Биография Станислава Говорухина
Станислав Сергеевич Говорухин — народный артист России, одна из самых значимых фигур в отечественной режиссуре, автор десятка гениальных сценариев, а также активный общественно-политический деятель.
Детство
Станислав Говорухин родился в марте 1936 года в городе Березники Пермской области. Мама, портниха Прасковья Афанасьевна Глазкова, поднимала детей в одиночку, а об отце им никогда не рассказывала. Из-за непосильно тяжелого труда она ушла из жизни, когда ей было всего 52 года. Лишь тогда Станислав со старшей сестрой Инессой сделал запрос в КГБ и узнал, что их отец, донской казак Сергей Георгиевич Говорухин, был репрессирован в 1938 году и расстрелян где-то в Сибири.
Начало карьеры
50-е подходили к концу, когда в СССР начали появляться первые телевизионные центры. В 1959 году Станислав устроился в одну из телестудий Казани, где работал следующие два года: был режиссером, оператором, автором, ведущим.В 1961 году Говорухин уехал в Москву (чему способствовали предельно натянутые отношения с казанским партийным руководством), где поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В 1964 году состоялся его режиссерский дебют – короткометражный курсовой проект «Аптекарша» по мотивам рассказа Чехова.

Лента принесла успех и Говорухину, и Высоцкому – после премьеры творчество музыканта стало так популярно, что пластинки с его записями появились почти у каждой советской семьи. Именно в «Вертикали» Владимир Семенович исполнил «Песню о друге» и «Вершину», «Прощание с горами» и «Скалолазку» – песни, ставшие гимнами всех отечественных путешественников.

Расцвет карьеры. «Место встречи изменить нельзя»
К концу 70-х годов на счету Говорухина значилось шесть полнометражных картин. Несмотря на то, что зрители прохладно приняли вышедшую в 1974 году остросюжетную драму «Контрабанда», а приключенческий фильм «Ветер надежды» и вовсе остался без внимания, Станислава по-прежнему воспринимали как подающего надежды режиссера.


Преступники в блестящем исполнении Станислава Садальского, Армена Джиграханяна, Ларисы Удовиченко и ряда других талантливых артистов предстали перед зрителями «во всей красе»: не карикутарные злодеи, а сложные неоднозначные личности. Режиссеру же удалось точно передать напряженную атмосферу, царившую в послевоенной Москве, раздираемой преступными группировками.
Так что к следующей своей работе Говорухин приступил уже будучи признанным мастером детективного жанра. В 1987 году он представил на суд зрителей двухсерийную экранизацию романа Агаты Кристи «Десять негритят» с Владимиром Зельдиным и Александром Кайдановским в главных ролях. Череда таинственных убийств, словно повторяющих слова из детской считалочки, держала зрителей в напряжении до последнего момента.

По словам режиссера, приступить к созданию этих картин его заставило равнодушное отношение детей к чтению. Выросший на мировой классике детской литературы Говорухин считал настоящей катастрофой подобные пробелы в образовании молодого поколения и изо всех сил старался их заполнить.

При этом роль не была для режиссера дебютной – за плечами Говорухина уже значилось участие в фильмах «Среди серых камней» и «Возвращение Баттерфляй», однако «Асса» стала своего рода феноменом, фильмом–энциклопедией, изменившим сознание поколения предпостсоветской молодежи, а бандит Крымов стал одним из «звоночков» в преддверии грядущей реальности. Популярности фильму добавили участие группы «Кино» во главе с Виктором Цоем и песня «Город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова.


В 1999 году вышел еще один признанный шедевр Говорухина – криминальная драма «Ворошиловский стрелок». В центре сюжета оказалась трагедия героя Михаила Ульянова, бывшего железнодорожника, в одиночку воспитывающего единственную внучку Катю. Психологически тяжелый фильм, «без купюр» продемонстрировавший зрителям современные нравы и беззащитность человека в век бездуховности и отсутствия надежд на справедливость, вошел в историю российского кинематографа как провокационная, но, несомненно, выдающаяся картина.



В 2015 году, после долго молчания, знаменитый режиссер выпустил новый фильм – драму «Конец прекрасной эпохи» с Иваном Колесниковым и Сергеем Гармашем в главных ролях. Экранизация сатирических рассказов Довлатова познакомила зрителей с приключениями журналиста Андрея Лентулова во времена окончания хрущевской оттепели.
29 марта 2016 года режиссер отпраздновал 80-летний юбилей.

Политическая деятельность
В молодости Говорухин придерживался в какой-то мере оппозиционных взглядов: не вступал в ряды КПСС, а в период перестройки присоединился к Демократической партии России.
Своими взглядами он поделился в документальной трилогии, над которой работал в промежуток с 1990 по 1994 год. В серию вошли фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция».


Личная жизнь Станислава Говорухина
Станислав Говорухин был женат дважды. Его первая супруга – актриса Казанского театра Юнона Ильинична Карева. В 1961 году у пары родился сын Сергей, однако вскоре после его рождения семья распалась.



Смерть
Станислав Сергеевич Говорухин скончался после продолжительной болезни 14 июня 2018 года в подмосковном санатории Барвиха. Режиссер тяжело болел с декабря 2017 года: ему удалили одно легкое, состояние постепенно становилось критическим. Официальной причиной смерти был назван сердечный приступ.
Станислав Говорухин: последние новости и статьи

Из фильма «Место встречи изменить нельзя» удалили почти два часа материала. Что зрители в итоге не увидели?
30 авг 2024
Как Нева стала Темзой или заграница в советском кино
1 дек 2021
Жрицы любви: 7 актрис, мастерски сыгравших «ночных бабочек»
18 июл 2022
Что связывало Станислава Говорухина с юной музой Ходченковой
24 июл 2021Лучшие фильмы
- 2019: «На Париж»
- 2015: «Конец прекрасной эпохи»
- 2013: «Weekend»
- 2008: «Пассажирка»
- 2007: «Артистка»
- 2005: «9 рота»
- 2003: «Благословите женщину»
- 1999: «Ворошиловский стрелок»
- 1995: «Черная вуаль»
- 1992: «Анкор, еще анкор!»
- 1990: «Сукины дети»
- 1987: «Десять негритят»
- 1982: «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
- 1979: «Место встречи изменить нельзя»
- 1966: «Вертикаль»