Удачливый малый
Абдулова заметили рано. Причем, заметил его сам Марк Захаров, который пригласил молодого артиста в «Ленком» — театр, находившийся тогда на пике успеха. Удивительно, но ключевые роли — например, лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Бориса Васильева «В списках не значился» — Александр получил сразу и без особых проволочек.
Александр же был не только признан, но и удостоен наград весьма рано — например, за роль в спектакле «Варвар и еретик» по роману Достоевского его отметили премией «Хрустальная Турандот». Короче говоря, «Ленком» подарил артисту самую настоящую путевку в жизнь и стал его вторым домом. В этом театре он трудился до последних дней, никогда не рассматривая возможность уйти.
Повезло Абдулову и с самой известной ролью в его карьере: Медведя в знаменитом телефильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978), который, вероятно, посмотрели все триста миллионов жителей СССР. Этот фильм уже на протяжении почти полувека регулярно крутят по телевизору, многие знают его дословно.
После ошеломляющего успеха картины все предположили, что Абдулову с его аристократической статью теперь будут предлагать роли одного типа — красивых мужчин в камзолах. Однако актеру вновь повезло: киношники разглядели другую грань его таланта.
То ли дело эксцентричный Коровьев в «Мастере и Маргарите» или назойливый Климов в мелодраме «Храни меня, мой талисман»! В общем, Абдулову, несмотря на внешние данные, повезло: его портфолио не состоит из однотипных ролей «плейбоев», которых так боятся даровитые актеры.
Игрок
Азартные игры были второй страстью Александра после актерства. Его затянуло в этот мир с легкой руки Татьяны Пельтцер, коллеги по «Ленкому» и страстного игрока в преферанс. Поначалу Абдулов лишь коротал таким способом время в перерывах между репетициями. Ситуация усугубилась с приходом в Россию сетевого игорного бизнеса.Александр стал частым гостем первого в Москве казино при гостинице «Ленинградская», а путешествия по миру старался подстраивать так, чтобы обязательно заглянуть за карточный стол. Долгое время актер не видел в своем увлечении никакой проблемы. К тому же, он довольно часто выигрывал — а кому помешают лишние деньги? Однажды Абдулов унес шестьдесят две тысячи долларов. Сумма, согласитесь, внушительная.

После игры, под утро, Саша был похож на призрака, на некого пирата, сошедшего со страниц книг. Весь желтый…Я ему сказала: «Саша, что ты над собой делаешь? Зачем все это? Посмотри на кого ты похож? Ты ведь убиваешь себя?». На что он ответил: «Если бы Достоевский не играл, он бы не написал свои романы. Игра на деньги помогает мне играть в театре». Такое оправдание он себе придумал. В таком состоянии он не принадлежал себе, — вспоминает разговоры с актером хозяйка ресторана «Дубрава» Виктория Лазич.
К началу нулевых все вышло из-под контроля. Артист все чаще бывал в игорных домах, все чаще оставлял там кругленькие суммы. По словам кинопродюсера Марка Рудинштейна, Александр проиграл крупную часть денег, выделенных на реставрацию церкви около «Ленкома». А однажды актер продул в карты весь свой гонорар за итальянский фильм.
Лишь незадолго до своей смерти артист осознал проблему.
У меня-то был просто клинический случай — каждый день ходил в казино как на работу. А однажды наступил тот самый момент, когда я понял, что еще секунда, и тумблер сработает — у меня просто уедет крыша. Слава богу, за ногу к батарее меня не привязывали — до этого не дошло… С этой иглы я соскочил сам. Тьфу-тьфу-тьфу… Хотя, признаюсь, еще чуть-чуть, и бросил бы театр, продал квартиру, машину — все бы проиграл, до нитки…, — призналс Абдулов.
После «излечения» Александр, конечно, еще захаживал в игорные дома. Но для себя он уже четко решил: можно проиграть только определенную сумму. Лишь на закате своих дней артист осознал, что в казино выигрывает тот, кто может вовремя сказать себе «стоп», вовремя встать и уйти.

«Я слаб, не могу»
Ближе к 50 годам здоровье стало крепко подводить артиста, но Абдулов не был особым любителем походить по врачам. Он всегда отмахивался, мол, времени нет. График Александра и правда был расписан на полгода вперед... Как и в молодости, он снимался в нескольких фильмах параллельно, что-то озвучивал, что-то режиссировал. Бывало, Абдулов проводил на съемках целые сутки. «У меня выхода нет. Если я не сниму сейчас, то больше никогда не сниму», — говорил актер.За здоровьем Александра приходилось следить его родственникам и друзьям. Сам он часто закрывал глаза на какие-то симптомы и боли — считал, что все рассосется само. «Просто, понимаете, когда ты в сорок лет просыпаешься и у тебя ничего не болит — значит, ты умер», — оправдывался артист. Тридцатидневный курс лечения сердечной недостаточности мужчина прошел только благодаря хитрости его друга Юрия Базиашвили, который сумел заманить звезду экранов в клинику.
Абдулов смолил, как бешеный, но отказаться от дурной привычки был не в силах. Тело требовало никотина. «Я слаб, не могу», — признавался актер. Однажды он все же предпринял попытку бросить курить и не притрагивался к сигаретам два с половиной года, но заполучил неприятную «побочку» — набрал 42 кило.
Лечился Александр обычно народными методами: рюмкой водки с перцем. Он вообще не пил ничего, кроме водки — но исключительно «в нормальных дозах». Артист брезговал пробовать что-то другое: считал, что в магазинах продается много «суррогатов» и «паленого», не хотел рисковать.
Не особо заботился Абдулов и о том, чем питается. «И люблю, и ем очень вредную пищу: жирный плов, баранину, люблю свинину. А вот кашку-малашку, потом две таблетки, вдогонку кусочек репки — не могу. <…> Я хочу сейчас съесть что-то — и съем. Понимаю, вредно. Ну что поделаешь?» — задавался риторическим вопросом артист.

Все болезни разом
В последние годы жизни Абдулову аукнулись все его слабости. Он долго болел, почти целый год пролежал в клинике. И очень расстроился, что его отсутствия не заметили. После этого Александр стал попроще относиться и к людям, и к своим обязанностям. Устраивал себе два раза в год — в мае и в ноябре — «затяжные» каникулы. Отключал телефон (раньше он такого себе не позволял), уезжал на рыбалку, жил в палатке.В суматохе дней Абдулов грезил этими спокойными, безмятежными деньками. «Устаю. Страшно устаю. Вот сейчас сплю и вижу, как первого мая сяду в самолет, улечу в Астрахань, возьму лодку и в полнейшем одиночестве уплыву в камыши и буду ловить рыбу. И так четыре дня. Кайф!» — объяснял артист.
Но чудесный отпуск уже не мог исправить того, что копилось годами. В августе 2007 года Абдулов экстренно лег на хирургический стол в севастопольской больнице: мужчине диагностировали прободную язву. После длительной операции у актера начались осложнения на сердце. Шесть дней он провел в реанимации, после чего был перевезен в Московский кардиоцентр имени Бакулева.

Александр боготворил первенца: за 17 лет брака с Ириной Алферовой у них так и не родилось общих детей. А теперь, казалось, у Абдулова появилась новая цель, чтобы жить, работать, следить за своим здоровьем. Вот только никакого здоровья уже не было. Осенью 2007 года артист прибыл подлечиться в Израиль. Здесь судьба приготовила ему новый удар. В местной клинике мужчине диагностировали четвертую стадию рака легких. Медики подтвердили, что заболевание было вызвано многолетним курением…
В последний путь
Есть версия, что здоровье актера подорвали процедуры по подсадке стволовых клеток ради омоложения. В клинику Абдулов якобы обратился под вымышленным именем, а потом посоветовал процедуру своему другу, Олегу Янковскому. К такому методу в свое время, по некоторым данным, прибегли и другие звезды кино: Анна Самохина, Клара Лучко, Любовь Полищук. Все они после этого скоротечно ушли из жизни…Как бы то ни было, в последний раз актер появился на публике 13 декабря 2007 года, когда на торжественной церемонии в Кремле президент России Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Актер громадного диапазона, Александр Гавриилович как будто бы не доиграл, не осуществился полностью. Но и то, что он успел сделать, навсегда вошло в наш культурный обиход.