Анатолий Папанов

Анатолий Папанов
5.6

Имя: Анатолий Папанов (Anatoliy Papanov)

Отчество: Дмитриевич

День рождения: 31 октября 1922

Кто родился в этот день: 12 чел.

Место рождения: г. Вязьма, Смоленская обл.

Дата смерти: 5 августа 1987 (64 года)

Причина смерти: узнатьсердечный приступ

Где похоронен: узнатьМосква, Новодевичье кладбище

Рост: 184 см

Знак Зодиака: Скорпион (характеристика)

Восточный гороскоп: Собака

Карьера: актер

Обсуждение: 1 сообщение

Ссылки:

Вам нравится Анатолий Папанов?

Биография Анатолия Папанова

Анатолий Папанов – народный артист Советского Союза, актер и режиссер. Снялся почти в ста фильмах, большинство из которых вошли в золотой фонд советского кинематографа. Почти столько же мультипликационных персонажей, которым Папанов подарил свой голос. Самый известный из них, конечно же, Волк из «Ну, погоди!».
На фото: Анатолий Папанов
На фото: Анатолий Папанов
Знаковыми стали его роли комбрига Серпилина из «Живых и мертвых», Николая Дубинского из «Белорусского вокзала», Кисы Воробьянинова из «12 стульев», Копалыча из «Холодного лета пятьдесят третьего». Именно в этой картине Анатолий Дмитриевич сыграл свою последнюю роль, за которую был удостоен Государственной премии СССР посмертно. Актера не стало летом 1987 года, но его творческое наследие остается нетленным и любимым людьми.

Детство и юность: Вязьма – Москва

Анатолий родился осенью 1922 года в семье военного Дмитрия Папанова и модистки Елены Росковской из Вязьмы. Отец служил в военизированной охране железнодорожного узла, мама работала в швейном ателье, изготавливала шляпки, шила платья для местных модниц.
Анатолий Папанов в детстве
Анатолий Папанов в детстве
Любовь Елены Болеславовны к мужу была настолько сильной, что она, полячка-католичка, приняла православие, чтобы выйти замуж за Дмитрия Филипповича по всем канонам. В православных традициях они жили и воспитывали двоих детей: старшего Толика и младшую Ниночку. Мальчик обожал родителей, стремился быть похожим на отца.
Анатолий Папанов с сестрой Ниной
Анатолий Папанов с сестрой Ниной
Папанов-старший с юности был увлечен театром, участвовал в самодеятельности вместе с женой. Толю и Нину родители тоже брали на репетиции, а когда дети подросли, их стали задействовать в спектаклях.
Семья Анатолия Папанова: родители и младшая сестра (1928 г.)
Семья Анатолия Папанова: родители и младшая сестра (1928 г.)
В начале тридцатых годов Папановы переехали в Москву. Толя пошел в школу, но учиться ему не нравилось. Он был влюблен в кинематограф и театр, и когда неподалеку от дома открыли драматическую студию в клубе «Каучук», стал большую часть времени проводить там. Позже, так как денег в семье не хватало, Толя перевелся в вечернюю школу, а сам устроился литейщиком на шарикоподшипниковый завод.

Когда Анатолию было пятнадцать, он попал на съемки картины Михаила Ромма «Ленин в Октябре», где сыграл свою первую эпизодическую роль (матрос из массовки). В самодеятельной студии тем временем ставили спектакли «Укрощение строптивой» (Папанов – Гортензио), «Васса Железнова» (Папанов – Пятеркин), репетировали водевили.
Кадр из фильма «Ленин в Октябре»
Кадр из фильма «Ленин в Октябре»
Актер Вахтанговского театра Василий Куза руководил студией, приглашал своих коллег, которые учили артистов-любителей грамотной речи, танцам, фехтованию. Юный Анатолий очень стеснялся, когда в труппе начинались разговоры о литературе. Он даже школьную программу освоил кое-как и боялся, что его спросят о герое произведения, а он не сможет ответить.
Анатолий Папанов в роли прохожего из фильма «Подкидыш» (1939)
Анатолий Папанов в роли прохожего из фильма «Подкидыш» (1939)
Чтобы побороть стыд, он стал захаживать в библиотеку, увлекся чтением, да так втянулся, что больше не представлял жизни без классики. Помимо того, в клубе юноша записался в изостудию, учился играть на домре, посещал класс хорового пения. И трудился на заводе, с которого однажды попал в следственный изолятор Бутырки.

Причиной тому стала кража деталей кем-то из рабочих. Те девять дней, проведенных в заточении, Папанов вспоминал до своих последних дней. Так, на съемках «Холодного лета…» он рассказывал коллегам:
…ощущение несвободы и беспомощности в сознании засело крепко…Ужасался, когда представлял себе, что чувствуют люди, проведшие в неволе гораздо больший срок.

