Биография Альфред Хичкок
Сэр Альфред Джозеф Хичкок – выдающийся кинорежиссер, отец современного триллера, мастерски применявший технику киноискусства для нагнетания сюжетного напряжения, беспокойства, предчувствия чего-то ужасного («саспенса») и управления эмоциями зрителей.Автор культовых лент «Птицы», «Психо», «Головокружение» был посвящен королевой Елизаветой II в рыцари, но фатально недооценен Американской киноакадемией. Он пять раз номинировался на «Оскар» как лучший режиссер, однако удостоился лишь награды Американского института киноискусства «За достижения всей жизни» в 1979 году. Зато из снятых за его 60-летнюю карьеру 50 с лишним фильмов номинации на «Оскар» получили 46 (и 6 победили).

Жертвами его режиссерского садизма чаще всего становились белокурые актрисы. Он объяснял это тем, что «блондинок ему приятнее мучить». Вместе с тем, многие примы, включая Марлен Дитрих и Грейс Келли, утверждали, что «маэстро страха» обладал бесконечным обаянием, остроумно шутил и сыпал афоризмами, полными бриллиантовых искорок мудрости.
Детство и юность
Будущий король ужаса появился на свет 13 августа 1899 года в пригороде британской столицы Лейтонстоуне. Он стал младшим из троих детей в семье набожных католиков: домохозяйки Эммы Джейн (до замужества Уилан) и торговца овощами Уильяма Эдгара Хичкока.
Эти несколько минут за решеткой запомнились Фреду (так его звали дома) на всю жизнь и оказали влияние на психику. Даже во взрослом возрасте у него осталась боязнь полиции. Он опасался, что его по ошибке арестуют и отправят в тюрьму, потому никогда не водил машину. И многие его фильмы («Не тот человек», «Шантаж», «Поймать вора») построены на страхе людей перед ложным обвинением в преступлении.

С 1907 Хичкок посещал свою первую школу при католическом монастыре Хаура Хаус, а в 1910 родные отправили его в иезуитский колледж святого Игнатия для мальчиков. Дисциплина в нем поддерживалась с помощью телесных наказаний. Альфред учился прилежно, вел себя хорошо, но безумно боялся отцов-иезуитов. Больше других предметов ему нравилась география. Он с интересом изучал карты, выучив наизусть все остановки Транссибирской железнодорожной магистрали.
Вскоре любимым занятием юного Хичкока стали посещения центрального уголовного суда Олд-Бейли. Процессы жестоких убийц отвлекали его от собственных страхов, помогали забыть о школе и строгих родителях. Спустя много лет, в 1971, уже будучи видным режиссером, он вернулся в любимый суд детства, сняв там свой последний кассовый хит «Безумие» об обаятельном маньяке-душителе.

В 1915 году в патриотическом порыве 16-летний юноша записался добровольцем в армию, ведь в июле 1914 началась Первая мировая война. Из-за лишнего веса его признали годным только для сидячей работы и взяли в резерв. Он был зачислен в кадетский полк Королевских инженеров, где по выходным изучал подрывное дело, принимал участие в тренировках и теоретических инструктажах.
Первые фильмы
Началом 60-летней карьеры «мастера саспенса» принято считать 1920 год, когда он устроился на должность дизайнера титров в лондонский филиал американской кинофирмы Famous Players-Lasky.Вскоре он начал пробовать силы в написании сценариев и ассистировать режиссерам, приняв участие в производстве около 18 кинофильмов. В 1922 он выступил соавтором Сеймура Хикса в ленте «Всегда говори своей жене», снятой по пьесе этого британского актера и сценариста, а также в короткометражной картине «Номер 13», не дошедших до наших дней.
Спустя год он работал над созданием ленты «Женщина женщине» режиссера Грэма Каттса в качестве его ассистента, соавтора сценария и художника-постановщика. В 1924 помогал Каттсу также в лентах «Белая тень» и «Страстное приключение», в 1925 – на съемках картины «Черный страж», проходивших на студии «Бабельсберг» в Потсдаме.

В том же году в Мюнхене Хичкок снял свой дебютный немой фильм – мелодраму по роману британской писательницы Оливер Сэндис «Сад наслаждений». А через год на экраны вышел первый триллер будущего «гуру хоррора» – «Жилец», снятый по мотивам преступлений Джека-потрошителя. В нем повествовалось об охоте на серийного убийцу, который убивал молодых блондинок исключительно в Лондоне. Начиная с «Жильца» режиссер стал появляться во всех своих картинах с камео. Это правило стало его своеобразной «подписью».


Творчество в Голливуде
С началом Второй мировой войны кинопроизводство в Британии было практически прекращено. И в 1939 по приглашению Дэвида Селзника, продюсера «Кинг-Конга» и «Унесенных ветром», сына выходца из Киева Лазаря Железника, Хичкок перебрался в Голливуд, заключив с ним семилетний контракт.

В 1940 был выпущен второй голливудский фильм Хичкока «Иностранный корреспондент», спродюсированный Уолтером Вангером. Картина получила шесть номинаций на «Оскар». В дальнейшем режиссер выпускал примерно по одной ленте в год, всю свою жизнь посвятив работе. Многие из них стали классикой мирового кино и оказали огромное влияние на коллег-кинематографистов.







В 1960 состоялась премьера наиболее виртуозного и кассового кинопроекта в карьере классика «Психо», содержавшего самую знаменитую в истории леденящую сцену убийства в душе, сломавшую все существовавшие представления о насилии и жестокости.

На съемках режиссер захотел проверить, достаточно ли громко умеет кричать исполнительница ключевой роли Мэрион Крэйн, актриса Джанет Ли, и подбросил ей в гримерку мумию матери главного персонажа, психопата Нормана Бейтса (Энтони Перкинс). Оказалось, что Ли кричит достаточно сильно, и относительно ее игры в сцене убийства Альфред больше не волновался.
Кстати, этот случай – пример достаточно безобидной шутки маэстро. Известно, что он любил довольно жестко разыгрывать людей. К примеру, подкладывал своим жертвам на стулья подушки, издававшие неприличные звуки, когда на них садились. Подчиненным с маленькими квартирами он присылал в подарок громоздкую мебель, не проходившую даже в двери. А актрисе, не переносившей запах рыбы, он однажды презентовал четыре сотни копченых селедок.
Но самой изощренной была выходка, придуманная для Типпи Хедрен. На день рождения ее 5-летней дочери он подарил лежащую в маленьком гробике куклу, как две капли воды похожую на маму.
Год 1963 был ознаменован выходом в прокат фантастического триллера «Птицы», созданного на основе рассказа английской писательницы Дафны Дюморье. Он рассказывал нападении птиц на жителей маленького городка. Чтобы вызвать нужную гримасу ужаса на лице Типпи Хедрен, игравшей центральную роль, Альфред подвергал ее настоящим атакам пернатых. Во время одной из них птицы поранили бедной девушке веко, и от боли и страха она потеряла сознание. Но в результате картина была номинирована на «Оскар», а сама актриса-дебютантка и экс-модель заслужила «Золотой глобус» как наиболее многообещающая актриса.В 1960 на голливудской «Аллее славы» появилось две звезды Хичкока – за достижения в кино и на телевидении.

Последней работой Хичкока стала остроумная остросюжетная картина «Семейный заговор», выпущенная в прокат в 1976. Она также вошла в десятку лучших кинофильмов от Национального совета кинокритиков США.

Личная жизнь Альфреда Хичкока
Отношения режиссера с представительницами слабого пола всегда были сложными. На экране его идеалу отвечали утонченные, холодные и сдержанные блондинки. Однако нередко он делал из них жертв, иллюстрировал их двуличие, склонность к манипуляциям. В жизни далеко не каждая актриса могла выдержать как его симпатию, так и методы работы на площадке, включавшие сильное психологическое давление.Но женившись в 1926 на Альме Ревиль, Хичкок до конца дней хранил верность своей любимой и единственной женщине. Познакомились они в 1921, когда она пришла в компанию «Famous Players-Lasky» работать монтажером и стала его ассистенткой.

Поженились молодые люди в Лондоне, в католическом храме Бромптонская Оратория, а в свадебное путешествие съездили в швейцарский Санкт-Мориц, куда позже возвращались затем каждую годовщину свадьбы. Впоследствии супруга являлась его соавтором, основным консультантом, надежной опорой и единственным другом. Она преклонялась перед талантом мужа и мирилась с его фобиями.



Смерть
Незадолго до смерти классик киноискусства работал над сценарием шпионского фильма «Короткая ночь», сотрудничая с Эрнестом Леманом, Дэвидом Фриманом и Джеймсом Костиганом. Но его здоровье постоянно ухудшалось – он с трудом передвигался из-за болей в суставах, пораженных артритом, у него стоял кардиостимулятор. Режиссер понимал, что больше не снимет ни один фильм.
По воле выдающегося британца его тело кремировали, а прах развеяли над Тихим океаном.