Биография Алисы Фрейндлих
Алиса Фрейндлих – неповторимая советская и российская актриса, чей голос когда-то заставил поверить всех советских людей, что «каждая погода – благодать». Она – народная артистка Советского Союза, лауреат Государственной премии Российской Федерации имени Константина Станиславского, обладательница трех Государственных премий, двух «Золотых масок» и четырех «Ник».
Детство в блокадном Ленинграде
Зимой 1934 года в семье актера Бруно Артуровича и бухгалтера Ксении Федоровны Фрейндлих из Ленинграда родилась девочка, которую назвали Алисой. Мама хотела назвать дочку Наташей, но папа, немец по происхождению, настоял на своем, мотивируя, что отчество не сочетается с именем «Наташа». Ксения убедила его только в том, что девочку нужно записать русской, а не немкой.


Когда Алиса готовилась к поступлению в первый класс, родители развелись. Она и мама остались жить с бабушкой, Шарлоттой Фридриховной Зейтц-Фрейндлих. Шел 1941 год. Отец уехал с театральной труппой в Ташкент. Вовсю развернулись репрессии против немцев, живущих в России. Лишь спустя годы Алиса узнала, что папин брат и его жена были арестованы и расстреляны. Развод родителей, по сути, уберег их с мамой от подобной участи.Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник, и открывался такой захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь…

Во время блокады семья проживала на первом этаже, и соседи по подъезду иногда спускались к ним в квартиру, чтобы переждать воздушную тревогу. В один из налетов, словно по наитию, они все же спустились в бомбоубежище. Именно в этот раз авиабомбой разрушило их квартиру, после чего малышка и ее родные переехали в коммунальную комнату, окна которой выходили на Исаакиевскую площадь и школу №239, в которую Алиса ходила в первый класс, пока была возможность.

Всю войну Ксения Федоровна работала бухгалтером, а по ее окончании вместе с Алисой уехала к родственникам в Эстонию, где они прожили до 1948 года.
Послевоенная юность
По возвращении в Ленинград Алиса снова стала учиться в своей школе, поступив в шестой класс. И параллельно стала заниматься в драмкружке, которым руководила актриса БДТ Мария Александровна Призван-Соколова. Курировал кружок ее муж Павел Карлович Вейсбрем.
К тому времени Бруно Артурович тоже вернулся в Ленинград с новой семьей. Жена ревновала его к прошлой жизни и категорически запрещала встречаться с дочерью. Они виделись время от времени тайно, и лишь спустя много лет Алиса познакомилась и подружилась со своей сводной сестрой Ириной.У меня был хороший голос, я обожала музыку. Родственники советовали мне поступать в консерваторию. Но мой папа резонно заметил, что мне там ничего интересного не светит, поскольку я маленькая, а опера требует фактуру. Он же сказал, что если я пойду в театральный институт, то смогу все – играть, петь, танцевать.
Отец не стал помогать дочке с поступлением, несмотря на просьбы руководителя драмкружка, считавшего, что «девочка маленькая, худенькая, мелкая, могут и не заметить, и будет беда». Бруно отказался поручиться, мотивируя тем, что не видел Алисы на сцене. В итоге за нее попросил Павел Вейсбрем, передав в приемную комиссию записочку с просьбой обратить внимание на талантливую девочку.


Начало творческой карьеры и два замужества
Еще студенткой Фрейндлих снялась в нескольких эпизодах двух драматических фильмов: «Бессмертная песня» (ее фамилию даже не указали в титрах) и «Таланты и поклонники» (в главных ролях были заняты Павел Кадочников и Тамара Алешина).


Практически все свои постановки Владимиров создавал для новой примы и жены, грани таланта которой сверкали все ярче. Она – Элиза Дулиттл из «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Таня из одноименной пьесы Алексея Арбузова, Селия Пичем из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, Гелена из «Варшавской мелодии» Леонида Зорина. Взыскательный ленинградский зритель вскоре стал приходить в театр именно «на Фрейндлих».Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили… Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно поэтому поставил так много музыкальных спектаклей. Именно музыка открывает и актерскую душу, умножает зрительское восприятие.


Роли в кино
Иная ситуация складывалась у Фрейндлих с кинокарьерой. Она уже была известной театральной актрисой, но интересных и масштабных ролей в кино ей не предлагали, она играла второстепенных персонажей в телевизионных фильмах. Запомнилась зрителю лишь ее баронесса де Шампеньи из «Соломенной шляпки», музыкального телефильма с Андреем Мироновым в главной роли.



Именно в этой картине страна услышала чистейшее сопрано Фрейндлих, которая спела о беспокойной душе и о том, что «надо благодарно принимать» не только любую погоду, но и все жизненные перипетии.




Развод, БДТ, третье замужество
По поводу развода с Игорем Владимировым и ухода Фрейндлих из театра Ленсовета в свое время ходило множество слухов. Причинами этих событий называлась и большая любовь режиссера к женскому полу и алкоголю, и статья в газете под названием «Театр одной актрисы», что якобы больно ударило по самолюбию Владимирова и после прочтения он подал на развод. Так или иначе, в 1981 году супруги расстались.
Проработав после развода еще пару лет в театре бывшего супруга, Фрейндлих перешла на службу в Ленинградский БДТ к Георгию Товстоногову. Незадолго до этого она увлеклась молодым актером Юрием Соловьем, который пришел в театр Ленсовета. После короткого романа Алиса Бруновна вышла замуж в третий раз, несмотря на то, что избранник был гораздо моложе ее. Их семейная жизнь продлилась более десяти лет, но большую часть из них Юрий ощущал себя «мужем знаменитости», устраивая по этому поводу скандалы.Наше расставание было горьким для Владимирова, горьким для театра. Я понимала это и поклялась, что буду доигрывать свои спектакли. Но Игорь Петрович этого не захотел, он считал, что ностальгия по прошлому успеху будет только портить всем настроение в театре, что надо двигаться дальше, а мое в нем присутствие – в каком-то смысле помеха… Вот я и оставила.




Творческие эксперименты и кинороли двухтысячных
В проекте Андрея Могучего «Хранить вечно» Алиса Бруновна становится Голосом правды, вещающим прямо в сердца ленинградцев о загородных дворцах и парках Санкт-Петербурга. Ее отчетливый и узнаваемый тембр, звучащий в наушниках, стал, по выражению Никиты Михалкова, «голосом ХХ века».В девяностых Фрейндлих снимается в кино гораздо реже. Она снова – Анна Австрийская в «Мушкетерах двадцать лет спустя» и в «Тайнах королевы Анны». Она – известная писательница, на даче которой разворачиваются поистине лесковские страсти из «Леди Макбет Мценского уезда» в драме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера».







Алиса Фрейндлих сейчас
Смыслом жизни Алисы Бруновны всегда были семья и работа. Сейчас ее семья – замечательная дочь Варвара и не менее замечательные внуки – Никита и Анна, дети известного в прошлом петербургского политика Сергея Тарасова (погиб в 2009 году в результате теракта и крушения «Невского экспресса»).



Фрейндлих, как и раньше, много курит, а перед каждым выходом на сцену молится, прося прощения у ее родных, у дорогих ей людей: мамы, папы, Игоря Владимирова, если делает, по ее мнению, что-то не так. Актриса признается, что у нее «остается мало горючего, где-то на самом донышке», потому и просит у них помощи хоть немножко. Но это уже слишком личное.
Алиса Фрейндлих: последние новости и статьи

15 пар отечественных актеров, которые на самом деле являются родственниками
11 ноя 2024
Тайны происхождения: родословная 11 советских актеров с яркой внешностью
18 ноя 2024
Как внук Алисы Фрейндлих уговорил бабушку сняться в его фильме
10 дек 2022
Алиса Фрейндлих снова стала прабабушкой
12 мая 2022Лучшие фильмы
- 2017: «Карп отмороженный»
- 2017: «Большой»
- 2009: «Возвращение мушкетеров»
- 2005: «На Верхней Масловке»
- 1993: «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя»
- 1992: «Мушкетеры двадцать лет спустя»
- 1985: «Успех»
- 1984: «Жестокий романс»
- 1979: «Сталкер»
- 1979: «Д`Артаньян и три мушкетера»
- 1977: «Служебный роман»
- 1974: «Соломенная шляпка»