Галина Волчек

Галина Волчек
5.6
Обсудить

Имя: Галина Волчек (Galina Volchek)

Отчество: Борисовна

Кто такая: ,

День рождения:

Место рождения: Москва

Дата смерти: 26 декабря (86 лет)

Причина смерти: узнать отёк мозга и лёгких

Где похоронена: узнать Новодевичье кладбище, Москва

Рост:

Тезки: (значение имени)

Знак Зодиака: (характеристика)

Восточный гороскоп:

Ссылки:

Фото: Галина Волчек

Галина Волчек Фото 1
Галина Волчек Фото 2
Галина Волчек Фото 3
Галина Волчек Фото 4
Галина Волчек Фото 5
+25 Фото
Галина Волчек: мнения

Биография Галины Волчек

Галина Борисовна Волчек – актриса театра и кино, режиссер, художественный руководитель театра «Современник». Поставила спектакли «Двое на качелях», «Обыкновенная история», «Эшелон», «Три сестры» и многие другие, всего в ее творческой копилке около 30 режиссерских театральных работ. Известна по фильмам «Берегись автомобиля» и «Осенний марафон».
На фото: Галина Волчек
На фото: Галина Волчек

Детство и семья

Галина Борисовна появилась на свет в декабре 1933 года в семье известного режиссера, кинооператора и педагога Бориса Израилевича Волчека (1905 – 1974), которого называют основоположником московской операторской школы. Мать, Вера Исааковна Маймина (1908 – 1989), училась на сценариста во ВГИКе, после была домохозяйкой.
Родители Галины Волчек: Вера Маймина и Борис Волчек
Родители Галины Волчек: Вера Маймина и Борис Волчек
Галина появилась на свет в Москве, первые годы жизни провела в доме на Полянке, квартиры в котором занимали представители кинематографической элиты. Так, близким другом Бориса Волчека был Михаил Ромм, а Галина дружила с его дочерью Наташей.

Детство Галина, пухлая непримечательная девочка с вечными двумя косичками на голове, провела за книжками. Мама, женщина эгоистичная и властная, гордилась тем, что у нее такая спокойная, добродушная и мягкотелая дочь. Вера контролировала жизнь Гали вплоть до того, каких ей авторов читать и каким тоном разговаривать.
Галина Волчек в детстве
Галина Волчек в детстве
Во время войны, когда большинство сотрудников «Мосфильма» эвакуировали в Казахстан, а Борис Волчек ушел на фронт, Галина вместе с мамой и няней Таней отправились в Свердловск, где жила бабушка со стороны матери, Роза Борисовна, местная звезда оперетты. Этот жанр, а точнее, его элегантная визуальная составляющая запали в душу маленькой Гале. В Свердловске же она пошла в первый класс. После победы Галина с мамой вернулись в Москву. За военные годы отношения ее родителей испортились.

Юность

Постепенно внутри девочки созрел протест, и после развода родителей (Галине было 13), когда мать поставила ее перед фактом, она решила остаться с отцом. Отец был другим: он не ограничивал дочь, был добрым и рассудительным родителем и навсегда остался в памяти актрисы как недостижимый идеал мужчины. Вырвавшись из ежовых рукавиц, Галина начала курить и тесно общаться с мальчиками. Пубертатный период не превратил ее в хрупкую красотку, наоборот, она поправилась, грудь выросла не по годам, без пяти минут девушка начала стесняться своего тела.
Галина Волчек с отцом
Галина Волчек с отцом
На самооценку влиял и неизвестно почему начавшийся конфликт с учителями школы №585, особенно с завучем, считавшей, что Галина с ее тройками по математике и эпизодическими прогулами, не заслуживает обучаться в этом заведении. Волчек ненавидела школу, учителей и сверстников, получавших пятерки за шаблонные ответы и стереотипное мышление. Единственной отдушиной была литература, ведь там учительница оценивала в первую очередь критическое мышление, а не зазубренные стандартные фразы.

