Биография Олега Ефремова
Олег Ефремов – народный артист СССР, основатель «Современника», главный режиссер МХТ имени Чехова и родоначальник актёрской династии Ефремовых. Зрители запомнили этого большого артиста как таксиста Сашу в «Трёх тополях на Плющихе», следователя Максима Подберёзовикова в картине «Берегись автомобиля», полковника Иванова в фильме «Живые и мертвые».
Детство, юность, семья
Олег родился осенью 1927 года в московской семье Николая и Анны Ефремовых. Папа, Николай Иванович, был бухгалтером Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГа), мама, Анна Дмитриевна, занималась домом и сыном.
Ефремовы жили скромно, в доме на углу Староконюшенного и Гагаринского переулков, в котором до революции сдавались квартиры, а после революции они превратились в коммуналки, о которой Ефремов рассказывал в интервью:
У меня в коммуналке жили люди, заслуженные перед новой властью. В прошлом они были активными участникам революции, среди них были и бывший латышский стрелок, и партийный работник, и боец Красной армии. Мой отец Николай Иванович Ефремов был единственным беспартийным в нашей коммуналке, и его часто приглашали в качестве примиряющего начала в тех жарких партийных спорах, которые велись обитателями нашей квартиры.Олег с удовольствием ходил в драмкружок Дома пионеров на Старом Арбате, который вела Александра Кудашова, ученица выдающегося театрального режиссера Михаила Чехова. Он дружил с Сашей Калужским, внуком популярного тогда актера МХАТа Василия Лужского, и с Сережей Шиловским, приемным сыном писателя Михаила Булгакова. В их доме Ефремов бывал не единожды, совершенно не думая о том, с каким многогранным и талантливым человеком общается.

Строили это полотно заключенные, осужденные за воровство. Олег стал общаться с ними, его привлекала воровская романтика. Худенького подростка прозвали Лисьей мордочкой и поручали ему мелкие «дела». Когда отец узнал, что сын превращается в мелкого воришку, взял на работе расчет и перевез семью обратно в Москву. Там Олег окончил школу и вместе с друзьями смотрел салют Победы.


Первой ролью студента на мхатовской сцене стал помещик Камышев по чеховскому рассказу «На чужбине». Учеба в вузе с головой поглотила Ефремова, вместе с Игорем Квашой они даже дали клятву верности театру, скрепив ее кровью. Олег был уверен, что по окончании Школы-студии останется во МХАТе, но он ошибся:
…известие, что меня не берут во МХАТ, воспринял как потрясение. Весь день меня прогуливали по Москве, чтобы я отошел от этой новости. . Не знаю в силу чего, то ли в силу характера, то ли в силу моего обучения, но к концу учебы со мной никто из педагогов не кланялся, хотя я играл центральные роли. В день распределения позвонил Василий Осипович Топорков и предложил преподавать в студии: сначала ассистентом, потом педагогом.
Актерская карьера
В 1949 году Ефремов начал преподавательскую деятельность в Школе-студии, к тому же, по распределению он попал в Центральный детский театр, в то время считавшийся неким мирным оазисом в театральном мире. Там впервые была поставлена пьеса Виктора Розова «Ее друзья», где актер сыграл главную роль Владимира Чернышева. Спектакль кардинально отличался от всего, что ставили в других театрах и пользовался невероятным успехом.







Смерть Иннокентия Смоктуновского стала для режиссера большим потрясением. В МХТ шли старые спектакли, единственной новой постановкой стал спектакль «Три сестры», который вызвал большой резонанс в театральном мире.Что касается ролей в кино, отмечает uznayvse.ru, то за время с начала семидесятых и до конца девяностых годов Ефремов воплотил на экране около сорока разноплановых персонажей. Наиболее яркие из них – Адам Стентон («Вся королевская рать»), участковый Буров («Здравствуй и прощай»), Евгений Мишкин («Дни хирурга Мишкина»), Дмитрий Рудин («Рудин»).

Личная жизнь Олега Ефремова
Не менее насыщенной была и личная жизнь Ефремова. Артист признавался, что всегда был крайне влюбчивым человеком. В школе он пытался обратить на себя внимание Тани Покровской (впоследствии жены Юрия Никулина). Она была на два года моложе и совершенно вскружила старшекласснику голову.Но романа с красавицей Таней так и не случилось. Однажды, пытаясь вызвать девушку из дома, Ефремов наполнил водой детскую соску и кинул ей в окошко. Соска попала в тётю девушки, и на этом все романтические порывы прекратились.


Поговаривали, что под очарование актера попала даже «железная леди» СССР Екатерина Фурцева и именно её протекция помогла Ефремову стать руководителем МХАТа. Но обсуждать роман побаивались, зная крутой нрав министра культуры.В 1955 году Олег познакомился с Ириной Мазурук, внучкой легендарного полярного летчика. Девушке было 19 лет, она училась на факультете журналистики. Вскоре влюбленные сыграли свадьбу, хотя в загс так и не сходили. Вместе прожили три года, в 1957 году у пары родилась дочь Анастасия, позже ставшая театральным критиком.


Ефремов тем временем завел новый роман – с Анастасией Вертинской, супругой Никиты Михалкова. Актриса переехала к нему в квартиру, сделала там ремонт и едва не отправилась с Ефремовым в загс, но узнала, что параллельно с ней режиссер театра встречался с Ириной Мирошниченко. В результате артист расстался с обеими.



Смерть и память
В девяностые здоровье Ефремова ослабло. Артист быстро уставал, у него появилась одышка. Врачи поставили диагноз: эмфизема легких. Ефремову рекомендовали бросить курить и не утомлять себя работой. Но режиссер отказался категорически – шли репетиции новой постановки.Ему назначали курсы лечения, которые он прекращал, как только становилось немного легче. Вскоре в доме появился кислородный аппарат, поскольку дышать становилось все тяжелее.

Когда снимался документальный фильм, посвященный столетию МХАТа, Олег Николаевич выглядел совершенно больным. Ефремов умер 24 мая 2000 года. Последней его работой в театре стала неоконченная постановка «Сирано де Бержерак». Работу над спектаклем завершал уже Николай Скорик.

Интересные факты
- Вспоминая детство, Олег Ефремов рассказывал о посещении дома Михаила Булгакова, где жил его друг Сергей Шиловский. Он тогда еще не имел понятия о «Днях Турбиных» и «Мастере и Маргарите», но навсегда запомнил атмосферу «прекрасной, веселой, интеллигентной семьи…». Именно этот дом стал, по словам артиста, предвестником его встречи с Художественным театром.
- Первый костюм у Олега появился в 1937 году. Мама привезла его от тетки, мужа которой осудили и сослали в лагеря. Коричневый костюм бережно хранился, именно в нем в 1945 году юноша пошел сдавать экзамены в Школу-студию МХАТ. Пиджак был ему великоват и болтался, словно на вешалке, но Ефремов считал, что в нем выглядит солиднее.
- Студентом Школы-студии МХАТ Ефремов не раз бывал в Доме творчества в Пестово, где отдыхали корифеи театра. Олег навсегда запомнил, как качался в гамаке Михаил Тарханов, ведя неспешные беседы, как Михаил Яншин пригласил в гости Лялю Черную, и как она танцевала вокруг костра. Там же педагоги и студенты играли в карты на деньги и юные дарования несказанно радовались, когда обыгрывали великого Алексея Грибова, – ведь надо было на что-то жить.
- Однажды, играя Николая Первого в спектакле «Декабристы», Ефремов оговорился и вместо того, чтобы произнести: «Я в ответе за всех», – сказал: «Я в ответе за свет». Партнером на сцене был Евгений Евстигнеев, который молниеносно среагировал: «Тогда уж и за газ, ваше величество!».
- Юрия Деточкина в знаменитом фильме «Берегись автомобиля» по замыслу Эльдара Рязанова должен был играть Ефремов. Но его соавтор, Эмиль Брагинский, отсматривая результаты проб, назвал Олега «волком в овечьей шкуре», и главного героя в итоге на экране воплотил Иннокентий Смоктуновский.
Важные события в жизни
- 1945 год: поступил в Школу-студию МХАТ.
- 1949 год: дебютировал в главной роли в спектакле ЦДТ «Ее друзья».
- 1955 год: дебютировал в главной роли в фильме «Первый эшелон». Дебютировал как режиссер со спектаклем «Димка-невидимка».
- 1956 год: основал театр «Современник». Поставил спектакль «Вечно живые».
- 1957 год: родилась дочь Анастасия.
- 1962 год: женился на актрисе Алле Покровской.
- 1963 год: родился сын Михаил.
- 1964 год: снялся в фильме «Живые и мертвые».
- 1966 год: снялся в фильмах «Айболит-66» и «Берегись автомобиля».
- 1967 год: удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- 1969 год: удостоен звания народного артиста РСФСР и Государственной премии СССР за сценическую трилогию «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики».
- 1970 год: возглавил МХАТ. Первая постановка как режиссера – «Дульсинея Тобосская».
- 1971 год: награжден орденом Трудового Красного Знамени.
- 1974 год: удостоен Государственной премии СССР за спектакль «Сталевары».
- 1976 год: удостоен звания народного артиста СССР. Завоевал приз конкурса-смотра московских театров «Золотая маска» и приз жюри Всесоюзного ленинградского телефестиваля за лучшую мужскую роль в фильме «Дни хирурга Мишкина».
- 1977 год: награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.
- 1979 год: снялся в фильмах «Поэма о крыльях» и «Мнимый больной».
- 1983 год: удостоен Государственной премии СССР за спектакль «Так победим!».
- 1985 год: снялся в фильме «Батальоны просят огня».
- 1987 год: удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден орденом Ленина. Раскол МХАТ, возглавил МХТ имени Антона Чехова.
- 1993 год: награжден орденом Дружбы народов.
- 1995 год: снялся в фильме «Ширли-мырли».
- 1997 год: удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Удостоен кинопремии «Золотой Овен», театральных премий «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска», приза «Госпожа удача» имени Павла Луспекаева.
- 1998 год: удостоен премии Русского биографического института «Человек года». Снялся в фильме «Сочинение ко Дню Победы».
- 2000 год: последняя постановка на сцене МХТ – «Сирано де Бержерак».
- 24 мая 2000 года: дата смерти.
Лучшие фильмы
- 1998: «Сочинение ко Дню победы»
- 1995: «Ширли-мырли»
- 1984: «Чужая жена и муж под кроватью»
- 1981: «Штормовое предупреждение»
- 1975: «Там, за горизонтом»
- 1972: «Человек на своем месте»
- 1972: «Здравствуй и прощай»
- 1971: «Ты и я»
- 1970: «Бег»
- 1966: «Берегись автомобиля»
- 1966: «Айболит-66»
- 1965: «Война и мир»
- 1963: «Живые и мертвые»
- 1958: «Шли солдаты»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter