Биография Киры Муратовой
О Кире Муратовой можно сказать так: широко известна в узких кругах. Ее творчество не принадлежит ни СССР, ни Украине, где она прожила большую часть своей жизни. Это — достояние мирового киноискусства, сопоставимое с шедеврами Антониони или Тарковского.
Девочка с румынским гражданством
Кира Георгиевна Муратова (девичья фамилия — Короткова) родилась 5 ноября 1934 года в нынешнем районном центре Сороки республики Молдова. Тогда это место находилось на территории Румынского королевства. Отец Киры работал инженером, а мать Наталья Исааковна — врачом-гинекологом. Оба были членами румынской компартии, жили в Бухаресте, а потом в Кишиневе.
«Короткие встречи» — не все было гладко
Муратова не сразу нашла себя. В 1952-м она поступила в МГУ и год училась на филологическом, но потом подала документы на режиссерский факультет ВГИК. В 1959 году она попала на Одесскую киностудию по распределению. В южный украинский город она приехала вместе с мужем, режиссером Александром Муратовым, известным зрителю по фильму «Гонки по вертикали» (1982), где сыграли Андрей Мягков и Валентин Гафт.

Муратова позднее говорила, что играть ей было просто: роль она знала назубок, так как сама писала сценарий. Текст проговаривала своим обычным голосом, без какого-либо «обыгрывания»: в результате тон ее героини добавил фильму простоты и реалистичности, а у зрителей складывалось впечатление, что между ними и героями фильма нет разделяющего их экрана и художественной условности.
Единственной заминкой для Киры стала сцена, где ей нужно было расплакаться. Слезы потекли только тогда, когда бывший муж специально напомнил ей неприятные моменты совместной жизни.

«Эта странная Муратова»
«Долгие проводы» (1970) стали первым «фирменным» фильмом Муратовой, снятым в ее неповторимом авторском стиле. Актерский состав включал в себя и профессиональных актеров, и любителей. Зинаиду Шарко режиссер пригласила на главную роль, не скрывая от той своего видения будущей героини. Муратова с присущей ей прямотой сказала Шарко, что ей нужна нелепая актриса на роль нелепой женщины. Цензура усмотрела в сюжете «противопоставление интеллигенции народу»: фильм 16 лет пролежал на полке, а для Киры тогда начались тяжелые времена.

Переезд в Ленинград
Потеряв надежду реализоваться в Одессе как режиссер, Кира Георгиевна переехала в Ленинград. Там она 8 лет искала финансирование для картины «Познавая белый свет», вышедшей на экраны в 1979 году. Любовный треугольник сложился из любимчиков Нины Руслановой, Сергея Попова и еще дебютанта ее съемочной площадки Алексея Жаркова.
Возвращение в Одессу и международный успех
В 1989 году вышел легендарный «Астенический синдром» – образец пессимизма, не случайно появившийся уже на излете Советской власти. Ольга Антонова сыграла женщину, находящуюся в тяжелой депрессии после смерти мужа. Сейчас эта драма считается главной жемчужиной в фильмографии Киры Георгиевны.
Такое разное кино
После депрессивного «Астенического синдрома» в 1992 году на свет появился легкий и милый «Чувствительный милиционер». Герой нашел в капусте младенца и почти все два часа экранного времени устраивал его судьбу. Фильм получил премию второго фестиваля «Кинотавр» в Сочи, организованного Марком Рубинштейном и Олегом Янковским, а исполнитель главной роли Николай Шатохин – «путевку в жизнь». Сейчас он уже востребованный актер, поработавший за свою карьеру с Элизабет Херли и Жераром Депардье, Данилой Козловским и Светланой Ходченковой.Встреча с Ренатой Литвиновой
В 1994 году Муратова открыла для себя еще одну актрису, ставшую ее любимицей и музой – Ренату Литвинову. Кира Георгиевна в одном из интервью назвала ее «красавицей и чудачкой». Это тот типаж, который всегда привлекал режиссера, ей всегда были интересны только «странные люди». Муратова даже со смехом говорила, что если бы не любовь к кино, то она наверняка стала бы психиатром.
Последние киноработы
Затем последовал «Настройщик» с Георгием Делиевым, собравший сразу 3 «Ники» и номинированный на премию Венецианского кинофестиваля. Высоко были оценены «Два в одном» с Александром Башировым и Богданом Ступкой, «Мелодия для шарманки» и «Вечное возвращение». Во всех этих картинах снялись Рената Литвинова, а также одесские актеры Георгий Делиев и Наталья Бузько, из популярных в 90-х годах «Масок-шоу».
На склоне лет
Последние годы Муратова почти отошла от публичности, которую и раньше не очень жаловала, называя это светской, отвратительной для себя жизнью. Больше всего она любила снимать кино, а на склоне лет стала, по собственным словам, «потребителем искусства» – с удовольствием перечитывала Льва Толстого и слушала Бетховена. Она так много за свою жизнь говорила на разных съемочных площадках, что в итоге свела общение с внешним миром к минимуму.