От «Паранормального явления» до «Клерков»: 8 культовых фильмов, снятых почти бесплатно

Не все фильмы рождаются в роскошных павильонах. Иногда режиссеры снимают свои картины буквально «на коленке» — и порой они становятся культовыми.

Все всё еще думаете, что без миллионов долларов невозможно выпустить крутой фильм? Сейчас редакция uznayvse.ru докажет обратное!

Паранормальное явление (2007) — 15 тысяч долларов

Что можно снять за 15 тысяч баксов? Наверное, только рекламу для местного автосервиса. А вот Орен Пели на эти деньги создал один из самых кассовых хорроров XXI века. Режиссер использовал простые камеры и почти не тратился на спецэффекты. Вместо этого Орен делал ставку на эффект «реальной съемки» и нагнетание атмосферы.
Съемка ночной камерой, мужчина и женщина сидят на постели и на что-то указывают
Кадр из фильма "Паранормальное явление"
Источник:
И это сработало. Стивен Спилберг, например, так испугался этого фильма, что отдал кассету помощнику, потому как боялся держать ее дома.
Картина собрала почти 200 миллионов долларов в прокате и задала тренд на жанр found footage («найденная пленка»). Как пишет издание Slashfilm, хоррор Пели по сей день остается самым прибыльным фильмом ужасов в истории кино.

Эль Мариячи (1992) — 7 тысяч долларов

Чтобы скопить денег на свой первый боевик, участвовал в медицинских тестах, где ему вкалывали экспериментальные препараты. Скромные гонорары начинающий режиссер сразу вкладывал в съемки. Так родился фильм «Музыкант» о гитаристе, который вступает в смертельно опасную игру с мексиканскими бандитами.
Мужчина без футболки играет на гитаре, у него удивлённое выражение лица
Кадр из фильма "Эль Мариячи"
Источник:
Родригес не только режиссировал картину, но еще и был оператором, монтажером и даже ответственным за спецэффекты. Вместо профессиональных актеров — друзья, а реквизит создавался из подручных средств.

Несмотря на «домашнее» производство, фильм попал на фестиваль Sundance. После этого права на боевик выкупила студия Columbia Pictures — причём, автору предложили 1 миллион долларов, что в 140 раз больше бюджета ленты. Родригес в одночасье стал сенсацией, доказав, что талант и настойчивость важнее денег.

Проект «Ведьма из Блэр» (1999) — 60 тысяч долларов

Этот хоррор выглядит как домашняя съемка в лесу — потому что так буквально и было. Режиссеры Дэниел Мирик и Эдуардо Санчес дали актерам компас, карту и минимум инструкций, а дальше — полная импровизация. Авторы не сообщали подопечным, какие «пугалки» ждут впереди — их естественная реакция и «сделала» фильм.
Любительская съёмка, двое мужчин в походной одежде с рюкзаками смотрят в камеру
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света"
Источник:
И если сами съемки обошлись без лишних затрат, рекламную кампанию режиссеры продумали до мелочей. За несколько месяцев до премьеры интернет взорвался фейковыми полицейскими отчетами, газетными заметками и ложными некрологами. Актеров (незнакомых доселе общественности) объявили пропавшими без вести.

Как итог — фильм собрал свыше 240 миллионов долларов, а маркетологи до сих пор изучают этот кейс в киношколах. «Вся концепция найденных кадров и постановка вопроса «Реально это или нет?» была просто гениальной. Эти ребята обманули мир, и это стало феноменом», — комментирует маркетолог Джим Фредрик в интервью Los Angeles Times.

Тёмная звезда (1974) — 60 тысяч долларов

Это сегодня — легенда жанра ужасов и автор культовых «Хэллоуина» и «Нечто». А в 1974 году он был всего лишь студентом, который вместе с другом Дэном О'Бэнноном снял дешевую научно-фантастическую комедию «Темная звезда». Инопланетянина в фильме «сыграл» самый дешевый реквизит в истории sci-fi — обычный пляжный мяч с приклеенными лапами.
Двое мужчин в наушниках находятся в кабине летательного аппарата и с удивлением смотрят в камеру
Кадр из фильма "Тёмная звезда"
Источник:
Несмотря на скромный бюджет и наивность, «Темная звезда» стала культовой научной фантастикой. Более того, именно эта работа вдохновила Ридли Скотта на создание «Чужого» — серьезной версии космического триллера, сценарий к которому написал тот самый Дэн О'Бэннон.

Клерки (1994) — 27 тысяч долларов

В 23 года будущий режиссер Кевин Смит работал продавцом в небольшом магазине Quick Stop Groceries в Нью-Джерси. Однажды Смит задумался: а почему бы не снять фильм про то, что он знает лучше всего — про обычных клерков за прилавком?
Чёрно-белая съемка, молодой человек в кепке сфотографирован на фоне кассы в супермаркете
Кадр из фильма "Клерки"
Источник:
Чтобы оплатить съемки, Кевин продал свою коллекцию комиксов и взял кредит. Фильм снимали в том же магазине — ночью, после закрытия. В роли покупателей, друзей и случайных прохожих снялись знакомые режиссера. Черно-белую картинку выбрали не ради «атмосферы», а просто потому, что на цветную пленку денег не хватило.

Комедия получилась очень смелой. Обсуждение секса и наркотиков — то, что в голливудских фильмах старались обходить стороной, стало фишкой «Клерков». Смит попал в яблочко: молодежь 90-х увидела на экране себя — со всеми глупыми шутками и вечными вопросами «И что дальше?». Всё это сделало «Клерков» голосом поколения и классикой инди-кино.

Пи (1998) — 60 тысяч долларов

потратил на съемки этой психоделической драмы всего 60 тысяч долларов — в основном это были деньги друзей и семьи. Фильм «Пи» — это мрачная история математика Макса Коэна, который пытается вычислить секрет Вселенной и постепенно теряет связь с реальностью.
Чёрно-белая съемка, стилизованная под старину. В кадре мужчина держит в руке игрушку слинки
Кадр из фильма "Пи"
Источник:
Черно-белая картинка, резкие монтажные склейки и навязчивый саундтрек только усиливают ощущение, что зритель сходит с ума вместе с героем. Когда мы в редакции пересматривали «Пи», то словили почти физическое напряжение — словно фильм вот-вот рассыплется на пиксели вместе с рассудком Коэна.

Драма получила награду за режиссуру на фестивале Sundance и стала первой ступенькой к славе для создателя будущих хитов «Реквием по мечте» и «Черный лебедь». Хотя с момента выхода фильма прошло уже больше 25 лет, он до сих пор интересен публике, о чем говорит оценка 7,3 на платформе IMDb.

Эти фильмы — напоминание, что большие идеи не всегда требуют больших денег. Главное — талант, наглость и немного удачи. А какая из этих картин поразила вас больше всего? Давайте обсудим в комментариях!