Биография Ролана Быкова
Ролан Быков – гениальный артист и режиссер, человек-эпоха, на фильмах которого выросло не одно поколение. Неоценим его вклад в развитие детского кинематографа, которому мастер уделял особое внимание. Его фильмы «Айболит-66», «Внимание, черепаха!», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Чучело» вошли в Золотой фонд советского кинематографа, а актерские работы, даже совсем небольшие, например, в комедии «По семейным обстоятельствам», по сей день остаются образцом высочайшего мастерства и профессионализма.Детство и юношеские годы
Ролан Быков родился в Киеве в 1929 году. Необычное имя получил в честь французского писателя Ромена Роллана, романами которого мать зачитывалась перед родами. В паспортном столе возникла путаница, и ребенка зарегистрировали под еще более экзотическим именем Роланд, да к тому же вместо отчества Антонович записали Анатольевич. Лишь только по достижении совершеннолетия юноше удалось выправить документы и официально вернуть себе правильное имя и отчество. Самое интересное, что его отец тоже не всегда был Антоном Быковым. Поляк по национальности, Семен Геронимович Гордановский прошел четыре войны, бежал из австрийского плена, в Гражданскую воевал в Первой конной армии. В 1924 году он был отправлен в Германию, где служил агентом советской разведки, используя фальшивые документы. Через два года вернулся в Киев, где познакомился со своей будущей женой, еврейкой Эллой Матусовной Ситняковской. Во время регистрации брака ей тоже сменили документы (в те времена безопасней всего чувствовали себя люди пролетарского происхождения). Дочь нэпмана и несостоявшаяся актриса стала простой мещанкой Ольгой Матвеевной Быковой. От отца Ролан унаследовал взрывной темперамент и неуемную жажду жизни, а от матери ему достались артистизм и творческие способности. Несмотря на то, что говорить он начал достаточно поздно, уже в четыре года мальчик декламировал стихи со сцены, устраивал домашние спектакли и перфомансы и искренно недоумевал, почему окружающие покатываются со смеху. Это действительно было уморительное зрелище – Ролан был от горшка два вершка, при этом невероятно самолюбивый и амбициозный. Ему было все интересно – за день неугомонный парнишка успевал натворить больше, чем его старший брат Героним за неделю, тараторил без остановки и постоянно придумывал какие-нибудь шалости.В 1934 году семья переехала в Москву, где отцу предложили руководящую должность в Академии внешней торговли. Быковым выделили 13-метровую комнату в коммунальной квартире в Замоскворечье, в то время достаточно неблагополучном районе столицы. Ролан тут же влился в ряды местной шпаны. Из-за маленького роста в дворовой компании он исполнял роль «малышки», мелкого пацана, который шел впереди ватаги и должен был задирать прохожих, провоцируя драку. Скатиться по наклонной ему не позволило увлечение театром – в школе Ролан записался в кружок художественной самодеятельности и постепенно отошел от дворовой компании. Первую роль он сыграл в 9 лет – это была Сорока. Когда началась война, отец ушел добровольцем на фронт, а мать отправилась с сыновьями в эвакуацию. Полтора года они провели в Йошкар-Оле, и за это время неугомонный Ролан дважды пытался сбежать на фронт. Вместе с приятелями они сделали подкоп под военный склад и стащили несколько единиц оружия. Мальчишки чудом избежали сурового наказания, когда их на станции задержал патруль. Быкова снова выручил актерский талант – он так комично и убедительно рассказывал военным, как они с приятелями будут убивать Гитлера, что их отпустили восвояси, замяв это дело.
Еще одна занимательная история связана с гаданием, которым Ролан решил заняться, чтобы подзаработать денег. Подсмотрев за бабушкой, как она раскладывает карты, он стал предсказывать будущее всем желающим, опять же пользуясь не столько даром провидца, сколько своими артистическими способностями. Получалось очень убедительно. Однажды он нагадал женщине, что ее пропавший без вести на фронте муж вернется через три дня, и так оно и вышло. В итоге количество желающих получить предсказание выросло в разы, и в семье появился дополнительный источник дохода. Правда, из-за нервного перенапряжения мальчик едва не угодил в психиатрическую клинику, но все закончилось благополучно, и вскоре семья вернулась в Москву.Стихи пишу с раннего детства. Лет в десять я был уверен, что стану поэтом, и это вовсе не мешало мечте скакать на лошади с развевающейся сзади буркой и, совершив подвиг, умереть героем. Втайне горько плакал, когда представлял себя распростертым на земле со смертельной раной на груди, просто рыдал – и тогда чудом все-таки оставался в живых.
По приезду Ролан снова записался в театральную студию «Родничок» при местном Дворце Пионеров, которую до этого посещал с 1938 года. Вместе с ним азы драматического искусства постигали Александр Митта, Игорь Кваша, Николай Прокопович и Владимир Андреев, в будущем выдающиеся деятели отечественного кинематографа. Несмотря на юный возраст, парнишка твердо решил стать актером, тем более его всячески поддерживала мать, которая так и не посчастливилось связать свою жизнь с театром. В 1947 году Быков окончил среднюю школу № 525 и подал документы практически во все существовавшие тогда театральные вузы столицы. Но везде его ждало разочарование – во МХАТе абитуриента забраковали из-за неказистой внешности и невнятной дикции, в ГИТИСе посчитали недостаточно одаренным. Оставалось Щукинское училище, но Ролан уже так разуверился в своих способностях, что от отчаяния решил броситься под машину.
Оказавшиеся рядом друзья чуть ли не насильно притащили его на вступительные экзамены, принарядив в пиджак на два размера больше и голубую рубаху с вырезом до пупка. Уже одним своим внешним видом Быков вызвал улыбку у членов приемной комиссии, а когда стал читать басню, присутствующие уже не могли сдержаться от хохота и единогласно одобрили его кандидатуру.
Театральная деятельность
В Щукинском училище Быков попал на актерский курс Веры Константиновны Львовой и Леонида Моисеевича Шихматова. Учился он в буквальном слове неистово, за четыре года подготовил пятьдесят ролей, параллельно являясь художественным руководителем самодеятельного театра московского завода «Сангигиена». На выпускных экзаменах Ролан выплясывал так, что его пригласили в ансамбль Балтийского флота. Но он мечтал попасть в театр имени Вахтангова, тем более что главный режиссер Рубен Симонов был высокого мнения об актерском таланте Быкова и обещал ему место в труппе.Но сразу после защиты диплома Ролан попал в больницу с язвой желудка, а когда вышел, все места уже были распределены. Симонов уехал в заграничную командировку, не оставив никаких распоряжений, и Быкову ничего не оставалось, кроме как устроиться в ТЮЗ, где он проработал следующие восемь лет. Сначала он играл разных «Мишек, Алешек и хромых цыган за 33 рубля в месяц», но как только сумел пробиться на главные роли, тут же поставил в ТЮЗе спектакль по пьесе Корнея Чуковского, где сыграл Бармалея. Параллельно подрабатывал внештатным корреспондентом детской редакции на телевидении и радио и руководил воскресным театральным кружком в Бауманском районе Москвы. В 1958 году к Быкову пришли артисты из студенческого театра МГУ и уговорили его стать их главным режиссером. Ролан настолько загорелся этим проектом, что задумал создать из самодеятельного театра самостоятельный профессиональный коллектив. За такое самоуправство ему грозили большие неприятности, но за молодое дарование вступилась известная актриса и председатель Всероссийского театрального общества Александра Яблочкина, которая лично присутствовала на открытии нового театра. Вскоре после этого 28-летнему Быкову поступило заманчивое предложение возглавить Ленинградский театр имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом»). Но энергичный молодой режиссер-новатор, фонтанирующий неожиданными идеями, показался консервативной и не желающей перемен труппе слишком беспокойным, и на собрании коллектива было решено отстранить его от должности. Обычно Ролан Антонович в таких ситуациях всегда отстаивал свою точку зрения и рано или поздно добивался нужного ему результата. Но в этот раз он не стал сопротивляться и ушел в кинематограф, в котором видел новые перспективы для своего творческого развития.
Карьера в кинематографе
Сниматься в кино Быков начал с середины 50-х годов («Школа мужества» «Педагогическая поэма», «Пути и судьбы», «Наш корреспондент» и др.), а его первой серьезной работой стала роль Акакия Акакиевича Башмачкина в экранизации повести Гоголя «Шинель» (1959, режиссерский дебют Алексея Баталова). После этого Ролан и сам всерьез задумался о режиссерской деятельности и отправился на «Мосфильм» к Михаилу Ромму. Он заразил великого режиссера своими идеями, и тот зачислил мало кому еще известного Быкова в штат одной из крупнейших киностудий страны. Режиссерским дебютом Ролана Антоновича стала детская кинокомедия «Пропало лето», которая в 1965 году получила диплом Каннского фестиваля. Следующей полнометражной картиной стала комедия «Семь нянек», после которой Быков окончательно зарекомендовал себя как талантливый режиссер, готовый к творческим экспериментам. Музыкальный фильм «Айболит-66» стал новым словом в советском кинематографе – в этой работе Быков сумел соединить кино, театр и цирк, одновременно используя прием гротеска, чтобы обозначить главную идею. До него так никто не снимал, и сам Ромм, который до конца не был уверен в творческом потенциале молодого режиссера, окончательно убедился в его гениальности. Ролан сыграл в картине Бармалея, роль, хорошо знакомую ему по ТЮЗу и ставшую его визитной карточкой на долгие годы. В ней он предстал перед зрителями таким, каким являлся на самом деле – смешным, трогательным, экспрессивным и безгранично талантливым. Как актер Быков также достиг немыслимых высот, каждую свою роль превращая в подлинный образец мастерства и профессионализма. Чего только стоят его образы в фильмах «Комиссар», «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев», «Служили два товарища», «Проверка на дорогах» и многие другие, которые вошли в Золотой фонд советского кинематографа. Даже небольшие эпизоды с его участием становились настоящими шедеврами киноискусства, примером могут служить такие ленты как «Большая перемена», «12 стульев» или «По семейным обстоятельствам», где Быков уморительно сыграл логопеда, который не выговаривает половину букв алфавита. В развитии детского кинематографа Ролану Антоновичу и вовсе не было равных – на его фильмах («Внимание, черепаха», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Приключения Буратино», «Деревня Утка», «Про Красную шапочку») выросло не одно поколение юных зрителей. Когда после развала СССР детское кино оказалось на грани уничтожения, Быков создал и возглавил Международный Фонд развития кино и телевидения для детей и юношества, которому отдал свои последние силы и здоровье. Он так отчаянно сражался с чиновниками, которые грозились запретить его фильм «Чучело» с Юрием Никулиным и юной Кристиной Орбакайте, что оказался на больничной койке с обширным инфарктом. В картине поднимались серьезные проблемы жестокости и насилия в подростковой среде, которые, как до этого считалось, были чужды образцовому советскому обществу. Фильм вышел на экраны только после личного вмешательства Юрия Андропова, а в 1986 году лента была удостоена Государственной премии СССР и получила главный приз на международном фестивале в Лионе.Личная жизнь Ролана Быкова
Несмотря на маленький рост и невыразительные внешние данные, Быков пользовался невероятным успехом у женщин. Он мог с легкостью завоевать любую неприступную красавицу, да и сам охотно поддавался чарам прелестных искусительниц.Первой женой Ролана Антоновича стала актриса Лидия Князева, с которой он познакомился в московском ТЮЗе. Она была на четыре года старше супруга и так же, как и он, увлечена творчеством. Ролан Антонович снял Лидию в роли обезьянки в своем культовом фильме «Айболит-66» – это была ее первая и единственная работа в кино. Супруги прожили вместе пятнадцать лет, в 1958 году усыновили мальчика Олега, но все же расстались из-за бесконечных измен Быкова и его пристрастия к выпивке. В 1972 году, на съемках фильма «Докер», Роман Антонович встретился со своей второй женой, актрисой Еленой Санаевой, дочерью Народного артиста СССР Всеволода Санаева. Едва увидев Елену, Быков тут же включил все свое обаяние и стал активно добиваться ее расположения. Санаева не сразу ответила ему взаимностью, но со временем ее сердце растаяло, и она влюбилась без оглядки в этого маленького, смешного и безумно талантливого мужчину. Узнав о романе 28-летней дочери с 43-летним режиссером, да еще и пьющим, родители Елены стали всячески препятствовать их отношениям. Они запрещали ей видеться с маленьким Павликом, сыном от первого брака, всячески давая понять, что никогда не примут такого зятя. Но Лена все же настояла на своем и вышла замуж за любимого человека, без которого уже не представляла своей жизни. Со временем родители сменили гнев на милость и отдали ей ребенка, которого Ролан Антонович официально усыновил. Сейчас Павел Санаев – известный писатель и кинорежиссер, автор книги «Похороните меня за плинтусом», в которой он описал все свои детские впечатления об этой семейной драме.
Последние годы и смерть
С середины 1980-х годов Ролан Быков занимался продюсерско-руководящей деятельностью, был руководителем объединения «Юность» на киностудии «Мосфильм». В годы Перестройки занимал должность секретаря Союза кинематографистов, был президентом Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества, был почетным профессором МГУ, членом совета Генеральной ассамблеи по проблемам детского кино при ЮНЕСКО, народным депутатом СССР (с 1989 по 1991 год). Развал Советского союза и хаос, воцарившийся в стране удручали Быкова, всегда мечтавшего видеть сограждан благополучными и счастливыми. Ситуация в кинематографе была катастрофической – на хорошие добрые фильмы деньги не выделялись, а экраны заполонили низкосортные сериалы, полные сцен жестокости и насилия.В своих дневниках Ролан Антонович неоднократно писал о крахе духовности, который неизбежно приведет к разрушительным последствиям для человеческой цивилизации. Как мог, он пытался участвовать в политическом процессе, баллотировался в Государственную думу (в 1995 году вместе с Владимиром Джанибековым и Ириной Хакамадой возглавлял избирательный блок «Общее дело»), вместе с другими деятелями искусств выступал за прекращение войны в Чечне и восстановление переговорного процесса. Незадолго до смерти Быков приступил к работе над фильмом о Великой Отечественной войне «Портрет неизвестного солдата», но так и не успел его закончить. Он не дожил всего недели до своего 69-летия, 6 октября 1998 года скончавшись в столичной клинике от рака легких. За два года до этого ему была сделана операция по удалению опухоли, но остановить коварную болезнь так и не удалось. Ролан Антонович похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с ним покоится Олег Янковский, его коллега и партнер по фильму «Служили два товарища».
Ролан Быков: последние новости и статьи
Невозможное возможно? 12 пар, которые шокировали фанатов своими романами (часть 2)
4 мар 2024Связь поколений: 7 звезд, которых воспитывала бабушка
24 ноя 20217 российских «некрасавиц», которые обрели личное счастье
28 окт 2021Почему Бурляев перестал общаться с Быковым?
24 окт 2021Лучшие фильмы
- 1995: «Ширли-мырли»
- 1986: «Чичерин»
- 1983: «Чучело»
- 1982: «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
- 1977: «По семейным обстоятельствам»
- 1974: «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»
- 1973: «Большая перемена»
- 1971: «Проверка на дорогах»
- 1968: «Служили два товарища»
- 1967: «Комиссар»
- 1966: «Айболит-66»
- 1966: «Андрей Рублев»
- 1965: «Здравствуй, это я!»
- 1964: «Женитьба Бальзаминова»
- 1963: «Я шагаю по Москве»
- 1960: «Балтийское небо»
- 1960: «Осторожно, бабушка!»
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49