Война

В 1940 году Папанова, как и других его сверстников, призвали на воинскую службу. Служил сначала под Саратовом, затем проходил обучение в Оренбургском артиллерийском училище, где его и застало страшное известие о начале войны.
Я читал фамилии незнакомых мне людей, а когда дошел до начинающихся на букву «П», подумал, что мое место в этом списке было бы здесь. Деловито так подумал, просто. Такой реальной представлялась мне смерть в окопах той страшной войны, так часто дышала она мне прямо в лицо.
В июле 1941 года их взвод из сорока двух человек перебросили на защиту Харькова. В первом же бою после двух с половиной часов в живых осталось несколько человек. Погиб его друг Алик Рафаевич, учившийся на оператора во ВГИКе. А оставшихся доукомплектовали и снова отправили в бой. Зимой 1941 года Анатолий попал вместе с фронтовыми товарищами под бомбежку. Живым остался лишь он один, был контужен и тяжело ранен. Осколок снаряда повредил ногу, Анатолию ампутировали два пальца и, несмотря на протесты бойца, присвоили третью группу инвалидности, а это значило отправку в тыл.
Анатолий Папанов – герой войны
Анатолий Папанов – герой войны
Сознание собственной неполноценности терзало юношу. Он сумел устроиться на работу лишь сторожем, ходил с трудом, опираясь на палку. От отчаяния Папанов однажды зашел в «Каучук», где так часто бывал до войны. В студии оставалось несколько артистов: одна девушка и три старушки. Анатолий предложил сделать программу и выступать с ней в госпиталях и перед рабочими заводов.
Война Анатолий Папанова (рассказывает Андрей Мерзликин)
Везде встречая теплый прием, он решил, что станет артистом и в 1943 году пришел поступать в ГИТИС. Перед приемной комиссией прочитал стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста». На втором курсе был недобор мужчин, поэтому его зачислили сразу туда.
Анатолий Папанов в молодости
Анатолий Папанов в молодости
Студенты вуза делали постановки, отрывки из пьес, с которыми выезжали на фронт, давать концерты. Папанов на всю жизнь запомнил, с какой жадностью и благодарностью воспринимали их появление бойцы. Искусство помогало всем хоть ненадолго обрести душевное успокоение.

Но в институте ему приходилось трудно: из-за собственной хромоты в студенческих постановках он всегда был на вторых ролях. К тому же, ему так и не удалось исправить характерный говор. Который, впрочем, через много лет станет его узнаваемой чертой. Но пока что он заставлял себя через боль заниматься танцами, делать гимнастику, и в итоге на четвертом курсе уже мог ходить без трости.

Театр

С окончанием войны кончилась и учеба Анатолия. В 1946 году его вместе со всем курсом направили в Литву, создавать в Клайпеде русский драматический театр. Город был тихим и пустым. Выпускники ГИТИСа не сразу освоились в небольшом театре, на балконе которого их встретила надпись: «Здесь выступал Гитлер». Но Папанов спокойно пошутил: «Отвыступался», – и актеры начали репетировать.
Анатолий Папанов в «литовский период»
Анатолий Папанов в «литовский период»
На сцене в Клайпеде Анатолий сыграл свои первые театральные роли. Он был Сергеем Тюлениным в «Молодой гвардии», Тристаном в «Собаке на сене», Леонидом Борисовичем в «Машеньке». Постановки шли поочередно: один вечер спектакли давала литовская труппа, второй – русская.

В 1948 году он с женой, актрисой Надеждой Каратаевой, приехал в Москву, в свой первый заслуженный отпуск. Там они встретили на прогулке Андрея Гончарова, своего преподавателя из ГИТИСа, который в прошлом высоко оценивал профессионализм Папанова. Он и пригласил актера в Театр сатиры, где как раз работал режиссером и ставил спектакль «Вас вызывает Таймыр». Ему нужен был исполнитель роли матроса Ашота Мисьяна. Папанов согласился. Позже в этот же театр устроилась его жена, переехавшая из Клайпеды.
Анатолий Папанов на сцене театра (на фото: с Андреем Мироновым)
Анатолий Папанов на сцене театра (на фото: с Андреем Мироновым)
Анатолий Дмитриевич прослужил в театре почти сорок лет, создав за это время более пятидесяти сценических образов. Наиболее яркими стали его роли боксера в «Дамокловом мече», Корейко в «Золотом теленке», Воробьянинов в «12 стульях», Манган в «Доме, где разбиваются сердца», Макарыч в «Ремонте», Фамусов в «Горе от ума».
Молодой Анатолий Папанов
Молодой Анатолий Папанов
Один из первых спектаклей, «Мешок соблазнов», где Папанов играл Джека Холидея, запомнился ему надолго. Дело в том, что артисты труппы очень любили разыгрывать новичков, и однажды прибили к полу мешок, который он по сценарию должен был поднять. Папанов дернул раз, дернул два… А на третий раз просто оторвал реквизит вместе с гвоздем и куском доски под всеобщий хохот. Анатолий и сам любил пошутить, поэтому отнесся к розыгрышу коллег с юмором.
Анатолий Папанов за кулисами
Анатолий Папанов за кулисами
Для лучшего погружения в каждую роль у артиста всегда был в запасе арсенал деталей, которые он наблюдал, подмечал за другими людьми везде, даже на футбольных матчах. Газетка или кепочка, характерный жест или словцо – и вот уже персонаж Папанова на сцене кажется соседом, живущим рядом, или знакомым бюрократом, под чьими дверьми пришлось просидеть почти весь день.
Анатолий Папанов в спектакле «Тёркин на том свете»
Анатолий Папанов в спектакле «Тёркин на том свете»
В 1987 году Анатолий Дмитриевич впервые выступил в родном театре в качестве режиссера и поставил спектакль «Последние» по произведению Максима Горького.

Кинематограф

Сложнее было с ролями в кино, где Папанов дебютировал почти в 40. Он появился вместе с Юрием Яковлевым и Сергеем Юрским в сатирической комедии начинающего еще Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», сыграв начальника экспедиции Аркадия Крохалева. Однако фильм лёг на полку – цензоры сочли его безыдейным и антихудожественным. Далее была роль художника-скульптора Николая в фильме «Приходите завтра!», но в нем вместо голоса Папанова звучал голос Евгения Ташкова.
Анатолий Папанов в фильме «Человек ниоткуда»
Анатолий Папанов в фильме «Человек ниоткуда»
1964 год принес Папанову Государственную премию братьев Васильевых за роль комбрига Серпилина в драме Александра Столпера «Живые и мертвые», после чего актера стали приглашать в кино.
«Живые и мертвые» – прорывная кинороль Папанова
«Живые и мертвые» – прорывная кинороль Папанова
За свою кинематографическую жизнь он сумел создать десятки запоминающихся образов. Это и тесть Семицветова в комедии «Берегись автомобиля», и Лёлик из «Бриллиантовой руки», и атаман Ангел из «Адъютанта его превосходительства», и Киса Воробьянинов из «12 стульев», и Николай Дубинский из «Белорусского вокзала», и Владимир Дмитриевич из «Времени желаний».
Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова
Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова
Его голосом с неподражаемыми интонациями разговаривает почти сотня мультипликационных персонажей, главный из которых – Волк из многосерийной эпопеи «Ну, погоди!». Впоследствии Папанов возненавидел этот мультфильм: «Волк перегрыз всю мою актерскую биографию!». И действительно, видя его на улице, дети и взрослые тыкали пальцем с криками: «Волк!».
Клара Румянцева и Анатолий Папанов озвучивают «Ну, погоди!»
Популярность в принципе тяготила Папанова. Он никогда не афишировал известность, одевался неброско, а начитанность прятал за маской простоты, хотя из-под нее то и дело проглядывал настоящий Папанов.

Личная жизнь Анатолия Папанова

Папанов всегда был абсолютно верным человеком: одна любовь, одна жена, один театр. Со своей единственной любовью и женой Надеждой Каратаевой Папанов познакомился в ГИТИСе. Оба приходили на занятия в военной форме – этим девушка и привлекла внимание Анатолия.
Оказалось, Надя тоже была на фронте, работала в санитарном поезде. Фронтовое прошлое сблизило нас, мы стали общаться, вместе сидели в библиотеке, готовясь к занятиям…
И, как оказалось, жили они тоже почти рядом. Расписались сразу после первого Дня победы, в 1945 году. Семейную жизнь начали за перегородкой в комнате коммунальной квартиры. Порой играли в спектаклях вместе («Гнездо глухаря», «Родненькие мои»).
Надежда Каратаева в молодости
Надежда Каратаева в молодости
Одно время после переезда в Москву Папанов стал налегать на спиртное, что становилось причиной ссор с женой. Начал он пить во время карьерного затишья, а когда все с работой пошло на лад, просто не смог прекратить. Нина Юрьевна вспоминала, как он и актер Евгений Весник проехали в вагоне-ресторане ленинградской «стрелы» сначала из Москвы в Ленинград, а затем обратно, выпивая и веселясь, несмотря на то, что Папанова ждали на репетиции.
Анатолий Папанов с женой и дочерью
Анатолий Папанов с женой и дочерью
Пить и курить Анатолий Дмитриевич бросил в один момент после похорон своей мамы. И, когда видел, как молодые актеры переходят грань дозволенного, говорил: «Не по таланту пьешь». Он знал, о чем говорит. С тех пор семейная жизнь пошла на лад, появились и новые, интересные роли.
Анатолий Папанов. Обратная сторона славы
Долгожданная дочка Елена родилась у пары лишь в 1954 году. Сейчас она – известная актриса. Елена подарила отцу двух внучек, Надежду и Марию. Надежда Каратаева пережила мужа на 28 лет, скончавшись в октябре 2019 года.
Елена Папанова сейчас
Елена Папанова сейчас
Анатолий редко распространялся о своей личной жизни. «Артист не должен быть прочитанной книгой для зрителя, – писал он в своих записях, – а уж выставлять напоказ свою личную жизнь и вовсе не годится». Несмотря на довольно высокий заработок к концу жизни, он опасался пустых трат, любому виду досуга предпочитал вечер в кругу семьи. Любил приехать на дачу и покататься на велосипеде или погулять в одиночестве – один на один с собой ему никогда не было скучно.
Анатолий Папанов вел скромную домашнюю жизнь
Анатолий Папанов вел скромную домашнюю жизнь
Коллеги вспоминали, что у Анатолия не было какого-то осязаемого хобби. Его не интересовали ни охота, ни рыбалка, ни коллекционирование. Он действительно жил актерской профессией и все мысли посвящал ей.
Дачу артиста родные стараются сохранить в первоначальном виде
Дачу артиста родные стараются сохранить в первоначальном виде

Смерть и наследие

В последние годы жизни Анатолий перестал сниматься, но увлеченно преподавал в ГИТИСе. Однажды прочел сценарий Эдгара Дубровского «Холодное лето пятьдесят третьего» и сам предложил себя на роль политзаключенного Николая Старобогатова (Копалыча).
«Холодное лето пятьдесят третьего» – последняя роль Папанова
«Холодное лето пятьдесят третьего» – последняя роль Папанова
Съемки проходили под Петрозаводском. В последний день режиссер Александр Прошкин уговаривал Анатолия Дмитриевича остаться в деревне Руга еще на пару дней, отдохнуть, а потом вылететь из Петрозаводска в Ригу, где его ждали жена и гастрольный спектакль. Но артист переживал о своих учениках в ГИТИСе, хотел проверить лично, как их разместили в общежитии, и улетел в Москву.
«Холодное лето 53-го». Фрагмент
Папанова не дождались в Риге и жена забила тревогу. В их московскую квартиру приехал зять, который не смог открыть дверь, пробрался в дом через соседский балкон. Он и нашел Анатолия Дмитриевича. Он сидел на крае ванной, холодная вода из душа лилась ему на голову. Врачи констатировали смерть от сердечно-сосудистой недостаточности.

Это был не инфаркт, а сердечный спазм, и если бы артист находился дома не один, его можно было бы еще спасти. Дочь Анатолия уверена, что приступ случился из-за того, что в доме в тот день не было горячей воды, и он решил помыться холодной, а лето было удушливым. Сердце могло не выдержать перепада температур. Ему было всего 64 года – возраст солидный, но не преклонный, и до этого никаких проблем со здоровьем у Папанова не было. Он часто купался в прохладную погоду в озере.
Могила Анатолия Папанова
Могила Анатолия Папанова
В день похорон гроб с телом выставили не в зрительном зале, а в фойе. Коллеги остались на гастролях, но проводить любимого артиста в последний путь пришло огромное количество людей. Похоронили Папанова на Новодевичьем кладбище.

Спустя год вышел фильм, в котором он сыграл последнюю роль и за которую был посмертно награжден Государственной премией. В финале голос Валерия Приёмыхова напомнил зрителям, что это последняя работа артиста.

Режиссер «Холодного лета» Александр Прошкин позже вспоминал, как Папанов (а его герой по сюжету погибал) просил его показать ему его могилку и почему-то упорствовал в этом вопросе. А когда Прошкин показал декорацию – холмик с простеньким крестом – актер сразу погрустнел и замкнулся в себе. Да и в целом среди актеров есть поверье, что играть собственную смерть не к добру.
Памятник Анатолию Папанов в Вязьме
Памятник Анатолию Папанов в Вязьме
Надежда Юрьевна в 1994 году выпустила книгу «Четыре музы Анатолия Папанова». На родине актера, в Вязьме, установлен памятник. На доме, где жил Анатолий Дмитриевич, висит мемориальная доска. Но главным наследием, которое навсегда останется с нами, стали его незабываемые кинороли.
Подпишитесь на нас!
  • Не работает как обещали, работает только регистратор. Радар не работает, модель на корпусе не указана. Скорость не показывает радары не видет
    2018-06-13 08:25:37
1