Биография Татьяны Пельтцер
Татьяна Ивановна Пельтцер – легендарная советская актриса, всенародная любимица, вошедшая в историю как «главная бабушка страны» (именно в таком амплуа она чаще всего появлялась на экране). Фразы ее героинь – тетушек, мамаш, нянек – становились крылатыми. «Отбить! Непременно отбить!», – повторяли вслед за ней зрители, посмотревшие ироническую комедию Марка Захарова «Формула счастья». «Счастливая старуха», как актриса себя называла, прожила яркую жизнь. Почти восемь десятилетий в ней были театр и кино, сценический успех, овации и неудачи, международный брачный союз, профессиональное признание (Сталинская премия, звание Народной артистки, кавалера ордена Ленина) и одиночество на склоне дней.Детство
Будущая актриса появилась на свет 6 июня 1904 года в сердце России – Москве. В семье говорили исключительно на немецком. Мама, Евгения Сергеевна, еврейка (её настоящее имя – Эсфирь Боруховна Ройзен), была дочерью киевского раввина. Отец, обрусевший немец Иван Романович (Иоганн Робертович), был известным комедийным актером и педагогом. Любовь к театру он передал дочери и ее младшему на 2 года брату Александру. Отец впервые вывел дочь на сцену, когда она училась в первом классе гимназии. Таня сыграла роль Авдия, брата главной героини Литии, в постановке «Камо грядеши» («Куда идешь») по историческому роману Генрика Сенкевича. Они с отцом ее играли в Екатеринославе в труппе украинского театрального деятеля, харьковчанина Николая Николаевича Синельникова.В 10 лет маленькой артистке доверили в постановке «Анна Каренина» роль Серёжи (сын Карениной, саму Анну играла Вера Юренева). Папина дочка, прекрасно усвоившая его уроки актерского мастерства, была настолько убедительна в сцене прощания сынишки с мамой, что впечатлительные зрительницы почти лишались чувств. Их приходилось выводить из зала. После спектакля они утирали слезы, а Таня получала похвалу антрепренера Синельникова и заслуженные три рубля. Нередко она выходила на сцену вместе с братом (к примеру, в спектакле «Нора» по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом») или вместо него (когда надо было играть Волка на утреннике, а Шурик не мог удержаться от смеха).
Творческий путь
В 12 лет девочка стала «актрисой по найму» у того же Синельникова, державшего антрепризу в Киеве и Харькове. Из-за революции в гимназии она не доучилась. В 16, несмотря на отсутствие профильного образования, ее приняли в труппу столичного передвижного театра Политуправления. В дальнейшем артистка три года колесила по городам и весям новой Советской страны, поработав в Ейске, в Нахичевани, в Пензе. В 1923 девушка вернулась домой и примкнула к Театру Московского губернского совета профсоюзов (МГСПС, ныне – театр им. Моссовета). Там ей довелось сыграть сразу две роли (беременной женщины и Параши) в спектакле «Шторм» по пьесе В. Билль-Белоцерковского.С 1930 по 1931 год Татьяна жила в Германии, куда отправилась вслед за мужем. После развода и возвращения в СССР она вновь устроилась на работу в театр имени Моссовета. Не имея театрального образования, она получила должность артистки вспомогательного состава. Поработала она там недолго: в 1934 ее уволили с формулировкой «за профнепригодность». Затем ее брат Александр, на тот момент главный инженер АМО, помог ей устроиться к нему на завод машинисткой. В 1936 году Пельтцер ушла с завода и уехала в Ярославль. После года проходных ролей в Ярославском драмтеатре им. Ф. Волкова актриса вновь приехала в Москву. Некоторое время она служила в Колхозном театре столицы, в МГСПС, где самозабвенно работала над ролями в революционных и классических постановках. Среди них – Зыбкина в комедии «Правда – хорошо, а счастье – лучше» и Михеевна в «Последней жертве» Александра Островского, Валя в спектакле по роману «Мятеж» Дмитрия Фурманова. Но – не прижилась.
