Роман Виктюк

Имя: Роман Виктюк (Roman Viktuk)

Отчество: Григорьевич

Кто такой: ,

День рождения:

Место рождения: Львов

Дата смерти: 17 ноября (84 года)

Причина смерти: узнать осложнения после коронавируса

Где похоронен: узнать Лычаковское кладбище, Львов, Украина

Рост:

Тезки: (значение имени)

Знак Зодиака: (характеристика)

Восточный гороскоп:

Ссылки:

Роман Виктюк: мнения

Биография Романа Виктюка

Роман Григорьевич Виктюк – знаменитый режиссер, народный артист Украины и России, ставший одной из важнейших персон мировой театральной жизни. Профессор Российской академии театрального искусства, основатель и художественный руководитель Театра своего имени, который называли «театром духовной элиты», а его самого – «великим классиком театральной провокации», «универсальным артистом», «скандалистом» и «истинным гением».

Член Комитета по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко. Обладатель премий «Maratea» Центра европейской драматургии, «Триумф» Союза театральных деятелей Украины, а также старейшей театральной награды на постсоветском пространстве «Киевская Пектораль».
Режиссёр Роман Виктюк
Режиссёр Роман Виктюк
В США он был включен в список «50 личностей, оказавших влияние на вторую половину ХХ века», в Италии стал первым и единственным иностранцем, награжденным международной премией Института итальянской драмы. В 2020 его удостоили премии зрительских симпатий «Звезда театрала» в номинации «Легенда сцены» (посмертно).

В режиссерской копилке уникального мастера – более 200 острых по форме и глубоких по содержанию спектаклей и десятки телефильмов, будораживших зрителей и предлагавших им иной, как правило, неожиданный взгляд на природу человеческих отношений. География его постановок также огромна. Он объехал со своей труппой 38 стран мира – работал в театрах Украины, России, Балтии, ставил спектакли в Финляндии, Швеции, США, Израиле, Италии, Греции.

Детство и юность

Будущий режиссер-новатор, взорвавший мир театра своими смелыми постановками, появился на свет 28 октября 1936 во Львове, став первенцем в семье учителей Григория и Катерины. Позже у пары родилось еще двое детей – дочери Кристина и Данута.

Страсть к режиссуре у мальчика проявилась с детства. Первым спектаклем, который он поставил, собрав соседских ребят, стала опера «Пиковая дама», затем были постановки «Марица» и «Сильва». Он ставил сценки и спектакли, имевшие немалый успех, в школе с одноклассниками, во Дворце пионеров. В пионерском лагере 13-летнего организатора актуальной постановки в качестве поощрения оставили бесплатно на вторую смену.
Роман Виктюк в детстве
Роман Виктюк в детстве
В армии прирожденный лицедей и импровизатор потряс командира полка вдохновенным чтением присяги на военную службу, и тот отдал приказ, чтобы на каждой церемонии первым клятву верности давал Роман. В итоге Виктюку пришлось произносить ее более тридцати раз. А ко Дню Советской Армии он поставил пьесу Александра Корнейчука «Фронт».

После армии Роман отправился в Москву, куда его провожали родные и соседи, как родственников матери в Сибирь, где они отсидели по много лет по подозрению в сотрудничестве со Степаном Бандерой. По его словам, и на нем самом всегда стояло клеймо антисоветчика.
Роман Виктюк в ранние годы
Роман Виктюк в ранние годы
В столице талантливый юноша с первого раза поступил на актерский факультет ГИТИСа (мастерская Василия и Марьи Орловых). Среди его учителей были двое выдающихся советских режиссеров – Анатолий Эфрос и Юрий Завадский. Львовянин стал одним из самых перспективных студентов на курсе.

Творческий путь

В 1957 году, по окончании вуза, молодой артист, несмотря на приглашения столичных театров, вернулся в родной Львов. Он поступил в труппу Львовского ТЮЗа, где вскоре стал самостоятельно ставить театральные представления. Среди его первых работ были спектакли «Все это не так просто» по пьесе Шмелева, «Город без любви» Устинова, «Дон Жуан» Мольера. Потом он организовал в городе детскую театральную студию.

Как режиссера его звали на постановки в театры Киева. Также он преподавал в студии при Киевском театре им. Ивана Франко, в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. В 1968 он отправился в Калинин (ныне Тверь) и в течение года работал с труппой Калининского ТЮЗа.
Роман Виктюк в юности на театральной сцене (справа)
Роман Виктюк в юности на театральной сцене (справа)
С 1970 по 1974 год Роман Григорьевич являлся ведущим режиссером в Русском драмтеатре Вильнюса. На его сцене прошли поставленные им спектакли «Утиная охота» по пьесе Вампилова, «Валентин и Валентина» Рощина, «С любимыми не расставайтесь» Володина, «Черная комната» Питера Шеффера. Память о них жива до сих пор.

В 1975 Виктюк начал делать постановки в московских театрах: Театре имени Моссовета («Вечерний свет» с Георгием Жженовым и Ниной Дробышевой в главных ролях, «Царская охота» с Маргаритой Тереховой и Леонидом Марковым) и в МХАТе («Муж и жена снимут комнату», «Украденное счастье», «Татуированная роза»).
Роман Виктюк в конце 70-х
Роман Виктюк в конце 70-х
В 1978 в студенческом театре МГУ вышел его мгновенно вошедший в театральную историю спектакль «Уроки музыки» по пьесе Людмилы Петрушевской. Постановка потрясла театральную столицу. Зрители выстраивались в очереди за билетами. В итоге спектакль запретили как идеологически опасный и дерзкий.

В том же году Виктюк стал режиссером спектакля на Центральном телевидении, поставив комедию Гоголя «Игроки». В 1980 он также являлся представил публике фильм-спектакль «История кавалера де Грие и Манон Леско» по мотивам одноименного романа А.Прево, где ведущие роли исполняли такие звезды экрана, как Игорь Костолевский, Валентин Гафт, Эммануил Виторган, Юрий Яковлев.
Роман Виктюк за работой
Роман Виктюк за работой
Но, пожалуй, самой известной и громкой постановкой мэтра стали «Служанки» по пьесе французского драматурга Жана Рене в театре «Сатирикон» с Константином Райкиным, Александром Зуевым, Николаем Добрыниным и Сергеем Зарубиным. Премьера состоялась в 1988 и стала настоящим прорывом и одновременно скандалом. В сюжете, где переплелись тонкое и пронзительное исследование человеческой души, эротика и страсть, было сложно отличить искренность от иронии. Но главным поводом шумихи послужило то, что женские роли в спектакле играли мужчины.

