Биография Юрия Богатырева
Юрий Богатырев – талантливейший советский актер, «свой среди чужих, чужой среди своих» и на сцене, и в кино, и в жизни. По воспоминаниям режиссеров и коллег он мог сыграть кого угодно: пустозвона Клеанта в «Тартюфе», благородного Турбина в «Днях Турбиных», подлеца Ромашова в «Двух капитанах», интеллигента Стасика в «Родне». Его персонажи становились архетипами, в которых отражалась эпоха.
Детство и юность
Юрий, поздний ребенок, родился весной 1947 года в семье Георгия и Татьяны Богатыревых. Отец, Георгий Андрианович, флагманский штурман бригады подводных лодок ВМФ СССР, служил в то время в Риге. Мама, Татьяна Васильевна, была домохозяйкой и растила Юру и его сестру Риту, которая позже стала врачом-стоматологом. Вскоре Богатыревы переехали в Ленинград, куда направили отца.
Его мама вспоминала, что ребенок иногда вставал ночью, укутывался в ее шелковый халат с черными страусами на голубом поле, надевал шляпку с вуалью и перышком и в таком виде гулял по квартире, затем все возвращал на свои места: «И ведь как аккуратно! Кочерга стояла рядом и не падала! Мы в таких случаях никогда его не будили…»Наутро Юра ничего не помнил из своих ночных путешествий. Лунатизм со временем прошел, но тяга к женскому миру осталась. Отец, человек суровый, крестьянин по происхождению, решил, что для мальчика будет правильно с детства приобщаться к дисциплине и порядку: Юру отправили в Нахимовское училище.

После этого родители наконец забрали мальчика из училища. Отца перевели в Москву, где Юра пошел в новую школу. И там буквально влюбился в живопись, с которой учеников знакомил учитель рисования Владимир Тарасов. У Богатырева обнаружились художественные способности. Он увлекся рисованием настолько, что в 16 лет поступил в художественно-промышленное училище имени Михаила Калинина на коврово-ткацкое отделение. О том периоде Юрий говорил:
Сначала было художественное училище, где я собирался приобрести профессию художника по коврам и тканям. Потом поступил в мастерскую эстрадного искусства, готовился стать чтецом на эстраде. Но победила любовь к сценическому искусству Живое, неакадемичное искусство вахтанговской школы, ее великолепные мастера – Гриценко, Ульянов, Борисова, Пашкова, Яковлев – дают пример огромной неутомимости, постоянного стремления к совершенству..Именно в поисках совершенства Богатырев пришел к актерству, хоть и не сразу. Студентом он каждый сезон выезжал в составе археологических экспедиций, где делал зарисовки находок. На первые самостоятельно заработанные деньги купил коричневый нейлоновый плащ, чтобы казаться солиднее.


Богатырев успешно сдал экзамены, и в 1967 году стал студентом курса Юрия Катина-Ярцева. Вместе с ним учились Наталья Гундарева, Константин Райкин, Наталья Варлей. В вузе он познакомился с Никитой Михалковым, который впервые снял его в собственной дипломной работе «Спокойный день в конце войны».
Творческий путь
В 1971 году, окончив учебу, Богатырев поступил на службу в театр «Современник». Некоторое время ему давали второстепенные роли. Он сыграл Януса в постановке Галины Волчек «Свой остров», Священника в спектакле Александра Алова и Владимира Наумова «Тоот, другие и майор», Карандашова в работе Валерия Фокина «Валентин и Валентина». Его самые известные роли того времени – Марк Александрович в «Вечно живых», герцог Орсино в «Двенадцатой ночи», Ермолай Лопахин в «Вишневом саду».
Когда я работал в «Современнике», то некоторое время носил бороду. Однажды решил ее сбрить. Утром у входа в театр меня встречает Валентин Гафт. Сначала он удивился, потом произнес экспромтом:Богатырев не вы – другой,Богатырев был с бородой.Так я попал в число персонажей эпиграмм, которые сочиняет этот актер.В 1977 году Богатырев перешел во МХАТ по приглашению Олега Ефремова. Здесь у него появились главные роли в спектаклях «Мятеж» (Дмитрий Фурманов), «Дни Турбиных» (Алексей, старший брат), «Тартюф» (Клеант), «Живой труп» (Виктор Каренин), «Чайка» (Борис Тригорин).



Режиссера Никиту Михалкова, учившегося в том же Щукинском училище на два курса старше, актер считал своим крестным отцом в кинематографе. Именно у него он сыграл свои наиболее яркие роли: вальяжного Владимира Максакова в «Рабе любви» (1975), несуразного Сержа в «Неоконченной пьесе для механического пианино» (1977), прагматичного обездушенного Андрея Штольца в «Нескольких днях из жизни И.И.Обломова» (1979)






Личная жизнь Юрия Богатырева
Статный, красивый, добрый – Юрий привлекал внимание противоположного пола со студенческих лет. С его стороны тоже находили отклик проявления симпатии, но лишь на уровне восхищения и дружеских отношений.Одно время его Прекрасной Дамой была Ольга Яковлева, на чьи спектакли он постоянно приходил, потрясенный ее игрой. С Ией Саввиной он стал общаться после съемок в фильме «Открытая книга». Теплые чувства питал актер и к другой коллеге, Наталье Гундаревой, а после подружился с переводчицей Клариссой Столяровой.

Сам он жил тогда в общежитии «Современника», а женщина развелась с мужем-режиссером и осталась с маленькой дочерью под угрозой выселения. И Богатырев предложил Серой расписаться фиктивно, без огласки. Даже близким Юрий не сообщил, что вступил в официальный брак. И Надежда никогда не настаивала ни на чем большем, оставаясь с «мужем» в приятельских отношениях.


Когда Богатырев стал заслуженным артистом РСФСР, ему помогли получить однокомнатную квартиру на улице Гиляровского. Одно время там с ним жил администратор МХАТ Василий Росляков, потом был бармен Александр Ефимов. Но актера не покидало ощущение внутреннего одиночества.
Смерть и память
Единственной отдушиной для Юрия Георгиевича было творчество. Съемки в кино, роли в спектаклях и живопись. Рисовал Богатырев постоянно. В 1989 году должна была состояться его персональная выставка.Мало кто знал, что актер находился в затяжной депрессии и принимал антидепрессанты. Он словно предчувствовал свой ранний уход, даже подарил одному из друзей фото с надписью «За год до смерти». Именно за год до смерти он получил звание народного артиста РСФСР.
Богатырев ничего не делал, чтобы себя уберечь. Наоборот, получив валютный гонорар за съемки в фильме «Очи черные» собрал у себя дома компанию, чтобы это отметить.
Пили много, и приятели не заметили, что Юрию стало плохо. Он просил позвонить Клариссе, которая знала, какие таблетки принимает актер. Но позвонили в скорую. Богатыреву ввели препарат, несовместимый с его лекарствами и алкоголем. Сердце не выдержало нагрузки и остановилось. Это произошло 2 февраля 1989 года.Через четыре дня знаменитого актера похоронили на Ваганьковском кладбище. После похорон состоялась выставка его картин в филиале музея Ермоловой, но многие работы не дошли до выставочного зала – пропали.

Важные события в жизни
- 1966 год: поступил в Щукинское училище.
- 1970 год: дебютировал в фильме «Спокойный день в конце войны».
- 1971 год: поступил в труппу театра «Современник». Дебютировал в постановке «Свой остров».
- 1974 год: получил первую главную роль Егора Шилова в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих».
- 1977 год: перешел в труппу МХАТ.
- 1978 год: удостоен премии Ленинского комсомола.
- 1981 год: получил звание заслуженного артиста РСФСР.
- 1988 год: получил звание народного артиста РСФСР.
- 1989 год: сыграл последнюю роль в фильме «Дон Сезар де Базан».
- 2 февраля 1989 года: дата смерти. Скончался от остановки сердца.
Лучшие фильмы
- 1988: «Презумпция невиновности»
- 1987: «Очи черные»
- 1984: «Чужая жена и муж под кроватью»
- 1981: «Родня»
- 1979: «Несколько дней из жизни Обломова»
- 1977: «Отпуск в сентябре»
- 1976: «Неоконченная пьеса для механического пианино»
- 1975: «Там, за горизонтом»
- 1974: «Свой среди чужих, чужой среди своих»
- 1974: «Таня»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter