Биография Льва Дурова
Лев Дуров – популярный советский актер, трагический клоун, как его называли зрители и коллеги-актеры. Для короля эпизодов не существовало проходящих ролей – все его экранные персонажи получались такими яркими и самобытными, что порой запоминались больше, чем главные герои.Детство и семья
Будущий актер родился в Москве в 1931 году. Его детские и юношеские годы прошли на территории старинного Лефортовского дворца, где в екатерининских конюшнях, переделанных под коммунальные квартиры, проживала его семья. С этим местом с давних пор связано множество невероятных преданий и легенд, а в 30-годы ХХ века Лефортово считалось одним из самых неблагополучных и криминальных районов Москвы.
Неудивительно, что Лёва с ранних лет умел постоять за себя – иначе бы не выжил в столь суровых условиях. Он участвовал в уличных драках, гонял голубей с местной шпаной и нередко являлся домой в синяках и ссадинах. Отец, Константин Владимирович, был суровым немногословным человеком, работал начальником АХО «Союзвзрывпром» и пользовался в семье непререкаемым авторитетом. Ему достаточно было только взгляда, чтобы приструнить провинившегося Леву. Но дома он бывал очень редко, поэтому мальчик большую часть времени был предоставлен сам себе.
Мать, Валентина Игнатьевна, тоже была постоянно занята – она работала научным сотрудником в Центральном Государственном Военном архиве МВД СССР и воспитывала младших дочерей Людмилу и Светлану.
Фамилия Дуровых принадлежит знаменитой династии, первые сведения о которой датируются 1540 годом. В их роду был бравый полковник Афанасий Дуров, участник Колыванского похода, Надежда Дурова – легендарная девица-кавалерист, Анастасия Дурова – настоятельница Новодевичьего монастыря и многие другие выдающиеся личности. Постепенно героическая династия превратилась в цирковую и артистическую – у ее истоков стояли Анатолий и Владимир Дуровы, создатели знаменитого театра зверей. В советское время им руководила Наталья Дурова, после ее смерти «Уголком дедушки Дурова» занялся брат Юрий.
Со своими знаменитыми родственниками Лев Константинович в юности не общался и даже не был близко знаком. С Натальей Юрьевной он впервые встретился на вручении очередного звания, когда уже стал известным артистом. С этого момента они подружились и поддерживали теплые родственные отношения до ее последних дней.
Но вернемся к детству Льва, которое было совсем не сладким. Когда мальчику исполнилось десять лет, началась война. Во время ночных бомбежек Лева с приятелями дежурил на крыше и тушил зажигательные бомбы. А после школы бежал в госпиталь, где выступал перед раненными и помогал медперсоналу.
В учебе Дуров особым прилежанием не отличался, а уж примерным поведением и подавно. Из-за этого мальчику пришлось сменить несколько школ, но с горем пополам он все же получил аттестат с одними тройками. С такими оценками ему была прямая дорога только в театральное училище, где абитуриентам не нужно было сдавать школьные предметы. Тем более что юноша был явно наделен актерскими способностями, за что приятели по двору прозвали его Артистом.
С двенадцати лет Лева посещал театральный кружок при местном Дворце пионеров, куда случайно попал за компанию с приятелем. Хулиган и задира Дуров там быстро стал своим, несмотря на то, что это был совсем новый и непривычный для него круг общения. Наверняка, свою роль сыграли и артистические гены, доставшиеся от легендарных предков, и в 1949 году юноша поступил в школу студию МХАТ на курс Герасимова и Блинникова. Он очень скоро стал любимым студентом Блинникова, которому юркий смышленый парнишка напоминал его самого в молодости. Он часто брал его покататься по Москве, и во время таких прогулок делился с Дуровым забавными историями из своей жизни.
Театральная карьера
В 1954 году Лев успешно окончил Школу-студию МХАТ и был распределен в Центральный детский театр. Начал с роли Конька-Горбунка в одноименном спектакле, затем последовали образы Молодого Огурца, Репейника, Говорящей Тучки и пуделя Артемона. Вершиной его карьеры в ЦДТ стала роль царевича Федора в «Борисе Годунове». Стоит отметить, что в этом же театре начинали свой творческий путь такие корифеи отечественной сцены, как Олег Ефремов и Олег Табаков.
В то время режиссером-постановщиком ЦДТ был легендарный Анатолий Эфрос, с которым у Дурова сложились прекрасные творческие и человеческие отношения. В 1963 году Эфросу предложили возглавить Ленком, куда он забрал с собой и Дурова.
Эфрос задействовал Дурова во всех своих постановках и при очередном переходе в 1967 году в театр на Малой Бронной снова забрал его с собой. По совету мастера Лев Константинович окончил режиссерские курсы и стал совмещать актерскую деятельность с постановочной. В репертуаре театра шли несколько его успешных спектаклей: «Жестокие игры» Арбузова, «Золушка» Евгения Шварца, «Обвинительное заключение» Думбадзе, «Занавески» Варфоломеева, «А все-таки она вертится» Хмелика, «Ксантиппа и этот, как его...» Алешина и многие другие.
В Театре на Малой Бронной Дуров прослужил практически до последних дней своей жизни. Параллельно выходил на сцену театра «Школа современной пьесы», сотрудничал с Московским Новым Драматическим театром, играл в Театре Сатиры. Но широкую известность и всенародную любовь ему принесли роли в кино, не всегда главные, но каждый раз яркие, талантливые и самобытные.
Роли в кино
Кинодебют Дурова состоялся в далеком 1954 году в комедии «Доброе утро», где он появился в образе помощника экскаваторщика Яшки Козырева. За ним тут же закрепилось амплуа простого парня из народа, которое в то время было очень востребовано в советском кинематографе. Его герои подкупали своей искренностью, человечностью и душевностью, и даже отрицательные персонажи невольно вызывали у зрителей сочувствие. Для Дурова не было неважных ролей, и это хорошо чувствовалось по ту сторону экрана.
Роль капитана королевских мушкетеров де Тревиля в культовой ленте «Д’Артаньян и три мушкетера» сделала Льва Константиновича настоящей звездой, впрочем, как и остальных актеров этого потрясающего фильма. В этой работе ярко проявился комедийный талант Дурова, который до этого в полной мере могли оценить только его театральные поклонники.
Также стоит отметить его работы в картинах «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Калина красная» (1973), «Большая перемена» (1973). Крошечный эпизод, который Дуров сыграл в картине «По семейным обстоятельствам» (1977), несет огромную смысловую нагрузку и является одним из ключевых моментов фильма. А роль приемного отца маленькой Джульетты в картине «Странные взрослые» (1974) не может оставить равнодушным ни одного человека, посмотревшего этот фильм.
Дуров был непревзойденным рассказчиком и настоящим мастером художественного слова. Его перу принадлежат четыре книги: «Грешные записки» (1999), Странные мы люди» (2002), «Байки из Закулисья» и «Байки на бис», изданные в 2008 году в серии «Актерская книга».
Своим бесценным опытом мастер щедро делился с молодым поколением – в начале 90-х он преподавал в школе-студии МХАТ и дал путевку в жизнь многим начинающим актерам.
Друг актера Владимир Качан отмечал, что «география звания Дурова – народный артист СССР – формально сузилась до размеров России, а фактически расширилась. Потому что он, по-прежнему, народный артист и Белоруссии, и Украины, и Казахстана, и Прибалтики, и Израиля, и США, и всех других стран, где любят и помнят артиста Дурова, драматического клоуна, хулигана, анекдотчика, своего в доску мужика для всех слоев населения, а потому – абсолютно народного артиста».
Личная жизнь Льва Дурова
Со своей будущей женой Ириной Кириченко Дуров познакомился еще студентом. Девушка перевелась в Школу-студию МХАТ из Киевского театрального института. За высокой стройной красавицей тут же принялись ухаживать лучшие женихи курса, но она неожиданно предпочла всем неказистого Дурова. На вопросы, что она в нем нашла, девушка с загадочной улыбкой отвечала: «У него есть балберка», – чем невероятно интриговала озадаченных парней. Они пытались разузнать про таинственную балберку у самого Левы, но и тот не спешил раскрывать эту страшную тайну. Лишь спустя много лет выяснилось, что балберка – это обычный поплавок от рыболовной сети.
Супруги прожили в счастливом браке более пятидесяти лет, воспитали дочь Екатерину (1959 – 2019), которая тоже стала актрисой, дождались внуков Ваню и Катю. Дуров обожал свою Ирину, называл королевой и страшно ревновал по любому поводу. Ее болезнь стала для актера тяжелейшим моральным и физическим испытанием – он трогательно ухаживал за женой, носил ее на руках и все надеялся, что женщина встанет на ноги. Но чуда не случилось, и в 2011 году Ирина умерла.
Лев Константинович очень сильно переживал эту трагедию, и лишь внимание дочери спасало его от полного отчаяния. Рядом с ним также находилась молодая помощница Оксана Радченко, которую злые языки даже записали в любовницы пожилого актера. Девушка занималась организационными и бытовыми вопросами, помогала по хозяйству и в последние годы постоянно сопровождала Дурова. Но вряд ли их связывало что-то большее – уж очень любил Лев Константинович свою Ирину, чтобы так легко предать ее память и на закате жизни выставить себя посмешищем.
Последние годы и смерть
Дуров много раз заявлял, что не боится смерти, и она действительно обходила его стороной. Во время съемок он всегда старался лично выполнять все трюки, поэтому ситуации возникали самые разные. Актер падал с лошади, тонул в болоте и даже горел в закрытом вагоне поезда во время работы над картиной «Тридцать четвертый скорый» (1984). Цыганка, посмотревшая однажды на его руку, была очень удивлена, что актер до сих пор еще жив.
В 1998 году на съемках фильма «Не послать ли нам гонца» у Дурова случился инсульт. Состояние было тяжелым, работу над картиной приостановили на неопределенное время. Но через десять дней актер сбежал из больницы и вернулся на съемочную площадку. Только самые близкие знали, каким трудом ему дались эти оставшиеся съемочные дни. Лев Константинович практически ничего не видел и шел на голос оператора, служивший ему главным ориентиром.
Со временем зрение восстановилось, и, казалось бы, все самое страшное осталось позади. Но в феврале 2011 года ушла из жизни любимая жена Дурова Ирина, которая несколько лет тяжело болела и была прикована к постели. Эта невосполнимая потеря принесла актеру огромные душевные страдания, к которым в 2013 году прибавились и физические. Дуров получил травму, которая в 81 год звучала как приговор – перелом шейки бедра. Врачи не давали никаких гарантий, что он снова встанет на ноги, но Лев Константинович мужественно перенес сложнейшую операцию и последовавшую за ней реабилитацию, и снова вернулся в строй.
Актер похоронен на Новодевичьем кладбище. Через два года на могиле был установлен памятник, деньги на которые искали «всем миром». Часть средств была собрана через краундфаундинговый сайт, остальные пожертвовали артисты и зрители, пришедшие на вечер памяти актера, устроенный в его родном театре на Малой Бронной. Памятник получился действительно очень впечатляющим и символичным – актер изображен в виде двенадцатилетнего лефортовского подростка, запускающего в небо голубей.
Лучшие фильмы
- 2007: «В ожидании чуда»
- 2005: «Последний бой майора Пугачева»
- 2003: «Ангел на дорогах»
- 1997: «Сирота казанская»
- 1997: «Графиня де Монсоро»
- 1994: «Мастер и Маргарита»
- 1992: «Гардемарины 3»
- 1989: «Беспредел»
- 1987: «Человек с бульвара Капуцинов»
- 1984: «Успех»
- 1983: «Шел четвертый год войны»
- 1979: «Д`Артаньян и три мушкетера»
- 1977: «По семейным обстоятельствам»
- 1975: «Шаг навстречу»
- 1975: «Бриллианты для диктатуры пролетариата»
- 1973: «Семнадцать мгновений весны»
- 1973: «Калина красная»
- 1973: «Большая перемена»
- 1972: «Бумбараш»
- 1972: «Человек на своем месте»
- 1972: «Четвертый»
- 1971: «Старики-разбойники»
- 1966: «Черт с портфелем»
- 1963: «Я шагаю по Москве»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter