Биография Натальи Крачковской
Наталья Крачковская – заслуженная артистка России, советская и российская актриса, чьи комедийные образы вошли в золотой фонд отечественного кинематографа. Она – мадам Грицацуева из «12 стульев» и жена управдома Бунши из фильма «Иван Васильевич меняет профессию. Жена Соева в «Покровских воротах» и Кончита в «Человеке с бульвара капуцинов».
Любая роль, маленькая или большая, становилась украшением картины, если в нем снималась Крачковская. Фразы, произносимые ею, разбирались на цитаты. Актриса, которая была поистине народной, хотя так и не дождалась этого официального звания, ушла из жизни весной 2016 года.
Детство, юность, семья
Наталья родилась осенью 1938 года в московской семье Леонида Белогорцева и Марии Фониной. В 1941 году на свет появилась ее младшая сестра Ирина.
Отец, Леонид Юрьевич, происходил из графского рода, в тридцатые годах попал под репрессии, но выжил. Позже был освобожден, а когда началась Великая Отечественная война, ушел добровольцем на фронт. Был награжден множеством орденов и медалей, окончил войну в звании майора и остался служить в веймарской комендатуре. Через полгода отец Наташи погиб, по одним данным, был застрелен недобитым фашистом, по другим – погиб в автокатастрофе под Глахау.
Мама, Мария Зотовна, дочь терского казака, охранявшего российского государя Николая Второго, служила актрисой в Камерном театре Александра Таирова, позже переименованного в Московский драматический театр имени Александра Пушкина. Там она отработала около пятидесяти лет.
В одном из многочисленных интервью Крачковская вспоминала:
«Я выросла в этом театре – в комнате у репетиционного зала, поэтому в выборе профессии у меня сомнений не было. Кстати, в детстве я была худющей, буквально, «жертва Освенцима». В восьмом классе увлеклась археологией и заявила маме, чтобы она не переживала – пойду в археологи. Но окончив школу, отдала документы во ВГИК и прошла на курс к Белокурову. Тогда на одно место претендовали 257 человек, поэтому в приемной комиссии мне сказали, чтобы я не надеялась – играть героинь мне не придется. На что я ответила: «А я не буду играть героинь, я буду играть характерные роли».Рассказывая о своем поступлении, Наталья с присущим ей чувством юмора вспомнила, как ей удалось удивить самого Владимира Белокурова, который набирал курс. Послушав монолог Иванушки-дурачка из спектакля «Конек-Горбунок» в исполнении девушки, педагог заявил: «Вот эту дурочку нужно взять». Так, вопреки желанию матери видеть свою дочь студенткой историко-архивного института, тогда еще Наташа Белогорцева, поступила в театральный вуз. Она успела отучиться год, но в самом начале второго курса девушку сбила машина. Наташу с серьезными травмами госпитализировали. На какое-то время она потеряла зрение. Учебу, по настоянию врачей, пришлось прервать.
В 1961 году стала работать лаборанткой в институте металлургии Советского Союза, но желание стать актрисой ее не оставляло. Она уже начала сниматься в кино и упорно двигалась к своей цели: сначала была зачислена в Ивановскую областную филармонию, а с 1975 года стала артисткой Москонцерта. Но в это время Белогорцеву-Крачковскую уже знали как неподражаемую мадам Грицацуеву.
Творческий путь
Первокурсницей Наташа дебютировала в небольшой роли Раечки из фильма «Повесть об агрономе». Но фильм так и не вышел на экраны, съемочные материалы были уничтожены, а новую версию картины («В степной тиши») пересняли в 1959 году с другими актерами – Ниной Гуляевой, Эдуардом Изотовым, Михаилом Кузнецовым. Имени Натальи в титрах не было, хотя она появилась в этом фильме в роли секретарши.На съемках в массовках корпулентную девушку заметил знаменитый Григорий Александров и пригласил ее на эпизодическую роль Наташи в свою комедию «Русский сувенир». Девушка была счастлива увидеть на съемках Любовь Орлову и Павла Кадочникова – именитых кинозвезд тех лет. Именно Орлова посоветовала начинающей актрисе не стараться себя переделывать, а быть собой, хранить индивидуальность.
Следом Наташа появилась в эпизодах комедии «Женитьба Бальзаминова» и шпионского фильма «Операция “Трест”». В 1962 году Наташа сыграла доярку Клаву в драме «Половодье». И на этих съемках она встретила любовь всей жизни – звукооператора Владимира Крачковского.
Роман развивался стремительно, несмотря на то, что мужчина был старше почти на 20 лет. По приезде в Москву Крачковский познакомил возлюбленную с семьей, которая не приняла девушку.
Влюбленные вопреки всему поженились, Наталья сразу взяла фамилию мужа, что стало позже камнем преткновения: сестра Владимира, Нина Крачковская, тоже была актрисой. А двух Н. Крачковских на советском экране быть не могло. Первое время Наталья значилась в титрах как Белогорцева-Крачковская, затем ее стали вписывать под фамилией мужа, что не лучшим образом сказалось на кинокарьере Нины.
В начале 70-х у Натальи появилась роль, сделавшая ее знаменитой на всю страну – мадам Грицацуева. Причем когда Леонид Гайдай проводил пробы в комедию «12 стульев», на эту роль пробовались такие именитые актрисы, как Нонна Мордюкова и Галина Волчек. Крачковская признавалась, что Мордюкова даже перестала с ней разговаривать, узнав о решении режиссера:
«Она получила звание народной артистки СССР и дала интервью, что пробуется на роль мадам Грицацуевой у Гайдая и будет сниматься. Она, наверное, не думала, что вдруг появится там какая-то… Я прочитала газету эту, и, когда мне позвонили, позвали на очередную пробу, я сказала: «Что я поеду-то?». Потом мне перезвонили еще раз и сказали: «Немедленно приезжайте». И когда я приехала, Леонид Иович сказал: «Вы утверждены». Я ответила: «Ну вот газета…». А он: «Это уже их проблема».Крачковская блестяще воплотила образ «знойной женщины, мечты поэта», и Гайдай пригласил ее в следующую комедию – «Иван Васильевич меняет профессию» на роль жены управдома Ульяны Андреевны Бунши. Одна из знаменитых фраз ее героини: «И тебя вылечат, и тебя тоже вылечат, и меня вылечат» тут же ушла в народ, а актриса обрела новых поклонников своего неподражаемого таланта.
Во время съемок фильма Крачковская серьезно заболела, в результате чего сбросила 20 килограмм. Когда выздоровевшая Наталья Леонидовна появилась на съемках, Гайдай сразу же отправил ее «на диету»: «С утра – манная каша со взбитыми сливками, в обед - макароны с сыром, на ужин - оладьи с медом. Через неделю вернетесь». Недели действительно хватило для того, чтобы вернуть потерянные килограммы.
После гайдаевских комедий Крачковская с ее способностью посмеяться над собой стала поистине народной актрисой. Кинокритики назвали Наталью «королевой комического эпизода». Лучшие роли актрисы – небольшие, но всегда эффектные появления. Драматических, серьезных ролей в послужном списке Натальи Леонидовны практически нет. Однажды один режиссер пытался дать ей трагическую роль, но худсовет был непреклонен: «Что вы! Она же мадам Грицацуева!».
Поучаствовала Наталья в «празднике жизни» Василия Шукшина в его «Калине красной», а также сыграла Лушеньку в «Царевиче Проше», снялась в очередном гайдаевском шедевре «Не может быть!».
Появилась Крачковская и на съемочной площадке детектива Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», где сыграла певицу в кинотеатре. Фильмография актрисы неуклонно пополнялась.
С Галиной Польских и Фрунзиком Мкртчяном она снялась в комедии «Суета сует», а с Евгением Моргуновым составила блестящий тандем супругов Соевых в «Покровских воротах».
Роль тетушки Шпоньки досталась Наталье в экранизации произведений Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Компанию на съемках ей составили Константин Степанков, Олег Янковский, Николай Бурляев. В конце восьмидесятых вышло более десяти фильмов с участием Крачковской, в числе которых «Цирк приехал» (Павла Павловна), «Человек с бульвара капуцинов» (Кончита), «Дубровский» (гостья Троекурова).
С приходом двухтысячных годов Крачковская часто участвовала в телевизионных шоу, снималась в телесериалах. Она – Нефертити в «Секрете фараона» и Екатерина Моисеевна в «Феномене», Вера Петровна в фильме «Лифт уходит по расписанию» и Дюймовочка в «Кышкином доме». Но ролей стало значительно меньше:
Сегодня я не снимаюсь, предложений нет. Поначалу было обидно, но потом я посмотрела, что на экране показывают, и решила, — и не надо мне оно.За свою карьеру Наталья Леонидовна воплотила на экране и на сцене около 150 образов и запомнилась зрителям как яркая, обаятельная, улучшающая настроение артистка. В 2020 году, через четыре года после смерти Крачковской, поклонники смогли увидеть ее в роли Сабы в комедии «Веселые гастроли на Чёрном море» (сам фильм был снят еще в начале 2000-х).
Личная жизнь Натальи Крачковской
С мужем, звукооператором Владимиром Крачковским, Наталья Леонидовна прожила более 25 лет – до самой смерти мужа.Супруг был на 20 лет старше актрисы и, в отличие от ее сверстников, знал, что на самом деле нужно девушкам. Он окружил 22-летнюю Наталью, еще совсем девочку, заботой и уважением. Вместо конфет и букетов он приносил ей завтраки в постель, никогда не злился на маленькие женские слабости и всегда подставлял плечо, когда ей было грустно или тяжело. Именно он посоветовал Наталье согласиться на роль мадам Грицацуевой.
В браке родился их единственный сын Василий (1963 г.р.), ставший, как и отец, звукорежиссером. В жены он взял женщину по имени Наталья – и дал ей свою фамилию.
Хотя в жизни добродушной оптимистки всегда хватало поклонников, называвших ее женщиной-мечтой, замуж она больше не выходила. Жила одна в квартире, которую ее супруг получил после реабилитации его отца, профессора МИИТ Василия Крачковского, расстрелянного в 1938 году, а на все вопросы о личной жизни отвечала, что второго такого, как ее Володя, на свете нет.
В 1991 году у Крачковской появился внук, которого назвали Владимиром – в честь дедушки.
Смерть и память
В начале двухтысячных актриса перенесла инсульт и едва выжила. Ей стало трудно передвигаться без палочки и специального кресла. Несмотря на осложнения, Крачковская старалась не падать духом, снималась в кино и выходила на сцену.
Но здоровье ухудшалось, последовал еще один сердечный приступ. В 2013 году ей сделали операцию и установили кардиостимулятор. Через два года Крачковская попала в реанимацию с отеком легких, а в самом начале весны 2016 года скорая увезла ее в Первую Градскую больницу. 3 марта актриса скончалась от острого инфаркта миокарда. Похоронили Наталью Леонидовну через два дня на Троекуровском кладбище.
Как писали СМИ в 2019 году, сын актрисы до сих пор не установил на ее могиле памятник, поскольку хотел перезахоронить рядом останки отца с Преображенского кладбища. Но бюрократические проволочки и пандемия коронавируса заставила отложить установку памятника. Планировалось, что монумент будет установлен в 2021 году, к пятилетию со дня смерти.
Памяти артистки в разные годы были посвящены несколько документальных фильмов, в числе которых «Наталья Крачковская. Прощай, любимая…».
Интересные факты
- Школьницей Наталья Крачковская занималась балетом и представляла себя аристократкой во времена правления Петра Великого и Екатерины Второй.
- Однажды Наталья с приятелями организовала целую экспедицию, чтобы найти сокровища екатерининских времен. Их группа обнаружила старинный ход под провалившимся под землю фонтаном и отправилась простукивать стены, надеясь обнаружить клад. Ребят выдворила из лаза милиция, а Наташу как заводилу строго наказала бабушка.
- Владимир Крачковский покорил сердце начинающей актрисы заботливостью. На съемках он принес ей в номер гостиницы завтрак: творог, сметану, булочки. Розы показались влюбленному слишком банальными, а вот вкусно накормить избранницу утром – аргумент посильнее.
- На одной из творческих встреч в городе Запорожье Крачковскую пригласили посетить магазин одежды для корпулентных дам. Коллектив встретил любимую артистку огромным букетом цветов и ознакомил с ассортиментом. Когда Наталья Леонидовна выбрала себе кардиган и собиралась рассчитаться, директор заявил, что это подарок магазина «знойной женщине – мечте поэта».
- Самой сложной и опасной работой в фильме «12 стульев» для Крачковской стала погоня за Остапом Бендером по лестницам учреждения. По словам актрисы, она носилась за ним две недели, причем, поскольку каскадерш для нее не нашли, трюк с падением вниз головой Наталья выполняла сама. Гайдай предупредил, что матрас крошечный: «голова поместится, а остальное нас не волнует».
Важные события в жизни
- 1955 год: поступила во ВГИК. Дебютировала в фильме «Повесть об агрономе».
- 1956 год: попала в ДТП, временно потеряла зрение. Оставила учебу во ВГИКе.
- 1962 год: вышла замуж за звукооператора Владимира Крачковского.
- 1963 год: родила сына Василия.
- 1971 год: снялась в фильме «12 стульев».
- 1973 год: снялась в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
- 1975 год: снялась в фильме «Не может быть!».
- 1979 год: снялась в фильме «Место встречи изменить нельзя».
- 1982 год: снялась в фильме «Покровские ворота».
- 1988 год: похоронила мужа Владимира.
- 1991 год: родился внук Владимир.
- 1998 год: удостоена звания заслуженной артистки Российской Федерации.
- 2001 год: снялась в фильме «Кышкин дом».
- 2002 год: снялась в фильме «Лифт уходит по расписанию».
- 2009 год: перенесла инсульт.
- 2013 год: перенесла операцию на сердце.
- 2015 год: попала в реанимацию с отеком легких.
- 3 марта 2016 года: дата смерти.
- 1994: «Мастер и Маргарита»
- 1992: «На Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-Бич опять идут дожди»
- 1987: «Человек с бульвара Капуцинов»
- 1984: «Успех»
- 1983: «Покровские ворота»
- 1979: «Место встречи изменить нельзя»
- 1977: «Мама»
- 1975: «Не может быть!»
- 1975: «Шаг навстречу»
- 1973: «Иван Васильевич меняет профессию»
- 1973: «Калина красная»
- 1971: «12 стульев»
- 1964: «Женитьба Бальзаминова»
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter