Биография Оксаны Фандеры
Оксана Олеговна Фандера – актриса, получившая известность сначала благодаря участию в первом официальном советском конкурсе красоты «Московская красавица» (где стала серебряным призером), а затем благодаря съемкам в знаковых кинопроектах — «На углу, у Патриарших», «Статский советник», «Про любоff» и «Огни притона». К 2020 году в ее активах появилось порядка 40 работ в кино, театре и на ТV, а также ряд номинаций на премии «Ника», MTV, «Белый слон», «Золотой орел».Детство и юность
Оксана родилась 7 ноября 1967 года в Одессе. От папы, Олега Яковлевича, имевшего цыганские и украинские корни, ей достались яркая внешность, артистизм и эмоциональный характер. Мама Оксаны имела еврейские корни.
Олег Яковлевич работал актером советского кино («Наш честный хлеб», «Эскадра уходит на запад», «Цыган») и работал в местном драмтеатре им. А.Иванова. Когда Оксане исполнилось три года, а ее старшей сестре Ирине — четыре, он уехал в Уссурийск служить в Драматическом театре Краснознаменного Дальневосточного военного округа. Впоследствии был удостоен звания Народного артиста России.
К слову, отношения с матерью у будущей актрисы сложились более близкие, поскольку она осталась вместе с дочками на родине. Женщина с двумя маленькими детьми не захотела уезжать в Приморский край вместе с мужем, а вскоре и вовсе подала на развод.
Жизнь Оксаны и ее сестры в детстве была счастливой и безмятежной. Девочки с друзьями в меру проказничали – прыгали, лазили по стройкам и виноградникам, а ранним утром сбегали без разрешения на море. Правда, не обходилось и без неприятных моментов.
Так, когда однажды мама по блату достала Оксане путевку в знаменитый пионерлагерь «Артек», девочка слезно начала проситься домой из-за того, что ее дразнили “жи****ой”. В старшем возрасте Фандера громче всех смеялась над анекдотами про евреев, а при получении паспорта уверенно сказала записать ее по-национальности украинкой. Однако в раннем детстве признавать себя еврейкой с цыганскими корнями ей не хотелось.
В школе Оксана не отличалась высокой успеваемостью и примерным поведением — она частенько сбегала с уроков и стабильно получала «тройки» по физике и математике. Ее кумиром в те годы была «царица» львов Ирина Бугримова. Фандера тоже мечтала тоже стать дрессировщицей — будучи школьницей, она обожала животных, часто ходила в зоопарк и ухаживала там за тигрятами. Дома у нее жили филин и огромный дог-инвалид, неспособный перемещаться после травмы позвоночника.
В 1979 году Фандера впервые появилась на экране, снявшись в популярном детском телефильме «Приключения Электроника». Она проходила кастинг на роль подруги главного персонажа — Майи, но ее отдали другой претендентке. Оксана же сыграла другую девочку, по сюжету называвшую Чижикова – Рыжиковым.
В 1981 году мама Оксаны второй раз вышла замуж за москвича по имени Лев Рабинович. Именно поэтому девочке пришлось покинуть любимый город и переехать вместе с матерью и сестрой в столицу. Перед отъездом будущей актрисы ее друзья шутили, что теперь их подружка попадет не только в Москву, но и прямиком в анекдот про евреев, намекая на популярную в таких историях фамилию маминого избранника.
С первого дня Оксана очень скучала по родному городу, друзьям и «самому лучшему в мире морю». Жители столицы ей казались холодными, чопорными, не воспринимающими ее южный темперамент, непосредственность и желание общаться.
В конце 70-х девушка решила за компанию с сестрой, мечтавшей стать артисткой, поступить в ГИТИС. Сестрам удалось пройти три тура, однако на конкурс попала только она одна из них. Актер и педагог Владимир Андреев, набиравший группу, рассматривал привлекательную Оксану в соответствии с ее внешностью – в ракурсе чистой, тонко чувствующей натуры.
Однако она обладала диаметрально противоположным характером и стремилась сломать стереотип романтичной красавицы. Поэтому и предстала перед комиссией в мешковатом наряде, исполнив зажигательную композицию Вилли Токарева с далеко не академическими выражениями. Высокая комиссия оригинальность не оценила, и экзамен Оксана, увы, не сдала.
Модельный бизнес
После неудачи с поступлением в вуз Оксана пошла работать. Она устроилась секретарем-машинисткой в Дом моделей на Кузнецком мосту и подрабатывала там сразу на нескольких должностях — фотомоделью, демонстратором одежды и руководителем детской группы манекенщиц. Кроме того, Фандера успевала подрабатывать и уборщицей в театре, где вместо выполнения прямых обязанностей не могла оторвать взгляд от происходившего на сцене во время репетиций.
Летом 1987 года произошло событие, перевернувшее ее жизнь – конкурс красоты. Во время прогулки с сестрой в Парке Горького Оксана увидела огромную очередь из девушек — все они стремились попасть на смотр красавиц. Пропустить такой шанс импульсивная одесситка не могла и, отстояв очередь, все же попала в список участниц.
Первые роли
После триумфа Оксаны на престижном конкурсе предложения от режиссеров о съемках в кино не заставили себя долго ждать. Спустя год Фандера снялась уже в трех лентах: «Утреннее шоссе» с Родионом Нахапетовым, «Корабль» с Владимиром Заманским, а также «Зима в раю», где девушка сверкнула понлостью обнаженым телом.
Кроме того, практически в тот же период ей позвонили из ГИТИСа и сообщили, что ее хочет видеть театральный деятель Анатолий Васильев. Их встреча проходила в полном молчании, однако в какой-то момент Фандера предложила ему что-нибудь почитать. Он отказался, заметив: «Вдруг вы мне не понравитесь?», но велел приходить на занятия.
В 1990 году Фандера ушла с курса Васильева, не выдержав его тяжелого характера. Однако, несмотря на это, позже она стала причислять себя к специфической школе выдающегося мастера, делавшего акцент не на получении студентами актерских навыков, а на формировании их способности к саморазвитию.
Театр
В 1993 году Оксана выпустилась из ГИТИСа, а уже спустя 3 года приняла участие в антрепризном драматическом спектакле «Люди и мыши» по повести Джона Стейнбека «О мышах и людях». Он был поставлен Михаилом Горевым на сцене «Под крышей» Театра им. Моссовета.
В 1998 году Фандера появилась в спектакле по комедии классика британской драматургии Ноэла Кауарда «Лунный свет, медовый месяц», ставшим режиссерским дебютом актрисы Татьяны Догилевой. Премьера состоялась на подмостках МХАТ. Партнерами Фандеры по сцене тогда были Сергей Маковецкий и Владимир Стеклов, с которыми она разыгрывала любовный треугольник.
Важной работой в театре для Оксаны также стал спектакль «Свадебное путешествие, или Hochzeitsreise», впервые представленный на суд зрителей в 2004 на сцене Театрального центра им. Мейерхольда. Он был создан по пьесе скандально известного Владимира Сорокина. Актриса сыграла разбитную еврейку-фарцовщицу Машку Рубинштейн, неожиданно полюбившую с первого взгляда состоятельного немца Гюнтера фон Небельдорфа (Андрей Смоляков).
Запоминающейся была также премьера спектакля по пьесе современного белорусского драматурга Павла Пряжко «Трусы», представленная в 2007 в узком кругу петербургских театралов Иваном Вырыпаевым. Лейтмотивом произведения стала тема одиночества, а Оксана предстала в нем в главной роли чудаковатой барышни Нины, непохожей на окружающих и очень ценящей свое нижнее белье. Кроме нее в труппу спектакля входили Евгений Цыганов, Анна Слю и Павел Юлку.
В 2013 году в «Гоголь-центре» актриса приняла участие в спектакле Кирилла Серебренникова «Идиоты», созданном им на основе авангардной ленты Ларса фон Триера. Датский режиссер исследовал духовный антибуржуазный бунт, а Кирилл – русский политический и остросоциальный. Герои спектакля, прикидываясь умственно отсталыми, бросали вызов системе и проверяли общество на толерантность к инакомыслию. Роль Оксаны была сложной, и каждый спектакль оборачивался для нее стрессом. По ее словам, «там нельзя было играть — там нужно было жить».
Кинематограф
В 1989 году начинающая актриса приняла участие в киноэпопее «Сталинград», а спустя год сыграла роль Яны в остросюжетном боевике «Дураки умирают по пятницам», где ее эффектное появление без одежды не осталось незамеченным. Годами позже актриса вспоминала, что режиссеры по какому-то странному совпадению всегда стремились раздеть ее.
В 1995 году на телеэкраны был выпущен детективный сериал «На углу, у Патриарших». Оксана выступила в центральной роли искусствоведа Наташи, возлюбленной майора милиции Сергея (Игорь Ливанов) — таинственной и непростой девушки.
В 2000 году вышел киноальманах «Черная комната», в котором Фандера сыграла в серии «Клеопатра» режиссера Александра Хвана. Ее партнерами по площадке были Игорь Петренко, Ольга Арнтгольц и Игорь Яцко.
Самые лучшие образы Фандере удалось создать, по мнению критиков, в картинах своего супруга Филиппа Янковского. Первой из них была драма «В движении» (2002) — смелая интерпретация ленты «Сладкая жизнь» Федерико Феллини, получившей главную награду 13-го фестиваля в Каннах. В ней Оксана перевоплотилась в Веру, подругу ключевого персонажа, успешного журналиста Саши (Константин Хабенский), которая его боготворит.
Вторым совместным с мужем проектом для Оксаны была нашумевшая кинолента «Статский советник», блестяще снятая Янковским в 2005 году по мотивам широко известного одноименного произведения Бориса Акунина (в перечне террористов и экстремистов Росфинмониторинга, в реестре иностранных агентов Минюста РФ). В ней Фандера сыграла роль невзрачной барышни из богатой семьи, ставшей террористкой с партийной кличкой Игла. Ее коллегами по съемкам были такие отечественные звезды первой величины, как Олег Меньшиков, Никита Михалков и Владимир Машков.
За эту роль Оксана получила три номинации на кинонаграды, а именно, на MTV в категориях «Лучшая женская роль» и «Лучший поцелуй» (с Константином Хабенским), а также на «Нику» за лучшее исполнение роли второго плана.
В том же году на экраны была выпущена детективная лента Алены Демьяненко «Казароза» — экранизация романа с таким же названием Леонида Юзефовича. Оксана перевоплотилась в ней в певицу, трагически погибшую во время выступления на гастролях в неком уральском городке. Ее поклонник Николай (Владислав Галкин), потрясенный чудовищным убийством, начал поиски преступника, а помогает в расследовании ему сотрудник местной газеты — Вагин (Даниил Спиваковский), также присутствовавший на концерте. В актерский ансамбль комедийной мелодрамы входили также Егор Бероев, Алексей Серебряков и Ксения Раппопорт.
Третьим фильмом, где Фандере довелось поработать с мужем-режиссером, был драматический боевик 2008 года «Каменная башка», завоевавший главный приз на фестивале «Окно в Европу». В партнерстве с Николаем Валуевым, представшем в образе боксера Егора, она сыграла роль Тани. По сюжету девушка невероятно похожа на его жену, погибшую в автокатастрофе. С ее помощью директор (Виталий Кищенко) намерен вернуть пострадавшего в аварии спортсмена на ринг.
В тот же период артистка сыграла центральную роль Марии в украино-российской мелодраме Андреса Пуустусмаа «Красный жемчуг любви» (2008). Ее героиней стала успешная, но глубоко несчастная внутри женщина, мечтавшая о ребенке и отчаянно пытавшаяся найти родственную душу.
В 2010 году в прокат вышла экранизация книги Оксаны Робски «Про любоff». Ее сюжет был построен на любовном треугольнике, участниками которого являлся преуспевающий бизнесмен Влад (Федор Бондарчук), его жена Лада (Фандера) и Даша, девушка из провинции, приехавшая покорять столицу (Ольга Сутулова). В ролях второго плана в картине были задействованы также широко известные российские звезды: Мария Машкова, Юозас Будрайтис и Евгений Стычкин.
Спустя год артистка снялась в роли хозяйки одесского борделя в полуфилософской ленте «Огни притона», созданной Александром Гордоном по одноименной книге его отца Гарри Борисовича Гордона. Фандера призналась, получила огромное удовольствие от этой работы, так как все, что связано с родным городом, занимает в ее сердце особое место. За блестящее перевоплощение в колоритную представительницу древней профессии она была награждена специальным дипломом жюри «За сочетание красоты и таланта» на фестивале «Кинотавр», а также получила ряд номинаций на кинопремии («Ника», «Золотой орел», «Белый слон»).
В 2012 году на экраны вышла драматичная картина Дмитрия Черкасова «Долина роз», где Оксана воплотила на экране роль Софии. По ее словам, ей нравится сотрудничать с начинающими режиссерами, так как в них еще «нет статичности» известных мастеров — для Фандеры «процесс гораздо значимей, чем результат».
Спустя год Фандера впервые в карьере появилась в кадре вместе с мужем Филиппом Янковским. Они снялись в увлекательной 8-серийной драме «Чудотворцы», где была представлена история о соперничестве двух экстрасенсов – Арбенина (Янковский) и Ставицкого (Бондарчук), происходившем не только на сцене. В жизни конкуренты боролись за сердце девушки Веры (Фандера).
В 2017 году состоялась премьера космического фильма-катастрофы «Салют-7», основанного на реальных событиях – стыковке с потерявшей управление орбитальной станцией и предотвращении ее падения на Землю. Оксане, боявшейся высоты, но решившей побороть свою акрофобию, досталась роль космонавта Лазаревой. Исполнителем роли командира экипажа Федорова был Владимир Вдовиченков, бортинженера Алехина – Павел Деревянко. К слову, прототипы их персонажей, Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, фильм, удостоенный кинопремий «Золотой орел» и «Ника», оценили неоднозначно, сославшись на множество нестыковок с реальными событиями.
В том же году актриса сыграла главную роль, воровку Фиру, в 8-серийном историческом детективе «Неуловимые». Его события вновь происходили в ее любимом родном городе актрисы – Одессе. Героиня Оксаны, по сюжету, помогала в похищении скрипки Страдивари, подаренной Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой.
В тот же период в остроумном и добром комедийном фильме «Вечная жизнь Александра Христофорова» актриса была занята в роли психотерапевта, ставшего своего рода спасительной соломинкой для главного персонажа в исполнении Алексея Гуськова. Картина была представлена среди новых проектов в рамках Российского павильона на 71-ом Каннском фестивале. В актерский ансамбль входили также такие замечательные мастера кино, как Тимофей Трибунцев, Игорь Угольников и Роман Курцын.
Личная жизнь Оксаны Фандеры
Актриса замужем за сыном «того самого барона Мюнхгаузена» и Людмилы Зориной — Филиппом Янковским. С ним актриса познакомилась в 1990 году на дне рождения общего знакомого. Тогда Филипп сразу обратил внимание на юную красавицу, врожденный эротизм которой, как пишут критики, сводит мужчин с ума. А ей понравилось, что он смотрел на нее «особенно чисто и ясно».
Предложение руки и сердца молодой человек сделал уже через месяц отношений. К тому времени они уже ждали первенца Ивана, появившегося на свет в октябре 1990. А спустя еще пять лет родилась их дочь Лиза.
Знаменитые родители жениха не стали противиться свадьбе, узнав о беременности невесты. Впоследствии Олег Иванович стал для Оксаны настоящим любящим и заботливым отцом, которого ей так не хватало. Он дважды спасал молодой брак от развода: и когда Филипп увлекся, как утверждали в СМИ, запрещенными препаратами, и во время его романа с Леной Перовой, якобы случившегося на съемках фильма «В движении».
Однако за долгие годы брака в измене пытались упрекнуть и Фандеру, приписывая ей романтические связи с Федором Бондарчуком во время съемок в ленте «Про любоff». Однако пара Янковский-Фандера до сих пор вместе, пройдя, в том числе, и сложный период борьбы Филиппа с онкологическим заболеванием.
К слову, их дети также связали свою жизнь с актерской профессией: Иван окончил Международную киношколу и ГИТИС, а Елизавета училась в школе-студии МХАТ и перевелась в ГИТИС.
Оксана Фандера сейчас
В 2020 году Фандера, всегда восхищавшая публику жизнерадостностью и безупречной фигурой, “ради победы над коронавирусом” опубликовала в сети снимок, где она позирует обнаженной с нарисованной поверх изображения медицинской маской, призывая подписчиков “побороть страх”.
К слову, в своем личном блоге Оксана не публикует фото со светских мероприятий или отретушированные селфи, как большинство знаменитостей. Актриса чаще делится кадрами природы, поражая поклонников умением видеть красоту в простых вещах, семейными фото, спонтанными, а не постановочными снимками.
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter