Избирательное восприятие
Благодаря этой ошибке восприятия люди склонны игнорировать и забывать информацию, противоречащую их мнениям или ожиданиям. Например, вы – курильщик и любитель футбола. Скорее всего, вы проигнорируете рекламный ролик, осуждающий курение, но обязательно обратите внимание на анонс футбольного матча. Все потому, что в вашем сознании существует положительные образы и курения, и футбола, и вам неинтересен ролик, говорящий плохо о хорошем. Эта ошибка хорошо иллюстрирует наше восприятие мира и то, как наше сознание фильтрует внешние сообщения.Эффект привязки
Он же эффект якоря, который кратко можно описать так:При принятии решения первичная информация имеет определяющее значение. Например, вы заинтересованы в покупке автомобиля, находите объявление и спрашиваете продавца о цене. Сперва он говорит вам, что машина стоит миллион рублей, но в ходе диалога сообщает, что готов снизить цену до восьмисот тысяч. Помня о первоначальной цене, вы считаете, что покупаете машину с большой экономией, хотя та самая первоначальная цена была намеренно завышена.В суждениях о каком-либо предмете мы часто полагаемся на самые первые полученные сведения, неважно, истинные они или нет.
Эвристика доступности
Люди склонны судить о вероятности события, основываясь на примерах, которые первыми приходят в голову. Например, после катастрофы 11 сентября многие американцы называли терроризм главной угрозой жизни, но более поздняя статистика показала, что у среднестатистического человека больше шансов умереть от полицейского произвола, чем от рук террористов.Люди составляют мнение, основываясь не на фактах и статистике, а на новостях и рассказах других людей – просто потому что информация из второй категории скорее дойдет до них. Факты и статистика часто остаются в тени, ведь они не приносят СМИ рейтингов, в отличие от смакования трагедий и танцев на костях.
Эффект подражания
Мы верим чему-то просто потому, что в это верят все вокруг, и следуем за общим мнением, не рассуждая. Множество важных решений мы принимаем, стремясь быть частью большинства. Политики и рекламщики стараются убедить нас проголосовать за кандидата всего лишь на основании его якобы высокого рейтинга, или купить товар, рекомендованный мифическими «96% женщин», а миллионы людей покупают новый айфон, хотя тот, что они купили в прошлом году, мало чем от него отличается.Еще одна негативная сторона этой ошибки – «групповое мышление», когда решение принимается при молчаливой поддержке большинства, особенно если идею высказал «альфа» коллектива, а хорошая идея, которую мог предложить кто-то другой, но промолчал, тонет.
Ошибка защиты выбора
Человек склонен до последнего защищать уже принятое решение только на том основании, что «раз оно принято, значит правильно».Допустим, вы купили компьютер с операционной системой известного производителя. Вы игнорируете недостатки вашей операционной системы и заостряете ваше внимание на минусах операционной системы компании-конкурента, но не наоборот, поскольку это может указать на неверно принятое вами решение. Другой пример: ваша собака прекрасна, потому что это ваша собака, а ее недостатки, скорее всего, очевидны для всех, кроме вас.
Ошибка страуса
Это игнорирование негативной информацию о чем-либо – осознанное или подсознательное. Мы склонны обращать внимания только на положительные аспекты какого-либо явления. Человек, столкнувшийся с проблемой, склонен игнорировать ее, надеясь, что она решится сама собой. Курильщик знает, что его привычка вредна, но большинство считает, что либо с ними ничего не случится, либо что они успеют остановиться, прежде чем произойдет что-то серьезное. Чтобы избежать негативной информации, мы просто перестаем ею интересоваться. Эта ошибка также серьезно искажает результаты научных экспериментов и может привести к плачевным последствиям.Предвзятость подтверждения
Мы охотнее обращаем внимание на информацию, подтверждающую то, что мы и так уже знаем, или истолковываем поступающую информацию так, чтобы она не противоречила имеющейся. Допустим, ваш знакомый считает, что сладости вредны. Он скорее кликнет на видео, иллюстрирующее вред употребления сахара, чем наберет в поисковике «положительные эффекты повышения уровня глюкозы в крови» или «почему съесть упаковку мороженого – это хорошо». Словом, будет акцентировать внимание на информации, которая подтверждает его мнение.Предвзятость подтверждения – один из самых опасных типов ошибок, искажающих научные исследования. При проведении экспериментов его нужно всячески избегать.
Суждение по результату
Мы склонны оценивать эффективность сделанного выбора в первую очередь по результатам, которые он нам дал. После того как решение принято, человек редко анализирует условия, в которых оно принималось и претворялось в жизнь, а обращает внимание только на его положительный или отрицательный эффект. Представим себе руководителя, которому необходимо принять определенное решение. Сотрудники и анализ ситуации предлагают ему одно решение, но внутренний голос толкает его к другому. Если в итоге второе решение оказывается верным, значит ли это, что в принципе не стоит полагаться на мнение сотрудников и анализ данных?Редакция uznayvse.ru отмечает, что это и называется суждением по результату. Один раз вы оказались правы, но это могло быть просто удачей. В долгосрочной перспективе суждение по результату ведет к негативным последствиям.