Смелыми были и костюмы, и грим, и специальная пластика, разработанная хореографами для актеров. Этот выдающийся спектакль критики провозгласили манифестом новой театральности. Труппа объездила множество стран, получая восторженные отзывы прессы и собирая аншлаги, а Виктюк обрел мировую известность и признание публики.
Театр Романа Виктюка – «Служанки», репетиция
В том же году режиссер поставил на сцене Театра на Таганке еще один яркий и модернистский спектакль – «Федра» по одноименной драматургической трилогии Марины Цветаевой, написанной ею по мотивам мифов о Тезее. В прессе отмечали, что Виктюк показал страсть дочери критского царя «как явление природной стихии». А само действо на сцене в его постановке сравнивали с ритуалом, «воздействующим на подсознание и предполагающим катарсис». Федру сыграла Алла Демидова, а Дмитрий Певцов и Алексей Серебряков воплотили темную и светлую стороны души античной героини.
Алла Демидова и Дмитрий Певцов в спектакле «Федра»
Алла Демидова и Дмитрий Певцов в спектакле «Федра»
Следующим скандальным шедевром от «революционера сцены» стал спектакль «Наш Декамерон XXI», поставленный в 1989 по пьесе Эдварда Радзинского с Татьяной Догилевой в ключевой роли. В центре сюжета постановки, оформленной в эпатажной эстетике в виде каркаса пятиконечной звезды и портретов генеральных секретарей, была душераздирающая история провинциальной проститутки. В нулевых он презентовал новую редакцию этой нашумевшей работы, как и прочих своих самых вызывающих и ярких спектаклей.
Наш Декамерон XXI. Постановка Романа Виктюка
В 1991 у Романа Григорьевича появился свой театр, который вначале был антрепризным. Он открыл его эксцентричной сценической трактовкой классической «Мадам Баттерфляй» по пьесе Дэвида Генри Хуана, названной в СМИ «зрелищем про красоту порока». Роль главного персонажа, французского дипломата, влюбившегося в актрису пекинской оперы, не подозревая, что труппа состояла из мужчин, блистательно сыграл Сергей Маковецкий.
Роман Виктюк с актёрами спектакля «Мадам Баттерфляй»
Роман Виктюк с актёрами спектакля «Мадам Баттерфляй»
В 1996 театр получил статус государственного и собственное здание на Стромынке, такое же эпатажное и необычное, как и его худрук – авангардное строение в форме шестеренки.

В 1998 Виктюк поставил в своем театре «Саломею» Оскара Уайльда, сравнившуюся по популярности с легендарными «Служанками». Он соединил в ней историю иудейской царевны и личную трагическую историю любви ирландского драматурга.
Спектакль «Саломея» Романа Виктюка
Спектакль «Саломея» Романа Виктюка
В последующие годы в репертуаре театра появились спектакли по произведениям Уильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, других классиков и лучших современных авторов. На его сцене играли Елена Образцова, Алиса Фрейндлих, а также ведущий артист труппы Дмитрий Бозин, Олег Исаев, Екатерина Карпушина.

В постановке «Мастера и Маргариты» Виктюк переосмыслил знаменитый, культовый для русской литературы роман Михаила Булгакова. Он предложил философское осмысление сталинской эпохи, подчеркнул одну из главных тем своего творчества – несовместимость любви и рабства.
«Мастер и Маргарита» Тизер к спектаклю
В спектакле «Нездешний сад. Рудольф Нуриев» по пьесе Азата Абдуллина он вновь обратил зрителей к проблеме рабства и невозможности его существования рядом с такими прекрасными понятиями, как любовь, искренность, а также поднял тему таланта, изгнания и великой силы духа.
Спектакль Романа Виктюка «Нездешний сад. Рудольф Нуриев»
Спектакль Романа Виктюка «Нездешний сад. Рудольф Нуриев»
В 2009 в Театре Виктюка состоялась премьера спектакля «R&J. Ромео и Джульетта». В его постановке трагедия Шекспира была пропитана юношеским максимализмом и иронией. На сцене, где торжествовала молодость и любовь, были только мужчины, как и во времена автора.

Как правило, каждый год к своему дню рождению мэтр готовил очередной премьерный спектакль. К 75-летию в 2011 он подготовил новую премьеру спектакля «Коварство и любовь» по драме Фридриха Шиллера. Более полувека назад он ставил ее в Твери.
Спектакль Романа Виктюка «Коварство и любовь»
Спектакль Романа Виктюка «Коварство и любовь»
К 80-летнему юбилею в 2016 он представил «И вдруг минувшим летом» по пьесе Теннесси Уильямса, поразив и на сей раз зрителей изысканностью своей постановки. Ее называли «путешествием в душу» американского драматурга, воплощавшего в своих героях ее пугающие глубины, и «спектаклем-откровением» о судьбе автора.
Спектакль Романа Виктюка «И вдруг минувшим летом»
Спектакль Романа Виктюка «И вдруг минувшим летом»
В 2017 глава Союза театральных деятелей РФ (СТД РФ), народный артист Александр Калягин присудил Виктюку свою личную, председательскую премию. В том же году режиссеру был вручен памятный знак «За продолжение традиций Камерного Театра».

В 2019 мастер, работы, которого вошли в российский золотой фонд театрального искусства, предложил новую трактовку спектакля «Мелкий бес» по одноименному произведению Федора Сологуба. Ранее он уже ставил этот мистический роман в Русском театре Эстонии и в «Современнике». Ключевую роль школьного учителя, постепенно сходившего с ума, блестяще сыграл заслуженный артист России Дмитрий Бозин.
«Мелкий бес». Театр Романа Виктюка
Романа Григорьевича называли не только гением, революционером и новатором, но и провокатором и даже сексуальным маньяком. А он заявлял, что сознательно шел на провокацию, обнажая на сцене не столько тело, сколько человеческую душу.

Мэтр считал, что самый большой грех – «никогда не испытать любви и сексуального полета», так как только в сексе человек проявляется естественно. Именно поэтому он сделал эротику одним из основных стержней многих своих спектаклей. Можно вспомнить только их названия: «Философия в будуаре» по Маркизу де Саду, «Давай займемся сексом» по Валентину Красногорову, «Лолита» по Владимиру Набокову, «Путаны» по Нино Манфреди, «Масенькие супружеские игры» по Габриэли Запольской.

Личная жизнь Романа Виктюка

Культовый режиссер, каждая премьера которого становилась событием, всегда с удовольствием рассказывал о своем творчестве, планах, общественной позиции, но старательно оберегал личную жизнь.

Собственной семьи он не имел. Одиночество было избрано им как единственно возможное существование творца. Когда ему приписывали гомосексуализм и отношения с мужчинами-актерами, он приходил в ужас, считая подобные предположения оскорбительными. Ведь актеров он считал своими детьми, связь с которыми – греховный инцест.
Роман Виктюк в программе Первого канала «На ночь глядя» (2007)
Он признавался, что любил сотни раз, а в молодости был женат на работнице «Мосфильма», не уточняя ее имени. Но даже небольшого опыта семейной жизни ему хватило, чтобы понять «премудрости института брака». Он был убежден, что брак – это всего лишь инструмент, с помощью которого государство контролирует людей.

Ходили слухи, что Виктюк был влюблен в Людмилу Гурченко. По его же словам, он ее обожал, но дальше восхищения притягательностью и талантом актрисы дело не дошло. Их объединяла страсть к искусству и шопингу – оба были невероятными модниками.
Роман Виктюк не имел семьи
Роман Виктюк не имел семьи
В студенческие годы Романа Григорьевича любила однокурсница Валентина Талызина, но безответно. Уже тогда «его ничего не интересовало, только театр, небо и человек» (как признавалась актриса).

Муссировавшуюся в СМИ информацию о существовании у режиссера дочери опровергла его племянница Наталья. Она объяснила, что детьми он называл ее саму и ее брата Романа (дочь и сына младшей сестры Дануты), внуками считал Бориса и Катерину (детей Натальи), а правнучками – Эмилию и Ксению (дочерей Бориса).

Смерть

Заслуженный деятель искусств ушел из жизни в Московском госпитале для ветеранов войн 17 ноября 2020 года в возрасте 84 лет – от осложнений после перенесенного месяцем ранее коронавируса. Официальной причиной смерти была названа тромбоэмболия.
Роман Виктюк похоронен в семейном склепе
Роман Виктюк похоронен в семейном склепе
Церемония прощания прошла 20 ноября в театре Виктюка. 23 ноября с мэтром простились у него на родине, в Первом Украинском театре для детей и юношества, его первом месте работы. Похоронили режиссера в семейном склепе на Лычаковском кладбище.

Он шагнул в вечность, оставив в наследство потомкам память в своих поистине бессмертных творениях.

