Биография Александра Митты
Александр Митта – один из самых прославленных и талантливых кинорежиссёров отечественного кинематографа. На его счету такие яркие картины времен СССР, как «Друг мой Колька», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж».Новое тысячелетие для режиссёра ознаменовалось нестандартным телесериалом «Граница. Таежный роман». Автор нашумевшей книги «Кино между адом и раем…», лауреат многочисленных российских и международных премий.

Детство, юность, семья
Александр родился весной 1933 года в семье москвичей Наума Рабиновича и Ливши Каплан. Для Ливши Израилевны это был второй брак, от первого она воспитывала дочь, старую сестру Саши – Елена Ландор. Отец работал инженером на столичном автозаводе ЗИС. Мама была секретарем парткома Наркомата рыбной промышленности СССР.
В детские годы Саша записывался во все творческие кружки, которые только были в Доме пионеров. Разве что в хор его не взяли из-за отсутствия слуха. Любимым занятием мальчика стало рисование. После окончания школы он поступил в художественный вуз, откуда вскоре был отчислен. Тогда он поступил на архитектурный факультет МИСИ имени Валериана Куйбышева. Много лет спустя сын режиссёра пояснил, что двигало его отцом:Никогда об этом не рассказывал: в 1947 году ее хотели повторно посадить, а она забеременела. Мать не выдержала и покончила с собой. Отец всю жизнь жил один и только на старости лет соединился с другой женщиной. Меня же воспитывала родная тетка, работавшая главным врачом в тульской больнице.
Когда Александр окончил институт, был 1955 год. Умер Сталин. Времена стали спокойнее. Он стал думать, что делать дальше. Некоторое время сотрудничал с литературно-художественными и юмористическими изданиями в качестве графика-карикатуриста.Дело в том, что отец поступил туда потому, что в сталинские времена была реальна угроза посадки. Его мама сидела десять лет на Колыме. Людей из его окружения, многих родственников расстреляли или посадили, поэтому вся родня посоветовала отцу получить профессию строителя, с которой в лагере уж точно не пропадешь. То есть это была возможность выжить при неблагоприятном развитии событий.

В 1956 году Митта добился возможности поступить в институт кинематографии. Дело в том, что по окончании МИСИ он был обязан отработать по распределению три года, но терять время ему не хотелось. Александр собрал свои рисунки и принес их во ВГИК, чтобы показать самому Михаилу Ромму. Режиссёру подборка понравилась, и он написал письмо в Министерство просвещения, чтобы Митте разрешили в качестве исключения сдавать вступительные экзамены во ВГИК.Давным-давно, когда евреи ещё были в пустыне, гробов не было: хоронили людей, обмотав их в плотную промасленную ткань. И несли на двух палках, между которыми были натянуты кожаные ремни. Вот это устройство и называлось «митта». Такой была и фамилия одного из родственников со стороны матери.
Выпускник МИСИ уже собирался ехать на родину Сергея Есенина – преподавать в одном из техникумов Рязанской области строительное дело. И вдруг позвонила дочь Михаила Ильича с вопросом, куда Александр пропал, ведь ему подписали разрешение. Митта помчался во ВГИК и, несмотря на то, что экзамены были в самом разгаре, сумел поступить на первый курс кинематографического вуза.

Режиссёрская карьера
Первая же картина Александра Митты, созданная им в тандеме с однокурсником Алексеем Салтыковым, стала событием в отечественном кинематографе. Несмотря на то, что фильм «Друг мой, Колька!» (1961) был дипломной работой ребят, он стал необычайно популярным и завоевал премию на Международном кинофестивале в Лондоне.Следующая волна популярности пришла к режиссёру вместе с молодежной драмой по сценарию Александра Володина «Звонят, откройте дверь» (1965). Главную роль в фильме сыграла юная дебютантка Елена Проклова.

Эклектичным, ярким и незаслуженно засунутым на полку стал фильм Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969). По словам режиссёра он был задуман как «монтаж аттракционов Эйзенштейна, изложенный языком Станиславского». В нем были задействованы все виды искусств: кино, театр, музыка, живопись... Лишь усилиями Олега Табакова, который снялся в главной роли, картину стали показывать, но сначала только в Москве и с условием: не возить фильм на фестивали и не публиковать положительных отзывов.В день съёмок приходит актриса, которая по сюжету играет возлюбленную героя Сергея Никоненко и, зная за несколько месяцев о предстоящей работе, заявляет мне: “А я не умею кататься на коньках”. У меня шок: “Ты что, с ума сошла? Я же тебе ещё летом говорил! – Ну да, говорили, но не проверили же”. В общем, снял коньки с нашей “влюбленной пары” и велел им делать вид, что они катаются, а мы снимали средний и крупный планы, чтобы ноги в кадр не попали. На экране получилось всё очень правдоподобно.


Огромный успех имела его картина «Экипаж», снятая в новом для советского кинематографа жанре фильма-катастрофы:
Фильм «Экипаж» стал лидером проката за всю историю советского кинематографа. Сейчас трудно представить, что командира экипажа мог сыграть Алексей Петренко, а стюардессу в исполнении Александры Яковлевой – Татьяна Догилева....В те годы у нас фильма-катастрофы ещё не было. Подобное кино считалось коммерческим, значит буржуазным, и СССР такие картины не покупал, и мы их не знали. Так что “Экипаж” я задумал “в тёмную”, шел на ощупь, пытаясь найти путь, как работать. Никакой катастрофы у нас даже в замыслах не было! Идея была, что должно произойти что-то похожее на катастрофу, но на самом деле мы делали сказку. Вот, мол, в реальности у этих людей жизненные поражения, а в сказке они побеждают! И подобная метафора давала нам свободу говорить о неудачах.

В восьмидесятых годах режиссёр выпустил только два фильма, но оба они несомненно вошли в золотой фонд кино. Музыкальная аллегория-притча «Сказка странствий» (1982), сопровождаемая мелодиями Альфреда Шнитке, завораживает не только оригинальным сюжетом, но и игрой таких мэтров кинематографа как Андрей Миронов и Лев Дуров.В новом “Экипаже” я увидел не банальный ремейк, а творческое развитие идеи фильма. Было ощущение возникшей связи поколений, словно картина-отец и картина-сын. Для меня это очень важно, тем более, незадолго до этого мне делали операцию на колене, и у меня случилась клиническая смерть - оторвался тромб, хорошо врачи успели быстро среагировать. Отхаживали меня неделю, и я вернулся. Так, за спиной у меня была смерть, а тут возникло ощущение жизни – фильм, который сейчас возродится. Тем более, меня приглашали помочь с традиционными съёмками. Теперь же кругом компьютерные технологии, а реальные съёмки всё равно “живее”.

Новый виток режиссерского творчества Митты зрители оценили в 2000 году, когда на экраны вышел телесериал «Граница. Таежный роман», к которому он также написал сценарий в соавторстве с Зоей Кудрей, Максимом Стишовым, Юрием Каменецким и Эженом Щедриным. Картина получилась слегка ностальгической и необыкновенно правдивой, Митта был удостоен Государственной премии России.


Личная жизнь Александра Митты
Со своей единственной женой и музой, художницей Лилией Майоровой, режиссёр прожил более шестидесяти лет. Они познакомились во время хрущевской «оттепели» в книжном издательстве «Малыш», где работала Лилия Моисеевна, и Александр сразу понял, что влюбился.
В 1963 году, когда у влюбленных родился сын Евгений, они пришли в загс. По словам Александра, им пришлось делать три дела сразу – разводиться, усыновлять, жениться:
Семья жила очень дружно. Когда Митта получил свою первую квартиру на улице Удальцова,16, к ним часто приходили творческие компании, в числе которых были Владимир Высоцкий и Марина Влади. Александр Наумович и сейчас бережно хранит черно-белые фотографии с друзьями, многие из которых давно ушли в мир иной. Самым тяжелым потрясением для Митты стала смерть его любимой супруги в 2022 году....И так получилось, что все мои дружки-свидетели опоздали и явились на это сложносочиненное мероприятие прямо из бани, с вениками. Тетка из загса обомлела – разводятся, женятся, ребенка усыновляют в окружении типов с вениками.

Александр Митта сейчас
В марте 2023 года знаменитому режиссёру исполнилось 90 лет. К юбилею мэтра было снято несколько документальных лент, Митта принимал многочисленные поздравления.
Интересные факты
- В юности Александр Митта мог стать детским поэтом высокого уровня, но его захватила режиссура. Тем не менее, он много сочинял для детей. В 1960 году вышла его первая книжка «Витя в тигровой шкуре», а в 2015 году вместе с женой он стал автором объемной книги «Чудо-кровать», в которой представил свои стихи.
- Митта выпустил своего рода учебник для начинающих кинематографистов «Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому…».
- Александру Наумовичу не раз предлагали снимать картины, от которых он отказывался по разным причинам. Так, он должен был стать режиссёром фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой». У Митты было много идей, к которым продюсеры не прислушались, например, он предлагал ввести в фильм Марину Влади. Этот совет забраковали, как и некоторые другие, и мэтр самоустранился от участия в проекте.
Важные события в жизни
- 1955 год: окончил архитектурный факультет МИСИ.
- 1956 год: поступил на режиссерский факультет ВГИКа.
- 1961 год: дебютировал как режиссёр с фильмом «Друг мой, Колька!». Удостоен премии на МКФ в Лондоне и премии кинокритики за лучший фильм года.
- 1963 год: женился на художнице Лилии Майоровой. Родился сын Евгений.
- 1966 год: за фильм «Звонят, откройте дверь» удостоен Гран-при «Золотой лев святого Марка» и приза католического жюри МКФ в Венеции. Удостоен премии Ленинского комсомола.
- 1969 год: снял фильм «Гори, гори, моя звезда».
- 1972 год: за фильм «Точка, точка, запятая…» был удостоен «Серебряного приза» в конкурсе детских фильмов на московском МКФ, главной премии белградского «Парада детских фильмов», премии «Серебряная сирена» фестиваля советских фильмов в Сорренто, приза МКФ детских фильмов в Салерно, премии Ленинского комсомола.
- 1974 год: снял фильм по собственному сценарию «Москва, любовь моя». Удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- 1976 год: снял фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
- 1979 год: снял фильм «Экипаж».
- 1982 год: снял фильм «Сказка странствий».
- 1988 год: снял фильм «Шаг».
- 1991 год: снял фильм «Затерянный в Сибири». Переехал на работу в Гамбург, где преподавал режиссерское мастерство.
- 2002 год: как сценарист удостоен Государственной премии РФ, телепремии ТЭФИ, кинопремии «Ника» за сериал «Граница. Таежный роман».
- 2004 год: удостоен звания народного артиста РФ.
- 2008 год: награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
- 2013 год: снял фильм «Шагал – Малевич». Удостоен специального приза «За вклад в кинематограф» на РКФ «Кинотавр» с формулировкой: «Выдающемуся кинорежиссёру, строгому воспитателю, озорному выдумщику».
- 2018 год: награжден нагрудным знаком «За вклад в российскую культуру».
- 2023 год: отметил 90-летний юбилей.
Александр Митта: последние новости и статьи

Онкобольному Александру Митте грозит ампутация стопы
4 дек 2024
11 фильмов-катастроф, основанных на реальных событиях
28 ноя 2024
Галустян, Кучера, Жидковский: настоящие имена и фамилии отечественных звезд (часть 2)
12 ноя 2024
Как изменились советские дети-актеры
1 окт 2021Лучшие фильмы
Узнай Всё
Санкт-Петербург
2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49
