Биография Альфред Хичкок
Сэр Альфред Джозеф Хичкок – выдающийся кинорежиссер, отец современного триллера, мастерски применявший технику киноискусства для нагнетания сюжетного напряжения, беспокойства, предчувствия чего-то ужасного («саспенса») и управления эмоциями зрителей.Автор культовых лент «Птицы», «Психо», «Головокружение» был посвящен королевой Елизаветой II в рыцари, но фатально недооценен Американской киноакадемией. Он пять раз номинировался на «Оскар» как лучший режиссер, однако удостоился лишь награды Американского института киноискусства «За достижения всей жизни» в 1979 году. Зато из снятых за его 60-летнюю карьеру 50 с лишним фильмов номинации на «Оскар» получили 46 (и 6 победили).
Новатор и экспериментатор, переживший несколько кинематографических эпох – от немого кино до фильмов в формате 3D – и сохранивший по сей день притягательность загадки, как и многие гении, имел множество причуд и странностей. Он не спал в гробу, как актриса Сара Бернар, не кукарекал, как Александр Суворов, но никогда не упускал возможности вывести актеров из равновесия, третировал их, относился как к реквизиту и называл «скотами».
Жертвами его режиссерского садизма чаще всего становились белокурые актрисы. Он объяснял это тем, что «блондинок ему приятнее мучить». Вместе с тем, многие примы, включая Марлен Дитрих и Грейс Келли, утверждали, что «маэстро страха» обладал бесконечным обаянием, остроумно шутил и сыпал афоризмами, полными бриллиантовых искорок мудрости.
Детство и юность
Будущий король ужаса появился на свет 13 августа 1899 года в пригороде британской столицы Лейтонстоуне. Он стал младшим из троих детей в семье набожных католиков: домохозяйки Эммы Джейн (до замужества Уилан) и торговца овощами Уильяма Эдгара Хичкока.
Родители больше всего на свете боялись, что их тихий и спокойный сын попадет в дурную компанию. Поэтому мать ежедневно заставляла его едва ли не с пелёнок исповедоваться перед сном, а когда Альфреду было 5, отец от правил его в полицейский участок с письмом. Прочитав послание, полицейский запер его в камере, сказав: «Вот что мы делаем с непослушными мальчишками».
Эти несколько минут за решеткой запомнились Фреду (так его звали дома) на всю жизнь и оказали влияние на психику. Даже во взрослом возрасте у него осталась боязнь полиции. Он опасался, что его по ошибке арестуют и отправят в тюрьму, потому никогда не водил машину. И многие его фильмы («Не тот человек», «Шантаж», «Поймать вора») построены на страхе людей перед ложным обвинением в преступлении.
После преподнесенного жестокого урока Альфреда начали беспокоить навязчивые страхи, особенно быть ни за что наказанным. Он стал недоверчивым, скрытным и необщительным. Тогда же он обнаружил, что еда его успокаивает, и начал заедать обиды на родителей, обзывания сверстников и прочие стрессы. Во время семейных праздников он молча наблюдал за происходящим, не участвуя в разговорах, чтении стихов или танцах.
С 1907 Хичкок посещал свою первую школу при католическом монастыре Хаура Хаус, а в 1910 родные отправили его в иезуитский колледж святого Игнатия для мальчиков. Дисциплина в нем поддерживалась с помощью телесных наказаний. Альфред учился прилежно, вел себя хорошо, но безумно боялся отцов-иезуитов. Больше других предметов ему нравилась география. Он с интересом изучал карты, выучив наизусть все остановки Транссибирской железнодорожной магистрали.
Вскоре любимым занятием юного Хичкока стали посещения центрального уголовного суда Олд-Бейли. Процессы жестоких убийц отвлекали его от собственных страхов, помогали забыть о школе и строгих родителях. Спустя много лет, в 1971, уже будучи видным режиссером, он вернулся в любимый суд детства, сняв там свой последний кассовый хит «Безумие» об обаятельном маньяке-душителе.
В 1914 Фред покинул колледж и записался на вечерние классы в Школу инженерии и навигации. Параллельно он учился на бесплатных курсах при Лондонском университете, изучая историю искусства, живописи, политологию и экономику. В конце того же года в умер его 52-летний отец, страдавший эмфиземой легких и заболеванием почек. Чтобы прокормить мать и себя (старший брат и сестра к тому времени уже жили отдельно), Хичкок устроился на работу техническим клерком в телеграфное агентство Хенли, где вскоре получил должность художника по рекламе.
В 1915 году в патриотическом порыве 16-летний юноша записался добровольцем в армию, ведь в июле 1914 началась Первая мировая война. Из-за лишнего веса его признали годным только для сидячей работы и взяли в резерв. Он был зачислен в кадетский полк Королевских инженеров, где по выходным изучал подрывное дело, принимал участие в тренировках и теоретических инструктажах.
Первые фильмы
Началом 60-летней карьеры «мастера саспенса» принято считать 1920 год, когда он устроился на должность дизайнера титров в лондонский филиал американской кинофирмы Famous Players-Lasky.Вскоре он начал пробовать силы в написании сценариев и ассистировать режиссерам, приняв участие в производстве около 18 кинофильмов. В 1922 он выступил соавтором Сеймура Хикса в ленте «Всегда говори своей жене», снятой по пьесе этого британского актера и сценариста, а также в короткометражной картине «Номер 13», не дошедших до наших дней.
Спустя год он работал над созданием ленты «Женщина женщине» режиссера Грэма Каттса в качестве его ассистента, соавтора сценария и художника-постановщика. В 1924 помогал Каттсу также в лентах «Белая тень» и «Страстное приключение», в 1925 – на съемках картины «Черный страж», проходивших на студии «Бабельсберг» в Потсдаме.
Там он смог наблюдать за работой крупнейшего немецкого мастера киноэкспрессионизма Фридриха Мурнау, снимавшего драму «Человек и ливрея» с применением целого ряда новаторских приемов, многие из которых затем использовал в своих собственных постановках.
В том же году в Мюнхене Хичкок снял свой дебютный немой фильм – мелодраму по роману британской писательницы Оливер Сэндис «Сад наслаждений». А через год на экраны вышел первый триллер будущего «гуру хоррора» – «Жилец», снятый по мотивам преступлений Джека-потрошителя. В нем повествовалось об охоте на серийного убийцу, который убивал молодых блондинок исключительно в Лондоне. Начиная с «Жильца» режиссер стал появляться во всех своих картинах с камео. Это правило стало его своеобразной «подписью».
В период с 1925 по 1929 маэстро страха снял девять немых картин, включенных впоследствии ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Его авторству принадлежал и первый британский звуковой фильм «Шантаж», снятый в 1929 с использованием целого ряда передовых техник в области операторского искусства и монтажа. Эта лента, где кульминация сюжета – падение с крыши и гибель подозреваемого в убийстве – происходила на куполе Британского музея, положила начало последующей традиции мастера кино использовать в качестве фона для напряженных сцен исторические достопримечательности.
Вскоре Хичкок стал самым популярным и кассовым режиссером Соединенного королевства. В СМИ его называли «Альфред Великий», причем не только за талант, но и за вес, который достиг 140 килограммов. Два из его триллеров 1930-х – «Тридцать девять ступеней» и «Леди исчезает» – вошли в число величайших британских фильмов ХХ века.
Творчество в Голливуде
С началом Второй мировой войны кинопроизводство в Британии было практически прекращено. И в 1939 по приглашению Дэвида Селзника, продюсера «Кинг-Конга» и «Унесенных ветром», сына выходца из Киева Лазаря Железника, Хичкок перебрался в Голливуд, заключив с ним семилетний контракт.
Первый же его проект – триллер по роману Дафны дю Морье «Ребекка» с Лоренсом Оливье и Джоан Фонтейн – выиграл «Оскар» за лучший фильм. Статуэтка была подарена продюсеру, а Хичкок получил свою первую номинацию на звание лучшего режиссера, но так и не одержал победу.
Режиссер и продюсер уважали друг друга, но их сотрудничество сопровождалось постоянными ссорами – Альфред не терпел вмешательства Дэвида в творческий процесс. В результате Селзник начал передавать Хичкока другим киностудиям «в аренду», а на вырученные деньги снимать собственные фильмы.
В 1940 был выпущен второй голливудский фильм Хичкока «Иностранный корреспондент», спродюсированный Уолтером Вангером. Картина получила шесть номинаций на «Оскар». В дальнейшем режиссер выпускал примерно по одной ленте в год, всю свою жизнь посвятив работе. Многие из них стали классикой мирового кино и оказали огромное влияние на коллег-кинематографистов.
Среди киноработ американского классика начала 1940-х были ленты разнообразных жанров: от романтической комедии «Мистер и миссис Смит» с Кэрол Ломбард и Робертом Монтгомери до мрачного психологического триллера «Тень сомнения» с Джозефом Коттеном и Терезой Райт, получившего статус «первого бесспорного шедевра» режиссера.
В 1944 состоялся премьерный показ получившей три номинации на «Оскар» военной драмы Хичкока «Спасательная шлюпка» о группе выживших людей с потопленного фашистами судна, решавшим как поступить с немецким моряком, которого они спасли из-под обломков.
В 1945 он вновь работал с Дэвидом Селзником, создав психологический детектив «Завороженный» и получив за него очередную номинацию на самую престижную кинонаграду Американской академии киноискусства. Но почти все придуманные Сальвадором Дали по просьбе Хичкока сцены галлюцинаций в процессе монтажа были вырезаны по указанию продюсера. Главные роли в картине исполнили оскароносные актеры Ингрид Бергман и Грегори Пек.
В 1948 был выпущен в прокат первый цветной фильм мастера саспенса «Веревка», впервые спродюсированный им самим. Позже критики высоко оценивали данную работу режиссера, отмечая, что это одновременно «Преступление и наказание» и «Горе от ума», но в те годы их отзывы были неоднозначными.
По мнению кинокритиков, пик карьеры режиссера приходится на 50-60-е годы. В 1951 на экраны вышел нуарный триллер «Незнакомцы в поезде» по мотивам романа Патриции Хайсмит. В те годы он не получил никаких наград, но сейчас его относят к числу лучших работ мастера.
В 1954 на экранах появился детектив о муже, стремящемся убить состоятельную супругу, которая его разлюбила, под названием «В случае убийства звоните "М"».
Тогда же он выпустил в прокат детективную ленту «Окно во двор», удостоенную четырех номинаций на награду Американской киноакадемии и признанную институтом киноискусства США одним из величайших детективов и триллеров в истории. В нем снялась будущая княгиня Монако Грейс Келли, сыгравшая подругу фотографа Джеффриса (Джеймс Стюарт), вынужденного сидеть дома из-за перелома ноги. Дни напролет он проводил у окна, наблюдая за жильцами в квартирах напротив, и однажды сделал пугающее открытие, что один из его соседей – убийца. Этот сюжет позже лег в основу многих произведений мирового кино, что, впрочем, не редкость для фильмов Хичкока.
В 1960 состоялась премьера наиболее виртуозного и кассового кинопроекта в карьере классика «Психо», содержавшего самую знаменитую в истории леденящую сцену убийства в душе, сломавшую все существовавшие представления о насилии и жестокости.
Ставший культовым фильм побил рекорды кассовых сборов в США, Великобритании, Франции, Южной Америке и Канаде, был четырежды номинирован на «Оскар», получил статус одной из наилучших киноработ всех времен и принес своему создателю более $15 млн (что соответствует $130 млн. в 2019 г.).
На съемках режиссер захотел проверить, достаточно ли громко умеет кричать исполнительница ключевой роли Мэрион Крэйн, актриса Джанет Ли, и подбросил ей в гримерку мумию матери главного персонажа, психопата Нормана Бейтса (Энтони Перкинс). Оказалось, что Ли кричит достаточно сильно, и относительно ее игры в сцене убийства Альфред больше не волновался.
Кстати, этот случай – пример достаточно безобидной шутки маэстро. Известно, что он любил довольно жестко разыгрывать людей. К примеру, подкладывал своим жертвам на стулья подушки, издававшие неприличные звуки, когда на них садились. Подчиненным с маленькими квартирами он присылал в подарок громоздкую мебель, не проходившую даже в двери. А актрисе, не переносившей запах рыбы, он однажды презентовал четыре сотни копченых селедок.
Но самой изощренной была выходка, придуманная для Типпи Хедрен. На день рождения ее 5-летней дочери он подарил лежащую в маленьком гробике куклу, как две капли воды похожую на маму.
В 1960 на голливудской «Аллее славы» появилось две звезды Хичкока – за достижения в кино и на телевидении.Год 1963 был ознаменован выходом в прокат фантастического триллера «Птицы», созданного на основе рассказа английской писательницы Дафны Дюморье. Он рассказывал нападении птиц на жителей маленького городка. Чтобы вызвать нужную гримасу ужаса на лице Типпи Хедрен, игравшей центральную роль, Альфред подвергал ее настоящим атакам пернатых. Во время одной из них птицы поранили бедной девушке веко, и от боли и страха она потеряла сознание. Но в результате картина была номинирована на «Оскар», а сама актриса-дебютантка и экс-модель заслужила «Золотой глобус» как наиболее многообещающая актриса.
