Биография Корнея Чуковского
Корней Чуковский — советский литератор, талантливый филолог, переводчик, критик. Но все же в историю вошел как автор детских стихов, которые и в век компьютерных технологий пользуются у ребятни популярностью.
Детство
Будущий литератор появился на свет в Петербурге в последний мартовский день 1882 года под именем Николай Корнейчуков. Фамилия перешла ему от матери — крестьянки Екатерины.У врача Соломона Левенсона, на службе у которого состояла Екатерина, был сын — Эммануилу, с которым у женщины начался роман. В завязавшейся любовной связи появилось двое детей: Николай и его старшая сестра Мария.
Официальный брак между православной и евреем в те времена был невозможен. Кто-то из них должен был сменить вероисповедание, но в случае с домработницей и хозяйским сыном до этого не дошло, да и Левенсон-старший выступал против неравного брака. В итоге после семи лет отношений служанки с его наследником он выгнал Корнейчукову за порог вместе с собственными внуками.
Ей ничего не оставалось, кроме как отправиться к родственникам в Одессу. В этом городе, куда Коля попал трехлетним, и прошло его детство. В те годы у него как у незаконнорожденного не было даже отчества. Бремя безотцовщины давило на мальчика. Он стыдился своего происхождения и часто чувствовал себя униженным, особенно когда вошёл в возраст, когда молодых людей начинали звать по имени и отчеству.
Имя Корней Иванович Чуковский появилось у Николая позже. Сначала он использовал его как литературный псевдоним, а после революции он официально получил документы с новым именем.
В Одессе мать Николая бралась за любую работу — шила, стирала белье, работала горничной. Сына она устроила в детский сад. О времени, проведенном в этом месте, у Чуковского остались самые теплые воспоминания. В детском саду он обрел и своего лучшего друга — Владимира Жаботинского, которому также было суждено стать литератором, а также и создателем Еврейского легиона.
Корнейчуков поступил в школу, но в пятом классе его выгнали как «кухаркиного сына». По новому распоряжению получать школьное образование могли только дети, рожденные в законном браке. Мальчик начал работать, внося копеечку в семейный бюджет: клеил афиши, чистил крыши, продавал газеты. Учиться он не бросил: много читал, особенно выделял Дюма и Эдгара По, с помощью самоучителя выучил английский.
Начало творческой деятельности
В 1901 году Чуковский начал публиковать свои материалы в газете «Одесские новости». Дебютную статью начинающего журналиста в редакцию отнес его друг Владимир Жаботинский.Гонорар Чуковского составил семь рублей. Эти деньги девятнадцатилетний автор потратил на новую одежду, понимая, что статус «пишущего человека» обязывает иметь соответствующий внешний вид.
Спустя два года Николай, на тот момент уже женатый человек, в качестве корреспондента «Одесских новостей» поехал с супругой в Лондон. Издатель назначил ему большой по тем временам ежемесячный оклад — в сто рублей. Зарубежные публикации Чуковского появлялись на страницах и других изданий.
Зарплату журналисту платили нерегулярно, а потом она и вовсе перестала поступать. Чуковский отправил на родину свою к тому времени уже беременную супругу, а сам задержался в Англии еще на некоторое время. Он зарабатывал на жизнь, переписывая музейные каталоги. Тогда же ему довелось в оригинале прочитать многие известные произведения британских классиков, например, Чарльза Диккенса. В Одессу Корней Чуковский вернулся в 1904 году.
В Петербурге 1905 года
Из причерноморского города он вскоре перебрался в родной Санкт-Петербург. Некоторое время писал материалы о новинках литературы и премьерах для одного из театральных изданий, а позднее стал выпускать сатирический журнал под названием «Сигнал», в котором публиковались Александр Куприн, Надежда Тэффи, Фёдор Сологуб.Изложенные на страницах четвертого номера издания политические суждения Чуковского с выражением неуважения к монарху довели его до ареста. Через несколько дней ему удалось выйти на свободу благодаря помощи опытного адвоката, Оскара Грузенберга. Позднее Чуковский пытался возродить журнал под новым именем «Сигналы», но и он был закрыт после четырёх выпусков.
«Чукоккала»
После годового пребывания в Петербурге Чуковский переехал в финский поселок Куоккала (сегодня это курортный район Петербурга — Репино), где прожил десять лет. В этом местечке он познакомился с художником Ильей Репиным. Он-то и соединил в одном слове фамилию литератора и название поселка. Получилось «Чукоккала».Так был назван рукописный альманах, который Чуковский составлял с 1914 года и вплоть до конца своих дней. Началось все с тетради, в которой расписывались приезжавшие к нему в гости друзья и знакомые. Они же делали в альманахе рисунки, писали эпиграммы и экспромты. В «Чукоккале» оставили свои автографы Иван Бунин, Максим Горький, Анна Ахматова, Осип Мандельштам…
За годы из обычной тетради «Чукоккала» превратилась в увесистый том более чем в шесть сотен страниц «с четырьмя филиалами». Рукописный альманах планировалось издать в шестидесятые годы, еще при жизни Чуковского, но он так и не вышел, поскольку даже к тому времени не все имена с его страниц могли быть упомянуты в печати по идеологическим соображениям. «Чукоккала» была опубликована лишь в 1979 году.
Чуковский и Некрасов
В своей литературной работе Корней Чуковский анализировал творчество многих известных современников и классиков, например, писал книги о Блоке, Ахматовой и Маяковском. В год Октябрьской революции взялся за изучение творчества своего любимого поэта Некрасова.Корней Иванович изучил огромное количество рукописей, оставив научные комментарии к этим текстам. В итоге материала набралось на целую монографию. Автор назвал ее просто — «Мастерство Некрасова».
Книга неоднократно переиздавалась, впервые выйдя в свет в 1952 году. Спустя десять лет Корней Чуковский получил за эту работу Ленинскую премию.
Благодаря именно усилиям Чуковского после революции было опубликовано немало стихов Николая Алексеевича, которые прежде не выходили в печать по тем или иным соображениям.
Чуковский для детей и о детях
Несмотря на то, что многие воспринимают Чуковского именно как поэта, писавшего для детей, этим направлением в своем творчестве он занялся только в 1916 году, когда за плечами у него был большой опыт в критике. Дебютной в этом жанре стала сказка «Крокодил».В дальнейшем он познакомил маленьких читателей со своим доктором Айболитом, Мухой-цокотухой, Федорой и другими персонажами его удивительных стихов.
Впрочем, детские произведения автора не обошлись без нападок. Надежда Крупская как идеолог советского образования «прошлась» по его «Крокодилу», применив к нему такие эпитеты как «муть» и «неуважение к ребенку»:
В среде партийных цензоров начал даже ходить термин «чуковщина». Хотя в то же время это не мешало устанавливать скульптурные композиции персонажей из книг поэта. Как, например, фонтан «Бармалей» в Сталинграде.Что вся эта чепуха обозначает? Какой политической смысл она имеет? Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня — неуважение к ребенку.
В защиту Чуковского выступали многие выдающиеся литераторы: Алексей Толстой, Ольга Форш, Михаил Зощенко, Евгений Замятин, Михаил Слонимский, Борис Жидков... Но тщетно.
7 марта 1929 года родители Кремлевского детского сада приняли резолюцию «Мы призываем к борьбе с "Чуковщиной"». Под давлением критики Чуковский отрекся от своих сказок на страницах «Литературной газеты» (о чём впоследствии жалел).
Тот год в принципе положил начало черному периоду его жизни. Сначала заболела его дочь Мура (её не стало через два года), под террором 1937 года не устояла редакция детской литературы Самуила Маршака, в которой работала его другая дочь – Лидия. Сама она избежала ареста, но арестован и расстрелян был зять Чуковского.
В тридцатые годы Корней Чуковский занимался изучением детской речи. Литератор изложил свои наблюдения в книге «От двух до пяти».
В 1939 году Чуковский написал сценарий анимационного фильма «Лимпопо», а еще двумя годами позже — «Бармалея» и «Мухи-цокотухи». В мультфильме 1944 года «Телефон» он читал закадровый текст.
Во время войны Чуковский находился в эвакуации в Ташкенте. Чтобы вложить свою лепту в борьбу с нацистами, поэт взялся за написание новой стихотворной сказки. Называлась она «Одолеем Бармалея!». Персонажами ее стали знакомые детям Айболит и Бармалей, а также доблестный герой Ваня Васильчиков.
Сказку напечатали в «Пионерской правде» во время битвы за Сталинград. А в 1943 году она вышла отдельным изданием, впрочем, тогда же из антологии советской поэзии ее лично вычеркнул Сталин.
Еще через год критики начали называть новое детское произведение автора «чепухой», а также «вредной и пошлой стряпней». В итоге сказка не была включена в готовящийся к выходу сборник Корнея Ивановича «Чудо-дерево». Правда, отдельные главы из нее все-таки были опубликованы в других сборниках Чуковского для детей.
На закате
Последние годы в жизни и творчестве писателя были благополучны. Жил он на даче в Переделкине. В конце пятидесятых годов в распоряжение местных властей писатель отдал библиотеку со всем книжным фондом, построенную на его средства.Он встречался на своей даче с ребятишками, жившими в округе, беседовал с ними и читал им стихи. На этих посиделках также бывали известные люди — литераторы, летчики и артисты.
Не удалось Корнею Ивановичу реализовать свой замысел по изданию пересказа Библии, над которым он работал в соавторстве с другими писателями, выступив как редактор. Учитывая советские реалии, в этом переложении библейского текста бога стали именовать Волшебником Яхве. Книжка «Вавилонская башня и другие древние легенды» вышла в свет в 1968 году. Но в итоге все экземпляры «Легенд» уничтожили по распоряжению властей.
Личная жизнь Корнея Чуковского
Семейная жизнь писателя началась в 1903 году: он женился на Марии Гольдфельд, дочери бухгалтера и домохозяйки.Первенец Чуковского — Николай — родился в 1904, повзрослев, стал писателем и переводчиком. Его дочь Лидия (1907) также связала свою жизнь с литературным творчеством.
Третий ребенок Корнея Ивановича — Борис (1910) — получил профессию инженера, участвовал в Великой Отечественной войне, пропал без вести в первый её год.
Самой младшей в семье была дочь Мария (1920) или, по домашнему, Мура, которую Чуковский сделал героиней своих стихов и рассказов. В 1929 году девочка заболела туберкулёзом и через два года умерла.
Чуковский очень тяжело перенес потерю малышки и считал смерть любимой Мурочки расплатой за отречение от своих детских стихов.
Любопытно, что, по воспоминаниям Лидии Чуковской, однажды Корней Иванович встречался со своим отцом. К тому времени Левенсон уже давно был женат вторым браком.
Однажды Эммануил Соломонович приехал в дом к некогда забытому отпрыску с подарками для его детей. Он должен был остаться в гостях. Но после разговора с ним, во время которого, вероятнее всего, речь шла о матери писателя, Корней Иванович выставил его с чемоданом за ворота. Больше о своем отце он никогда среди родных не упоминал…
Смерть Корнея Чуковского
Писатель умер 28 октября 1969 года в больнице. Ему было 87 лет. Причиной смерти Чуковского стал вирусный гепатит. Похоронили Корнея Ивановича на Переделкинском кладбище.Литературовед Юлиан Оксман так описывал похороны Чуковского:
… Тело Корнея Ивановича выносят из зала. При жизни он был на голову выше большинства своих собеседников. Теперь его тело кажется огромным. Автобусы и легковые машины направляются в Переделкино. Траурный митинг на косогоре Переделкинского кладбища... Сбегаются местные жители Переделкина в ватниках и сапогах. Странная толпа: не поймешь, кого больше, — обывателей, интеллигентов или чинов милиции... Избитые истины о том, что Чуковского знают и любят дети и взрослые. Потом такая же избитая, прочитанная по бумажке речь председателя райисполкома, в ведение которого входит поселок Переделкино. Мятые слова, ни одной живой интонации, ни одного искреннего личного воспоминания. «Родина не забудет… встречи с ним всегда радовали…». В двух шагах от трибуны — сосны, под которыми лежит гений российской словесности Борис Пастернак. Хороним великолепного знатока русского языка Корнея Чуковского. В толпе десятки русских писателей, мастеров слова. А чиновники на трибуне бубнят своим скудным и нищим языком многотиражки.