Илья Репин

Имя:
Илья Репин (Ilya Repin)
Отчество:
Ефимович
День рождения:
Место рождения:
Чугуев, Харьковская губерния
Дата смерти:
29 сентября (86 лет)
Причина смерти:
узнать
Где похоронен:
узнать
Знак Зодиака:
(характеристика)
Восточный гороскоп:
Ссылки:

Биография Ильи Репина

Илья Репин – знаменитый русский живописец реалистической школы, писатель, педагог. Состоял в Товариществе передвижных художественных выставок. В числе самых известных полотен художника: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван», «Бурлаки на Волге».

Его современники отмечали непостоянство взглядов мастера, иногда не понимая, где он – настоящий? Сам Репин, признавая изменчивость собственных убеждений, писал, что «в 50 лет человек не тот, что в 20, и пилить его за это (да ещё справедливо ли?) – просто варварство».
Художник Илья Репин
Художник Илья Репин

Детство, юность, семья

Илья родился летом 1844 года в семье Ефима Репина и Татьяны Бочаровой в городе Чугуеве Харьковской губернии.

Всего в семье, включая Илью, родилось шесть детей. Трое сыновей умерли: Василий в пять лет, Михаил в младенчестве, Иван в семь лет.

Сестра Устинья была на два года старше Ильи. Они были очень близкие в детстве, но и она прожила всего пятнадцать лет. Из всех детей «долгожителями» оказались только Илья и его младший брат Василий.

Рассказывая о своем происхождении и родных, Репин сообщал в мемуарах:
Некоторые пишущие о художниках называли меня казаком — много чести. Я родился военным поселянином украинского военного поселения. Это звание очень презренное: ниже поселян считались разве еще крепостные… В украинском военном поселении, в городе Чугуеве, в пригородной слободе Осиновке, на улице Калмыцкой, наш дом считался богатым.
Семья держала постоялый двор, которым управляла бабушка. Отец, «билетный солдат», отправленный в бессрочный отпуск, вместе с братом торговал лошадьми.
...Кругом большого светлого двора громоздились сараи, заставленные лошадьми и телегами заезжего люда. Повсюду стояла грязь, коричневые лужи и кучи навоза. Днем широкие ворота на Калмыцкую улицу оставались открытыми, и через них поминутно въезжали и выезжали чужие, проезжие люди...
Репин о доме, в котором прошло его детство
О своем отце, Ефиме Васильевиче, Репин рассказывал не так много, как о матери, Татьяне Степановне. Женщина грамотная и активная, она твердой рукой не только вела дом, но и занималась образованием детей. Чистописанию, арифметике и закону божию она обучала не только собственных, но и крестьянских ребятишек, организовав небольшую школу. Даже взрослые люди приходили к маменьке Репина обучаться грамоте, а она никому не отказывала.

Позже Илью отдали в топографическую школу, а Устя ходила в частный пансион Лиманских. Когда в семье стало туго с деньгами, Татьяна Степановна наловчилась шить заячьи тулупы на продажу. Илья относился к матери с большой любовью и уважением.

Тяжелым ударом для подростка стала внезапная смерть сестры. Даже в преклонном возрасте горечь утраты не оставляла его, и художник писал другу в письме: «Самым ужасным горем была смерть моей сестры, с которой мы дружно учились, много читали и стремились к "Прогрессу" (тогда это было новое слово)».

Оставшись без верной подруги, мальчик усиленно стал заниматься самообразованием – брал в полковой библиотеке книги, перечитал многих классиков, в том числе Василия Жуковского, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова. Также стал выписывать «Северное сияние», литературный журнал для детей.

Чудом он назвал краски, которые принес в их дом двоюродный брат Трофим Чаплыгин:
Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Он взял чистую тарелку, вывернул кисточку из бумажки, поставил стакан с водою на стол, и мы взяли Устину азбуку, чтобы ее некрашеные картинки он мог раскрашивать красками. Первая картинка — арбуз — вдруг на наших глазах превратилась в живую; то, что было обозначено на ней едва черной чертой, Трофим крыл зелеными полосками, и арбуз зарябил нам в глаза живым цветом; мы рты разинули. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской так живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки — чудо! чудо!

Первые шаги в творчестве

Когда Трофим оставил брату краски, счастью Ильи не было предела. Он без устали что-то рисовал, любовался эффектом и так волновался, что даже кровь носом шла. Но с того момента Репин твердо решил, что научится рисованию – этому чуду, которое открыл для него двоюродный брат.

Он стал подрабатывать, расписывая яйца к Пасхе, затем стал подмастерьем у Ивана Бунакова, иконописца. К шестнадцати годам Репин был известен на всю округу – его приглашали подрядчики, которые возили иконописные артели по разным городам России. Илье предложили 25 рублей помесячной оплаты, и он с другими умельцами отправился кочевать из города в город.

Однажды в Воронежской губернии Илья услышал историю о том, как из небольшого городка Острогожска уехал в Петербург учиться на художника Иван Крамской и прославился, нарисовав картину «Моисей источает воду из скалы». Загоревшись идеей стать не менее знаменитым, Репин отправился в Императорскую Академию художеств. Но оказалось, что там его никто не ждёт, рисунки Ильи раскритиковали. Он не сдался.

Экономя накопленные деньги, начинающий художник решил пройти курс подготовки в вечерней школе, а позже снова пришел на экзамены в Академию. Вторая попытка увенчалась успехом.

Он учился дольше, чем многие другие студенты, но за это время успел обзавестись и друзьями, и полезными знакомствами. Теснее, чем с остальными, он общался с художниками Иваном Крамским и Василием Поленовым, а также с критиком Василием Стасовым.

Творчество Ильи Репина

Первое время начинающий художник жил бедно, продавая свои картины, чтобы было на что купить еду и одежду. Один его жанровый рисунок с изображением студента, наблюдающего в окно за девушкой, купили за довольно крупную сумму – Илья был на седьмом небе от счастья.

Вскоре он получил Малую и Большую серебряные медали Академии, а затем за картину «Иов и его друзья», законченную в 1869, удостоился третьей академической награды – Малой золотой медали.

После поездки по Волге Репин создал первые этюды к полотну «Бурлаки на Волге», которое представил на суд зрителей в 1871 году. За нее художник получил первую премию ОПХ [Императорского общества поощрения художников], а вскоре был удостоен Большой золотой медали за картину «Воскрешение дочери Иаира». Картина произвела фурор.

Окончив Академию, Илья отправился в пенсионную поездку за границу, посетил Вену, Рим, Неаполь, жил в Париже и Нормандии. Написал сказочного «Садко», «Парижское кафе». В 1876 году Репин вернулся в Петербург, где получил звание академика Императорской Академии художеств, а позже вступил в члены Товарищества передвижников.

Самым плодотворным в творческом плане для Ильи Ефимовича стали восьмидесятые годы XIX века. Он написал картину «Царевна Софья», начал работать над картиной «Запорожцы», ездил по Украине. Примечателен портрет Модеста Мусоргского. Увидели свет разноплановые полотна – исторической, социальной направленности, отражение всего разнообразия тогдашней жизни.

Большой резонанс вызвала картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», к которой художник еще не раз возвращался. Так, в 1909 он написал своему другу:
…Я варьировал тему Грозного своего. Сцена происходит в приемной (парадный тронный зал). Она расширена значительно. Стиль — смесь персидского с ренессансом. В высокие деревянные хоромы проникают солнечные лучи с верхних окон. "Передняя" обставлена дорогими сюрпризами (награбленными большей частью у слабых соседей), чтобы послам "в нос бросалось". Развращенный до безумия деспот находится уже в следующем периоде своей казни. Он ревет белугой. Отвратительный, жалкий, несчастный палач наказан наконец. Он сознал, что убил свою династию, убил свое царство… Есть бог, есть историческое возмездие… Вот как я размечтался.
Примечательна дружба художника со Львом Толстым, у которого он не раз гостил в Ясной Поляне. Репин написал его портрет в интерьере, картину «Лев Толстой на пашне» и другие полотна с изображением писателя.

Кисти живописца принадлежат и такие работы как «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которую приобрел император Александр III за 35 тысяч рублей.

В девяностых годах XIX века Репин написал на заказ огромную – 4 на 8,7 метров – картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Был преподавателем в Академии художеств, побывал в Риме на Всемирной художественной выставке, где экспонировалась серия его графических портретов и картина «17 октября 1905 года».

С 1899 года и до конца своей жизни Илья Репин жил в своем имении Пенаты в финском пригороде Петербурга Куоккале (сейчас это посёлок Репино).

В последние годы жизни написал картины «Крестный ход в дубовом лесу», «Гайдамаки», цикл картин на евангельские сюжеты. Особенно проникновенной стала его работа под названием «Голгофа».

В 1926 году делегация художников от имени советского правительства приехала в Пенаты, приглашая Репина вернуться в Россию (после революции 1917 года провозглашения независимости Финляндии Куоккала стала заграничным населённым пунктом). Художник не согласился, хотя постоянно поддерживал связь с друзьями и учениками, оставшихся в СССР.

Личная жизнь Ильи Репина

В 28 лет художник обвенчался с Верой Шевцовой, с которой был знаком давно и часто бывал в доме её отца-архитектора. Будучи подростком, Вера Алексеевна не раз позировала Репину, а после свадьбы стала его постоянной моделью, во всем поддерживая мужа.

Однажды в гостях у семьи побывали Вера Зилоти и ее сестра Саша, дочери основателя Третьяковской галереи. После этого визита Зилоти написала:
Вера Алексеевна, сидя случайно со мной одной в столовой за столом, говорила мне, как она, после целого утомительного дня, уложив свою ватагу ребят, измученная, садится за этот стол помолчать и прийти в себя в тишине. «И вот придет Илья, начнёт рассказывать о своей работе в тот день над своими картинами — и усталость моя мгновенно исчезает. Ложусь спать счастливая, полная энергии на будущий день. Тогда я забываю и свое надоевшее мне лицо, которое утром, когда я причесывалась, приводило меня, в зеркале, прямо в отчаяние своей некрасивостью». А как она была мила! Она осталась для меня идеалом душевной женственности, идеалом подруги художника!
Детей в семье Репина родилось четверо: три дочери (Вера, Надежда и Татьяна) и сын Юрий. Роды сына Илья Ефимович принял сам, поскольку акушерка опоздала.

Поначалу в семье царили любовь и взаимопонимание, художник много времени уделял жене и детям. Со временем отношения между супругами становились все холоднее. Вера Алексеевна, сосредоточенная на воспитании детей, ревновала мужа к поклонницам, ученицам, толпами осаждавшими его.

В 1887 году Репины развелись, при этом старшие девочки остались жить с отцом, а Таня и Юра – с матерью.

В 1888 году живописец страстно влюбился в свою ученицу Елизавету Званцеву. Он забрасывал её любовными письмами, забыл даже о работе, признаваясь, что всякую секунду думает лишь о ней.

Для девушки отношения эти были мучительными, она даже перешла к другому педагогу, чтобы не видеться с Репиным. Но встречи все равно продолжались до тех пор, пока Званцева, бросив Академию, не уехала из Петербурга. Портрет возлюбленной, написанный им в 1889 году, Илья Ефимович забрал с собой в Пенаты, и он висел на стене столовой до конца дней художника.

В 1899 году Репин женился во второй раз – на дочери морского офицера, писательнице Наталье Нордман. Он купил на её имя усадьбу в финском пригороде Петербурга под названием Куоккале. Усадьбу назвали Пенатами.

В ней новая хозяйка завела свои порядки: ввела вегетарианское питание, перевела всех домочадцев и гостей на самообслуживание. Репин тоже пристрастился к вегетарианству и писал Витольду Бялыницкому-Бируле, что он де дошел до идеала:
…еще никогда не чувствовал себя таким бодрым, молодым и работоспособным. Да, травы в моем организме производят чудеса оздоровления. Вот дезинфекторы и реставраторы!!! Я всякую минуту благодарю бога и готов петь аллилуйя зелени (всякой). А яйца? Это уж для меня вредно, угнетали меня, старили и повергали в отчаяние от бессилья. А мясо — даже мясной бульон — мне отрава; я несколько дней страдаю, когда ем в городе в каком-нибудь ресторане. Мы у знакомых теперь из-за этого совсем не бываем. Сейчас же начинается процесс умирания: угнетение в почках, "нет сил заснуть", как жаловался покойный Писемский, умирая… И с невероятной быстротой восстановляют меня мои травяные бульоны, маслины, орехи и салаты.
К несчастью, вегетарианство не уберегло вторую жену Репина от туберкулеза. Наталья Борисовна скончалась в одной из зарубежных клиник в 1914 году. После её смерти дети Репина – Юрий, Вера и Надя – жили с ним.

Судьба их была не слишком счастливой. Юрий стал художником, но всегда находился в тени отца. Надя страдала нервным расстройством, а Вера безуспешно пыталась стать известной актрисой, но в конце концов стала вести хозяйство в отцовской усадьбе.

Самым памятным для семьи событием перед смертью Репина стало празднование его 85-летнего юбилея. В Пенатах собрались многочисленные друзья и коллеги, поклонники таланта Ильи Ефимовича. Перед художником и гостями выступал настоящий казачий хор. Живописец был растроган до слез и позже написал, что ради одного этого праздника «надо благоговейно жить на свете и боготворить человечество».

Смерть и память

Знаменитый на весь мир живописец скончался в возрасте 86 лет у себя дома в Пенатах. Он так и не вернулся в Россию и после 85-летнего юбилея тихо угасал в своей любимой усадьбе. Перед смертью он написал прощальное письмо друзьям и завещал похоронить его в арке усадьбы Пенаты. Ильи Репина не стало в конце сентября 1930 года.

Именем художника были названы улицы и художественные школы в различных городах страны. Памятники Илье Ефимовичу установлены в Москве и Здравнево, где также имеется музей-усадьба, носящий имя живописца.

Дом-музей был открыт и в Пенатах, сначала в 1940 году, а после его разрушения во время войны, восстановленная версия появилась там в 1962 году.

Картины Репина и сегодня украшают многочисленные музеи не только в России, но и за рубежом. О живописце было снято несколько документальных фильмов.

Интересные факты

  • Вспоминал Репин о своем первом заочном знакомстве с Карлом Брюлловым и Иваном Айвазовским. Однажды прошел слух, что через Чугуев будет проезжать «известный художник морских видов» и все желающие живописцы смогут увидеть его на почтовой станции. Местное начальство решило понести на показ копию с картины Айвазовского, где был изображен восход солнца за горой Аю-Даг:
    Эта копия была так дивно исполнена, что Айвазовский долго с восхищением рассматривал ее. Персанову, в знак памяти, Айвазовский подарил кисть и на прощание дружески пожал руки чугуевским художникам. Этого во всю жизнь не могли забыть осчастливленные живописцы: они знали, что Айвазовский имел звание профессора и был в генеральском чине. У Персанова на особо почетном месте, в серебряном поставце под стеклянным колпаком, хранилась кисть великого русского мастера; и я видел эту кисть, когда Персанов уже был в Петербурге, куда его свез А. Беклемишев, отец нашего скульптора. Сколько сказок кружило у нас между живописцами о великих художниках! Центром всех чудес в искусстве был «Брулов» (так звали Брюллова). Про него говорили, что он писал так «раптурно», что живопись его была в то же время выпукла, как скульптура. И все анекдоты и легенды, с незапамятных времен создавшиеся про живописцев, связывали с «Бруловым».
  • В своей книге «Дни моей жизни» Корней Чуковский вспоминал о своей поездке к Илье Репину в «Пенаты». Художник демонстрировал ему свои картины, одна из которых поразила писателя:
    …он вытащил несуразную голую женщину, с освещенным животом и закрытым сверху туловищем. У нее странная рука — и у руки собачка. — Ах, да ведь это шаляпинская собачка! — воскликнул я. — Да, да… это был портрет Шаляпина… Не удавался… Я вертел и так и сяк… И вот сделал женщину. Надо проверить по натуре. Пуп велик. — Ай, ай! Илья Ефимович! Вы замазали дивный автопортрет, который вы сбоку делали на этом же холсте!! — Да, да, долой его — и как вы его увидали! Шаляпин, переделанный в женщину, огромный холст — поверхность которого испещрена прежними густыми мазками. Про женщину я не сказал ничего, и И.Е. показал мне третью картину — «Освящение ножей», с масками вместо лиц, но — с интересной светотенью. В каждом мазке чувствуется, что Репин умер и не воскреснет, хотя портрет Ре-Ми (даже два портрета) похож и портрет Керенского смел, Керенский тускло глядит с тускло написанного, зализанного коричневого портрета, но на волосах у него безвкуснейший и претенциознейший зайчик. — Так и нужно! — объясняет Репин. — Тут не монументальный портрет, а случайный — случайного человека… Правда, гениального человека — у меня есть фантазия, — и обывательски стал комментировать дело Корнилова. Перед Керенским он преклоняется, а Корнилов — «нет, недалекий, солдафон».

Важные события в жизни

  • 1854 год: поступил в школу военных топографов в Чугуеве.
  • 1857 год: стал учеником иконописца Ивана Бунакова.
  • 1858 год: начал ездить с артелью иконописцев по городам России.
  • 1863 год: переехал в Петербург, занимался в рисовальной школе Общества поощрения художников (ОПХ).
  • 1864 год: поступил в Императорскую Академию художеств вольнослушателем, затем учеником. Знакомится с Крамским, Поленовым, Савицким.
  • 1865 год: получил Большую серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян».
  • 1869 год: удостоился третьей академической награды – Малой золотой медали за картину «Иов и его друзья».
  • 1870 год: совершил поездку по Волге. Написал первые этюды к «Бурлакам…».
  • 1871 год: получил первую премию ОПХ за картину «Бурлаки на Волге». Удостоен Большой золотой медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».
  • 1872 год: женился на дочери академика архитектуры Вере Шевцовой. Родилась дочь Вера.
  • 1873 год: отправился в пенсионерскую командировку за границу. Посетил Вену, Рим, Неаполь, жил в Париже и Нормандии. Написал картины «Садко», «Парижское кафе».
  • 1874 год: родилась дочь Надежда.
  • 1876 год: вернулся в Петербург. Написал картину «Мужик с дурным глазом». Получил звание академика.
  • 1877 год: родился сын Юрий. Переехал с семьей в Москву.
  • 1878 год: принят в члены ТПХВ.
  • 1879 год: начал работать над картиной «Крестный ход в Курской губернии».
  • 1880 год: родилась дочь Татьяна. Написал картину «Царевна Софья». Начал работать над картиной «Запорожцы», ездил по Украине. Познакомился со Львом Толстым.
  • 1881 год: написал портрет Модеста Мусоргского, Николая Пирогова.
  • 1882 год: переехал с семьей в Петербург.
  • 1883 год: путешествовал по Германии, Голландии, Франции, Италии.
  • 1884 год: написал портрет Всеволода Гаршина.
  • 1885 год: написал картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
  • 1886 год: ездил в Крым с Архипом Куинджи.
  • 1887 год: развелся с Верой Шевцовой. Гостил в Ясной Поляне у Льва Толстого. Написал его портрет и картину «Лев Толстой на пашне».
  • 1888 год: написал картину «Не ждали».
  • 1890 год: совершил поездку по Волге, был в Крыму и на Украине.
  • 1891 год: состоялась персональная выставка в Петербурге. Участвовал в работе комиссии по выработке устава Академии художеств.
  • 1892 год: состоялась персональная выставка в Москве. Руководил живописной мастерской Академии художеств. Приобрел имение Здравнево в Витебской губернии.
  • 1893 год: совершил путешествие по Европе.
  • 1896 год: совершил путешествие на пароходе в Палестину.
  • 1899 год: участвовал в первой выставке журнала «Мир искусства». Купил усадьбу «Пенаты» в Куоккале на территории Финляндии. Женился на писательнице Наталии Нордман.
  • 1903 год: написал картину «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Переехал в «Пенаты».
  • 1904 год: в «Пенатах» побывали Максим Горький, Леонид Андреев, Борис Асафьев. Избран почетным членом Московского литературно-художественного общества.
  • 1905 год: подал прошение в Академию художеств об отставке. Уехал в Италию.
  • 1906 год: вернулся к преподаванию в Академии.
  • 1907 год: избран членом-корреспондентом Сербской Академии наук.
  • 1910 год: опубликовал критические статьи «Салон Издебского» и «В аду Пифона», высмеивавшие новое искусство.
  • 1911 год: побывал в Риме на Всемирной художественной выставке, где экспонировалась серия его графических портретов и картина «17 октября 1905 года».
  • 1912 год: ездил в Хельсинки с Корнеем Чуковским и Исааком Бродским.
  • 1913 год: работал в Москве вместе с Игорем Грабарем над восстановлением картины «Иван Грозный» после покушения на нее старообрядца Абрама Балашова.
  • 1914 год: избран почетным членом Финляндского художественного общества. Умерла Наталия Нордман.
  • 1917 год: приветствовал провозглашение России республикой.
  • 1918 год: после закрытия границы между Россией и Финляндией остался в «Пенатах».
  • 1919 год: работал над картинами «Крестный ход в дубовом лесу», «Гайдамаки».
  • 1922 год: совершил поездку в Хельсинки, избран почетным членом художественного общества связи. Начал писать цикл картин на евангельские сюжеты.
  • 1924 год: состоялась выставка работ в Праге, персональная выставка в Москве к 80-летию художника.
  • 1925 год: состоялась персональная выставка в Ленинграде.
  • 1926 год: делегация художников приехала в «Пенаты» приглашая Репина вернуться в Россию. Начал работать над картиной «Гопак» в память о Модесте Мусоргском.
  • 1929 год: картины художника участвовали в выставках в Финляндии, США, Швеции, Франции, Чехии.
  • 29 сентября 1930 года – дата смерти.