Биография Татьяны Пельтцер
Татьяна Ивановна Пельтцер – легендарная советская актриса, всенародная любимица, вошедшая в историю как «главная бабушка страны» (именно в таком амплуа она чаще всего появлялась на экране). Фразы ее героинь – тетушек, мамаш, нянек – становились крылатыми. «Отбить! Непременно отбить!», – повторяли вслед за ней зрители, посмотревшие ироническую комедию Марка Захарова «Формула счастья».
Детство
Будущая актриса появилась на свет 6 июня 1904 года в сердце России – Москве. В семье говорили исключительно на немецком. Мама, Евгения Сергеевна, еврейка (её настоящее имя – Эсфирь Боруховна Ройзен), была дочерью киевского раввина. Отец, обрусевший немец Иван Романович (Иоганн Робертович), был известным комедийным актером и педагогом. Любовь к театру он передал дочери и ее младшему на 2 года брату Александру.
В 10 лет маленькой артистке доверили в постановке «Анна Каренина» роль Серёжи (сын Карениной, саму Анну играла Вера Юренева). Папина дочка, прекрасно усвоившая его уроки актерского мастерства, была настолько убедительна в сцене прощания сынишки с мамой, что впечатлительные зрительницы почти лишались чувств. Их приходилось выводить из зала. После спектакля они утирали слезы, а Таня получала похвалу антрепренера Синельникова и заслуженные три рубля.

Творческий путь
В 12 лет девочка стала «актрисой по найму» у того же Синельникова, державшего антрепризу в Киеве и Харькове. Из-за революции в гимназии она не доучилась. В 16, несмотря на отсутствие профильного образования, ее приняли в труппу столичного передвижного театра Политуправления. В дальнейшем артистка три года колесила по городам и весям новой Советской страны, поработав в Ейске, в Нахичевани, в Пензе.
С 1930 по 1931 год Татьяна жила в Германии, куда отправилась вслед за мужем. После развода и возвращения в СССР она вновь устроилась на работу в театр имени Моссовета. Не имея театрального образования, она получила должность артистки вспомогательного состава. Поработала она там недолго: в 1934 ее уволили с формулировкой «за профнепригодность». Затем ее брат Александр, на тот момент главный инженер АМО, помог ей устроиться к нему на завод машинисткой.

В 1940 она поступила на службу в только что открывший свои двери Театр эстрады и миниатюр (ныне – театр «Эрмитаж»). Новые подмостки принесли актрисе удачу. Она вела концерты, играла скетчи, создавала небольшие, но меткие образы: управдомов, банщиц, молочниц. Это стало ее основным амплуа. Рядом с отечественными звездами – Александром Менакером, Риной Зеленой, Марией Мироновой – ей было сложно сделать карьеру. Но со временем зрители начали приходить на спектакли и исключительно ради нее.

В первой половине 40-х характерную бытовую актрису заметили кинорежиссеры. В 1943 году она дебютировала в кино с небольшой ролью колхозницы в драме «Она защищает Родину», где снялся и ее отец Иван Романович. Спустя год сыграла жену доктора в комедии «Свадьба», где был собран уникальный актерский ансамбль, включая Фаину Раневскую, Алексея Грибова, Эраста Гарина.

В 1947-1977 гг. актриса работала в Театре Сатиры, играла много и вдохновенно: «Дом, где разбиваются сердца» (Гинесс), «Вас вызывает Таймыр» (дежурная этажа), «Остров мира» (миссис Джекобс). Коммунисты театра избрали ее секретарем парторганизации.


Для продолжения картины «Иван Бровкин на целине» роль «колхозной мамаши», как она сама ее называла, была переписана так, чтобы стать одной из ключевых. К слову, у актрисы сложились очень теплые отношения с ее киношным сыном актером Харитоновым. Когда он умер от инсульта в 1987, на его могилу возложили венок с надписью «от мамы». Это всех удивило, ведь матери Леонида давно не было в живых. Оказалось, венок прислала Пельтцер.


Особенно знаменитым стал их фееричный спектакль «Проснись и пой!», поставленный Захаровым вместе с Александром Ширвиндтом, где она играла роль активной и жизнерадостной старушки тети Тони. Природная живость актрисы, ее стремительные проходы по сцене, взлеты по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, танцы и песни создавали в зале удивительную атмосферу праздника. В 1972 году она была удостоена звания народной артистки СССР.

Особенно потрясала ее игра в «Поминальной молитве» с незабываемым выходом в финале спектакля и коленопреклоненной сценой. Она играла старую еврейку Берту, которую бережно выводил ее сын Манахем в исполнении Александра Абдулова. Зал встречал ее долгими овациями со слезами в глазах.



Личная жизнь Татьяны Пельтцер
Первая любовь в жизни Татьяны Ивановны случилась в 1921 году. В 17 лет она «потеряла голову» от коллеги-актера, Александра Яковлева, с которым встретилась в Ейске. Их роман был бурным и, как большинство подобных историй, продлился недолго.В тот период врачи поставили актрисе печальный диагноз – бесплодие. Но ее суженый по этому поводу не сильно грустил. Он помог ей устроиться на работу машинисткой в Советское торговое представительство, познакомил с друзьями и соратниками. По его ходатайству она вступила в Компартию Германии.

Не улучшило настроение девушки, уже получившей гражданство Германии, и наблюдение за пылким выступлением стремительно набиравшего популярность Адольфа Гитлера. Она случайно оказалась в одном из баров Берлина, где проходило собрание его сторонников, и была неприятно поражена восторженной реакцией общественности на антисемитскую риторику фюрера.

Больше актриса замуж не выходила, а с Гансом они всю жизнь поддерживали дружеские отношения. Он навещал ее в Москве даже после того, как снова женился. Вторая супруга ревновала его к Татьяне Ивановне, выражала недовольство их перепиской, но оборвать их отношения не смогла.
В период Великой Отечественной войны актриса служила в Московском театре миниатюр, с которым уехала в эвакуацию в город Фрунзе (ныне – Бишкек), столицу Киргизии. Туда же были эвакуированы курсанты Одесской военно-авиационной школы. С одним из ее инструкторов, майором Андреем Мельниковым, у Пельтцер завязались романтические отношения. В 1943 он добился отправки на фронт, где вскоре погиб.

Позже у нее не было длительных отношений с мужчинами, но обязательно случались курортные интрижки, являвшиеся «практически непременной составляющей ее отдыха», как отметил Андрей Шляхов, описавший ее амурные секреты в книге «Главная бабушка Советского Союза».

Когда молодая жена ее отца выставила тяжело болевшего мужчину за дверь, заботы о нем легли на плечи актрисы. Потом она ухаживала и за братом Александром, после аварии ставшим инвалидом – у него отказали ноги. Его тоже бросила жена. В 1959 ушел из жизни папа Татьяны Ивановны, в 1975 – брат. Она осталась совсем одна.
Смерть
Последние годы жизни великая артистка стала рассеянной, маниакально подозрительной, начала терять память. В 1991 ее состояние ухудшилось, и она попала в психиатрическую клинику с диагнозом «нервное перенапряжение». Там ее подлечили. Татьяна вернулась домой, где за ней ухаживала домработница Анна. Актриса продолжала выступать, хотя с трудом выходила на сцену, забывала слова, и реплики за нее в «Поминальной молитве» порой говорил Абдулов. Но, несмотря на всё это, публика её обожала.

Интересные факты
- Младший брат Пельтцер был студентом МАДИ, но еще до окончания института был осужден по 58 статье за контрреволюционную деятельность, два года отсидел в тюрьме, затем стал инженером-конструктором, главным инженером завода АМО (им. Лихачева), создателем и испытателем первого отечественного гоночного автомобиля и знаменитым автогонщиком. Умер в 1975 году.
- Актриса славилась не только жизнерадостностью, оптимизмом, энергичностью, но и вздорным, бескомпромиссным нравом, сверхпринципиальностью и конфликтностью. Ее коллега Борис Новиков как-то метко заметил: «Вас никто не любит... кроме народа».
- Тот факт, что Татьяне Ивановне после проживания в Германии и смены гражданства удалось вернуться в СССР без последствий, у многих биографов вызывал подозрения. Они были уверены, что актриса сотрудничала с известным ведомством на Лубянке. Ведь с такой биографией без поддержки чекистов она не могла бы в 1930-х не оказаться за решеткой или на Колыме.
- Артистка стала первой «народной» из труппы Театра Сатиры.
Важные события в жизни
- 1913 – первый выход на сцену в спектакле «Камо грядеши».
- 1914 – роль Серёжи в спектакле «Анна Каренина».
- 1916 – «актриса по найму» в антрепризе Николая Синельникова.
- 1920 – начало профессиональной актерской деятельности в передвижном Театре Политуправления Революционного военного совета Республики.
- 1923-1930, 1931-1934, 1938-1940 – работа в Театре Московского губернского совета профсоюзов (МГСПС, ныне – Театр им. Моссовета).
- 1927-1931 – брак с Гансом Тейблером.
- 1936-1937 – актриса Ярославского драмтеатра им. Ф.Г.Волкова.
- 1940-1947 – работа в Театре эстрады и миниатюр.
- 1947-1977 – работа в Театре Сатиры.
- 1951 – Сталинская премия III степени за роль Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым».
- 1954 – звание заслуженной артистки РСФСР.
- 1955 – роль в комедии «Солдат Иван Бровкин».
- 1956 – членство в КПСС.
- 1970 – роль тети Тони в спектакле Захарова и Ширвиндта «Проснись и пой!».
- 1972 – звание народной артистки СССР.
- 1977-1992 – работа в Ленкоме.
- 1984 – награждение орденом Ленина.
- 16 июля 1992 – дата смерти.
Татьяна Пельтцер: последние новости и статьи

7 советских знаменитостей, которые пожертвовали семьёй
13 окт 2023
8 великолепных актрис, которых вы вряд ли вспомните молодыми
31 окт 2024