Биография Натальи Гундаревой
Наталья Гундарева – народная артистка РСФСР, чьи образы на сцене и в кино до сих пор считаются эталоном профессионализма и таланта. Ее «Сладкая женщина» Анна Доброхотова произвела фурор в середине семидесятых годов, после чего актриса сыграла десятки разнообразных ролей.
Мастерство Гундаревой отмечено многочисленными премиями, в числе которых – «Кумир», «Ника», «Хрустальная Турандот». Она удостаивалась Государственных премий СССР, была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством». Наталья Георгиевна скончалась от повторного геморрагического инсульта в 2005 году, не дожив до 60-летия трех лет.
Детство, юность, семья
Наталья родилась летом 1948 года в семье москвичей Георгия и Елены Гундаревых. Георгий Маркович был инженером завода малолитражек, а Елена Михайловна трудилась инженером-проектировщиком в ЦНИИ строительства промышленных и торговых объектов.
Первыми словами малышки были «я сама». Родители улыбались: растет будущий начальник. С раннего возраста девочку приобщали к искусству: мама брала ее с собой на конкурсы художественной самодеятельности, в которых участвовала, водила в театры. Когда в пятилетнем возрасте Наташа увидела мхатовскую «Синюю птицу», она была поражена и очарована, несколько дней говорила только о постановке.
А побывав в Большом театре на «Бахчисарайском фонтане», где главную партию танцевала знаменитая Галина Уланова, она заявила папе, что станет балериной. Тот лишь улыбался – дочка росла пышечкой, представить ее на сцене в пачке было трудно.
Девочка училась в пятом классе, когда родители развелись. Мама прилагала большие усилия, чтобы Наташа ни в чем не нуждалась. Получая зарплату, женщина устраивала торжественные ужины с различными вкусностями. Дочь радовалась, но видела, каким трудом даются маме заработки. Наташа научилась поднимать петельки на чулках, зарабатывая по 50 копеек за пару, шила себе одежду.
Но мечта о театре, ощущение в себе актерского начала, не оставляло девочку. Гундарева вспоминала:
…в школе, на уроках литературы мы читали «по ролям». Проходим, допустим, «Ревизора» и вот читаем вслух: я – за Анну Андреевну, кто-то за Хлестакова. Очень это любила…С удовольствием прибегала и на уроки пения: наша Бронислава Яновна была почему-то уверена в том, что все мы – прирожденные вокалисты, и разубеждать ее не хотелось… Потом Дворец пионеров, ТЮМ (Театр юных москвичей)…В стенах этого театра начинали свою творческую деятельность Людмила Касаткина, Ролан Быков, Сергей Никоненко. Там же Гундарева познакомилась и подружилась с Виктором Павловым. Они могли часами обсуждать и спорить о каждой мизансцене в постановках, а девушка еще и записывала все режиссерские замечания в тетрадку. Именно в ТЮМе Наташа сыграла свою первую роль мамы в постановке «Дикая собака динго». Она всегда выглядела старше своих сверстниц, поэтому ей давали играть возрастные роли.
В десятом классе Гундарева перевелась в вечернюю школу из-за конфликта с педагогом и устроилась на работу в конструкторское бюро. Решив по настоянию мамы получить профессию строителя, она пошла на подготовительные курсы и стала обстоятельно готовиться к поступлению в МИСИ. Наташа уже сдала два вступительных экзамена и готовилась к третьему, когда к ней прибежал Павлов со словами: «С ума сошла! Немедленно неси документы к нам, в Щукинское!». Он на тот момент уже был студентом этого театрального вуза и девушка, послушавшись друга, забрала документы и отнесла их в знаменитую «Щуку».
В 1967 году конкурс туда был неимоверный – 250 человек на место. Абитуриентки – сплошь тоненькие и изящные, на их фоне Гундарева комплексовала. И постаралась нарядиться как можно ярче: в розовое платье с синими цветами, завила кудри и накрасилась. Комиссия была потрясена ее внешним видом, но вскоре педагоги забыли о нем, очарованные талантом этой нестандартной девушки.
Вместе с Юрием Богатыревым, Константином Райкиным, Вячеславом Тихоновым, Натальей Варлей она стала первокурсницей мастерской Юрия Катина-Ярцева. Наташа училась самозабвенно, записывала все лекции, из балетного класса ее было не выгнать. Когда на втором курсе ей поручили сыграть Домну Платоновну в «Воительнице» по одноименной повести Николая Лескова, педагоги вынесли вердикт: блестяще, пора на сцену.
Творческий путь
По окончании учебы Гундареву пригласили сразу в несколько театров. Она выбрала театр имени Владимира Маяковского, худруком которого был Андрей Гончаров. С 1972 года и до конца своих дней актриса оставалась верна этой сцене, стала его примой и, как утверждали коллеги, ее полноправной хозяйкой. Импульсивный, вспыльчивый Гончаров не кричал только на нее. Но тогда никто не подозревал, что эта крупная косолапая девушка через несколько лет потеснит саму Татьяну Доронину.
Поначалу Наталья появлялась в небольших ролях в постановках «Дети Ванюшина» (Катя), «Мария» (Василиса Одинцова), «Дума о британке» (Варка). Но в 1974 году театральный мир заговорил о новой звезды, когда Гундарева с тонким психологизмом изобразила Липочку в спектакле «Банкрот» по пьесе Александра Островского «Свои люди – сочтемся». Аншлаги собирали и следующие постановки с участием актрисы.
В спектакле по произведению Михаила Булгакова «Бег» она – походная жена генерала Чарноты Люська, в «Леди Макбет Мценского уезда» – главная героиня Катерина Измайлова. Режиссер, мечтавший о постановке по Лескову с пятидесятых годов, заявлял, что раньше не мог поставить этот спектакль, поскольку у него не было Гундаревой.
Театру «Леди Макбет» принесла небывалый успех, как и исполнительнице главной роли. Актриса признавалась, что работа над этим образом далась ей непросто, Катерина Львовна словно ускользала от нее поначалу, но затем все получилось:
Я чувствую боль Лескова, играя Катерину Измайлову в «Леди Макбет Мценского уезда». Катя вольной родилась, для счастья, а живет едва ли не рабыней в купеческом доме – так я ощущаю ярость лесковскую оттого, что такая ей выпала доля, и заряжаюсь авторской яростью. Я с головой погружаюсь в трагедию Катерины – трагедию цельной души, расколотой муками совести и униженной жизнью, затхлой и жуткой «расейской» действительностью.И чуть позже Гундарева еще уточнит:
Я увидела вдруг Катю с широко раскинутыми руками-крыльями – так шла она на все: на горькое свое счастье, на убийства, на каторгу – и отступила роль и проступило лицо человека. Но и счастливо пришедший жест, музыкальный ритм, интонация всего лишь первотолчок, все тысячу раз потом уточняется, шлифуется...В большой кинематограф Гундарева попала еще в 1966 году, снявшись в главной роли в дипломной работе Сергея Поверова «Хмырь». Затем были небольшие роли в фильмах «Здравствуй и прощай» (буфетчица Надежда), «Ищу человека» (Клава), «Цемент» (Мотя), «В Москве проездом» (продавщица биноклей).
Всенародное признание пришло к актрисе вместе с ролью Анны Доброхотовой в мелодраме Владимира Фетина «Сладкая женщина». За созданный ею образ Наталья была признана лучшей актрисой года по результатам опроса издания «Советский экран» в 1977 году. Это был этапный фильм в судьбе Гундаревой.
Вскоре зрители с удовольствием смеялись над прокламацией служанки Смеральдины из музыкального фильма «Труффальдино из Бергамо»: «Когда б мне дали волю, я бы приказала: дать каждому неверному мужчине в руки по зеленой ветке, тогда бы города все превратились в зеленые и пышные сады!». Сопереживали главной героине фильма «Вас ожидает гражданка Никанорова». Восхищались проворной Белиной в комедии «Мнимый больной». Любой образ, создаваемый Гундаревой, не оставался незамеченным, как на сцене театра, так и в кинематографе.
Успехи в творчестве принесли Наталье Георгиевне и восьмидесятые годы. С ее участием вышло более десятка незабываемых картин. В их числе – «Дульсинея Тобосская», «О бедном гусаре замолвите слово», «Однажды, двадцать лет спустя», «Детский мир», «И жизнь, и слезы, и любовь».
Зрителей обнадежила и вдохновила героиня мелодрамы Самсона Самсонова «Одиноким предоставляется общежитие» Вера Голубева. Актриса, такая своя, такая близкая и душевная, казалась поклонникам действительно свахой с личной неустроенной судьбой. И не было большей радости для женщин, когда комендант общежития Виктор Фролов по прозвищу Пират в исполнении Александра Михайлова сделал «их Верочке» предложение руки и сердца.
Со всех уголков СССР Гундаревой полетели письма после выхода на экраны драмы «Хозяйка детского дома», где она сыграла директора Александру Ванееву. Образ ее приемного сына создал юный Владимир Шевельков, а родную мать Сережи, бросившую его в роддоме, сыграла Людмила Полякова. Фильм, основанный на реальных событиях, проник в сердца миллионов людей благодаря искренней и честной игре актеров и, в особенности, Натальи Георгиевны.
Девяностые годы, несмотря на ухудшение самочувствия, тоже были для Гундаревой насыщенными. С Олегом Борисовым и Лембитом Ульфсаком она снялась в фэнтези «Искушение Б.», с Жераром Дармоном и Олегом Янковским – в трагикомедии «Паспорт», с Сергеем Шакуровым и Ларисой Удовиченко – в социальной драме «Собачий пир».
Приму провинциального театра Аллу Кострову актриса сыграла в фильме «Курица», а царицу Елизавету – в продолжении эпопеи о приключениях Александра Белова и его друзей «Виват, гардемарины!». Снялась Наталья Георгиевна и в социальной драме Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», воплотив образ алкоголички Люськи.
С 1994 по 1998 годы на экранах телевизоров шел один из первых российских телесериалов «Петербургские тайны», в котором Гундарева предстала как княгиня Татьяна Шадурская. Параллельно она перевоплощалась в разбитную соседку Дусю («Московские каникулы»), директора Римму Крутилину («Райское яблочко»), жену Лямкина Марию («Хочу в тюрьму»).
Последняя работа актрисы в кино – Лидия Львовна в комедии «Криминальное танго», а на сцене – Леттис в «Любовном напитке».
Личная жизнь Натальи Гундаревой
Первой любовью Наташи стал Владислав Долгоруков, с которым она вместе играла в ТЮМе. Юноша нежно ухаживал за хохотушкой Гундаревой, вместе они выходили на сцену в постановке «Король-олень»: Наташа играла Смеральдину, которую отверг Владик-Король.
В жизни все случилось иначе. Против серьезных отношений сына с девушкой восстали его родители. Они даже приходили в ТЮМ, требуя у руководства «повлиять». Всё разрешилось само собой: влюбленные поступили в разные театральные вузы, продолжая при этом тайно встречаться, но вскоре каждый пошел своим путем.
Молва приписывала ей романы и увлечения с партнерами по сцене и съемкам, но многие предположения оставались всего лишь газетными «утками».
Замужем актриса побывала трижды. В 1973 году Наталья вышла замуж за режиссера Леонида Хейфеца. Несмотря на то, что мужчина был старше на 14 лет и женат, влюбившись в молодую актрису, он подал на развод. Свадьбу сыграли в ресторане «Пекин». Наташа была в зеленом платье и без фаты, но чувствовала себя абсолютно счастливой. Проблемы пришли позже, когда актриса забеременела.
В то время у нее был напряженный график: постоянные съемки, репетиции, а Хейфец не был готов к отцовству. Гундарева сделала аборт, после чего больше не могла иметь детей. Но часто говорила, что театр заменил ей материнство, и из-за отсутствия детей она не страдает.
Отношения с мужем, привыкшим к определенному образу жизни, в конце концов разладились, и в 1979 супруги развелись. Почти сразу Наталья вышла замуж за актера Виктора Корешкова, с которым играла в постановке «Леди Макбет Мценского уезда». Корешков тоже был несвободен и развелся с женой ради Гундаревой, но их брак продержался меньше года.
Гундарева увлеклась коллегой Сергеем Насибовым. Он был младше ее на 10 лет, был женат на актрисе Екатерине Дуровой, но подал на развод и стал жить с Натальей. Этот роман завершился спустя три года, после чего пару лет актриса встречалась с футболистом Александром Минаевым, игроком московского «Динамо».
По словам последнего, их познакомил его друг Александр Фатюшин. Но увлеченность так и не переросла в более серьезные отношения, в 1985 году пара рассталась.
Актрисе исполнилось 38, когда она создала новую семью. Ее мужем стал коллега по театру Михаил Филиппов. С ним Наталья наконец обрела женское счастье. Они были вместе почти двадцать лет, до самой смерти Гундаревой.
Смерть и память
Лето 2001 года было очень жарким, особенно июль. Актриса, у которой все чаще случались приступы гипертонии, почувствовала себя плохо. Ее экстренно доставили в больницу, затем перевезли в институт Склифосовского. Наталье Георгиевне поставили диагноз «ишемический инсульт», она впала в кому. Десять дней борьбы за жизнь любимой актрисы увенчались успехом. В начале августа она пришла в себя и начала восстанавливаться. Заново училась ходить, говорить. Постоянно рядом с ней находился муж. Актриса воспрянула духом, строила планы на будущее.
Четыре года она мужественно выдерживала сеансы физиотерапии, выполняла предписания врачей. Но чуда не случилось. 15 мая 2005 года Гундареву снова госпитализировали. На постели больницы Святителя Алексия Московской патриархии она скончалась от повторного инсульта. 18 мая Наталью Георгиевну отпевали в церкви Воскресения Словущего. Гражданская панихида в театре имени Владимира Маяковского затянулась, люди все шли и шли, чтобы попрощаться с любимой актрисой.
Выполняя последнюю волю Гундаревой, похоронили ее под музыку Георгия Свиридова «Метель» на Троекуровском кладбище. В память о жизни и творчестве актрисы ее муж, Михаил Филиппов, написал книгу воспоминаний «Наташа». Также было выпущено несколько документальных фильмов, в числе которых – «Наталья Гундарева. Наша Наташа».
Интересные факты
- В подростковом возрасте Гундарева очень стеснялась своей полноты и рыхловатости. Чтобы доказать, что она не хуже других одноклассников, Наташа записалась в баскетбольную секцию, ходила в лыжный поход, хотя до этого никогда не стояла на лыжах.
- Актерский талант девочки первой заметила педагог ТЮМа Евгения Галкина. Для нее она сделала исключение: приняла ее на свой курс дополнительно, после того как группа уже была набрана. Из всех девочек в театральных «капустниках» участвовала лишь Гундарева – мальчики признавали ее умение рассмешить.
- Однокурсники дали ей прозвище «Конопатое чудо» – за жизнерадостность и нестандартность.
- Однажды во время постановки «Виктория» Гундаревой стало плохо, ее увели за кулисы. Позже всякий раз, когда актриса подходила к этому эпизоду спектакля, ей становилось настолько дурно, что она едва не падала в обморок. Но в конце концов ей удалось преодолеть необъяснимый страх.
- После съемок деревенской мелодрамы «Здравствуй и прощай» (1972) произошел курьез. На «Ленфильм» поступило письмо, в котором зрители благодарили руководство киностудии за то, что оно привлекает к съемкам в кино не только артистов, но и простых деревенских девушек – таких, как Наташа Гундарева.
- Любимыми увлечениями актрисы были рисование и вязание. Со спицами она практически не расставалась, даже однажды появилась с ними в кадре на съемках фильма «Зимний вечер в Гаграх». А друзья удивлялись акварелям, на которых Гундарева изображала причудливые цветы.
Важные события в жизни
- 1966 год: впервые снялась в фильме «Хмырь».
- 1967 год: поступила в театральное училище имени Бориса Щукина.
- 1972 год: поступила на службу в театр имени Владимира Маяковского.
- 1973 год: вышла замуж за режиссера Леонида Хейфица.
- 1976 год: сыграла главные роли в фильмах «Сладкая женщина» и «Труффальдино из Бергамо».
- 1977 год: признана лучшей актрисой года по результатам опроса «Советского экрана».
- 1978 год: удостоена премии Ленинского комсомола.
- 1979 год: развелась с Леонидом Хейфицем. Снялась в фильмах «Осенний марафон», «Однажды, двадцать лет спустя».
- 1980 год: удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Удостоена Государственной премии имени братьев Васильевых. Вышла замуж за актера Виктора Корешкова.
- 1981 год: удостоена приза на международном кинофестивале в Болгарии. Развелась с Виктором Корешковым.
- 1984 год: удостоена Государственной премии СССР за исполнение ролей Ларисы Садофьевой и Катерины Измайловой в постановках «Молва» и «Леди Макбет Мценского уезда».
- 1986 год: удостоена звания народной артистки РСФСР. Вышла замуж за актера Михаила Филиппова.
- 1988 год: снялась в фильмах «Жизнь Клима Самгина» и «Аэлита, не приставай к мужчинам».
- 1990 год: удостоена премии «Ника» в номинации «Актриса года». Удостоена приза «Алмазный венец» на фестивале «Созвездие». Удостоена приза международного фестиваля в Монреале в номинации «Лучшая женская роль».
- 1991 год: снялась в фильмах «Виват, гардемарины!» и «Небеса обетованные».
- 1994 год: снялась в фильме «Петербургские тайны».
- 1996 год: удостоена премии «Хрустальная Турандот».
- 1998 год: награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
- 1999 год: удостоена независимой премии «Кумир».
- 2000 год: удостоена премии МКФ «Восток-Запад» (Баку).
- 2001 год: снялась в фильме «Ростов-папа». Удостоена международной театральной премии имени Константина Станиславского.
- 2003 год: сыграла последнюю роль в фильме «Криминальное танго». Удостоена приза Российской академии кино «Золотой орел».
- 15 мая 2005 года: дата смерти.
Лучшие фильмы
- 1998: «Хочу в тюрьму»
- 1994: «Петербургские тайны»
- 1992: «Гардемарины 3»
- 1991: «Потерянный в Сибири»
- 1991: «Небеса обетованные»
- 1991: «Виват, гардемарины!»
- 1989: «Две стрелы. Детектив каменного века»
- 1988: «Аэлита, не приставай к мужчинам»
- 1985: «Зимний вечер в Гаграх»
- 1979: «Осенний марафон»
- 1978: «Уходя - уходи»
- 1977: «Отпуск в сентябре»
- 1977: «Обратная связь»
- 1976: «Сладкая женщина»
- 1975: «Осень»
- 1972: «Здравствуй и прощай»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter