Биография Любови Полищук
Любовь Полищук – талантливая, харизматичная и невероятно красивая советская актриса, незаслуженно обойденная вниманием режиссеров. Чаще всего ей доставались роли второго плана, но они получались столь яркими и самобытными, что Полищук считалась одной из самых популярных и любимых актрис страны. Ее безвременный уход из жизни стал личной трагедией для миллионов поклонников этой блистательной женщины, на долю которой выпали столь тяжелые испытания.Детство и юношеские годы
Любовь родилась в простой рабочей семье из Омска. Мать, Ольга Пантелеевна, была швеей, отец, Григорий Мефодьевич, трудился на стройке. Семья ютилась в деревянном бараке, соседями были зэки и пьющие работяги. Люба с раннего детства была приучена к труду – она помогала матери по хозяйству, носила воду из колонки (водопровода в доме не было), присматривала за младшей сестрой. Несмотря на тяжелые условия, она росла веселой смешливой девочкой и никогда не сомневалась, что в будущем станет артисткой. Ей было все равно, чем она будет заниматься, лишь бы находиться на сцене и быть частичкой яркого блестящего мира, о котором она слышала по радио.Как и многие девочки, Люба в детстве мечтала стать балериной, но не имела подходящих данных. Поэтому она записалась кружок художественной самодеятельности, где пела, танцевала и участвовала в любительских сценках. Это выглядело очень комично, ведь до восьми лет она не выговаривала букву «Р». Это был не единственный ее недостаток – из-за перенесенного в раннем детстве рахита у девочки были кривые ноги, которых она очень стеснялась. А так как понимала, что в артистки ее с такими ногами не возьмут, то туго связывала их веревкой и часами стояла, опершись на стену. Так же самоотверженно юная Люба победила косоглазие – постоянно прикрывая один глаз ладонью, она сама, без вмешательства медиков, выправила себе зрение. В шестнадцать лет Полищук отправилась в Москву поступать в театральный институт. Родители долго ее не отпускали, и из-за этого Люба опоздала к началу экзаменов, явившись лишь на третий тур. Девушка очень расстроилась и еще не раз приходила во двор Вахтанговского училища, наблюдая там за счастливчиками-студентами, которым повезло больше, чем ей. В один из таких дней она разговорилась с молодым человеком, который посоветовал юной провинциалке попробовать поступить во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ).
На вступительных экзаменах Люба решила покорить комиссию своими вокальными данными и исполнила произведения самых неожиданных жанров, включая песни из репертуара Людмилы Зыкиной и Робертино Лоретти. Басню она читать не стала, потому что сразу забыла слова, да и педагоги особо не настаивали, услышав ужасный говор юной провинциалки. Свое выступление Полищук завершила зажигательным твистом «по-омски», чем ввела приемную комиссию в окончательный ступор. Лишь один педагог, Леонид Семенович Масляков, разглядел в этой забавной девушке «божью искру» и настоял, чтобы ее зачислили на первый курс эстрадного отделения. Спустя пару месяцев после начала занятий режиссер ВТМЭИ Рудольф Евгеньевич Славский предложил Любе попробовать силы в разговорном жанре.
В 1967 году Полищук получила диплом по специальности «Артистка разговорного жанра, юмора и сатиры» и была распределена в Омскую филармонию. К тому времени она уже вышла замуж за своего сокурсника Валерия Макарова, с которым вернулась в родной город.
Актерская карьера
В Омской филармонии молодые артисты читали со сцены монологи Марьяна Беленького, ставили юмористические сценки и вели театрализованные представления. В 1971 году руководитель филармонии Ю. Л. Юровский был назначен директором Росконцерта и позвал с собой в Москву Любу и еще нескольких актеров. Макаров в этот список не входил, и Люба без сожаления рассталась с мужем, отношения с которым к тому времени разладились из-за его постоянных пьянок и сцен ревности. Маленького сына Лешу Полищук оставила в Омске на попечении мамы, и отправилась во второй раз покорять столицу. Она устроилась на работу в Московский мюзик-холл и стала гастролировать по стране в составе его труппы. Параллельно пробовала сниматься в кино, но роли были малозаметные и незначительные.Звездой экрана Полищук стала лишь в 1976 году, засветившись в фильме Марка Захарова «Двенадцать стульев». Зажигательное танго актрисы и блистательного Андрея Миронова стало одним из самых ярких и запоминающихся эпизодов картины. Казалось бы, теперь перед актрисой открыты все двери, и режиссеры выстроятся к ней в очередь. Но не тут-то было – чиновники от культуры вдруг объявили внешность Полищук «несоветской», настоятельно порекомендовав не снимать ее в главных ролях. Поговаривали, что причиной такого бойкота стал «от ворот поворот», который актриса дала одному из чрезмерно любвеобильных киношных функционеров. Актрисе снова пришлось перебиваться крошечными эпизодами, которые не приносили ни творческого удовлетворения, ни нормальных денег. С эстрадой тоже пришлось расстаться – Полищук сделала большую программу по произведениям Михаила Жванецкого, которая снова пришлась не по нраву вышестоящему начальству. Актрису стали постепенно «задвигать», и она была вынуждена уйти из мюзик-холла.
Но, как говорится, не бывает худа без добра – друзья Полищук Виктор Ильченко и Роман Карцев пригласили ее в Театр миниатюр (сейчас театр «Эрмитаж»). В нем она проработала семь лет, сыграв в десяти спектаклях. Но на главные роли, увы, и здесь ей рассчитывать не приходилось – примой театра была Ольга Остроумова, супруга худрука Михаила Ливитина. Параллельно Полищук училась на актерском факультете ГИТИСа, который заочно окончила в 1985 году. В 1989 году Полищук впервые была приглашена в кино главную роль. В драме «Любовь с привилегиями» она перевоплотилась в рядовую сотрудницу ведомственного санатория Ирину, в которую влюбляется крупный государственный чиновник (Вячеслав Тихонов). Он женится на ней и перевозит в Москву. Там выясняется, что в сталинские времена ее муж подписал коллективный донос, по которому был осужден и репрессирован отец Ирины. И женщина оказывается перед сложным выбором – закрыть на это глаза ради спокойной сытой жизни в столице или уйти от супруга и снова вернуться в глухую провинцию. Эта роль раскрыла глубокий драматический талант актрисы, все это время остававшийся нереализованным. Еще одна яркая роль Полищук – «ночная бабочка» Зина Мелейко в культовом фильме Петра Тодоровского «Интердевочка» (1989). Картина стала лидером проката 1989 года и одним из самых популярных советских фильмов времен перестройки. В 1989 году худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Леонидович Райхельгауз пригасил актрису в свою труппу. Полищук была задействована в двух спектаклях: «Пришел мужчина к женщине» и «А чой ты во фраке?». Ей нелегко дались эти роли, особенно последняя. Режиссер требовал от актрисы полной отдачи, а у Полищук к тому времени обнаружились серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому в 1997 году она оставила театр ради антрепризных спектаклей, за которые хотя бы намного больше платили. В те годы это было обычным явлением, так как государственные театры практически не финансировались, и многие заслуженные артисты, чтобы выжить, были вынуждены соглашаться на любую работу.
Болезнь
На протяжении долгих лет актрису преследовали боли в спине, приносившие невыносимые страдания. Начались они после съемок в картине «Двенадцать стульев», где Полищук получила травму во время своего знаменитого танго с Андреем Мироновым. В 2000 году Любовь Григорьевна попала в автомобильную аварию, в которой серьезно повредила позвоночник. Последовало долгое лечение и реабилитация, в ходе которой Полищук вынуждена была находиться в ортопедическом корсете. Врачи запретили ей тяжелые физические нагрузки, но актриса пренебрегла их советами и продолжала работать на износ, не снижая темпа. В спектакле «А чой ты во фраке» она играла балерину и исполняла сложные танцевальные па, после которых отлеживалась на деревянной скамье, мучаясь от боли. В 2005 году, во время гастролей в Израиле Полищук диагностировали саркому позвоночника. Актриса прошла несколько курсов интенсивной терапии в Боткинской больнице и институте имени Вишневского, которые не принесли положительного результата. Затем ей была сделана операция по удалению части позвоночника в институте нейрохирургии имени Бурденко, после которой актриса уехала на реабилитацию в Израиль. Но все эти меры оказались напрасны – болезнь прогрессировала, и в 2006 году стало понятно, что она неизлечима. Знала это и сама Полищук, но, превозмогая боль, все же нашла в себе силы доиграть свои сцены в ситкоме «Моя прекрасная няня», где она играла маму героини Анастасии Заворотнюк, и не подвести съемочную группу. Последние месяцы жизни актриса находилась дома на сильных обезболивающих препаратах, угасая на глазах у матери, мужа и сына с дочерью.Личная жизнь Любови Полищук
Парадоксально, но Полищук, которая была фантастической красавицей, себя таковой никогда не считала. Наоборот, ее с детства мучили многочисленные комплексы, от которых она пыталась избавиться, самоутверждаясь за счет мужчин. А они, штабелями падая к ее ногам, не всегда были готовы подставить этой гордой, но ранимой женщине свое надежное крепкое плечо. Первый, незрелый брак с Валерием Макаровым продлился всего пять лет – молодой актер ревновал более успешную супругу к работе и поклонникам и топил свои душевные терзания в алкоголе.Рождение сына Алексея (1972), как две капли похожего на своего отца, не исправило ситуацию – Любовь ушла от Валерия и уехала в Москву, оставив годовалого малыша маме. Через пять лет она забрала мальчика к себе, но из-за плотного гастрольного графика в мюзик-холле у актрисы катастрофически не хватало времени им заниматься. Когда пришло время отдавать ребенка в школу, Полищук пристроила сына в интернат, где он учился до четырнадцати лет. Все это время у Алексея копилась обида на родителей, которым он был совершенно не нужен. Отца своего он видел всего пару раз в жизни (Валерий Макаров скончался в Омске в 45 лет), мать занималась карьерой и личной жизнью. Актриса была влюбчивой женщиной и часто заводила служебные романы. В разное время в плен ее чар попадали актеры Иван Миколайчук, Георгий Мартиросян, режиссер Михаил Ливитин и даже цыганский певец Владимир Климашенко. Но для всех них Полищук была желанной добычей, трофеем, а ей хотелось простого женского счастья и человеческого тепла. Все это она нашла в союзе с Сергеем Цигалем, художником-анималистом, внуком писательницы Мариэтты Шагинян. В честь нее Любовь назвала свою дочь, которую родила во втором браке. На этот раз съемки и гастроли не помешали воспитанию ребенка – все бытовые заботы взял на себя Сергей. Правда, ему так и не удалось заменить отца старшему сыну актрисы, с которым Цигаль, как ни старался, так и не нашел общий язык. Мариэтта пошла по стопам матери и тоже стала актрисой, у нее подрастает сын Григорий. Алексей Макаров окончил ГИТИС, но больше прославился не яркими актерскими работами, а бурными, а порой и скандальными любовными романами. Среди его многочисленных подруг были актрисы Екатерина Семенова, Анастасия Макеева и Мария Миронова и Виктория Богатырева. Последняя родила ему дочь Варю, которой Макаров дал свою фамилию. Алексею так и не удалось построить крепкую семью, хотя он периодически видится с дочерью и финансово помогает ее матери.
Смерть
Любовь Григорьевна умерла во сне 28 ноября 2006 года. Прощание с актрисой состоялось в Центральном доме актера, где был выставлен гроб с телом покойной. С утра к нему потекла настоящая народная река – проститься со своей любимицей пришли тысячи москвичей и гостей столицы. Полищук похоронили на Троекуровском кладбище, и три года на могиле не было памятника. Люди недоумевали, почему вдовец актрисы, художник Сергей Цигаль не может сделать достойный памятник для своей горячо любимой жены. Но когда в 2009 году, в день смерти актрисы, скульптура была установлена, все присутствующие просто ахнули от изумления. Сергей Цигаль, его брат Александр и архитектор Леонард Терлицкий создали истинное произведение искусства. Голова актрисы, установленная на мраморной колонне, выполнена из чешского матового хрусталя, который удивительным образом передает всю красоту и хрупкость этой удивительной женщины.Любовь Полищук: последние новости и статьи
Чем сейчас занимаются главные герои сериала «Моя прекрасная няня»
11 дек 20246 российских звезд, заплативших жизнью за стремление хорошо выглядеть
8 ноя 2024Киношедевры наизнанку: 11 худших российских фильмов 90-х
10 июл 2024Связь поколений: 7 звезд, которых воспитывала бабушка
29 ноя 2021Лучшие фильмы
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49