Биография Марины Нееловой
Марина Неелова – заслуженная артистка РСФСР, о которой Фаина Раневская сказала: «Талант владеет ею в большей степени, чем она им». Ее обожали все советские дети за роль Принцессы в фильме «Старая, старая сказка» и все советские взрослые за образ машинистки Аллы в трагикомедии «Осенний марафон». Театралы замирали, когда она выходила на сцену в спектаклях «Крутой маршрут» или «Играем…Шиллера!». Яркая и многогранная, она всегда играет «на разрыв», будь то комедия, драма или фарс. И ролей проходных, неинтересных у нее нет, потому что каждая из них освещена подлинным талантом великой актрисы.Детство, юность, семья
Марина родилась зимой 1947 года в семье Мстислава Неелова и Валентины Казанцевой. Отец, Мстислав Павлович, был фронтовиком, где и познакомился с мамой, которая была радисткой на войне с первого по последний её день. После победы муж привез Валентину Николаевну в родной Ленинград. По окончании войны отец Марины работал инженером, увлекался живописью и видел в будущем свою дочь художницей. Мама тоже работала, мечтала, чтобы девочка стала балериной, так что в 4 года Марину отвели в студию хореографии. Та, молча занимаясь понемногу рисованием и балетом, для себя решила, что обязательно будет артисткой. И к тому у нее были все задатки. В 2020 году на передаче «Сегодня вечером» Неелова шутя вспоминала:В 1964 году девушка осуществила свою мечту, стала студенткой Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Ее педагог, знаменитый на всю страну Василий Меркурьев, сразу выделил маленькую и хрупкую Марину среди остальных своих учеников, хотя сама она, на фоне румянощеких и статных студенток ощущала себя «задрипанным осликом Пржевальского».Я была вообще артистка с репертуаром. Давно. С пяти лет примерно. Моя мама, когда меня негде было оставить, брала меня с собой на работу. Оставляла в комнате, где ее сослуживцы, куда-то уходила по делам. Когда она возвращалась часа через два, одна и та же картина была. Я стояла на столе, выступала, вокруг меня сидели зрители. И мама моя говорила: «Давно она так?», - «Да часа полтора», - звучало в ответ. Репертуар у меня был огромный, которым сейчас похвастать не могу.
Первые роли
Тем не менее, именно «задрипанного ослика» на третьем курсе пригласили на пробы в картину «Старая-старая сказка». Марина не могла упустить такой шанс и старалась показать все, на что она способна, даже была согласна летать, чем напугала съемочную группу и исполнителя главной роли Солдата и Сказочника Олега Даля, который даже высказался насчет Нееловой: «Кто угодно, только не эта!». Недоброжелатели тут же передали Марине его слова, больно ранившие начинающую актрису. Но потом Но девушка не подала вида, что обижена, и на съемках выкладывалась по полной. Впрочем, когда худсовет выступил против кандидатуры Нееловой, мнение Даля кардинально поменялось, и он вместе с другими актерами отстоял девушку. Разногласия, возникшие в начале, победил профессионализм. Картина была принята зрителями на «ура», как и героиня Марины – вздорная, но добрая в душе принцесса, постоянно конфликтующая с отцом. В театральном вузе, наоборот, не простили ее киноуспех, обвинив Марину в погоне за дешевой славой, и потребовали извинений перед однокурсниками. Так в красивый актерский старт талантливой актрисы вмешались банальная зависть и ревность. Неелову вынуждали уйти в академический отпуск, а когда гордая и независимая студентка вдруг согласилась попросить прощения у менее удачливых однокурсников, вообще решили отчислить из вуза за пропуски. И снова за ее спиной шептались, что она это сделала ради карьеры.В 1969 году Неелова всё же получила диплом. Её сразу же приняли на работу в штат «Ленфильма» и стали предлагать главные роли в кино. Она же мечтала о Большом драматическом театре, но так и не сумела перебороть внутреннюю застенчивость, чтобы попроситься на прослушивание к Георгию Товстоногову.
Вскоре Марина переехала в Москву, поступила в театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Единственный спектакль, в котором она была занята в небольшой роли, назывался «Сердце Луиджи, или Казнь тупым мечом».
Приступив к репетициям новой постановки «Турбаза» по пьесе Эдварда Радзинского, актриса почувствовала себя счастливой, но после генеральной репетиции, на которой присутствовали чиновники министерства культуры, постановку запретили, а других ролей ей никто не предлагал.
Расцвет карьеры
Не считая «Старой-старой сказки», до переезда в Москву Марина снялась в нескольких картинах. Сыграла контролера метрополитена Надю Воронкову в мелодраме «Цвет белого снега», Аннуциату в сказке «Тень» по пьесе Евгения Шварца, Люсю в киноповести «Жду тебя, парень». Серьезной заявкой на драматические роли стала роль внучки главного героя Ниночки в социальной драме «Монолог» (1972). Играя вместе с такими мэтрами советского кино, как Михаил Глузский и Маргарита Терехова, девушка постигала новые для себя грани актерского мастерства. После выхода фильма на экраны Неелова стала узнаваемой и востребованной актрисой и переехала в столицу. Ею заинтересовались в «Современнике» – режиссер Валерий Фокин и актер Константин Райкин вместе смотрели «Монолог» и почти одновременно сказали, что «девочка очень одаренная». В тот момент им требовалась замена Ирине Акуловой, уходившей в декрет и игравшую главную роль в спектакле «Валентин и Валентина». Райкин, исполнитель второй главной роли, дежурил возле служебного входа в театре Моссовета, чтобы пригласить Неелову на пробы. И она пришла и сыграла так убедительно, что в 1974 году ее зачислили в штат, предложили роли Вероники в «Вечно живых», Ники в «Записках Лопатина», Виолы в «Двенадцатой ночи». В театре Нееловой почти сразу отдали девять главных ролей. По тем временам это было небывалое число. Театральная Москва стала ходить в «Современник» на Неелову. Она переиграла множество ролей в фильмах-спектаклях: «Домби и сын» (Флоренс), «Ночь ошибок» (Кэт Харкестль), «Шагреневая кожа» (Полина). Параллельно актриса снималась в кино. С Олегом Табаковым, Людмилой Гурченко, Александром Абдуловым появилась в музыкальной комедии «Красавец-мужчина», с Анатолием Ромашиным и Дмитрием Харатьяном – в киноповести «Фотографии на стене», со Станиславом Жданько и Натальей Варлей – в драме «Ошибки молодости». Оглушительным был успех картины Георгия Данелия «Осенний марафон» (1979), где Марине досталась одна из центральных ролей, молодой любовницы главного героя ( Олег Басилашвили), требующей от него ребенка. Трагикомедия была удостоена главного приза и премии ФИПРЕССИ на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Ради роли Марина Неелова жертвовала своим здоровьем и комфортом: она снималась в постельных сценах с Басилашвили зимой в полуразрушенном доме. Актеры находились под одеялами, а между ними поставили обогреватель. В том же году Неелова исполнила главную женскую роль в социальной драме «Фантазии Фарятьева», где ее партнером стал Андрей Миронов. С Леонидом Куравлевым и Николаем Караченцовым она снялась в комедии «Дамы приглашают кавалеров», а с Юозасом Будрайтисом в фильме «Карусель». Режиссер картины «С тобой и без тебя» Родион Нахапетов заставлял актрису, игравшую батрачку, несколько недель таскать мешки с камнями, рано вставать, доить коз и коров, косить траву. В этом же фильме Марину Неелову должен был ударить партнер Юозас Будрайтис. Несколько дублей он бил ее очень деликатно, но режиссер был недоволен. К концу рабочего дня у актрисы были настоящие синяки. Пронзительной стала ее роль учительницы в молодежной драме «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), которую сняли Валерий Ахадов и Эльдар Рязанов. Зрители были поражены игрой Нееловой, перевоплотившейся в, казалось бы, слабую и затюканную учительницу, решившую дать отпор озверевшим школьникам.Поздние роли
С середины 80-х Марина Неелова снималась реже, а в начале 90-х на экраны вышел фильм Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна». Все краски тех лет – от беспросветной нищеты и неустроенности, до призрачной мечты о работе мужа за границей, забытой, но не умершей любви – Неелова собрала в образе Натальи Анатольевны, жены главного героя Евгения Тимошина, которого блестяще сыграл Александр Збруев. Еще одна заметная роль актрисы в те годы – старший следователь прокуратуры Елена Шемелова в криминальной драме Евгения Татарского «Тюремный романс». На экраны была перенесена подлинная история любви, которой нет места в обществе. Преступника Льва Артынова по кличке Червонец сыграл Александр Абдулов. В «Сибирском цирюльнике» (1998) Никиты Михалкова Неелова появилась в небольшой, но яркой роли мамы главного героя Андрея Толстого ( Олег Меньшиков), а в начале нового тысячелетия на экраны вышел мини-сериал Александра Адабашьяна «Азазель», где актриса выступила в образе элегантной и педантичной англичанки леди Каролины Эстер, владелицы экстерната для одаренных детей. В экранизации книги Бориса Акунина (в перечне террористов и экстремистов Росфинмониторинга, в реестре иностранных агентов Минюста РФ) о начале приключений Эраста Фандорина также снимались Илья Носков, Сергей Безруков, Сергей Чонишвили. После съемок в телесериале «Предлагаемые обстоятельства» (2009) актриса надолго исчезла с экранов и лишь в 2017 году появилась в трагикомедийной притче Владимира Котта «Карп отмороженный». Интересный факт: карп, который на протяжении фильма был полноправным членом съемочной группы, общался лишь с Мариной Мстиславовной, когда она подходила к ёмкости. А в последний день выпрыгнул из воды и плюхнулся сидящей рядом Нееловой на колени.Личная жизнь Марины Нееловой
В конце 60-х юную выпускницу ЛГТИМиК пригласил на главную роль в свою картину «Цвет белого снега» режиссер Анатолий Васильев. Отношения, завязавшиеся на съемочной площадке, вскоре переросли в романтические. В 1970 году пара сыграла свадьбу, а еще через два года Марина окончательно переехала к мужу в Москву. Он еще раз снял жену в своей картине, но затем ее стремительно развивающаяся карьера стала причиной напряжения в семье. Вместе они прожили восемь лет и расстались после того, когда поняли, что их уже ничего не связывает.В начале 80-х о страстном романе актрисы и шахматиста Гарри Каспарова (в реестре иностранных агентов Минюста РФ, в перечне террористов и экстремистов Росфинмониторинга) говорили все. Они познакомились в гостях у Татьяны Тарасовой. Спортсмену было в то время чуть за 20, Нееловой – за 35. Пара встречалась два года, они вместе появлялись у друзей Марины, женщина приходила на шахматные турниры, где Каспаров боролся за звание самого молодого чемпиона мира. Отношения закончились, когда осенью 1985 года актриса уехала на отдых в санаторий. Там она встретила Кирилла Геворкяна, дипломата и юриста, за которого вышла замуж в том же году. В 1987 году родилась их дочь Ника, чьим отцом желтая пресса настойчиво называет Гарри Каспарова. Девушка училась сначала в Нидерландах, в Гаагской академии искусств, затем окончила Школу изобразительного искусства Слейд в Лондоне и стала скульптором инсталляций. В 2010 году выиграла конкурс «Новые сенсации», который проходил в столице Великобритании. Ника живет в Лондоне, навещая время от времени родителей. Сейчас у молодой женщины растет дочка по имени Вьян, внучка Нееловой и Геворкяна. В 2020 году пара отметила 35-летний юбилей совместной жизни.
Марина Неелова сейчас
2021 год, как и прочие, начался для Марины Мстиславовны с поздравлений – 8 января актрисе исполнилось 74 года. Она прекрасно выглядит, как и прежде репетирует и выходит на сцену родного театра «Современник». В феврале играла в спектакле «Крутой маршрут», в марте – «Играем…Шиллера!», в апреле театралы смогли насладиться постановками «Собрание сочинений» и «Осенняя соната». Также актриса дала предварительное согласие на участие в съемках фильма «Ни стыда, ни совести» по сценарию внука Алисы Фрейндлих, продюсера Никиты Владимирова.Важные события в жизни
- 1964 год: стала студенткой Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
- 1968 год: дебютировала в фильме «Старая, старая сказка».
- 1969 год: окончила учебу в ЛГТИМиК.
- 1970 год: вышла замуж за актера и режиссера Анатолия Васильева.
- 1974 год: поступила в труппу театра «Современник», сыграла в нем первую главную роль в спектакле «Валентин и Валентина».
- 1976 год: удостоена премии Ленинского комсомола за воплощение образа современников в советском кино. Получила приз «Золотая фемина» на МКФ в Брюсселе.
- 1978 год: развелась с Анатолием Васильевым.
- 1980 год: стала заслуженной артисткой РСФСР.
- 1981 год: стала лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за исполнение роли Аллы в фильме «Осенний марафон».
- 1985 год: вышла замуж за дипломата Кирилла Геворкяна.
- 1987 год: родила дочь Нику. Стала народной артисткой РСФСР.
- 1990 год: стала лауреатом Государственной премии РСФСР в области театрального искусства за исполнение главной роли в спектакле «Крутой маршрут».
- 1993 год: удостоена премии «Ника» в номинации «Лучшая женская роль» в фильме «Ты у меня одна».
- 1996 год: награждена орденом Дружбы.
- 2000 год: удостоена премии «Триумф».
- 2001 год: удостоена Государственной премии РФ за роль Елизаветы в спектакле «Играем…Шиллера!».
- 2006 год: награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».
- 2012 год: награждена орденом Почета.
- 2016 год: награждена специальным призом ММКФ «За покорение вершин актерского мастерства».
- 2017 год: удостоена приза на фестивале русского кино в Онфлере за лучшую женскую роль в фильме «Карп отмороженный».
- 2020 год: отметила 35-летие совместной жизни с Кириллом Геворкяном.
Лучшие фильмы
- 2017: «Карп отмороженный»
- 2002: «Азазель»
- 1998: «Сибирский цирюльник»
- 1995: «Первая любовь»
- 1988: «Дорогая Елена Сергеевна»
- 1984: «Чужая жена и муж под кроватью»
- 1982: «Транзит»
- 1979: «Осенний марафон»
- 1979: «Фантазии Фарятьева»
- 1978: «Ошибки юности»
- 1972: «Монолог»
- 1971: «Тень»
- 1968: «Старая, старая сказка»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49