Интересные факты

  • Талант режиссера высоко оценил выдающийся актер Марчелло Мастроянни. Он приехал в 1969 на Московский кинофестиваль и посетил спектакль Виктюка «Коварство и любовь» по Шиллеру, ставившийся в Калининском ТЮЗе. По легенде, в финале действа, полного страсти и сочувствия к юным героям, звезда итальянского кино с восторгом воскликнул «Geniо!» («Гений!»). А Виктюк, решив, что его назвали Женей, деликатно поправил: «Я Роман».

  • Мэтр преподавал в Московском эстрадно-цирковом училище, где работал с Ефимом Шифриным и Геннадием Хазановым. Также он выпустил три курса в РАТИ-ГИТИС. Среди учеников его мастерской были режиссер и поэт Павел Карташев, актер и певец Ростислав Колпаков.

  • Роман Григорьевич гордился тем, что он – украинец, всячески подчеркивал свое украинское происхождение, национальные чувства и убеждения, говорил, что сердце его принадлежит Украине, и называл себя «галицким бандеровцем».

  • К 50-летию СССР он поставил в МХАТе спектакль по пьесе «Украденное счастье» Ивана Франко. Так и было написано в афише, висевшей в Камергерском переулке. Олег Ефремов опасался, что из-за затеи режиссера-хулигана «всю труппу пересажают», поэтому к приезду в театр членов Политбюро первую часть объявления о спектакле – «К 50-летию образования СССР. „Украденное счастье“» - попросту заклеили, оставив только название постановки.

Важные события в жизни

  1. 1952-1957 – учеба в ГИТИСе.
  2. 1957-1967 – работа в Львовском ТЮЗе
  3. 1968-1969 – работа с труппой Калининского ТЮЗа.
  4. 1970-1974 – работа в Русском драмтеатре Литвы.
  5. 1975 – начало постановок в московских театрах.
  6. 1978 – премьера в студенческом театре МГУ спектакля «Уроки музыки».
  7. 1980 – выход на ЦТ фильма-спектакля «История кавалера де Грие и Манон Леско».
  8. 1988 – премьера самого известного творения мэтра «Служанки» и спектакля «Федра».
  9. 1989 – премьера спектакля «Наш Декамерон XXI».
  10. 1991 – стал лауреатом премии «Киевская пектораль» и открыл Театр Романа Виктюка спектаклем «М.Баттерфляй».
  11. 1996 – получение его Театром статуса государственного и собственного здания.
  12. 1997 – стал первым режиссером-иностранцем, получившим международную премию Института итальянской драмы.
  13. 1998 – премьера спектакля «Саломея».
  14. 2006 – присвоение звания народного артиста Украины.
  15. 2009 – звание народного артиста РФ; премьера спектакля «R&J. Ромео и Джульетта».
  16. 2011 – отметил 75-летие премьерой спектакля «Коварство и любовь».
  17. 2016 – к 80-летнему юбилею премьера спектакля «И вдруг минувшим летом».
  18. 2017 – награждение председательской премией СТД РФ и памятным знаком «За продолжение традиций Камерного Театра».
  19. 2019 – презентация новой трактовки спектакля «Мелкий бес».
  20. 17 ноября 2020 года – дата смерти.

Лучшие фильмы

  • Pomnu evo po Teatry im .Gorkova i telestydia vo Lvove
    2020-12-26 22:58:23
  • Геннадий Шулепов, прожил свою творческую жизнь в РФ и стал частью театральной культуры России, посвятив ей своё творчество.
    2020-11-19 00:14:12
  • Уважаю и восхищаюсь!!!А кто травит и поливает грязью,мой совет:вспомните Юрия Петровича Любимова!
    2020-03-12 15:44:54
  • Прекрасный режиссер и как человек. Настоящий львовский пан.
    2019-05-28 13:31:24
  • Хороший режиссёр,ярый националист,ненавидевший советскую власть,теперь ненавидящий Россию из когорты так называемых "человек Мира."
    2017-11-23 17:16:12
5
Подпишитесь на нас!