Георгий Данелия

Георгий Данелия
6.0
Мнения (1)

Имя: Георгий Данелия (Georgii Daneliya)

Отчество: Николаевич

Кто такой: ,

День рождения:

Место рождения: Тбилиси

Дата смерти: 4 апреля (88 лет)

Причина смерти: узнать эмфизема легких

Где похоронен: узнать Новодевичье кладбище, Москва

Рост:

Тезки: (значение имени)

Знак Зодиака: (характеристика)

Восточный гороскоп:

Ссылки:

Фото: Георгий Данелия

Георгий Данелия Фото 1
Георгий Данелия Фото 2
Георгий Данелия Фото 3
Георгий Данелия Фото 4
Георгий Данелия Фото 5
+25 Фото
Георгий Данелия: мнения

Биография Георгия Данелия

Георгий Николаевич Данелия – культовый советский режиссер и сценарист, подаривший миру такие разные, но великие киноленты: «Афоня», «Кин-дза-дза», «Слезы капали», «Мимино», «Осенний марафон». Именно Данелия написал сценарий к комедии «Джентльмены удачи», а его фильм «Совсем пропащий» в начале 70-х был номинирован на Золотую ветвь Каннского кинофестиваля.
На фото: Георгий Данелия
На фото: Георгий Данелия
Он никогда не был растерян и не собран на съемочной площадке, а просто жил героями, проблемами фильма. «Надо работать, даже если не получается, надо вернуться и переделать, если открылось, что именно не получилось и почему. Мне более всего дороги взволнованная тишина зала в том месте, на которое ты надеялся, или удар смеха, когда вспыхнули, грохнули все как один, – это и есть лучшая встреча со зрителем» – слова легендарного режиссера.

Детство

Георгий Данелия появился на свет в Тбилиси на исходе августа 1930 года, но его детство прошло в Москве – ему еще не исполнилось и года, как семья перебралась в Москву и обосновалась в квартире в Уланском переулке. Его отец, Данелия Николай Дмитриевич, военный и инженер, был бригадиром, затем начальником шахты, потом главным инженером Метростроя Москвы и СССР. Он руководил строительством станций «Павелецкая» и «Киевская».

Творческую жилку Гия, как ласково звали его родители, впитал буквально с молоком матери, Мери Ивлиановны Анджапаридзе, которая, будучи по образованию экономистом, в 1938 году устроилась ассистентом режиссера на «Мосфильм», а впоследствии и сама занимала режиссерское кресло («Три рассказа Чехова», «Слуша-ай!»). Также эстетическим воспитанием мальчика занималась бабушка, часто водившая внука в театр.
Родители Георгия Данелия
Родители Георгия Данелия
После окончания школы молодой человек поступил в Московский архитектурный институт, хотя отец настоятельно рекомендовал ему поступать во ВГИК. «Говорил: „А куда его еще девать, такого дурака?“», – с улыбкой вспоминал Георгий. После окончания вуза молодой человек устроился на работу в Институт проектирования городов на должность архитектора и поступил на высшие режиссерские курсы под эгидой «Мосфильма». Преподавателями Георгия были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Леонид Трауберг, Юлий Райзман, Михаил Калатозов.

Режиссерские работы

Данелия дебютировал как режиссер в 1958 году, сняв короткометражку «Васисуалий Лоханкин» – экранизировал отрывок из «12 стульев», в котором Васисуалий расстается с Варварой. Это была курсовая работа, а год спустя Данелия представил на суд наставников свою дипломную работу, короткометражку «Тоже люди», игровой отрывок из «Войны и мира».
«Тоже люди». Один из первых фильмов Георгия Данелия
Окончив курсы, Георгий Данелия начал карьеру режиссера-постановщика на «Мосфильме» и вскоре стал одним из пионеров новой волны советского кинематографа. Его первой полнометражной работой стал фильм «Сережа» (1960) с Сергеем Бондарчуком и Ириной Скобцевой в главных ролях. Экранизация повести Веры Пановой, «Несколько историй из жизни очень маленького мальчика» полюбилась советским зрителям и даже завоевала признание читателей журнала «Советский экран», признавших ее лучшим фильмом 1961 года. И не только благодаря ставшей крылатой фразе «Дядя Петя, ты дурак». Это была удачная попытка по-новому посмотреть на воспитание детей и увидеть в подрастающем поколении не зачатки будущих строителей коммунизма, а самостоятельную личность со своим страхами и мечтами.
Молодой Георгий Данелия
Молодой Георгий Данелия
Лента моментально внесла Георгия в список «молодых и подающих надежды режиссеров». Зрители раскупали билеты на сеансы, кинокритики расхваливали дебютанта, однако сам режиссер полагал, что успех «Сережи» был случайностью. Возможно, оттого, что отец, главный критик Георгий, прокомментировал фильм сына скупым «Так себе». «Снимай, как умеешь, а не жди результатов», – нашептал ему внутренний голос, после чего Данелия решил взяться за автобиографичный сценарий Виктора Конецкого, который ему предложили. В итоге в 1962 года состоялась премьера психологической драмы «Путь к причалу», где каждый из ключевых героев должен был делать сложный выбор: жизнь или достоинство, жестокость или человечность. Во время работы над фильмом Георгий успел возненавидеть Конецкого из-за разногласий в видении будущего киношедевра и познакомиться с Булатом Окуджавой.
Кадр из фильма «Путь к причалу»
Кадр из фильма «Путь к причалу»
Прошел еще год, и режиссер представил зрителям фильм «Я шагаю по Москве», которая навсегда вошла в историю отечественного кинематографа. Идею снять этот фильм Георгию Николаевичу подал Геннадий Шпаликов, почему-то сразу раскусивший в Данелия будущего гения лирической комедии, еще неизвестного советского кинематографу жанра. «Идея уложилась в два предложения: дождь, по улице идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, едет за девушкой и держит над ней зонтик…», – рассказывал Данелия. В итоге получилось произведение, которое можно охарактеризовать одним словом: «улыбка». Смотришь его и улыбаешься, вспоминаешь, и не можешь удержаться от улыбки.
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»
После выхода «Я шагаю по Москве» совсем молодые актеры Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских и Евгений Стеблов проснулись всесоюзно известными, ну а одноименная названию фильма песня на долгие годы стала народным гимном столицы.
Как создавался фильм «Я шагаю по Москве»
В своей следующей картине «Тридцать три» Данелия тонко смешал острую сатиру и добродушный юмор. Также этот фильм положил начало тандему Данелия и Евгения Леонова. Жанровое сочетание получилось удачным, и позже перекочевало в работы Георгия Николаевича для киножурнала «Фитиль».
Именно с фильма «Тридцать три» началось сотрудничество Данелия и Леонова
Именно с фильма «Тридцать три» началось сотрудничество Данелия и Леонова
Следующей работой режиссера стала картина «Не горюй!». Фильм сняли по мотивам романа Тилье «Мой дядя Бенжамен». «Если смотреть объективно, – признавался режиссер, – ближе всего к тому, что я хотел, получилось как раз в этом фильме».
Данелия предпочитал работать с одними и теми же актерами
Данелия предпочитал работать с одними и теми же актерами
К тому времени у режиссера уже сложились основные критерии и принципы работы. Во главу угла он ставил психологизм героев и актерское мастерство и практически во все фильмы приглашал уже известных ему по совместной работе актеров. Это и Евгений Леонов (актер снялся в 12 фильмах Данелия), и Леонид Куравлев, и Фрунзик Мкртчян. Позже этот список пополнили Владимир Басов, Савелий Крамаров, Юрий Яковлев, Нина Русланова и многие другие замечательные актеры.
Критики писали: «Данелия не боится знакомых актерских лиц, потому что умеет в чертах привычных уловить нечто совершенно неожиданное, умеет повернуть знакомый профиль, найти ракурс, выявляющий суть человека или раскрывающий ее совсем по-новому. Вот почему многие актеры столь прекрасно сыграли именно в картинах Данелия...».
Многие ошибочно считают режиссером культовой комедии «Джентльмены удачи» Данелию. Однако им выступил Александр Серый, тогда как Георгий Николаевич лишь работал над сценарием вместе с Виторием Токаревой. Но, как считаем мы в uznayvse.ru, сценарий – половина фильма

В 1973 году на экраны вышел фильм «Совсем пропащий» по мотивам марктвеновских «Приключений Тома Сойера», номинированный на главный приз Каннского кинофестиваля. Картина дала путевку в жизнь юному Роману Мадянову и, что интересно, была признана американскими зрителями лучшей экранизацией повести Твена. А ведь премьера фильма совпала с визитом Леонида Брежнева в Штаты, поэтому выход фильма, затрагивавшего нелицеприятную расовую тему, было решено отложить.
На съемках фильма «Совсем пропащий»
На съемках фильма «Совсем пропащий»
За следующие 10 лет Данелия снял 5 фильмов, которые видел, пожалуй, каждый гражданин постсоветского пространства. В 1975 году выходит трагикомедия «Афоня» с Леонидом Куравлевым, мастерски перевоплотившимся в обаятельного разгильдяя-сантехника Афоню, олицетворения эпохи брежневского застоя. В этот раз критики не были столь благожелательны к Данелия – режиссера ругали за столь реалистичные бытовые зарисовки, а зрители недоумевали: «Разве ж это комедия? Неужели это Данелия?». Тем не менее, «Афоня» стал лидером проката того года и занял 15 место в рейтинге самых посещаемых фильмов СССР.
Съемки фильма «Афоня»
Съемки фильма «Афоня»
Кстати, благодаря фильму «Афоня» началась профессиональная карьера группы «Машина времени». Их песня «Солнечный остров» звучит в сцене на дискотеке, правда, на сцене стоят музыканты из другой группы.

В 1977 году на экраны вышла лирическая комедия «Мимино» с Вахтангом Кикабидзе. На премьере Георгия Николаевича спросили, о чем его новая работа. На этот вопрос Данелия ответил: «...Мой герой, кажется, достиг всего. Отличная работа. Москва, прекрасное положение... Но, как магнит, его тянет к себе маленькая родная деревушка, сельский аэродром... О чем это? Может быть, о человеке, который не успокоился, сумел вернуться к самому себе? Может быть, о чувстве родины, об этом очень конкретном, осязаемом уголке родной земли?».
На съемках «Мимино»
На съемках «Мимино»
Следующую картину «Осенний марафон» (1979) с Олегом Басилашвили критики охарактеризовали, как «самую смешную среди печальных комедий». Главный герой – добряк, но доброта его идет от безволия, а потому он ищет выход в приспособленчестве, что аукается не только ему самому, но и окружающим людям. Георгий так выложился на съемках фильма, что после окончания работы пережил клиническую смерть. Когда режиссера выписывали из больницы, он весил 40 килограмм.
Олег Басилашвили в фильме «Осенний марафон»
Олег Басилашвили в фильме «Осенний марафон»
После трехлетнего перерыва Данелия закончил работу над фильмом-притчей «Слезы Капали» с Евгением Леоновым. Режиссер обратился к сказочным мотивам, представив, что осколок проклятого зеркала попал в глаз главного героя, превратив того из душевного человека, верного мужа и понимающего отца в склочного и прижимистого циника. Этот фильм – не самая известная работа режиссера, но определенно одна из лучших.
Кадр из фильма «Слезы капали»
Кадр из фильма «Слезы капали»
Ну а в 1986 году Данелия представил фильм в новом для него жанре социальной фантастики – «Кин-дза-дза» с Евгением Леоновым и Юрием Яковлевым. Именно Георгий Николаевич, вспомнив об архитектурном образовании, нарисовал эскиз пепелаца. Высокое качество спецэффектов в фильме, особенно полет пепелаца, отметили даже его опытные американские коллеги. В кинематографических кругах ходила история, что когда американцы попросили Данелию предоставить им в пользование реквизит из «Кин-дза-дзы», тот пошутил, что пепелац ему по знакомству выделили в Министерстве обороты. А через несколько месяцев Георгия вызвали «на ковер» – оказалось, что зарубежные киношники шутки не поняли и со всей серьезностью сделали запрос в Минобороны с просьбой одолжить пепелац.
На съемках фильма «Кин-дза-дза»
На съемках фильма «Кин-дза-дза»
Следующая работа режиссера, трагикомедия «Паспорт», вышла незадолго до распада СССР, как раз в день Августовского путча. Данелия вновь проявил себя как новатор – это первый отечественный фильм об эмиграции советских евреев в Израиль.
Кадр из фильма «Паспорт»
Кадр из фильма «Паспорт»
В постсоветскую эпоху Георгий Николаевич выпустил фильмы «Настя» и «Орел и решка», открыв для себя новую музу – Полину Кутепову, сыгравшую в обоих лентах. Несмотря на недостаток финансирования, оба фильма заняли достойное место в фильмографии Данелии, и все же ознаменовали конец кинематографической эпохи. Следующий фильм режиссера, «Фортуна», увидел свет лишь в 2000 году и был встречен прохладно. После этого Георгий Николаевич отошел от режиссерских дел, посвятив свободное время писательскому ремеслу.

Книги

В 2006 году Георгий Данелия издал две первых книги: «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна». Эти книги сложно воспринимать отдельно друг от друга – это сборники режиссерских баек и историй, которых за многолетнюю деятельность у мэтра накопилось предостаточно.

Спустя год на прилавках появилась книга «Чито-грито», продолжение автобиографической серии, а в 2008 читатели могли ознакомиться с лушчими сценариями Данелия в твердом переплете. В 2008 году вышла езе одна книга сценариев «Не горюй!».
Фото с обложки книги «Не горюй!»
Фото с обложки книги «Не горюй!»
Наконец, в 2014 году режиссер выпустил мемуары «Кот ушел, а улыбка осталась» – воспоминания о работе над его поздними фильмами и курьезами из 90-х.
Георгия Данелия всегда привлекало занятие живописью, музыкой, графикой. В его доме коллекция барабанов, собранная режиссером самостоятельно.

Награды

Георгий Николаевич Данелия – народный артист РСФСР и СССР. Лауреат Государственной премии СССР, РФ, лауреат премий «Золотой Овен» и национальной премии «Триумф». Ему вручали награды на кинофестивалях в Карловых Варах, Венеции, Сан-Себастьяно, Москве, Душанбе, Габрово, Варне, Шамрузе, Map-дель-Плата, Каннах, Акапулько, Римини, Мадриде, Рио-де-Жанейро, Стратфорде, Ванкувере, Овелино, Эдинбурге, Картахене, Берлине, Солониках, Ереване, Сочи и др. Данелия – академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.

Личная жизнь Георгия Данелия

Георгий Николаевич был женат три раза. Первой супругой стала дочь министра строительства Ирина Гинзбург. Они познакомились на лестничной клетке в доме у приятеля Георгия. В 1952 году она родила режиссеру дочь Светлану (сейчас работает юристом). Увы, всего через год брак затрещал по швам, супруги подали на развод, однако сохранили теплые отношения.
Первая жена Георгия Данелия с дочерью Светланой
Первая жена Георгия Данелия с дочерью Светланой
Второй, гражданский брак Данелия заключил с актрисой Любовью Соколовой, которая была старше режиссера на 9 лет. Познакомились они в 1957 году на съемках фильма «Хождение по мукам». Георгий сразу обратил внимание на эффектную, пусть и уже немолодую красавицу. Любовь и Георгий прожили в браке 26 не самых простых лет. По словам Любови, ее муж был человеком увлекающимся, любил выпить, мог исчезнуть без предупреждения на несколько дней.
Георгий Данелия и Любовь Соколова прожили вместе 26 лет
Георгий Данелия и Любовь Соколова прожили вместе 26 лет
В 1959 году у супругов родился сын Николай, унаследовавший от родителей творческие способности: повзрослев, он окончил ВГИК, пробовал себя как режиссер, поэт и художник. Возможно, Николай стал бы достойным продолжателем дела отца, но в 1985 году его нашли мертвым в квартире отца. Доподлинно неизвестно, что случилось. Медики не смогли установить причину смерти. Распространена версия, что Николая убили, высказывалось предположение, что смерть наступила из-за передозировки наркотиками. У молодого человека остались две дочки: Рита и Алена.
Сын Георгий Данелия умер молодым при загадочным обстоятельствах
Сын Георгий Данелия умер молодым при загадочным обстоятельствах
А за несколько месяцев до трагичной смерти сына Георгий Данелия оставил жену и переехал к режиссеру Галине Юрковой («Француз», «Божья тварь», «Шутка», «Текущий день»), сказав Соколовой перед уходом: «Я полюбил другую». В Галине он нашел родственную душу, вместе с ней он был счастлив до конца жизни.
С третьей женой Галиной Юрковой
С третьей женой Галиной Юрковой

Смерть

4 апреля 2019 года великий режиссер ушел из жизни в возрасте 88 лет. Еще в конце февраля Георгия Николаевича госпитализировали с эмфиземой легких. В силу возраста заболевание дало осложнения, с которыми не смогли справиться даже опытные медики. Данелия ввели в состояние искусственной комы, из которого он так и не вышел.

Лучшие фильмы

  • Великий человек славной эпохи создатель великих кинокартин. Скорблю выражаю соболезнование.
    2019-04-04 21:23:46
1
Подпишитесь на нас!