В 1940 она поступила на службу в только что открывший свои двери Театр эстрады и миниатюр (ныне – театр «Эрмитаж»). Новые подмостки принесли актрисе удачу. Она вела концерты, играла скетчи, создавала небольшие, но меткие образы: управдомов, банщиц, молочниц. Это стало ее основным амплуа. Рядом с отечественными звездами – Александром Менакером, Риной Зеленой, Марией Мироновой – ей было сложно сделать карьеру. Но со временем зрители начали приходить на спектакли и исключительно ради нее. В начале войны граждан немецкой национальности как потенциальных врагов высылали в спецпоселения и трудлагеря Сибири и Казахстана. Избежать подобной участи Татьяне Ивановне и ее отцу, 70-летнему лауреату Сталинской премии, помогли коллеги: Мария Миронова, Петр Алейников, Борис Андреев, Рина Зеленая. Они отправились в Моссовет и добились для семьи Пельтцер «охранной грамоты».
В первой половине 40-х характерную бытовую актрису заметили кинорежиссеры. В 1943 году она дебютировала в кино с небольшой ролью колхозницы в драме «Она защищает Родину», где снялся и ее отец Иван Романович. Спустя год сыграла жену доктора в комедии «Свадьба», где был собран уникальный актерский ансамбль, включая Фаину Раневскую, Алексея Грибова, Эраста Гарина. Первой значительной киноролью Пельтцер стала Плаксина в картине «Простые люди», вышедшей на экраны в 1945. Правда, на экраны лента вышла лишь 11 лет спустя.
В 1947-1977 гг. актриса работала в Театре Сатиры, играла много и вдохновенно: «Дом, где разбиваются сердца» (Гинесс), «Вас вызывает Таймыр» (дежурная этажа), «Остров мира» (миссис Джекобс). Коммунисты театра избрали ее секретарем парторганизации. Настоящая слава пришла к Татьяне Ивановне в 1953, после выхода на экраны киноверсии спектакля о молодых коммунистах и борьбе за урожай «Свадьба с приданым». Она настолько реалистично воплотила образ тунеядки Лукерьи Похлебкиной, которая по сюжету была не прочь пропустить стаканчик-другой, что зрители начали слать своей любимице письма с советами по избавлению от алкоголизма. Актриса стала примой Театра сатиры и в 1954 получила звание заслуженной артистки РСФСР. Закрепил ее успех комедийный фильм «Солдат Иван Бровкин», выпущенный на экраны в следующем году. Она предстала в образе матери главного персонажа в исполнении Леонида Харитонова, и ее тут же окрестили «матерью русского солдата».
Для продолжения картины «Иван Бровкин на целине» роль «колхозной мамаши», как она сама ее называла, была переписана так, чтобы стать одной из ключевых. К слову, у актрисы сложились очень теплые отношения с ее киношным сыном актером Харитоновым. Когда он умер от инсульта в 1987, на его могилу возложили венок с надписью «от мамы». Это всех удивило, ведь матери Леонида давно не было в живых. Оказалось, венок прислала Пельтцер. В актерских кругах прямолинейную Татьяну Ивановну не всегда воспринимали благосклонно. Она строго судила и коллег, и режиссеров, не стесняясь в выражениях. Но те, кому она покровительствовала, не чаяли в ней души. В частности, ее любимчиком был Андрей Миронов. 70-е стали временем расцвета карьеры Пельтцер. У нее было много ролей: Мамаша Кураж в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети», Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро». Когда в театр пришел молодой режиссер Марк Захаров и собрался ставить «Доходное место», Пельтцер встретила его словами: «Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру». Но потом она блистала в центральных ролях во всех его пяти постановках в Театре сатиры.
Особенно знаменитым стал их фееричный спектакль «Проснись и пой!», поставленный Захаровым вместе с Александром Ширвиндтом, где она играла роль активной и жизнерадостной старушки тети Тони. Природная живость актрисы, ее стремительные проходы по сцене, взлеты по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, танцы и песни создавали в зале удивительную атмосферу праздника. В 1972 году она была удостоена звания народной артистки СССР. Прослужив в Театре сатиры 30 лет, Пельтцер поскандалила на репетиции «Горе от ума» с главным режиссером Валентином Плучеком и в 1977 перешла к Марку Захарову в «Ленком». На новой сцене ее ждали замечательные роли в спектаклях «Иванов», «Хория», «Мои надежды». По словам режиссера, она олицетворяла старшее поколение, эмоциональное, душевное, неутомимое, полное оптимизма и жизнелюбия.
Особенно потрясала ее игра в «Поминальной молитве» с незабываемым выходом в финале спектакля и коленопреклоненной сценой. Она играла старую еврейку Берту, которую бережно выводил ее сын Манахем в исполнении Александра Абдулова. Зал встречал ее долгими овациями со слезами в глазах. Пельтцер не только блистала на театральных подмостках. Рассказ о ней был бы неполным без упоминания ее работ в кино. Ее персонажи были изюминками, благодаря которым фильмы становились лучше. В частности, в музыкальной комедии «Приключения желтого чемоданчика» (1970) 66-летняя артистка в образе отчаянной бабушки Анны Петровны ездила, стоя на крыше троллейбуса, перелазила через забор, спускалась по водосточной трубе. Среди ролей, прославивших ее на десятилетия была мать жениха в фильме-сказке Александра Роу «Морозко» (1964), миссис Поппитс в ленте Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» (1979), бабушка Ромы в драме Ильи Фрэза «Вам и не снилось...» (1980), а также теща Воробьянинова в «12 стульях» (1976) и тетушка Алексея в фантасмагории «Формула любви» (1984) Марка Захарова. Зрители любили ее и за сказочные образы Бабы-Яги из «Там, на неведомых дорожках», Гравиданы из «Ослиной шкуры», за участие в сюжетах «Ералаша» и в Кабачке «13 стульев».
Личная жизнь Татьяны Пельтцер
Первая любовь в жизни Татьяны Ивановны случилась в 1921 году. В 17 лет она «потеряла голову» от коллеги-актера, Александра Яковлева, с которым встретилась в Ейске. Их роман был бурным и, как большинство подобных историй, продлился недолго. В конце 1920-х на демонстрации в центре Москвы девушка встретила немецкого коммуниста, инженера и философа Ганса Тейблера, приехавшего учиться в Школе Коминтерна. Молодые люди полюбили друг друга, в 1927 году поженились и вскоре уехали в Берлин.В тот период врачи поставили актрисе печальный диагноз – бесплодие. Но ее суженый по этому поводу не сильно грустил. Он помог ей устроиться на работу машинисткой в Советское торговое представительство, познакомил с друзьями и соратниками. По его ходатайству она вступила в Компартию Германии. Муж получил хорошую должность в автомобильной фирме «Опель», жили они безбедно. Татьяна общалась с берлинской театральной богемой, наслаждалась прогулками по ухоженным берлинским аллеям, но очень тосковала по своим родным и столичной сцене. Однажды по приглашению известного режиссера, друга мужа и члена КПГ Эрвина Пискатора она сыграла в его спектакле «Инга» по пьесе Анатолия Глебова. Но этим дело и ограничилось – драматург по политическим мотивам покинул страну.
Не улучшило настроение девушки, уже получившей гражданство Германии, и наблюдение за пылким выступлением стремительно набиравшего популярность Адольфа Гитлера. Она случайно оказалась в одном из баров Берлина, где проходило собрание его сторонников, и была неприятно поражена восторженной реакцией общественности на антисемитскую риторику фюрера. В 1931 она вернулась в СССР. Без мужа. О причине расставания с любимым не распространялась. Ходили слухи, что ее сподвигла вернуться не только напряженная политическая ситуация в Германии и тоска по родине, но и роман с неким советским инженером, о котором стало известно Гансу.
Больше актриса замуж не выходила, а с Гансом они всю жизнь поддерживали дружеские отношения. Он навещал ее в Москве даже после того, как снова женился. Вторая супруга ревновала его к Татьяне Ивановне, выражала недовольство их перепиской, но оборвать их отношения не смогла.
В период Великой Отечественной войны актриса служила в Московском театре миниатюр, с которым уехала в эвакуацию в город Фрунзе (ныне – Бишкек), столицу Киргизии. Туда же были эвакуированы курсанты Одесской военно-авиационной школы. С одним из ее инструкторов, майором Андреем Мельниковым, у Пельтцер завязались романтические отношения. В 1943 он добился отправки на фронт, где вскоре погиб. Когда спустя два года после победы в ВОВ актриса устроилась в московский Театр сатиры, у нее начался следующий роман с коллегой Иваном Бодровым, причем, с женатым. Они расстались друзьями только в середине 1950-х.
Позже у нее не было длительных отношений с мужчинами, но обязательно случались курортные интрижки, являвшиеся «практически непременной составляющей ее отдыха», как отметил Андрей Шляхов, описавший ее амурные секреты в книге «Главная бабушка Советского Союза». До преклонных лет Татьяна Ивановна курила, смачно выражалась, заразительно хохотала и обожала преферанс. Ее партнерами в карточной игре обычно выступали Валентина Токарская и Леонид Броневой, закадычными подругами были Фаина Раневская и Ольга Аросева, а самыми близкими людьми – отец и брат.
Когда молодая жена ее отца выставила тяжело болевшего мужчину за дверь, заботы о нем легли на плечи актрисы. Потом она ухаживала и за братом Александром, после аварии ставшим инвалидом – у него отказали ноги. Его тоже бросила жена. В 1959 ушел из жизни папа Татьяны Ивановны, в 1975 – брат. Она осталась совсем одна.
Смерть
Последние годы жизни великая артистка стала рассеянной, маниакально подозрительной, начала терять память. В 1991 ее состояние ухудшилось, и она попала в психиатрическую клинику с диагнозом «нервное перенапряжение». Там ее подлечили. Татьяна вернулась домой, где за ней ухаживала домработница Анна. Актриса продолжала выступать, хотя с трудом выходила на сцену, забывала слова, и реплики за нее в «Поминальной молитве» порой говорил Абдулов. Но, несмотря на всё это, публика её обожала. В 1992 актрисе вновь пришлось лечь в больницу. Она сломала шейку бедра при падении, больше не могла вставать и стремительно теряла связь с внешним миром. За день до смерти сознание к ней вернулось, и она вновь была веселой, много шутила. 16 июля ее не стало. Похоронили самую знаменитую бабушку Советского Союза, внесшую значимый след в историю театра, на Введенском кладбище, рядом с отцом и братом. Проститься с ней пришли всего несколько человек. Квартиру она завещала домработнице Анне, архивы – театру, а библиотеку – Марку Захарову. Памяти актрисы, которую зрители любят и помнят до сих пор, посвящено несколько книг и документальных картин. Среди них – фильм телеканала «Культура» «Родное лицо» и канала «Россия» «Драма Татьяны Пельтцер».Интересные факты
- Младший брат Пельтцер был студентом МАДИ, но еще до окончания института был осужден по 58 статье за контрреволюционную деятельность, два года отсидел в тюрьме, затем стал инженером-конструктором, главным инженером завода АМО (им. Лихачева), создателем и испытателем первого отечественного гоночного автомобиля и знаменитым автогонщиком. Умер в 1975 году.
- Актриса славилась не только жизнерадостностью, оптимизмом, энергичностью, но и вздорным, бескомпромиссным нравом, сверхпринципиальностью и конфликтностью. Ее коллега Борис Новиков как-то метко заметил: «Вас никто не любит... кроме народа».
- Тот факт, что Татьяне Ивановне после проживания в Германии и смены гражданства удалось вернуться в СССР без последствий, у многих биографов вызывал подозрения. Они были уверены, что актриса сотрудничала с известным ведомством на Лубянке. Ведь с такой биографией без поддержки чекистов она не могла бы в 1930-х не оказаться за решеткой или на Колыме.
- Артистка стала первой «народной» из труппы Театра Сатиры.
Важные события в жизни
- 1913 – первый выход на сцену в спектакле «Камо грядеши».
- 1914 – роль Серёжи в спектакле «Анна Каренина».
- 1916 – «актриса по найму» в антрепризе Николая Синельникова.
- 1920 – начало профессиональной актерской деятельности в передвижном Театре Политуправления Революционного военного совета Республики.
- 1923-1930, 1931-1934, 1938-1940 – работа в Театре Московского губернского совета профсоюзов (МГСПС, ныне – Театр им. Моссовета).
- 1927-1931 – брак с Гансом Тейблером.
- 1936-1937 – актриса Ярославского драмтеатра им. Ф.Г.Волкова.
- 1940-1947 – работа в Театре эстрады и миниатюр.
- 1947-1977 – работа в Театре Сатиры.
- 1951 – Сталинская премия III степени за роль Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым».
- 1954 – звание заслуженной артистки РСФСР.
- 1955 – роль в комедии «Солдат Иван Бровкин».
- 1956 – членство в КПСС.
- 1970 – роль тети Тони в спектакле Захарова и Ширвиндта «Проснись и пой!».
- 1972 – звание народной артистки СССР.
- 1977-1992 – работа в Ленкоме.
- 1984 – награждение орденом Ленина.
- 16 июля 1992 – дата смерти.
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49