Биография Константина Райкина
Детство Константина Райкина
Константин Аркадьевич Райкин появился на свет в Ленинграде. Отец, художественный руководитель и актер Ленинградского театра эстрадных миниатюр Аркадий Исаакович Райкин и мать, Руфь Марковна Иоффе, постоянно гастролировали. Довольно часто бывая в столице, семейство Райкиных имело в гостинице «Москва» постоянный номер, где Костю «сдавали на руки» бабушке. Все остальное время его воспитанием занималась безграмотная нянечка-татарка.Серьезно изучая биологию и в особенности зоологию, Константин готовился поступать на биофак и совершенно не мечтал о карьере актера. Но в итоге все получилось совершенно по-другому.
Учеба
Сдавая вступительные экзамены в Ленинградский госуниверситет, Константин неожиданно для самого себя задумал «испытать судьбу». Примчавшись в Москву, он буквально взял приемную комиссию Щукинского театрального училища измором. Будущий актер с бешеной скоростью то читал стихи, то танцевал, то представлял животных. Ошеломленные преподаватели перевели его сразу на третий тур творческого собеседования.Легко сдав общеобразовательные предметы, Райкин был принят на курс прекрасного актера и талантливого наставника Юрия Катина-Ярцева. Все это произошло без ведома родителей, пока те были на гастролях в Чехословакии. Узнав по приезду от сына о поступлении в «Щуку», отец признался, что всегда был уверен в подобном выборе Константина.
В училище Константину приходилось трудно – все его считали «сыном Райкина», воспринимая его успехи только через призму великого отца. Однако Райкину-младшему быстро удалось опровергнуть это мнение. Преподаватели высоко ценили его талант и дисциплину – опоздать на репетицию для Константина совершенно немыслимо. Работоспособность студента также поражала педагогов – казалось, что на курсе учится несколько Райкиных – он успевал повсюду: сам делал костюмы, гримировал, помогал в создании декораций и, конечно же, особое внимание уделял работам с ролями. Уже тогда он проявил себя не только как актер, но и как отменный руководитель и организатор. С детства зная театр изнутри, Райкин умел все и буквально жил театром круглосуточно.
Константин Райкин в театре «Современник»
После окончания Щукинского училища в 1971 году Константин получает от Галины Волчек приглашение в театр «Современник». Перед Райкиным-младшим стояла нелегкая задача – выйти из тени своего знаменитого отца, найти собственную дорогу, обрести независимость и признание. За годы работы в «Современнике» Константин сыграл огромное количество больших и малых ролей. Зрители помнят его по спектаклям «Балалайкин и Ко», «Валентин и Валентина», «Двенадцатая ночь» и многим другим.«Сатирикон»
В 1981 году Райкин-младший переводится в Ленинградский театр эстрадных миниатюр, которым руководит его отец. В следующем году в творческой жизни Константина происходит важное событие – театр перебирается в столицу и получает звание Государственного театра миниатюр, а в 1987 году – Московского театра «Сатирикон». На этом этапе своей творческой карьеры в партнерстве с отцом были сыграны замечательные спектакли, в числе которых «Его Величество Театр» (1981) и «Мир дому твоему» (1984). В 1985 году дебютировала авторская программа Константина Райкина «Давай, артист!». В том же году Константин становится заслуженным артистом РСФСР.В декабре 1987 года Аркадий Райкин умирает. В начале 1988 года Константин становится художественным руководителем «Сатирикона». Частые беседы с отцом о будущем театра, о сценической выразительности, о зрелищности постановок принесли свои плоды – театр обретает новое лицо. Появление в том же году «Служанок» Ж. Жане (в постановке Р. Виктюка) резко изменило обычный курс театра, долгое время являвшего театром одного замечательного артиста – Аркадия Райкина. «Служанки» принесли «Сатирикону» ошеломляющий успех. За время своего руководства Константин Райкин сумел создать по сути новый театр, опирающийся на лучшие черты своего предшественника и ставший одним из первоклассных репертуарных ансамблевых театров, которому неизменно сопутствует успех у отечественных зрителей и на зарубежных гастролях.
Руководство «Сатириконом»
Константин Райкин эффективно совмещает в «Сатириконе» актерскую и режиссерскую работу. В 1995 году его роль Грегора Замзы в спетакле «Превращение» по произведению Ф. Кафки (совместно с Творческим центром имени Вс. Мейерхольда, режиссер В. Фокин) отмечена национальной театральной премией Союза театральных деятелей РФ «Золотая маска». Премьера моноспектакля «Контрабас» П. Зюскинда (режиссер Е. Невежина) принесла в 2000 году Райкину вторую «Золотую маску». Третью Райкин получает в 2008 году за роль в драме «Король Лир».Константин Райкин не менее плодотворно работает в «Сатириконе» как режиссер. Его постановки «Маугли» (1990), «Такие свободные бабочки» (1993), «Ромео и Джульетта» (1995), «Кьоджинские перепалки» (1997), «Квартет» (1999) производят большое впечатление на зрителя глубиной прочтения пьесы, зрелищностью и оригинальностью сценического воплощения.
Константин Райкин в кино
Константин дебютировал в кино еще будучи студентом Щукинского училища в 1969 году с крохотной ролью в фильме «Завтра, третьего апреля…», снятого по рассказам Зверева. Первая значительная работа – Пелле в телеспектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» - вышла на экран в 1971году. Далее были маленькая роль кока в фильме «Командир счастливой «Щуки», роль татарина Каюма в приключенческой картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Потрясающий зрительский успех имела главная роль в комедийном мюзикле Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо» (1976). Замечательная актриса Наталья Гундарева своей виртуозной игрой прекрасно оттеняла талант Райкина. Многогранность сценического дара и мастерство перевоплощения позволило Константину Райкину блестяще справиться сразу с двумя образами – Ученого и его Тени вэкранизации пьесы Евгения Шварца «Тень, или может быть, все обойдется» (1990).
В 2002 году Райкин создал на экране очень органичный портрет легендарного сыщика Эркюля Пуаро в минисериале «Неудача Пуаро».
Личная жизнь Константина Райкина
Константин Аркадьевич считает «Сатирикон» семьей, своим домом, где можно развиваться самому и растить молодых артистов, творческие успехи которых Райкин считает частью своей жизни. Но было бы ошибкой сказать, что кроме театра Константина Райкина ничего не интересует. В свободные вечера он приезжает на дачу, гуляет с двумя собаками. Любит музыку Шуберта и Верди, с удовольствием перечитывает Достоевского и Пушкина. Может изредка побаловаться водочкой с пельмешками. Себя считает русским человеком – по глубинной сути, культуре, языку, менталитету. Крестился в православной вере.
Актер трижды пытался создать семью. Первый брак с Еленой Курициной, студенткой театральной студии Олега Табакова, длился три года и закончился мучительным разводом. В 1979 году, еще находясь в законном браке, Константин случайно встретил свою давнюю юношескую симпатию– Алагез Салахову. Ее бабушка и отец Кости были соседями. Забытые чувства возродились с новой силой. Константина не смутило даже то, что у каждого из них была своя семья. Но и этому браку не суждено было продолжаться долго. И только с актрисой Еленой Бутенко Райкин сумел создать счастливую семью. Он встретил свою судьбу в стенах театра «Сатирикон». В 1988 году в семье Райкиных появилась на свет дочь Полина, продолжившая славную актерскую династию. Закончив Щукинское театральное училище, Полина Константиновна играет в театре им. К. С. Станиславского, активно сотрудничает с «Сатириконом».
Преподавательская деятельность
Помимо игры в театре Константин Райкин с 2001 года передает свой богатый сценический опыт студентам в Школе-студии МХАТ. Художественный руководитель «Сатирикона» воспитал достойное молодое поколение артистов театра. Первые актеры-выпускники профессора Райкина заявили о себе в 2005 году дипломным спектаклем «Страна любви» по пьесе А.Н.Островского «Снегурочка».Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter