать копии мест, в которых разворачивалось действие, к примеру, выстраивались декорации Стоунхенджа для фильма «Тесс».
Фото из зала суда
Фото из зала суда
2009 год обернулся для режиссера арестом по тому давнему делу, когда он приехал в Швейцарию на церемонию награждения. Кинематографический мир поднял волну акций в его поддержку, требуя снять обвинение, а сама Саманта, которой Полански выплатил немалую компенсацию, отказалась от иска. Но обвинение не сняли, а самого режиссера все же продержали под домашним арестом до лета 2010 года, пока швейцарские власти отказали в его экстрадиции Соединенным Штатам.

Роман Полански сейчас

Шлейф скандала протянулся за культовым режиссером на долгие годы. Странность в том, что как только метр создавал новый шедевр, тут же возникали какие-то слухи и сплетни. Так, в 2019 году, пока 86-летний гений создавал очередной шедевр «Офицер и шпион» (в оригинале «Я обвиняю»), некая Валентин Монье заявила, что была изнасилована Романом Полански еще в 1975 году на швейцарском горнолыжном курорте. Когда у женщины поинтересовались, почему же она молчала почти сорок пять лет, та пояснила, что боялась, а вот теперь, увидев новости о выходе новой картины, решилась обнародовать «сенсацию».
Валентин Моньер в молодости
Валентин Моньер в молодости
Сам Полански категорично отвергает обвинения, называя их абсурдными, а себя считает очередной жертвой «нео-феминистского маккартизма» и приводит в пример давнее его преследование за сатанизм в шестидесятые годы, когда была убита его беременная жена Шерон Тейт:
Пресса ухватилась за трагедию и, не зная, как с ней справиться, освещала ее самым отвратительным образом, подразумевая среди прочего, что я был одним из людей, ответственных за ее убийство.
Роман Полански – могиканин мира кино, снова снял потрясающий по внутреннему накалу фильм, основанный на реальных событиях. Следуя духу романа Роберта Харриса, режиссер очень подробно исследовал и воспроизвел скандальные процессы над Альфредом Дрейфусом в исполнении Луи Гарреля. Реконструировав давние события, Полански расставил в них собственные смысловые акценты, сделав фильм-признание «от первого лица».

Конкуренты же, в ожидании высоких наград, хорошо понимают, что не дотягивают до гения. Проще всего раздуть очередной скандал и на этой волне попытаться «вплыть» в историю. Кино сегодня снова стало больше, чем кино. Вместе с тем новый фильм Полански завоевал четыре «Золотых льва» Венецианского кинофестиваля.
Роман Полански на Венецианском кинофестивале-2019
Роман Полански на Венецианском кинофестивале-2019
В 2020 году, несмотря на отрицание обвинений в домогательствах, Полански все же отказался посещать премию «Сезар», получив 12 номинаций – так режиссер решил защитить своих коллег и родных, страдающих от нападок активистов. В этом же году он был лишен права принимать решения в составе оскаровской академии. В августе 2020 он окончательно проиграл процесс против киноакадемии и был исключен из состава.

Лучшие фильмы

Подпишитесь на нас!