Биография Олега Янковского
Олег Янковский – выдающийся русский актер, непревзойденный барон Мюнхгаузен отечественного кинематографа, человек-эпоха для миллионов советских зрителей. Он также хорошо известен своими театральными работами в прославленном Ленкоме, которому посвятил тридцать пять лет творческой жизни.Детство и юношеские годы
Будущий актер родился в семье потомственных дворян, имевших польские и белорусские корни. У деда по материнской линии было собственное пароходство в Астрахани и рыбные промыслы на Волге. Отец, Иван (Ян) Павлович Янковский, бывший штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка, прошел Первую мировую, был тяжело ранен во время Брусиловской операции. Лично знал маршала Тухачевского, с которым служил в одном полку. Подвиги не спасли его от репрессий – его трижды арестовывали (второй раз за то, что был знакомым репрессированного Тухачевского) и отправляли в сталинские лагеря, а в начале войны всю семью сослали в Казахстан. Им пришлось уничтожить все архивы и дворянские грамоты, которые связывали Янковских с прошлой жизнью, а также георгиевский крест главы семейства. Сохранилась только уникальная библиотека, которую, несмотря на материальные трудности и лишения, берегли как зеницу ока.В Джезказгане отец сначала устроился на горно-металлургический комбинат, затем работал на урановом руднике в Ленинабаде. Мать, Марина Ивановна, работала бухгалтером и воспитывала детей – Олега и его старших братьев Ростислава и Николая. Младший сын был ее любимчиком; мечтавшая о дочке Марина Ивановна повязывала ему на голову бантик – такой он был хорошенький. Мать, как могла, старалась привить сыновьям хорошие манеры, учила их правилам этикета и французскому языку. В молодости она мечтала стать балериной, обожала музыку и театр и старалась передать любовь к искусству своим детям. А Олег рос настоящим сорванцом, обожал играть в футбол с дворовыми приятелями, нередко ввязывался в драки и приходил домой с разбитым носом.
В 1952 году семья переехала из Казахстана в Саратов, к бабушке, Ольге Ненастьевой, аристократке, учившей внуков французскому. Старший брат Ростислав записался в кружок художественной самодеятельности, а после окончания школы поступил в театральное училище. Увлекался театром и Николай, а вот Олегу по-прежнему больше нравился футбол.
Тяжелые условия труда окончательно подорвали здоровье отца, так и не оправившегося от тяжелых ранений, полученных на фронте. В 1953 году Иван Павлович умер, и все заботы о сыновьях легли на хрупкие плечи Марины Ивановны. Мальчики с мамой и бабушкой ютились в 14-метровой комнатке, которую зимой приходилось отапливать дровами.
Окончив училище, Ростислав по распределению уехал в Минск и устроился на работу в театр русской драмы. Чтобы хоть как-то помочь матери, он забрал Олега с собой. Жили братья в крошечной гримёрке театра, и Олег много времени проводил за кулисами. Вскоре он и сам вышел на сцену – сыграл пионера Эдика в спектакле «Барабанщица». Детские сандалии, в которых юный артист дебютировал на театральных подмостках, до сих пор хранятся в музее Минской русской драмы. В 16 лет Олег вернулся в Саратов. Школьные годы заканчивались, и необходимо было задумываться о дальнейшей профессии. Он хотел поступать в медицинский институт, но увидев объявление о приеме в театральное училище, решил подать документы и туда. В приемной комиссии его ждал сюрприз – оказалось, что студент Янковский уже зачислен на первый курс. Дома выяснилось, что в училище тайком от всех домашних поступил брат Николай, но потом передумал учиться и решил пойти в армию. Подмены никто не заметил, и первого сентября Олег приступил к занятиям. Поначалу студент Янковский ничем не выделялся среди своих одногруппников. Звезд с неба не хватал, имел проблемы с дикцией, однако в дипломном спектакле «Три сестры» так ярко проявил себя в роли Тузенбаха, что все сомнения отпали – из него получился великолепный артист.Я практически не помню своего отца: он был репрессирован, долго находился в заключении. Мы встретились только незадолго до его смерти.
Путь актёра
На втором курсе Олег познакомился с Людмилой Зориной, своей будущей женой. Она считалась очень талантливой и перспективной студенткой, уже во время учебы играла в Саратовском драмтеатре и после получения диплома органично влилась в его труппу. Людмила замолвила словечко за своего избранника, и худрук, не в силах отказать молодой очаровательной актрисе, нашел место и для Олега. Чаще всего Янковскому доставались роли второго плана, но в 1971 году, после удачного дебюта актера в кино, ему доверили сыграть князя Мышкина в «Идиоте» по Достоевскому. Несмотря на это, он по-прежнему оставался всего лишь супругом Зориной, примы Саратовского театра. В кинематограф Янковский попал благодаря случайной встрече, которая произошла во время гастролей труппы Саратовского театра во Львове. В гостиничном ресторане Олега заметил режиссер Владимир Басов, обедавший там со своей женой, красавицей-актрисой Валентиной Титовой.Они обсуждали, где найти актера с подходящей арийской внешностью на роль немецкого офицера Генриха Шварцкопфа в киноэпопее «Щит и меч» (1968). Благородное лицо Янковского, его стать и изысканные манеры как нельзя лучше соответствовали этому экранному образу, и начинающего саратовского актера пригласили в Москву на пробы. После выхода картины на экраны Янковский проснулся знаменитым. Его узнавали на улицах, просили автографы и караулили у входа в театр. Добавила популярности роль красноармейца Андрея Некрасова в военной драме «Служили два товарища» того же года, где его партнерами стали Ролан Быков и Владимир Высоцкий. Поначалу Олег Иванович должен был играть белогвардейца Брусенцова, но после первых проб режиссер Евгений Карелов заявил: «Ну уж нет, этого парня мы Врангелю не отдадим!». В этой же картине одну из второстепенных ролей сыграл старший брат Янковского Ростислав.
Оставаться в Саратове больше не было смысла – перспективным актером заинтересовались режиссеры ведущих столичных театров, в том числе и Марк Захаров. Он лично приехал посмотреть спектакли с участием Янковского и, впечатленный его игрой, позвал Олега Ивановича в Ленком. Марк Анатольевич тут же ввел молодого актера в главные репертуарные спектакли, всецело доверившись его актерскому таланту. И Янковский не подвел великого мастера – он отдал театру тридцать пять лет своей творческой биографии и не расставался со сценой практически до последних дней жизни. Параллельно с театральной деятельностью актер продолжал активно сниматься в кино. Роль Николая Сегачёва в картине «Гонщики» чуть не стоила ему жизни – машина, в которой находился Янковский, перевернулась и загорелась. Каким-то чудом он остался цел и невредим (на нем сгорела только куртка), а вот оператор получил серьезные травмы. В 1973 году Олегу Ивановичу посчастливилось поработать с Андреем Тарковским – в кинодраме «Зеркало» он сыграл отца главного героя, прототипом которого стал Арсений Тарковский, отец режиссера. А роль юного Алеши досталась пятилетнему сыну Янковского Филиппу, который впоследствии пошел по стопам отца и тоже связал свою жизнь с кинематографом. Впечатленный актерской игрой Янковского, Тарковский задумался об экранизации шекспировского Гамлета и предложил Олегу Ивановичу главную роль. Из-за бюрократических препон снять фильм не удалось, и тогда Янковский отнес сценарий Марку Захарову и уговорил его поставить «Гамлет» на сцене Ленкома. Но Тарковский неожиданно решил, что Янковскому больше подходит быть Лаэртом, и отдал роль Гамлета Анатолию Солоницыну. Обиженный актер отказался участвовать в спектакле и не общался с режиссером почти десять лет. В 1982 году судьба снова свела вместе двух великих мастеров. Тарковский совместно с итальянцами задумал снять глубокую психологическую драму «Ностальгия» о трагической доле русского писателя, оказавшегося на чужбине. Главную роль должен был сыграть все тот же Анатолий Солоницын, но за несколько месяцев до начала съемок актер умер от рака легких. Тарковский обратился к Янковскому, и тот, едва прочитав сценарий, тут же забыл все обиды и приступил к работе. Фильм получился гениальным и на Каннском фестивале получил приз за лучшую режиссуру. А вот в СССР он был запрещен и долгое время пролежал на полке, как и другие картины опального «невозвращенца» Тарковского. Стоит особо отметить роли Янковского в фильмах Марка Захарова, которые стали классикой отечественного кинематографа. В 1976 году режиссер приступил к съемкам музыкального фильма-сказки «Обыкновенное чудо», роль Волшебника в котором писалась специально под Янковского. В образе барона Мюнхгаузена Захаров тоже видел только Олега Ивановича, хотя с ним были несогласны не только члены худсовета, но и автор сценария Григорий Горин. Зато после выхода картины на экраны Горин прилюдно признал правоту мастера и отдал должное его гениальному режиссерскому чутью. В 1982 году Янковский сыграл главную роль в трогательной мелодраме «Влюблен по собственному желанию». Фильм посмотрели 25 миллионов зрителей, а Олег Иванович был признан лучшим актером года по версии журнала «Советский экран». Параллельно актер снимался в трагикомедии Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву», которая стала одной из его самых любимых работ. Виктор Мережко писал сценарий под Никиту Михалкова, но режиссер, увидев Янковского в фильме «Мы, нижеподписавшиеся», настоял на его кандидатуре. Никита Сергеевич нисколько не обиделся и даже помог уговорить Олега Ивановича, который в то время был и так завален работой. Решающим моментом стало обещание Балаяна взять на одну из ролей супругу актера Людмилу Зорину, которая пожертвовала карьерой ради семьи и редко появлялась на экране.
За этой работой последовала еще целая череда блестящих картин, в которых Янковскому удалось проявить свой гениальный актерский талант («Храни меня, мой талисман», «Крейцерова соната», «Убить дракона», «Паспорт», «Цареубийца»). А затем произошел развал Советского Союза и последовавший за ним тяжелый экономический кризис, который практически разрушил отечественный кинематограф. Экраны заполонили низкопробные криминальные сериалы, в которых Янковский принципиально отказывался сниматься. С творческими вечерами по провинциальным ДК он тоже не ездил, в корпоративах для «новых русских» не участвовал, поэтому очень скоро остался без работы и денег. По приглашению французского режиссера Клода Режи Олег Иванович на полгода уехал в Париж, где играл полицейского в международном театральном проекте. Там он узнал, что стал Народным артистом СССР – последним обладателем почетного звания великой страны, которая прекратила свое существование.
Интересно, что ни режиссер спектакля, ни продюсер проекта даже не подозревали, с каким популярным в России человеком имеют дело. Лишь через несколько лет, встретившись с Янковским в Москве, они смогли оценить всю силу и мощь всеобъемлющей народной любви, которая окружала этого артиста. Вернувшись в Россию, Олег Иванович приступил к съемкам сразу в нескольких интересных проектах, которые, к сожалению, так и не были доведены до конца. На фильм Сергея Соловьева «Тургенев. Метафизика любви» элементарно не хватило финансирования, а военная драма Семена Арановича «Агнец божий» не была закончена из-за смерти режиссера. Съемки «Анны Карениной» Соловьева затянулись на шестнадцать лет – премьера картины состоялась в феврале 2009 года, за три месяца до смерти Янковского. В 1993 году по приглашению Марка Рудинштейна Олег Иванович возглавил фестиваль «Кинотавр» и пробыл на этом посту девять лет. А в начале 2000-х попробовал себя в роли режиссера и снял трогательную новогоднюю мелодраму «Приходи на меня посмотреть» с Ириной Купченко в главной роли. Картина получилась очень доброй и светлой и была тепло встречена зрителями. Одну из ролей в ней сыграл внук Олега Ивановича Ваня, который тоже продолжил актерскую династию. В 2002 году на экраны вышла драматическая лента «Любовник» режиссера Валерия Тодоровского. Эта картина стала одной из лучших работ актера последних лет. Ради нее Олег Иванович отменил все другие проекты, чтобы полностью сконцентрироваться на этой сильнейшей по психологическому накалу истории. «Любовник» стал звездным часом и для Сергея Гармаша, которого зрители до этого не воспринимали как глубокого драматического актера. Последней работой Янковского в кино стала роль митрополита Филиппа в исторической картине Павла Лунгина «Царь». Фильм был показан на Каннском фестивале за три дня до смерти актера и стал достойным финалом его творческой биографии и жизненного пути. Во время съемок специально для Янковского был изготовлен нательный крест (точная копия того, что носил сам митрополит), который он попросил освятить и отдать ему в личное пользование. Актер уже знал, что смертельно болен, но никому из съемочной группы об этом не говорил. Но зрители почувствовали, что актер прощается с ними через экран – многие не могли сдержать слез, слушая его пророческие слова в финале картины. В театре последней работой Янковского стала роль моряка Жевакина в гоголевской «Женитьбе». 10 апреля 2009 года он чувствовал себя уже очень плохо, но нашел силы доиграть спектакль и попрощался со зрителями словами своего Балтазара Балтазаровича: «Как жаль уходить от вас… Прощайте!».
Личная жизнь Олега Янковского
Со своей будущей женой Людмилой Зориной Янковский познакомился в Саратовском театральном училище. На втором курсе влюбленные сыграли скромную студенческую свадьбу, а в 1968 году появился на свет их сын Филипп. Он пошел по стопам родителей и тоже посвятил жизнь кинематографу. В браке с актрисой Оксаной Фандерой у Янковского-младшего родились сын Иван и дочь Лиза, которые продолжили семейную династию. Галантного красавца Янковского очень любили женщины, но семья для него всегда была на первом плане. При жизни актер особо не был замечен в скандальных любовных историях, а вот после его ухода стали появляться ранее неизвестные факты из его биографии. В театральных кругах ходят слухи, что Филипп – не единственный сын артиста. Якобы много лет назад у Олега Ивановича был страстный роман с актрисой театра «Сатирикон» Еленой Войновской, которая родила внебрачного сына Олега. Эту информацию подтверждают соседи и мать Елены Феодосия Львовна Васильева, а вот сама Войновская хранит стойкое молчание и категорически отказывается обсуждать эту тему. В отличие от актрисы Елены Прокловой, которая в телешоу «Прямой эфир» всей стране поведала о своих любовных отношениях с Янковским и даже призналась, что сделала от него аборт. В 2015 году актриса Елена Костина, исполнительница одной из главных ролей в картине «Полеты во сне и наяву» дала журналу «Караван историй» развернутое интервью, в котором тоже поделилась с читателями подробностями своего романа с Янковским.Болезнь и смерть
Никто не ожидал, что всенародный любимец Олег Янковский уйдет из жизни так рано. Он всегда был в прекрасной физической форме, не переедал и, в отличие от многих своих коллег, не злоупотреблял горячительными напитками.Периодически у актера пошаливало сердце – в 1977 году у него случился первый инфаркт, с которым Олег Иванович довольно легко справился. В 2008 актер снова начал жаловаться на сердце и лег в клинику на обследование. Врачи диагностировали ишемическую болезнь, провели необходимое лечение и назначили поддерживающие лекарства. Но состояние Янковского вскоре снова ухудшилось – на этот раз его стали беспокоить боли в области желудка, тошнота и потеря аппетита. В результате обследования обнаружился рак поджелудочной железы, причем на самой последней, неоперабельной стадии.
В январе 2009 года Олег Иванович прошел курс лечения в немецкой клинике, но положительной динамики не случилось. Вернувшись в Москву, он снова приступил к работе, но через три месяца окончательно потерял силы и слег. Утром 20 мая актеру стало плохо, открылось внутреннее кровотечение, с которым его госпитализировали в клинику. В этот же день его не стало. Гроб с телом Янковского был выставлен на сцене Ленкома – проститься с актером пришли тысячи поклонников его гениального таланта. Похоронен Олег Иванович на Новодевичьем кладбище, на его могиле установлен строгий памятник из белоснежного мрамора в виде прямоугольной стелы с врезанным в нее крестом. Памятник актеру установлен и в сквере у Саратовского драмтеатра. Янковский изображен в образе барона Мюнхгаузена, одного из любимейших героев отечественного кинематографа.
Лучшие фильмы
- 2009: «Царь»
- 2009: «Анна Каренина»
- 2008: «Стиляги»
- 2008: «Без вины виноватые»
- 2006: «Доктор Живаго»
- 2003: «Бедный, бедный Павел»
- 2002: «Любовник»
- 2002: «Шут Балакирев»
- 2000: «Человек, который плакал»
- 2000: «Приходи на меня посмотреть»
- 1999: «Китайскiй сервизъ»
- 1995: «Первая любовь»
- 1992: «Тьма»
- 1991: «Цареубийца»
- 1988: «Убить Дракона»
- 1987: «Крейцерова соната»
- 1986: «Храни меня, мой талисман»
- 1983: «Ностальгия»
- 1982: «Влюблен по собственному желанию»
- 1981: «Шляпа»
- 1981: «Мы, нижеподписавшиеся»
- 1979: «Тот самый Мюнхгаузен»
- 1978: «Обыкновенное чудо»
- 1978: «Мой ласковый и нежный зверь»
- 1977: «Обратная связь»
- 1976: «Сладкая женщина»
- 1975: «Чужие письма»
- 1975: «Звезда пленительного счастья»
- 1974: «Зеркало»
- 1972: «Гонщики»
- 1968: «Служили два товарища»
- 1968: «Щит и меч»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49