Биография Натальи Гундаревой
Наталья Гундарева – народная артистка РСФСР, чьи образы на сцене и в кино до сих пор считаются эталоном профессионализма и таланта. Ее «Сладкая женщина» Анна Доброхотова произвела фурор в середине семидесятых годов, после чего актриса сыграла десятки разнообразных ролей.
Детство, юность, семья
Наталья родилась летом 1948 года в семье москвичей Георгия и Елены Гундаревых. Георгий Маркович был инженером завода малолитражек, а Елена Михайловна трудилась инженером-проектировщиком в ЦНИИ строительства промышленных и торговых объектов.



…в школе, на уроках литературы мы читали «по ролям». Проходим, допустим, «Ревизора» и вот читаем вслух: я – за Анну Андреевну, кто-то за Хлестакова. Очень это любила…С удовольствием прибегала и на уроки пения: наша Бронислава Яновна была почему-то уверена в том, что все мы – прирожденные вокалисты, и разубеждать ее не хотелось… Потом Дворец пионеров, ТЮМ (Театр юных москвичей)…В стенах этого театра начинали свою творческую деятельность Людмила Касаткина, Ролан Быков, Сергей Никоненко. Там же Гундарева познакомилась и подружилась с Виктором Павловым. Они могли часами обсуждать и спорить о каждой мизансцене в постановках, а девушка еще и записывала все режиссерские замечания в тетрадку. Именно в ТЮМе Наташа сыграла свою первую роль мамы в постановке «Дикая собака динго». Она всегда выглядела старше своих сверстниц, поэтому ей давали играть возрастные роли.
В десятом классе Гундарева перевелась в вечернюю школу из-за конфликта с педагогом и устроилась на работу в конструкторское бюро. Решив по настоянию мамы получить профессию строителя, она пошла на подготовительные курсы и стала обстоятельно готовиться к поступлению в МИСИ. Наташа уже сдала два вступительных экзамена и готовилась к третьему, когда к ней прибежал Павлов со словами: «С ума сошла! Немедленно неси документы к нам, в Щукинское!». Он на тот момент уже был студентом этого театрального вуза и девушка, послушавшись друга, забрала документы и отнесла их в знаменитую «Щуку».

Вместе с Юрием Богатыревым, Константином Райкиным, Вячеславом Тихоновым, Натальей Варлей она стала первокурсницей мастерской Юрия Катина-Ярцева. Наташа училась самозабвенно, записывала все лекции, из балетного класса ее было не выгнать. Когда на втором курсе ей поручили сыграть Домну Платоновну в «Воительнице» по одноименной повести Николая Лескова, педагоги вынесли вердикт: блестяще, пора на сцену.
Творческий путь
По окончании учебы Гундареву пригласили сразу в несколько театров. Она выбрала театр имени Владимира Маяковского, худруком которого был Андрей Гончаров. С 1972 года и до конца своих дней актриса оставалась верна этой сцене, стала его примой и, как утверждали коллеги, ее полноправной хозяйкой. Импульсивный, вспыльчивый Гончаров не кричал только на нее. Но тогда никто не подозревал, что эта крупная косолапая девушка через несколько лет потеснит саму Татьяну Доронину.


Я чувствую боль Лескова, играя Катерину Измайлову в «Леди Макбет Мценского уезда». Катя вольной родилась, для счастья, а живет едва ли не рабыней в купеческом доме – так я ощущаю ярость лесковскую оттого, что такая ей выпала доля, и заряжаюсь авторской яростью. Я с головой погружаюсь в трагедию Катерины – трагедию цельной души, расколотой муками совести и униженной жизнью, затхлой и жуткой «расейской» действительностью.И чуть позже Гундарева еще уточнит:
Я увидела вдруг Катю с широко раскинутыми руками-крыльями – так шла она на все: на горькое свое счастье, на убийства, на каторгу – и отступила роль и проступило лицо человека. Но и счастливо пришедший жест, музыкальный ритм, интонация всего лишь первотолчок, все тысячу раз потом уточняется, шлифуется...В большой кинематограф Гундарева попала еще в 1966 году, снявшись в главной роли в дипломной работе Сергея Поверова «Хмырь». Затем были небольшие роли в фильмах «Здравствуй и прощай» (буфетчица Надежда), «Ищу человека» (Клава), «Цемент» (Мотя), «В Москве проездом» (продавщица биноклей).





Девяностые годы, несмотря на ухудшение самочувствия, тоже были для Гундаревой насыщенными. С Олегом Борисовым и Лембитом Ульфсаком она снялась в фэнтези «Искушение Б.», с Жераром Дармоном и Олегом Янковским – в трагикомедии «Паспорт», с Сергеем Шакуровым и Ларисой Удовиченко – в социальной драме «Собачий пир».



Личная жизнь Натальи Гундаревой
Первой любовью Наташи стал Владислав Долгоруков, с которым она вместе играла в ТЮМе. Юноша нежно ухаживал за хохотушкой Гундаревой, вместе они выходили на сцену в постановке «Король-олень»: Наташа играла Смеральдину, которую отверг Владик-Король.
Молва приписывала ей романы и увлечения с партнерами по сцене и съемкам, но многие предположения оставались всего лишь газетными «утками».
Замужем актриса побывала трижды. В 1973 году Наталья вышла замуж за режиссера Леонида Хейфеца. Несмотря на то, что мужчина был старше на 14 лет и женат, влюбившись в молодую актрису, он подал на развод. Свадьбу сыграли в ресторане «Пекин». Наташа была в зеленом платье и без фаты, но чувствовала себя абсолютно счастливой. Проблемы пришли позже, когда актриса забеременела.

Отношения с мужем, привыкшим к определенному образу жизни, в конце концов разладились, и в 1979 супруги развелись. Почти сразу Наталья вышла замуж за актера Виктора Корешкова, с которым играла в постановке «Леди Макбет Мценского уезда». Корешков тоже был несвободен и развелся с женой ради Гундаревой, но их брак продержался меньше года.




Смерть и память
Лето 2001 года было очень жарким, особенно июль. Актриса, у которой все чаще случались приступы гипертонии, почувствовала себя плохо. Ее экстренно доставили в больницу, затем перевезли в институт Склифосовского. Наталье Георгиевне поставили диагноз «ишемический инсульт», она впала в кому. Десять дней борьбы за жизнь любимой актрисы увенчались успехом. В начале августа она пришла в себя и начала восстанавливаться. Заново училась ходить, говорить. Постоянно рядом с ней находился муж. Актриса воспрянула духом, строила планы на будущее.

Интересные факты
- В подростковом возрасте Гундарева очень стеснялась своей полноты и рыхловатости. Чтобы доказать, что она не хуже других одноклассников, Наташа записалась в баскетбольную секцию, ходила в лыжный поход, хотя до этого никогда не стояла на лыжах.
- Актерский талант девочки первой заметила педагог ТЮМа Евгения Галкина. Для нее она сделала исключение: приняла ее на свой курс дополнительно, после того как группа уже была набрана. Из всех девочек в театральных «капустниках» участвовала лишь Гундарева – мальчики признавали ее умение рассмешить.
- Однокурсники дали ей прозвище «Конопатое чудо» – за жизнерадостность и нестандартность.
- Однажды во время постановки «Виктория» Гундаревой стало плохо, ее увели за кулисы. Позже всякий раз, когда актриса подходила к этому эпизоду спектакля, ей становилось настолько дурно, что она едва не падала в обморок. Но в конце концов ей удалось преодолеть необъяснимый страх.
- После съемок деревенской мелодрамы «Здравствуй и прощай» (1972) произошел курьез. На «Ленфильм» поступило письмо, в котором зрители благодарили руководство киностудии за то, что оно привлекает к съемкам в кино не только артистов, но и простых деревенских девушек – таких, как Наташа Гундарева.
- Любимыми увлечениями актрисы были рисование и вязание. Со спицами она практически не расставалась, даже однажды появилась с ними в кадре на съемках фильма «Зимний вечер в Гаграх». А друзья удивлялись акварелям, на которых Гундарева изображала причудливые цветы.
Важные события в жизни
- 1966 год: впервые снялась в фильме «Хмырь».
- 1967 год: поступила в театральное училище имени Бориса Щукина.
- 1972 год: поступила на службу в театр имени Владимира Маяковского.
- 1973 год: вышла замуж за режиссера Леонида Хейфица.
- 1976 год: сыграла главные роли в фильмах «Сладкая женщина» и «Труффальдино из Бергамо».
- 1977 год: признана лучшей актрисой года по результатам опроса «Советского экрана».
- 1978 год: удостоена премии Ленинского комсомола.
- 1979 год: развелась с Леонидом Хейфицем. Снялась в фильмах «Осенний марафон», «Однажды, двадцать лет спустя».
- 1980 год: удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Удостоена Государственной премии имени братьев Васильевых. Вышла замуж за актера Виктора Корешкова.
- 1981 год: удостоена приза на международном кинофестивале в Болгарии. Развелась с Виктором Корешковым.
- 1984 год: удостоена Государственной премии СССР за исполнение ролей Ларисы Садофьевой и Катерины Измайловой в постановках «Молва» и «Леди Макбет Мценского уезда».
- 1986 год: удостоена звания народной артистки РСФСР. Вышла замуж за актера Михаила Филиппова.
- 1988 год: снялась в фильмах «Жизнь Клима Самгина» и «Аэлита, не приставай к мужчинам».
- 1990 год: удостоена премии «Ника» в номинации «Актриса года». Удостоена приза «Алмазный венец» на фестивале «Созвездие». Удостоена приза международного фестиваля в Монреале в номинации «Лучшая женская роль».
- 1991 год: снялась в фильмах «Виват, гардемарины!» и «Небеса обетованные».
- 1994 год: снялась в фильме «Петербургские тайны».
- 1996 год: удостоена премии «Хрустальная Турандот».
- 1998 год: награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
- 1999 год: удостоена независимой премии «Кумир».
- 2000 год: удостоена премии МКФ «Восток-Запад» (Баку).
- 2001 год: снялась в фильме «Ростов-папа». Удостоена международной театральной премии имени Константина Станиславского.
- 2003 год: сыграла последнюю роль в фильме «Криминальное танго». Удостоена приза Российской академии кино «Золотой орел».
- 15 мая 2005 года: дата смерти.
Лучшие фильмы
- 1998: «Хочу в тюрьму»
- 1994: «Петербургские тайны»
- 1992: «Гардемарины 3»
- 1991: «Небеса обетованные»
- 1991: «Виват, гардемарины!»
- 1991: «Потерянный в Сибири»
- 1989: «Две стрелы. Детектив каменного века»
- 1988: «Аэлита, не приставай к мужчинам»
- 1985: «Зимний вечер в Гаграх»
- 1979: «Осенний марафон»
- 1978: «Уходя - уходи»
- 1977: «Отпуск в сентябре»
- 1977: «Обратная связь»
- 1976: «Сладкая женщина»
- 1975: «Осень»
- 1972: «Здравствуй и прощай»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter