Татьяна Пельтцер

Имя:
Татьяна Пельтцер (Tatyana Pelttser)
Отчество:
Ивановна
Кто такая:
День рождения:
Место рождения:
Москва
Дата смерти:
16 июля (88 лет)
Причина смерти:
узнать
Где похоронена:
узнать
Рост:
Знак Зодиака:
(характеристика)
Восточный гороскоп:
Ссылки:

Биография Татьяны Пельтцер

Татьяна Ивановна Пельтцер – легендарная советская актриса, всенародная любимица, вошедшая в историю как «главная бабушка страны» (именно в таком амплуа она чаще всего появлялась на экране). Фразы ее героинь – тетушек, мамаш, нянек – становились крылатыми. «Отбить! Непременно отбить!», – повторяли вслед за ней зрители, посмотревшие ироническую комедию Марка Захарова «Формула счастья».
На фото: Татьяна Пельтцер
На фото: Татьяна Пельтцер
«Счастливая старуха», как актриса себя называла, прожила яркую жизнь. Почти восемь десятилетий в ней были театр и кино, сценический успех, овации и неудачи, международный брачный союз, профессиональное признание (Сталинская премия, звание Народной артистки, кавалера ордена Ленина) и одиночество на склоне дней.

Детство

Будущая актриса появилась на свет 6 июня 1904 года в сердце России – Москве. В семье говорили исключительно на немецком. Мама, Евгения Сергеевна, еврейка (её настоящее имя – Эсфирь Боруховна Ройзен), была дочерью киевского раввина. Отец, обрусевший немец Иван Романович (Иоганн Робертович), был известным комедийным актером и педагогом. Любовь к театру он передал дочери и ее младшему на 2 года брату Александру.
Татьяна Пельтцер в детстве с отцом
Татьяна Пельтцер в детстве с отцом
Отец впервые вывел дочь на сцену, когда она училась в первом классе гимназии. Таня сыграла роль Авдия, брата главной героини Литии, в постановке «Камо грядеши» («Куда идешь») по историческому роману Генрика Сенкевича. Они с отцом ее играли в Екатеринославе в труппе украинского театрального деятеля, харьковчанина Николая Николаевича Синельникова.

В 10 лет маленькой артистке доверили в постановке «Анна Каренина» роль Серёжи (сын Карениной, саму Анну играла Вера Юренева). Папина дочка, прекрасно усвоившая его уроки актерского мастерства, была настолько убедительна в сцене прощания сынишки с мамой, что впечатлительные зрительницы почти лишались чувств. Их приходилось выводить из зала. После спектакля они утирали слезы, а Таня получала похвалу антрепренера Синельникова и заслуженные три рубля.
Детское фото Татьяны Пельтцер
Детское фото Татьяны Пельтцер
Нередко она выходила на сцену вместе с братом (к примеру, в спектакле «Нора» по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом») или вместо него (когда надо было играть Волка на утреннике, а Шурик не мог удержаться от смеха).

Творческий путь

В 12 лет девочка стала «актрисой по найму» у того же Синельникова, державшего антрепризу в Киеве и Харькове. Из-за революции в гимназии она не доучилась. В 16, несмотря на отсутствие профильного образования, ее приняли в труппу столичного передвижного театра Политуправления. В дальнейшем артистка три года колесила по городам и весям новой Советской страны, поработав в Ейске, в Нахичевани, в Пензе.
Татьяна Пельтцер в молодости
Татьяна Пельтцер в молодости
В 1923 девушка вернулась домой и примкнула к Театру Московского губернского совета профсоюзов (МГСПС, ныне – театр им. Моссовета). Там ей довелось сыграть сразу две роли (беременной женщины и Параши) в спектакле «Шторм» по пьесе В. Билль-Белоцерковского.

С 1930 по 1931 год Татьяна жила в Германии, куда отправилась вслед за мужем. После развода и возвращения в СССР она вновь устроилась на работу в театр имени Моссовета. Не имея театрального образования, она получила должность артистки вспомогательного состава. Поработала она там недолго: в 1934 ее уволили с формулировкой «за профнепригодность». Затем ее брат Александр, на тот момент главный инженер АМО, помог ей устроиться к нему на завод машинисткой.
Татьяна Ивановна Пельтцер
Татьяна Ивановна Пельтцер
В 1936 году Пельтцер ушла с завода и уехала в Ярославль. После года проходных ролей в Ярославском драмтеатре им. Ф. Волкова актриса вновь приехала в Москву. Некоторое время она служила в Колхозном театре столицы, в МГСПС, где самозабвенно работала над ролями в революционных и классических постановках. Среди них – Зыбкина в комедии «Правда – хорошо, а счастье – лучше» и Михеевна в «Последней жертве» Александра Островского, Валя в спектакле по роману «Мятеж» Дмитрия Фурманова. Но – не прижилась.

В 1940 она поступила на службу в только что открывший свои двери Театр эстрады и миниатюр (ныне – театр «Эрмитаж»). Новые подмостки принесли актрисе удачу. Она вела концерты, играла скетчи, создавала небольшие, но меткие образы: управдомов, банщиц, молочниц. Это стало ее основным амплуа. Рядом с отечественными звездами – Александром Менакером, Риной Зеленой, Марией Мироновой – ей было сложно сделать карьеру. Но со временем зрители начали приходить на спектакли и исключительно ради нее.
Иван и Татьяна Пельтцер
Иван и Татьяна Пельтцер
В начале войны граждан немецкой национальности как потенциальных врагов высылали в спецпоселения и трудлагеря Сибири и Казахстана. Избежать подобной участи Татьяне Ивановне и ее отцу, 70-летнему лауреату Сталинской премии, помогли коллеги: Мария Миронова, Петр Алейников, Борис Андреев, Рина Зеленая. Они отправились в Моссовет и добились для семьи Пельтцер «охранной грамоты».

В первой половине 40-х характерную бытовую актрису заметили кинорежиссеры. В 1943 году она дебютировала в кино с небольшой ролью колхозницы в драме «Она защищает Родину», где снялся и ее отец Иван Романович. Спустя год сыграла жену доктора в комедии «Свадьба», где был собран уникальный актерский ансамбль, включая Фаину Раневскую, Алексея Грибова, Эраста Гарина.
Кадр из фильма «Простые люди»
Кадр из фильма «Простые люди»
Первой значительной киноролью Пельтцер стала Плаксина в картине «Простые люди», вышедшей на экраны в 1945. Правда, на экраны лента вышла лишь 11 лет спустя.

В 1947-1977 гг. актриса работала в Театре Сатиры, играла много и вдохновенно: «Дом, где разбиваются сердца» (Гинесс), «Вас вызывает Таймыр» (дежурная этажа), «Остров мира» (миссис Джекобс). Коммунисты театра избрали ее секретарем парторганизации.
Татьяна Пельтцер на сцене театра
Татьяна Пельтцер на сцене театра
Настоящая слава пришла к Татьяне Ивановне в 1953, после выхода на экраны киноверсии спектакля о молодых коммунистах и борьбе за урожай «Свадьба с приданым». Она настолько реалистично воплотила образ тунеядки Лукерьи Похлебкиной, которая по сюжету была не прочь пропустить стаканчик-другой, что зрители начали слать своей любимице письма с советами по избавлению от алкоголизма.
Татьяна Пельтцер в фильме «Свадьба с приданым»
Татьяна Пельтцер в фильме «Свадьба с приданым»
Актриса стала примой Театра сатиры и в 1954 получила звание заслуженной артистки РСФСР. Закрепил ее успех комедийный фильм «Солдат Иван Бровкин», выпущенный на экраны в следующем году. Она предстала в образе матери главного персонажа в исполнении Леонида Харитонова, и ее тут же окрестили «матерью русского солдата».

Для продолжения картины «Иван Бровкин на целине» роль «колхозной мамаши», как она сама ее называла, была переписана так, чтобы стать одной из ключевых. К слову, у актрисы сложились очень теплые отношения с ее киношным сыном актером Харитоновым. Когда он умер от инсульта в 1987, на его могилу возложили венок с надписью «от мамы». Это всех удивило, ведь матери Леонида давно не было в живых. Оказалось, венок прислала Пельтцер.
Кадр из фильма «Иван Бровкин на целине»
Кадр из фильма «Иван Бровкин на целине»
В актерских кругах прямолинейную Татьяну Ивановну не всегда воспринимали благосклонно. Она строго судила и коллег, и режиссеров, не стесняясь в выражениях. Но те, кому она покровительствовала, не чаяли в ней души. В частности, ее любимчиком был Андрей Миронов.
Татьяна Пельтцер и Андрей Миронов
Татьяна Пельтцер и Андрей Миронов
70-е стали временем расцвета карьеры Пельтцер. У нее было много ролей: Мамаша Кураж в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети», Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро». Когда в театр пришел молодой режиссер Марк Захаров и собрался ставить «Доходное место», Пельтцер встретила его словами: «Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру». Но потом она блистала в центральных ролях во всех его пяти постановках в Театре сатиры.

Особенно знаменитым стал их фееричный спектакль «Проснись и пой!», поставленный Захаровым вместе с Александром Ширвиндтом, где она играла роль активной и жизнерадостной старушки тети Тони. Природная живость актрисы, ее стремительные проходы по сцене, взлеты по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, танцы и песни создавали в зале удивительную атмосферу праздника. В 1972 году она была удостоена звания народной артистки СССР.
Спектакль «Проснись и пой!»
Спектакль «Проснись и пой!»
Прослужив в Театре сатиры 30 лет, Пельтцер поскандалила на репетиции «Горе от ума» с главным режиссером Валентином Плучеком и в 1977 перешла к Марку Захарову в «Ленком». На новой сцене ее ждали замечательные роли в спектаклях «Иванов», «Хория», «Мои надежды». По словам режиссера, она олицетворяла старшее поколение, эмоциональное, душевное, неутомимое, полное оптимизма и жизнелюбия.

Особенно потрясала ее игра в «Поминальной молитве» с незабываемым выходом в финале спектакля и коленопреклоненной сценой. Она играла старую еврейку Берту, которую бережно выводил ее сын Манахем в исполнении Александра Абдулова. Зал встречал ее долгими овациями со слезами в глазах.
Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер
Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер
Пельтцер не только блистала на театральных подмостках. Рассказ о ней был бы неполным без упоминания ее работ в кино. Ее персонажи были изюминками, благодаря которым фильмы становились лучше. В частности, в музыкальной комедии «Приключения желтого чемоданчика» (1970) 66-летняя артистка в образе отчаянной бабушки Анны Петровны ездила, стоя на крыше троллейбуса, перелазила через забор, спускалась по водосточной трубе.
Татьяна Пельтцер в образе Анны Петровны из к/ф «Приключения жёлтого чемоданчика»
Татьяна Пельтцер в образе Анны Петровны из к/ф «Приключения жёлтого чемоданчика»
Среди ролей, прославивших ее на десятилетия была мать жениха в фильме-сказке Александра Роу «Морозко» (1964), миссис Поппитс в ленте Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» (1979), бабушка Ромы в драме Ильи Фрэза «Вам и не снилось...» (1980), а также теща Воробьянинова в «12 стульях» (1976) и тетушка Алексея в фантасмагории «Формула любви» (1984) Марка Захарова.
Кадр из фильма «12 стульев»
Кадр из фильма «12 стульев»
Зрители любили ее и за сказочные образы Бабы-Яги из «Там, на неведомых дорожках», Гравиданы из «Ослиной шкуры», за участие в сюжетах «Ералаша» и в Кабачке «13 стульев».

Личная жизнь Татьяны Пельтцер

Первая любовь в жизни Татьяны Ивановны случилась в 1921 году. В 17 лет она «потеряла голову» от коллеги-актера, Александра Яковлева, с которым встретилась в Ейске. Их роман был бурным и, как большинство подобных историй, продлился недолго.
Татьяна Пельтцер. Скандальная бабушка.
В конце 1920-х на демонстрации в центре Москвы девушка встретила немецкого коммуниста, инженера и философа Ганса Тейблера, приехавшего учиться в Школе Коминтерна. Молодые люди полюбили друг друга, в 1927 году поженились и вскоре уехали в Берлин.

В тот период врачи поставили актрисе печальный диагноз – бесплодие. Но ее суженый по этому поводу не сильно грустил. Он помог ей устроиться на работу машинисткой в Советское торговое представительство, познакомил с друзьями и соратниками. По его ходатайству она вступила в Компартию Германии.
Ганс Тейблер и Татьяна Пельтцер
Ганс Тейблер и Татьяна Пельтцер
Муж получил хорошую должность в автомобильной фирме «Опель», жили они безбедно. Татьяна общалась с берлинской театральной богемой, наслаждалась прогулками по ухоженным берлинским аллеям, но очень тосковала по своим родным и столичной сцене. Однажды по приглашению известного режиссера, друга мужа и члена КПГ Эрвина Пискатора она сыграла в его спектакле «Инга» по пьесе Анатолия Глебова. Но этим дело и ограничилось – драматург по политическим мотивам покинул страну.

Не улучшило настроение девушки, уже получившей гражданство Германии, и наблюдение за пылким выступлением стремительно набиравшего популярность Адольфа Гитлера. Она случайно оказалась в одном из баров Берлина, где проходило собрание его сторонников, и была неприятно поражена восторженной реакцией общественности на антисемитскую риторику фюрера.
После расставания с Гансом актриса больше замуж не выходила
После расставания с Гансом актриса больше замуж не выходила
В 1931 она вернулась в СССР. Без мужа. О причине расставания с любимым не распространялась. Ходили слухи, что ее сподвигла вернуться не только напряженная политическая ситуация в Германии и тоска по родине, но и роман с неким советским инженером, о котором стало известно Гансу.

Больше актриса замуж не выходила, а с Гансом они всю жизнь поддерживали дружеские отношения. Он навещал ее в Москве даже после того, как снова женился. Вторая супруга ревновала его к Татьяне Ивановне, выражала недовольство их перепиской, но оборвать их отношения не смогла.

В период Великой Отечественной войны актриса служила в Московском театре миниатюр, с которым уехала в эвакуацию в город Фрунзе (ныне – Бишкек), столицу Киргизии. Туда же были эвакуированы курсанты Одесской военно-авиационной школы. С одним из ее инструкторов, майором Андреем Мельниковым, у Пельтцер завязались романтические отношения. В 1943 он добился отправки на фронт, где вскоре погиб.
Самая известная бабушка Советского Союза - Татьяна Пельтцер
Самая известная бабушка Советского Союза - Татьяна Пельтцер
Когда спустя два года после победы в ВОВ актриса устроилась в московский Театр сатиры, у нее начался следующий роман с коллегой Иваном Бодровым, причем, с женатым. Они расстались друзьями только в середине 1950-х.

Позже у нее не было длительных отношений с мужчинами, но обязательно случались курортные интрижки, являвшиеся «практически непременной составляющей ее отдыха», как отметил Андрей Шляхов, описавший ее амурные секреты в книге «Главная бабушка Советского Союза».
Курила Пельтцер с молодости и до глубокой старости
Курила Пельтцер с молодости и до глубокой старости
До преклонных лет Татьяна Ивановна курила, смачно выражалась, заразительно хохотала и обожала преферанс. Ее партнерами в карточной игре обычно выступали Валентина Токарская и Леонид Броневой, закадычными подругами были Фаина Раневская и Ольга Аросева, а самыми близкими людьми – отец и брат.

Когда молодая жена ее отца выставила тяжело болевшего мужчину за дверь, заботы о нем легли на плечи актрисы. Потом она ухаживала и за братом Александром, после аварии ставшим инвалидом – у него отказали ноги. Его тоже бросила жена. В 1959 ушел из жизни папа Татьяны Ивановны, в 1975 – брат. Она осталась совсем одна.

Смерть

Последние годы жизни великая артистка стала рассеянной, маниакально подозрительной, начала терять память. В 1991 ее состояние ухудшилось, и она попала в психиатрическую клинику с диагнозом «нервное перенапряжение». Там ее подлечили. Татьяна вернулась домой, где за ней ухаживала домработница Анна. Актриса продолжала выступать, хотя с трудом выходила на сцену, забывала слова, и реплики за нее в «Поминальной молитве» порой говорил Абдулов. Но, несмотря на всё это, публика её обожала.
В последние годы жизни актриса попала в психиатрическую лечебницу
В последние годы жизни актриса попала в психиатрическую лечебницу
В 1992 актрисе вновь пришлось лечь в больницу. Она сломала шейку бедра при падении, больше не могла вставать и стремительно теряла связь с внешним миром. За день до смерти сознание к ней вернулось, и она вновь была веселой, много шутила. 16 июля ее не стало. Похоронили самую знаменитую бабушку Советского Союза, внесшую значимый след в историю театра, на Введенском кладбище, рядом с отцом и братом. Проститься с ней пришли всего несколько человек.
Могила Татьяны Пельтцер
Могила Татьяны Пельтцер
Квартиру она завещала домработнице Анне, архивы – театру, а библиотеку – Марку Захарову. Памяти актрисы, которую зрители любят и помнят до сих пор, посвящено несколько книг и документальных картин. Среди них – фильм телеканала «Культура» «Родное лицо» и канала «Россия» «Драма Татьяны Пельтцер».

Интересные факты

  • Младший брат Пельтцер был студентом МАДИ, но еще до окончания института был осужден по 58 статье за контрреволюционную деятельность, два года отсидел в тюрьме, затем стал инженером-конструктором, главным инженером завода АМО (им. Лихачева), создателем и испытателем первого отечественного гоночного автомобиля и знаменитым автогонщиком. Умер в 1975 году.
  • Актриса славилась не только жизнерадостностью, оптимизмом, энергичностью, но и вздорным, бескомпромиссным нравом, сверхпринципиальностью и конфликтностью. Ее коллега Борис Новиков как-то метко заметил: «Вас никто не любит... кроме народа».
  • Тот факт, что Татьяне Ивановне после проживания в Германии и смены гражданства удалось вернуться в СССР без последствий, у многих биографов вызывал подозрения. Они были уверены, что актриса сотрудничала с известным ведомством на Лубянке. Ведь с такой биографией без поддержки чекистов она не могла бы в 1930-х не оказаться за решеткой или на Колыме.
  • Артистка стала первой «народной» из труппы Театра Сатиры.

Важные события в жизни

  • 1913 – первый выход на сцену в спектакле «Камо грядеши».
  • 1914 – роль Серёжи в спектакле «Анна Каренина».
  • 1916 – «актриса по найму» в антрепризе Николая Синельникова.
  • 1920 – начало профессиональной актерской деятельности в передвижном Театре Политуправления Революционного военного совета Республики.
  • 1923-1930, 1931-1934, 1938-1940 – работа в Театре Московского губернского совета профсоюзов (МГСПС, ныне – Театр им. Моссовета).
  • 1927-1931 – брак с Гансом Тейблером.
  • 1936-1937 – актриса Ярославского драмтеатра им. Ф.Г.Волкова.
  • 1940-1947 – работа в Театре эстрады и миниатюр.
  • 1947-1977 – работа в Театре Сатиры.
  • 1951 – Сталинская премия III степени за роль Похлебкиной в спектакле «Свадьба с приданым».
  • 1954 – звание заслуженной артистки РСФСР.
  • 1955 – роль в комедии «Солдат Иван Бровкин».
  • 1956 – членство в КПСС.
  • 1970 – роль тети Тони в спектакле Захарова и Ширвиндта «Проснись и пой!».
  • 1972 – звание народной артистки СССР.
  • 1977-1992 – работа в Ленкоме.
  • 1984 – награждение орденом Ленина.
  • 16 июля 1992 – дата смерти.

Лучшие фильмы