Галина начала задумываться о выборе профессии. Парадоксально, но ее, выросшую в кинематографической среде, не пленял этот вид искусства. Она никогда не испытывала пиетета к «магии кино», потому что все это было привычно и понятно, а большинство кинозвезд были знакомы с ней лично, ведь мало кто мог отказать маленькой девочке посидеть на коленках.
Галина Волчек в юности
Галина Волчек в юности
Лишь один раз она, позавидовав дочке Михаила Ромма (режиссер снял ее в своем фильме в эпизодической роли), пришла к отцу и расплакалась. В другой раз Галина вместе с подругой упросила Ромма снять их в массовке, но так старательно изображали радость, что режиссер со смехом попросил их уйти со съемочной площадки. Но в итоге девушка заболела театром и порой перебарщивала с «вхождением в роль». Так, чтобы проучить соседку-сплетницу, она купила арбуз, засунула его под пальто и прохаживалась под окнами женщины, ожидая реакции. И она последовала незамедлительно: сплетница прожужжала уши всему дому, сетуя на развратную современную молодежь.
Семь историй из жизни Галины Волчек
После восьмого класса Волчек ушла из ненавистной школы, но вот беда – в театральные вузы не брали без аттестата. Ей пришлось устроиться в школу рабочей молодежи. Упор в программе делался на точные науки, Галина в них ничего не понимала. К счастью, приятель, тоже чистейший гуманитарий, подсказал ей, что можно окончить школу-экстернат, то есть сдать экзамены сразу за 10 и 11 классы. Путем упорного труда и не без проявления актерских способностей на экзамене, Галина их успешно сдала, и даже казавшуюся невозможной химию, и отнесла документы в Школу-студию МХАТ.

Отец был против этого решения. Он не хотел для дочери карьеры ни в кино, ни в театре. Не потому что не верил в ее силы, просто не понаслышке знал, каким трудом дается популярность, и что ждет в будущем артистов, ее не добившихся. Он умолял ее пойти на сценарный факультет ВГИКа, и втайне от дочери договорился со знакомым, чтобы Галю приняли в Институт гидромелиорации.
Перед прослушиванием в Щукинское училище
Перед прослушиванием в Щукинское училище
По воле матери, не надеявшейся, что строгая приемная комиссия Школы-студии МХАТ одобрит кандидатуру дочери, Галина пошла поступать в Щукинское училище. Так как делала она это против своего желания, то была абсолютно спокойна, игнорируя смешки абитуриенток модельной внешности и улыбки членом комиссии. И поступила, но все-таки попытала счастья в вузе, о котором мечтала, и снова ее ждала удача.
С одногруппниками
С одногруппниками
В Школе-студии МХАТ она училась на курсе Александра Карева и, после дипломного спектакля «Женитьба Бальзаминова», в 1955 году стала дипломированной актрисой.
Фото со спектакля «Женитьба Бальзаминова»
Фото со спектакля «Женитьба Бальзаминова»

«Современник»

После выпуска Волчек вместе с другими выпускниками Школы-студии, среди которых были Олег Ефремов, инициатор этой затеи, а также Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачева и Олег Табаков, основали собственный театр, получивший название «Современник». Основной идеей молодых актеров было метафорическое разрушение «старого» театра, который не мог предложить зрителям ничего нового. Отсюда и название: основатели хотели разговаривать со своими современниками языком современности, на сцене появлялись характеры, знакомые и понятные каждому.
Галина Волчек в молодости
Галина Волчек в молодости
Дебютная постановка «Современника» – спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова – была впервые поставлена 15 апреля 1956 года. Режиссером-постановщиком был Олег Ефремов, а Галина Волчек исполнила роль Нюрки-хлеборезки. После спектакля актеры долго разговаривали со зрителями.
После премьеры спектакля «Вечно живые»
После премьеры спектакля «Вечно живые»
Слух о новом театре быстро разнесся по Москве, каждый год труппа представляла публике новую постановку, а то и две-три. Волчек играет в другой яркой постановке по Розову, комедии «В поисках радости». Ее героиня – Клавдия Степановна, мать четверых уже взрослых детей, живущих с ней в одной квартире. Комедия высмеивала царящий в советском обществе вещизм и совместное проживание нескольких поколений на одной жилплощади. За следующие 5 лет Галину можно было наблюдать в восьми спектаклях («Голый король», «Пятная колонна», «Пять вечеров», «Взломщики тишины» и др.).
Галина Волчек и Олег Табаков (1967)
Галина Волчек и Олег Табаков (1967)
Олег Ефремов как художественный руководитель «Современника» всегда поощрял режиссерские эксперименты своих подопечных. Вот и 29-летняя Галина Волчек вдохновляется пьесой Уильяма Гибсона «Двое на качелях» и ставит одноименный спектакль с Татьяной Лавровой и Михаилом Козаковым в главных ролях. Это драма об отношениях двух влюбленных, яркий представитель отечественного психологического театра.
«Двое на качелях»: Татьяна Лаврова и Михаил Козаков
«Двое на качелях»: Татьяна Лаврова и Михаил Козаков
Галина продолжила выходить на сцену в качестве актрисы, но все больше времени посвящала режиссерской деятельности. Совместно с Олегом Ефремовым она ставит драмы «В день свадьбы», «Большевики», а в промежутке между ними выходит классический спектакль, который назовут одним из ее самых удачных, – «Обыкновенная история» по Гончарову.
Олег Ефремов и Галина Волчек
Олег Ефремов и Галина Волчек
За эту работу Волчек впервые становится лауреатом Государственной премии, как и автор инсценировки (Розов) и главные звезды (Михаил Козаков и Олег Табаков). Три года спустя она пересняла «Обыкновенную историю» для телевидения. Спектакль 1968 года «На дне» (по Горькому) тоже пользовался успехом и получил в 1972 году телеверсию.
Спектакль «Обыкновенная история»
Спектакль «Обыкновенная история»
Режиссерские работы Галины Волчек отличались по жанру: сказка «Принцесса и дровосек» (1969), основанный на песнях Владимира Высоцкого «Свой остров» (1971), созданный при помощи Чингиза Айтматова спектакль «Восхождение на Фудзияму» (1973).
С Владимиром Высоцким
С Владимиром Высоцким
Вместе с тем в начале 70-х «Современник» оказался под угрозой. Возвращалась цензура, Олег Ефремов покинул театр, получив предложение возглавить МХАТ, и забрал с собой права на весь репертуар. Советская пресса рассуждала об идеологическом крахе «Современника». К 1972 году театр был на грани закрытия. Члены труппы решили проголосовать за нового главного режиссера, и решением большинства им стала Галина Волчек.
Галина Волчек руководит «Современником» с 1972 года
Галина Волчек руководит «Современником» с 1972 года
Уже упомянутый выше спектакль «Восхождение на Фудзияму» стал первым, поставленным под новым руководством. Именно Волчек решает привлечь к работе над постановкой Айтматова, которым в минувшее десятилетие зачитывались буквально все. В центре сюжета оказалась учительница, провожающая на фронт своих учеников.
Репетиция спектакля «Восхождение на Фудзияму»
Репетиция спектакля «Восхождение на Фудзияму»
В дальнейших работах Галина Волчек, понимавшая значение театра в политической и социальной жизни страны, всегда старалась отображать действительность максимально честно. В репертуаре были спектакли о рабочей жизни («Погода на завтра», 1973), о партийной («Обратная связь», 1977).
Рост Галины Волчек – 163 см
Рост Галины Волчек – 163 см
Знаковым стал спектакль «Эшелон» (по Михаилу Рощину, 1975), поскольку одновременно с «Современником» его ставили в МХАТе. Постановка посвящена простым советским женщинам, вместе с детьми едущим в эвакуацию в вагонах-теплушках. Во время одной из репетиций Волчек сообщили, что ее отец умер. Будучи «папиной дочкой», она восприняла новость тяжело, но нашла силы закончить работу над «Эшелоном».
Фото со спектакля «Эшелон»
Фото со спектакля «Эшелон»
Зрители плакали, и даже в Германии постановку приняли очень тепло. Пресса пишет полные похвалы рецензии, особенно выделяя работы Аллы Покровской, Людмилы Ивановой и Любови Добржанской. В 1977 году театру разрешают показать «Эшелон» в театре драмы американского города Хьюстон, тем самым Галина Волчек первой из советских режиссеров объединяет два культурных мира.
Галина Волчек
Галина Волчек
В 1984 году выходит последний спектакль «Современника» с Галиной Борисовной в качестве актрисы. Она – Марта в постановке «Кто боится Вирджинии Вульф?».
«Кто боится Вирджинии Вульф?»
«Кто боится Вирджинии Вульф?»
В конце 80-х Галина начинает сотрудничество с Александром Гетманом. Его интерпретация автобиографии Евгении Гинзбург, труднейшего для театральной постановки произведения, превращается в спектакль «Крутой маршрут» (1989). Десять лет спустя Волчек и Гетман ставят «Три товарища» Ремарка, спектакль, раз за разом срывавший овации.
Галина Волчек и Валентин Гафт (1983)
Галина Волчек и Валентин Гафт (1983)
В 90-е «Современник» много гастролирует по миру. В 1990 чеховские «Вишневый сад» (1976) и «Три сестры» (1978) Галина Волчек и ее подопечные продемонстрировали на Играх доброй воли в Сиэтле, США. Галину Борисовну приглашали ставить спектакли в театрах Германии, Финляндии, США, Венгрии, Польши.
Документальный фильм Кирилла Серебренникова о Галине Волчек
В новом тысячелетии Галина Борисовна ставит все меньше новых спектаклей. Дважды (в 2001 и 2009) перезапускаются «Три сестры». В 2009 году снова ставится «Мурлин Мурло». Впервые этот спектакль был поставлен в театре в 1990 году, и автор пьесы Николай Коляда отговаривал Волчек от постановки, опасаясь за репутацию театра. Ответ режиссера он запомнил навсегда: «Коля, успокойся. И запомни: серость всегда завидует талантливым людям». В 2018 году выходит новая версия «Двое на качелях».
Галина Волчек в середине 90-х
Галина Волчек в середине 90-х

Роли в кино

Если не считать телеспектакли, в фильмографии Галины Волчек немного ролей в кино, и почти все они второстепенные, но неизменно яркие: медсестра в фильме «Шли солдаты», Римма Синайская в фильме Олега Ефремова «Строится мост», покупательница магнитофона в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Кадр из фильма «Берегись автомобиля»
Кадр из фильма «Берегись автомобиля»
Одна из ключевых ролей досталась Галине Волчек в драме «Свой» (1970) – Зоя Мамонова, супруга осужденного мошенника. В том же году на экраны выходит «Король Лир», зрители видят актрису в роли Реганы.
Галина Волчек в роли Реганы
Галина Волчек в роли Реганы
В 1975 году она снимается в сериале «Белеет парус одинокий» и комедии «Маяковский смеется». Затем Галина Борисовна снимается в фильмах-сказках «Русалочка» и «Красная шапочка», а в 1979 году играет однокурсницу главного героя в «Осеннем марафоне» Георгия Данелия.
Галина Волчек в фильме «Осенний марафон»
Галина Волчек в фильме «Осенний марафон»

Личная жизнь Галины Волчек

В жизни Волчек Галины Борисовны было два официальных супруга и, как говорила сама режиссер, одно заблуждение.
Первый муж – Евгений Евстигнеев. С ним Галина познакомилась в перерывах между занятиями в Школе-студии МХАТ. Он, новичок на их третьем курсе, стоящий на пороге 30-летия, подошел и протянул «Беломор», Галина затянулась, чем вызвала восторг. Евгений впечатлил девушку некой отстраненностью, он был старше остальных ребят, странно одевался и залихватски играл на разных музыкальных инструментах.
Галина Волчек и Евгений Евстигнеев в молодости
Галина Волчек и Евгений Евстигнеев в молодости
Их роман развивался очень быстро, и, несмотря на неприятие жениха-провинциала родителями Галины, в 1955 году влюбленные сыграли свадьбу и стали жить в квартире вместе с Борисом Израилевичем и его второй женой. Но совместная со старшим поколением жизнь не задалась, и молодые съехали на съемную квартиру, деньги на аренду им дала мать Галины.
Я увидела в нем что-то такое, чего не видели другие. А мне очень хотелось, чтобы это увидели все.
В 1961 году на свет появился их сын Денис. Он пошел по пути матери и стал кинорежиссером. Волчек всегда с особой любовью говорила о сыне:
Сын для меня – тема особая. Так сложились наши отношения, что он мой главный советчик, самый строгий зритель и судья. Не могу выпустить спектакль, пока его не посмотрит Денис.
Евгений проявил себя как заботливый отец, сдувающий с Дениса пылинки. Порой он просыпался по ночам и вслушивался в дыхание малыша.
Галина Волчек с первым мужем и сыном
Галина Волчек с первым мужем и сыном
Все началось портиться, когда Евстигнеев снялся в фильме Элена Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964) и стал одним из ключевых актеров «Современника». До Галины начали доходить слухи об его изменах, которые подтвердились, когда почти вся труппа «Современника» отправилась на съемки фильма «Строится мост». Она собрала вещи и уехала. Соперницей оказалась начинающая замужняя актриса Лилия Журкина, в 1966 году получившая фамилию Евстигнеева.
Лилия Журкина сломала брак Галины и Евгения
Лилия Журкина сломала брак Галины и Евгения
Галина не прекратила общение с бывшим мужем. Через четверть века, незадолго до смерти, он обвинит ее: «Ты сломала мне жизнь!», но Волчек понимала, что никогда не сможет стать номером 2.
Галина Волчек и ее сын Денис Евстигнеев
Галина Волчек и ее сын Денис Евстигнеев
Вторым супругом Волчек стал профессор Строительного института, доктор технических наук Марк Юрьевич Абелев. Они познакомились благодаря актеру «Современника» Игорю Кваше, полюбили друг друга и прожили в браке 10 лет (с 1966 по 1976). Марк был отличным человеком, легко нашел общий язык с Денисом, исполнял все прихоти жены, вот только был подвержен неконтролируемым приступам ревности, которые в конце концов и разрушили их союз.
Галина Волчек и Марк Абелев
Галина Волчек и Марк Абелев
После был гражданский брак с физиком по имени Владимир, в котором режиссер прожила десять лет. У него была семья: жена, дети, больная мама, и бросить их мужчина не решился. Галина Борисовна сама разорвала эти отношения и сделала для себя вывод:
Всей моей жизнью я подвела себя к тому, что семья для меня стала невозможной. Это естественное состояние человека, который продался в рабство театру. Театр перемолол меня в своей мясорубке настолько, что соединить его с чем-то еще было бы неестественно.

Награды

Галина Борисовна была награждена орденами «За заслуги перед Отечеством», «Дружбы народов», «Трудового Красного Знамени».

Волчек – заслуженная артистка РСФСР, народная артистка СССР. Была награждена Государственной премией СССР за спектакль «Обыкновенная история». Имеет премию «Своя колея», две премии «Олимпия», «Звезда театра». Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Интервью Галины Волчек («Временно доступен»)
Актриса и режиссер в одном лице не раз была членом жюри КВН, председателем жюри «Кинотавра».

Последние годы жизни и смерть

С 2014 года Галина все реже появлялась в «Современнике» из-за болезни – межпозвонковая грыжа причиняет режиссеру боль и затрудняет движения. Последние годы Волчек часто передвигалась в инвалидном кресле.
Галина Волчек руководила «Современником»
Галина Волчек руководила «Современником»
В 2018 году Галина Волчек перезапустила свой дебютный спектакль «Двое на качелях», признавшись, что уже не помнит его в первоначальном виде. В этот раз Гитель играет Кристина Орбакайте, а Джерри – Кирилл Сафонов. В том же году народная артистка отметила 85-летие.
В «Современнике» снова идут «Двое на качелях»
В «Современнике» снова идут «Двое на качелях»
24 декабря 2019 года Галину Волчек экстренно госпитализировали с острой болью в груди, вызванной усугубляющейся пневмонией. Инсайдер в больнице поведал журналистам, что в ее легких скопилась вода, а критически низкое давление вкупе с ослабевшим иммунитетом затрудняют лечение.

Два дня спустя у больной начали отказывать органы. Она скончалась от отёка мозга и лёгких. Артисты «Современника», сообщая о смерти художественного руководителя, заявили:
Мы по праву называли ее мамой. И теперь мы осиротели.
На 11 утра 29 декабря запланировали гражданскую панихиду. Похоронят Галину Борисовну Волчек на Новодевичьем кладбище в Москве.

Лучшие фильмы

Подпишитесь на нас!