Воланд

Имя:
Воланд (Woland)
Год создания:
1928

Воланд: история персонажа

Воланд – ключевой персонаж мистического романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В книге представляется как специалист по черной магии, иностранный артист, однако его истинную сущность без труда раскрывает Мастер: «Вчера на Патриарших прудах вы встретились с Сатаной». Путешествует со свитой, члены которой уважительно именуют его Мессир (т.е. «господин»).
Воланд
Воланд

История создания персонажа

Впервые роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в 1967 году, спустя 27 лет после смерти автора, но работа над ним началась в конце 20-х. Однако первый вариант радикально отличался от привычной нам версии. Воланд появился во второй рукописи (хотя и этот вариант был совсем другим).

Говоря о прототипе Воланда, стоит обратиться к воспоминаниям Сергея Ермолинского – драматурга и друга Михаила Булгакова. По его словам, писатель всегда говорил:
Не хочу давать поводы любителям разыскивать прототипы. У Воланда никаких прототипов нет.
Эдвард Радзинский уверен, что прототипом Воланда был Иосиф Сталин:
Под палящим летним солнцем 1937 года, в дни московских процессов, когда другой дьявол уничтожал дьявольскую партию, когда один за другим гибли литературные враги Булгакова, писал Мастер свой роман… Так что нетрудно понять, кто стоял за образом Воланда.
Есть версия, что Мессир был назван в честь Мефистофеля из поэмы Гете «Фауст»: «Дворянин Воланд идёт!».

Имя «Воланд» пришло из Средних веков: «Faland» использовалось для обозначения черта или обманщика. По-видимому, Булгаков знал об этой этимологии – не случайно в романе сотрудники варьете упоминают это имя, пытаясь вспомнить имя мага: «…Может быть, Фаланд?».

Также выдвигалось предположение, что Воланд (или Велунд) – бог-кузнец из европейской дохристианской мифологии. Со временем он, как и большинство фигур из языческого пантеона, впитал в себя «бесовские» черты и стал ассоциироваться с Сатаной.

В одной из редакций романа писатель целиком приводит имя мага, на визитной карточке которого написано D-r Theodor Voland. В итоговом варианте Булгаков отказался от использования латиницы, оставив только первую букву его фамилии – W:
«Пока иностранец совал их редактору, поэт успел разглядеть на карточке напечатанное иностранными буквами слово «профессор» и начальную букву фамилии – двойное «В».

Внешность

В романе внешность Воланда описывается так:
«… ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, подмышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой»
При этом для многочисленных очевидцев внешность его остается неприметной и туманной, а описания сильно отличаются друг от друга. Одни видят его невысоким, другие, напротив, великаном, третьи вообще не могут различить каких-либо примет. Определенно, это одна из «пассивных» способностей Воланда. В собственных чертогах Воланд «изменяет» дорогому костюму, но сохраняет величественность:
«Воланд вышел в этот последний великий выход на балу как раз в том самом виде, в каком был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее»
В телесериале «Мастер и Маргарита» (2005), самой известной экранизации романа, внешность Воланда отличается от книжного персонажа. В исполнении Олега Басилашвили он слегка постарел, щеголяет седыми волосами и глазами одинакового цвета. Не изменился лишь дорогой костюм и трость с набалдашником в виде собачьей головы.
Олег Басилашвили в роли Воланда
Олег Басилашвили в роли Воланда

Характер

Личность Воланда сложно охарактеризовать. С одной стороны, в романе чётко прослеживается его тёмная, дьявольская природа, а с другой – он напрямую не принимает участия во всех проделках и кознях, которые устраивает его свита, в основном выступая в роли сдержанного наблюдателя.

Воланд честен и справедлив, отличается редкостным благородством. В первый свой визит он искренне пытается предостеречь Берлиоза и Ивана Бездомного от спонтанных, необдуманных поступков и их последствий, рассказывая поучительные истории-притчи:

Также Воланд всегда держит слово и выполняет данные обещания. Он ценит силу, смелость и гордость, щедро вознаграждая за эти качества:
«– Мы вас испытывали, – продолжал Воланд, – никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина! Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я».
Воланд не склонен вредить людям и глумиться над их пороками. Он тяготеет к озорству, беззлобно смеется над человеческими слабостями: «Любят деньги, легкомысленны, но по-прежнему способны к милосердию – словом, обычные люди».

Он не проявляет излишней жестокости, умеет прощать и проявлять милосердие. Объективно, он наказывает людей только за серьезные пороки: неверие, жадность, чревоугодие, взяточничество. Тех же, кто сохранил чистые помыслы, он справедливо вознаграждает.

Конечно, Воланд не только милосерден, но и жесток. Суд Воланда скор и справедлив, и никто не может избежать наказания:
«Более того, злые языки уже уронили слово – наушник и шпион. И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее, чем через месяц. Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать все, что можно»

Свита

Воланд практически всегда появляется в сопровождении свиты, прислуживающей Мессиру и выполняющей все его указания.

  • Коровьев (Фагот) – мрачный рыцарь-демон, предстающий в романе «гражданином ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая». Он глумится над человеческими пороками, жестоко обличая их и выставляя на посмешище.

  • Азазелло – демон-убийца, выполняющий «грязную работу»: застрелить неугодного Мессиру человека, надавать по лицу хаму-администратору, выгнать взяточника из квартиры и т.д.

  • Кот Бегемот – демон-шут и паж Воланда в облике очаровательного черного кота. Кот постоянно дурачится и страдает от обжорства, обличая тем самым людскую любовь к чревоугодию. Есть версия, что прототипом Бегемота стал любимый кот Булгакова по имени Плюшка.

  • Гелла – вампирша, рыжеволосая девушка, появляющаяся обнаженной. Второстепенный персонаж свиты.
Воланд и его свита
Воланд и его свита

Способности

Известно, что Воланд умеет читать мысли, летать, исполнять желания и обращать души в небытие. Предел способностей Воланда сложно определить, ведь, как сказано в романе, он может все:
«Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла? – Мне ничего не трудно сделать, – ответил Воланд, – и тебе это хорошо известно»

Появления

Воланд – ключевой персонаж булгаковского «Мастера и Маргариты». Конечно, он появляется и во всех экранизациях и постановках. Вот самые известные из них:

  • «Мастер и Маргарита» Юрия Кары (снят в 1994, премьера состоялась в 2011, Воланда играл Валентин Гафт)
  • Телесериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» (2005)
  • Мюзикл «Мастер и Маргарита» (2014, Воланда играет Иван Ожогин)
  • Спектакль «Мастер и Маргарита» московского Театра на Юго-западе (Воланд – Виктор Авилов)

Интересные факты

  • В первой версии романа (1928-1929 гг.) главным героем выступал Дьявол, а по содержанию произведение весьма напоминало гетевского «Фауста».

  • Когда на съемках сериала Бортко Олег Басилашвили произносил монолог Воланда, он внезапно потерял голос. Оказалось, в этот момент произошло кровоизлияние в голосовые связки, хотя до этого актер был абсолютно здоров.

Влияние на массовую культуру

Образ Мессира нашел отражение не только в кинематографе, но и оказал существенное влияние на музыкальную культуру. Он встречается в песне группы КняZz «Воланд прав» и песне группы Ария «Бал у Князя тьмы».

Кроме того, под влиянием булгаковского романа была написана песня The Rolling Stones «Sympathy for the Devil» – одна из главных композиций в истории группы. По словам Мика Джаггера, при работе над композицией он воображал себя Воландом.

Цитаты

  • «Так что же такое часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо?»

  • «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»

  • «Праздничную полночь приятно немного и задержать.»

  • «А факт — самая упрямая в мире вещь.»

  • «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»