После выхода в 1964 психологического триллера «Марни» с уже упомянутой Типпи Хедрен и Шоном Коннери фильмы гениального мастера саспенса не имели большого успеха. Он стал реже снимать из-за проблем со здоровьем. Последний его кассовый кинофильм и предпоследний полнометражный в карьере «Безумие», снятый по роману Артура Ла Берна «До свидания, Пикадилли, прощай, Лестер-сквер», появился в 1972 году и попал в список десяти лучших лент по версии Национального совета кинокритиков США и получил четыре номинации на «Золотой глобус».
Последней работой Хичкока стала остроумная остросюжетная картина «Семейный заговор», выпущенная в прокат в 1976. Она также вошла в десятку лучших кинофильмов от Национального совета кинокритиков США.
Режиссер нередко снимал в фильмах крупнейших звезд Голливуда, включая Кэри Гранта («Подозрение», «Поймать вора», «Дурная слава», «К северу через северо-запад»), Джеймса Стюарта («Веревка», «Человек, который слишком много знал», «Окно во двор», «Головокружение»), Грейс Келли («В случае убийства набирайте „М“», «Поймать вора», «Окно во двор»), Марлен Дитрих («Страх сцены»).
Личная жизнь Альфреда Хичкока
Отношения режиссера с представительницами слабого пола всегда были сложными. На экране его идеалу отвечали утонченные, холодные и сдержанные блондинки. Однако нередко он делал из них жертв, иллюстрировал их двуличие, склонность к манипуляциям. В жизни далеко не каждая актриса могла выдержать как его симпатию, так и методы работы на площадке, включавшие сильное психологическое давление.Но женившись в 1926 на Альме Ревиль, Хичкок до конца дней хранил верность своей любимой и единственной женщине. Познакомились они в 1921, когда она пришла в компанию «Famous Players-Lasky» работать монтажером и стала его ассистенткой.
Предложение руки и сердца он сделал ей только достигнув определенного статуса, в 1925 году, когда они возвращались на пароме в Англию со съемок картины «Сад удовольствий», проходивших в Германии. Его избранница плохо переносила качку, ее тошнило, поэтому диалога у них не получилось. Но в ответ на предложение в знак согласия она кивала головой.
Поженились молодые люди в Лондоне, в католическом храме Бромптонская Оратория, а в свадебное путешествие съездили в швейцарский Санкт-Мориц, куда позже возвращались затем каждую годовщину свадьбы. Впоследствии супруга являлась его соавтором, основным консультантом, надежной опорой и единственным другом. Она преклонялась перед талантом мужа и мирилась с его фобиями.
В 1928 у пары родилась дочь Патриция, ставшая актрисой и игравшая в фильмах отца «Страх сцены», «Незнакомцы в поезде», «Психо», а также в сериале «Альфред Хичкок представляет». В 1952 она вышла замуж и позже подарила родителям троих внучек.
Известно, что Хичкок боялся высоты и... яиц. Они вызывали у него глубокое отвращение. В конце жизни он был помешан на чистоте и стал ужасно скуп. Ему нравилось смотреть фильмы с величайшими комиками немого кино Чарли Чаплином, Бастером Китоном. Но особенно он любил картину-притчу Фрица Ланга «Усталая смерть». Собственные картины его пугали, и он никогда не ходил на их просмотр.
Смерть
Незадолго до смерти классик киноискусства работал над сценарием шпионского фильма «Короткая ночь», сотрудничая с Эрнестом Леманом, Дэвидом Фриманом и Джеймсом Костиганом. Но его здоровье постоянно ухудшалось – он с трудом передвигался из-за болей в суставах, пораженных артритом, у него стоял кардиостимулятор. Режиссер понимал, что больше не снимет ни один фильм.
Он скончался в 80 лет от почечной недостаточности дома в Лос-Анджелесе, оставив наряду с огромным творческим наследием (наиболее интересным элементом которого эксперты считают личность самого режиссера) 20 млн. долларов, 29 картин известных художников и 66 ящиков коллекционных вин.
По воле выдающегося британца его тело кремировали, а прах развеяли над Тихим океаном.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter