Биография Ивана Айвазовского
Иван Айвазовский – русский художник армянского происхождения. Критики оценивают его творчество неоднозначно: одни упрекают его в повторяемости, другие восхваляют, но культурное наследие мариниста так огромно, что его не обойти безразличным молчанием. Картины живописца представлены во многих музеях не только на родине, но и за рубежом, а самое знаменитое полотно «Девятый вал» и сегодня поражает воображение профессионалов и ценителей изобразительного искусства.
Детство, юность, семья
Ованнес (Иван) родился летом 1817 года в семье купца третьей гильдии Геворка и Рипсиме Айвазян (Айвазовских) в Феодосии. Всего в семье, включая Ивана, родилось пятеро детей. У мальчика было двое братьев – Григор и Саргис (в монашестве принял имя Габриэл) и две сестры – Елена и Екатерина.В архивах художника сохранилась запись его рассказа о своем происхождении:
Некоторое время после переселения Константин Григорович еще писал свою фамилию как Гайвазовский, на польский манер, но позже остановился на той, которую благодаря его младшему сыну теперь знает весь мир.Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста… Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями.
Таланты Ивана обнаружились в очень раннем возрасте. Пятилетним малышом он был поражен видом, открывшимся ему ранним утром:
Заметив способности сына, родители купили ему карандаши и бумагу, а следом отвели к феодосийскому архитектору Якову Коху, который дал мальчику первые уроки. Очарованный юным талантом учитель дарил ему краски, учил пользоваться кистью.Мне было пять лет. Однажды я проснулся до восхода солнца и вышел за ворота. Море было такое серо-голубое, на горизонте виднелась оранжевая полоска там, где должно было встать солнце. Вглядываясь вдаль, я заметил корабль, который показался мне большой гордой птицей. Я ощутил желание в ту же секунду зарисовать это. Из-за отсутствия бумаги под рукой я начал делать наброски прямо на стенах дома…
Иван был одарен не только художественно, но и музыкально одарён. Самостоятельно научившись играть на скрипке, он подрабатывал в местной кофейне, развлекая посетителей музыкальными пассажами.
Окончив местное уездное училище, Айвазовский отправился в симферопольскую гимназию, где был учеником Иоганна-Людвига Гросса. В 1833 благодаря учителю Иван уехал учиться за казенный счет в Имперскую Академию художеств Санкт-Петербурга.
Спустя два года написал пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем», за что был награжден серебряной медалью. Позже учился у мариниста Филиппа Таннера, который запрещал ученику писать самостоятельные работы.
Но Айвазовский продолжал создавать пейзажи и в 1836 году представил пять своих полотен на выставке Академии художеств. Таннер не потерпел своеволия ученика и нажаловался на него императору. По распоряжению Николая I все картины, уже получившие хорошие отзывы, были сняты с показа.
Айвазовского перевели в класс батальной живописи, где он начал писать на морскую военную тематику. Картина «Штиль» была удостоена Большой золотой медали, а самого Ивана выпустили из Академии художеств на два года раньше положенного срока и дали предписание отправиться в Крым для самостоятельного творчества. После этого ему оформили командировку за границу сроком на шесть лет.
Творчество Ивана Айвазовского
Начиная писать картины вне всяких правил на стенах домов, Айвазовский не предполагал, какой простор откроется для него в будущем. В течение двух лет он жил и работал в Крыму, был участником военных стычек в Черкесии.Пораженный высадкой десанта, художник создал полотно «Десант отряда в долине Субаши». Покупатель на него нашелся именитый – сам император решил приобрести эту картину. И уже тогда Николай I решил, что именно этот юноша станет изображать подвиги российского флота.
Позже русский император не раз покупал у художника картины, о чем тот писал:
Примерно в это же время Айвазовский познакомился с Карлом Брюлловым и Михаилом Глинкой, задумал создать серию полотен о пребывании поэта Александра Пушкина на черноморском побережье, но замысел был реализован не полностью.Помню, как государь, осматривая одну из оконченных мною картин, изволил заметить, что изображенные на ней волны и всплески от ядер, падающих в воду, не совсем согласны с действительностью, а потому его Величество желал бы, чтобы я сделал некоторые исправления. Я позволил себе отозваться, что предпочитаю, вместо исправлений, написать новую картину. Князь Петр Михайлович Волконский, строгий блюститель экономии по министерству двора, поспешил предупредить меня, что вторую картину я обязан написать без всякого за нее вознаграждения. Даже без этого предварения я, конечно, и сам не упомянул бы о вторичной плате, но покойный император Николай Павлович, со свойственной ему истинно царской щедростью, приказал выдать мне и за вторую картину точно такое же вознаграждение, как и за первую.
Летом 1840 года Иван отправился в свою первую зарубежную командировку по Италии, где встретил многих известных соотечественников, в том числе Николая Гоголя.
В то время о нем уже вовсю писали газеты, в частности, «Художественная газета» сообщала, что «Гайвазовский пишет тогда только, когда его вызывает к тому пламенное его воображение, когда в мыслях его, как в сновидении, образуется весь очерк задуманной картины».
А вот как сам Айвазовский комментировал свои открытия, расставляя приоритеты между выдумкой и реальностью:
После подобных важных наблюдений, сделанных во время пребывания на территории неаполитанского королевства, художник смог сформулировать основные принципы своего творческого метода и даже разработал собственную теорию:…Живя в Сорренто, я принялся писать вид его с натуры с того же самого пункта, с которого в былые годы писал С. Щедрин, и, начиная с неба до первого плана, воспроизвел с самой фотографической точностью решительно все, что было перед моими глазами. Писал я ровно три недели. Затем точно так же написал вид Амальфи…В Вико написал две картины на память: закат и восход солнца. Эти две картины вместе с видом Сорренто были выставлены мною - и что же оказалось? Толпы посетителей выставки, обходя вид Сорренто, как место давно знакомое и приглядевшееся, толпились перед картинами, изображавшими живую природу, и весьма лестно отзывались о них. эти две картины писал. под наитием вдохновения.
Побывав в городах Италии, Швейцарии, Голландии, Англии, Франции, Испании и заявив о себе как о художнике, Иван Константинович обрел европейскую известность и был награжден золотой медалью Парижской Академии художеств.Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам. Бурю, виденную мною у берегов Италии, я на моей картине переношу на какую-нибудь местность Крыма или Кавказа; лучом луны, отражавшимся в Боспоре, я освещаю твердыни Севастополя. Таково свойство моей кисти и характерная особенность моей художественной складки.
Пропутешествовав два года, Айвазовский вернулся домой. Перед возвращением в газетах появилось сообщение о его гибели: его корабль попал в шторм в Бискайском заливе и едва не затонул.
По возвращении в Россию художник принял приглашении императора и стал живописцем Главного морского штаба России. Через несколько лет он стал профессором Академии художеств Санкт-Петербурга.
Помимо морских пейзажей и батальной живописи, Айвазовский создал немало полотен с изображениями городов Черноморского побережья, писал портреты близких, брался за библейскую и историческую тематику. Первым из русских художников был награжден французским орденом Почетного легиона за серию пейзажей «Богатства России».
Делая блестящую карьеру, Иван Константинович признавался, что очень многое для него сделали покровители, прежде всего Николай I:
Много путешествуя, Иван Константинович всегда делал наброски, которые потом становились полновесными картинами. Так, побывав в Египте, художник позже представил на суд зрителей полотно «Великая пирамида в Гизе», а после поездки в Америку появился знаменитый «Ниагарский водопад».Милость и благосклонное ко мне внимание императора были для меня велики и останутся навсегда незабвенны. По высочайшей воле мне, когда я писал виды морских сражений, давались всевозможные пособия от адмиралтейства: чертежи кораблей, рисунки оснастки судов, вооружения и т.д. Для доставления мне случая видеть полет ядра рикошетом по водной поверхности государь повелел однажды произвести при мне, в Кронштадте, несколько пушечных выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления моего с движениями военных кораблей во время морских сражений государь всемилостивейше предложил мне однажды присутствовать на морских маневрах на Финском заливе. Глубоко врезались в мою память эффекты отражения солнечных лучей в клубах порохового дыма, быстро взвивавшихся к небу или плавно расстилавшихся по поверхности залива.
На празднование десятилетия творчества Айвазовского в Феодосию в 1846 году прибыло шесть кораблей во главе с флагманом «Двенадцать апостолов» под командованием флотоводца Владимира Корнилова, также приехали и другие именитые гости.
В 1850 году художник представил на суд зрителей эпохальную картину «Девятый вал», которую император прибрел для Эрмитажа. Сейчас полотно находится в постоянной экспозиции Русского музея в Михайловском дворце.
В последние годы жизни художник много занимался благоустройством родной Феодосии, куда всегда возвращался из своих поездок и путешествий. Он любил принимать гостей у себя на даче. Писатель Антон Чехов, приехав в Крым в 1888 году, отправил родным письмо после своего визита:
О том, какую роль Иван Айвазовский сыграл в написании упомянутой Чеховым оперы, рассказывал Глинка в своих «Записках»: «Гайвазовский… сообщил мне три татарских напева, впоследствии два из них я употребил для Лезгинки, а третий для Andante сцены Ратмира в 3-м акте оперы „Руслан и Людмила“».Вчера я ездил в Шах-мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал. Обед длинный, тягучий, с бесконечными тостами.
Личная жизнь Ивана Айвазовского
В 31 год художник женился на Юлии Гревс – англичанке, дочери штабс-врача, служившего в России. Он встретил ее в Санкт-Петербурге, она служила гувернанткой в дворянской семье.Хотя родные Айвазовского были против мезальянса, он все же обвенчался с Гревс и перевез ее на свою малую родину. В семье почти одна за другой родились четыре девочки: Елена, Мария, Александра и Жанна.
Со стороны казалось, что семейство Айвазовских живет счастливо. Биографы художника всегда отмечали, что после двенадцати лет брака Юлия под предлогом того, что дочерям нужно столичное образование, которого нельзя получить в Феодосии, переехала с девочками в Одессу, оставив мужа одного.
Но имеются документальные подтверждения того, что в семье существовал затяжной конфликт. Юлия Яковлевна 8 марта 1870 года собственноручно написала прошение-жалобу на своего выдающегося мужа императору Александру II, в котором, в частности, говорилось:
В длинном письме Гревс приводила самые ужасающие эпизоды насилия и обращала внимание на свидетелей:Молодой, не знающей жизнь и людей, я вышла замуж за художника Ивана Константиновича Айвазовского, с которым была знакома весьма короткое время. Ревнивый и властолюбивый его характер приучил меня к покорности и боязни мужа. Вскоре он повез меня в Феодосию, где я была принуждена жить в продолжение двенадцати лет в кругу многочисленного его семейства, пропитанного воспитанием и нравами восточными - во всем противоположными полученному мной воспитанию, и я подпала под совершенную от них зависимость, под влиянием всех возможных с их стороны интриг с целью поселить раздор между мужем и мной и удалить его от меня и детей для своекорыстных целей.
Письмо так и не дошло до императора, а попало в руки начальника жандармского управления Одессы Карла-Крамера Германовича Кнопа и шефа Отдельного корпуса Петра Шувалова.Характер моего мужа и прикрытая лишь только наружным лоском, из опасения света, необузданная его натура, все более и более проявлялись в самом грубом и произвольном со мной обращении. Дурное на него влияние его семьи еще значительно усилилось по приезде из-за границы его брата отца Гавриила, воспитанника иезуитов. Несправедливости и жестокость моего мужа ко мне, грубость и запальчивость внушили как мне, так и детям нашим, непреодолимое к нему чувство боязни и страха до того, что мы вздрагивали, когда слышали приближающиеся его шаги. Постоянные эти волнения и душевные огорчения, невыносимые нравственные страдания и угнетения мало-помалу подточили мое здоровье и наконец вызвали, при других еще причинах, тяжкую болезнь, которая продолжалась три года, и последствия которой до настоящего времени кажутся неизлечимыми…
Отношение Айвазовского к супруге, как она его описала, подтверждалось фактами. В середине апреля Кноп доложил Шувалову:
Еще семь лет Айвазовский и Гревс официально считались мужем и женой, пока в 1877 году их брак не был расторгнут.Имею честь донести, что художник И.К. Айвазовский прибыл в Одессу вечером 3 сего апреля и остановился отдельно от семейства, в гостинице. Дочерям, встретившим его на дебаркадере железной дороги, он высказал большое озлобление против их матери, поступок которой называл подлым, но вместе с тем с полной уверенностью объявил, что он на другой день пойдет к генерал-губернатору и покажет жене, что значит на него жаловаться. На другой день он действительно явился с визитом к генерал-адъютанту Коцебу и был немало удивлен тем, что генерал-губернатор вполне одобрил принятую его женой меру и знает все подробности его семейной жизни. Из слов Его Высокопревосходительства мне известно, что Айвазовский, бледный как смерть, едва сдерживал свое бешенство, но, хотя угрожал и оправдывался тем, что докажет, что жена его жила в близких отношениях не только с доктором Эргардтом, но и со всякими другими, - он однако согласился разрешить ей избрать вместе с дочерьми место жительства по ее усмотрению, но только не в Одессе, где ее будто бы подстрекают против него и выдавать ей по 300 рублей в месяц.
Спустя пять лет художник увидел на похоронах необычайно красивую молодую армянскую женщину. Оказалось, она хоронила своего мужа, известного купца. Несмотря на то, что красавица была моложе на сорок лет, Иван Константинович стал оказывать Анне Саркисовой-Бурназян приличествующие знаки внимания, а через год после похорон повел ее под венец. Ее портрет, написанный Айвазовским, по сей день хранится в галерее.
Смерть и память
Знаменитый на весь мир маринист скончался в 82 года у себя дома в Феодосии. У него остановилось сердце во сне. Он оставил родным завещание, в соответствии с которым его похоронили во дворе феодосийской армянской церкви Святого Саркиса.Художественное наследие Айвазовского включило в себя более шести тысяч картин, последняя из которых, «Взрыв турецкого корабля», осталась неоконченной. На надгробии-саркофаге остались слова на древнеармянском языке «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память» и на русском – «Профессоръ Иванъ Константиновичъ Айвазовский».
Именем художника были названы улицы в Феодосии, Москве, Краснодаре и многих других городах. Памятники Ивану Константиновичу установлены и в родном городе, и в Кронштадте, Ереване, Симферополе. Также его имя носит памятник-фонтан, установленный благодарными феодосийцами после того, как Айвазовский на свои деньги построил в городе водопровод.
Также о художнике снято несколько документальных фильмов, в числе которых – «Больше, чем любовь. Иван Айвазовский и Анна Саркисова-Бурназян», а также «Айвазовский. Дар судьбы».
Интересные факты
- О таланте художника не единожды высказывались его именитые современники. К примеру, Федор Достоевский, который написал анонимную статью о «Выставке в Академии художеств», отмечал «фантастичность», «собирательную образность» его произведений и сравнивал труд Айвазовского с трудом Дюма:
Талант Айвазовского всеми признан, несомненно, точно так же, как и талант Александра Дюма-отца; и между этими двумя художниками чрезвычайно много общего. Г. Дюма пишет с необычайною легкостью и быстротою, и г. Айвазовский тоже. Г-н Дюма написал ужасно много, г. Айвазовский тоже. И тот и другой художник поражают чрезвычайною эффектностью, и именно чрезвычайною, потому что обыкновенных вещей они вовсе и не пишут, презирают вещи обыкновенные. Занимательность их композиций не подлежит сомнению…
- Скульптор Николай Рамазанов, выступая по случаю открытия выставки с участием картин художника, заметил,
…что, кроме Айвазовского, у нас никто не передает так верно жизни моря, никто не достигает, как он, прозрачности воздуха и никто, кроме него, не остается более верен воздушной перспективе. Истинный талант, полный жизни, виден и в небольших вещах, составляющих иногда его отдых от более серьезных занятий.
- Журналист Качони, получивший в свое время уникальную возможность вести длительную беседу с Иваном Константиновичем в его мастерской в Феодосии, написал емкий и увлекательный «Биографический очерк» о нем, где возмущался сообщением одной немецкой газеты, которая «беззастенчиво» объявила русского художника глухонемым от рождения, объясняя этим недугом его «замечательную восприимчивость зрения». Автор в своем очерке отмечал, что:
«Айвазовского принято считать «маринистом» в тесном смысле слова... Гораздо правильнее было бы назвать его «изображателем стихий» – «стихиистом», если возможно так выразиться.
- Разбирательства с первой супругой по поводу ее ухода из семьи и вмешательство в конфликт официальных лиц вынудили Ивана Айвазовского написать расписку, которую заверили губернатор и начальник жандармского управления Одессы. Текст расписки гласил:
Признавая необходимость жить отдельно от моего семейства, я, нижеподписавшийся, даю сию расписку в том, что я: 1) добровольно разрешаю моей жене Юлии Яковлевой Айвазовской вместе с четырьмя нашими дочерями: Еленой, Марией, Александрой и Иоанной - жить в г. Одессе или в другом городе, по ее усмотрению, а также, в случае надобности, временно выехать за границу, и с этой целью выдаю бессрочный вид на свободное ее с дочерями жительство; 2) на содержание жены моей с дочерями я обязуюсь выдавать ей ежемесячно впредь по триста рублей, а также передать моей жене или уполномоченному ей лицу, принадлежащее ей имение Кринички; 3) выслать моей жене тотчас по приезде моем в Феодосию метрические свидетельства о рождении и крещении наших дочерей. Условия эти обязуюсь исполнить свято и ненарушимо; но ежели жена и дети пожелают приехать ко мне в Феодосию временно или на постоянное жительство, то я приму их с удовольствием, в чем подписываюсь г. Одесса, апреля 7 дня 1870 года.
Важные события в жизни
- 1833 год: поступил на учебу в Имперскую Академию художеств Санкт-Петербурга.
- 1836 год: участвовал с пятью работами в выставке Академии художеств.
- 1839 год: получил диплом Академии художеств и награжден именной шпагой.
- 1840 год: отправился в командировку в Италию. Написал картину «Хаос», которую приобрел Папа римский Григорий XVI.
- 1842 год: едва не погиб на корабле в Бискайском заливе. Вернулся в Россию.
- 1844 год: стал живописцем Главного морского штаба России.
- 1845 год: путешествовал по Малой Азии, побывал в Константинополе.
- 1847 год: стал профессором Академии художеств Санкт-Петербурга.
- 1848 год: женился на англичанке Юлии Гревс.
- 1849 год: родилась дочь Елена.
- 1850 год: написал знаменитый «Девятый вал».
- 1851 год: родилась дочь Мария.
- 1852 год: родилась дочь Александра.
- 1853 год: организовал археологические раскопки под Феодосией.
- 1856 год: награжден турецким орденом «Нишан-Али» IV степени.
- 1857 год: награжден французским орденом Почетного легиона.
- 1858 год: родилась дочь Жанна.
- 1859 год: награжден греческим орденом Спасителя.
- 1864 год: пожаловано потомственное дворянство.
- 1865 год: награжден русским орденом Святого Владимира.
- 1869 год: побывал на открытии Суэцкого канала и написал одноименную картину. Прошла персональная выставка в Академии художеств в пользу воздвижения в Феодосии памятника герою Кавказской войны П.Котляровскому.
- 1870 год: получил чин действительного статского советника.
- 1874 год: награжден турецким орденом Османие II степени.
- 1877 год: прошли персональные выставки в Симферополе, Москве, Санкт-Петербурге в пользу нуждающихся семей воинов, участвовавших в русско-турецкой войне. Развелся с Юлией Гревс.
- 1881 год: стал почетным гражданином Феодосии.
- 1882 год: прошла персональная выставка в пользу Красного Креста.
- 1883 год: женился на вдове Анне Саркисовой-Бурназян.
- 1885 год: получил чин тайного советника.
- 1886 год: прошла персональная выставка в пользу академической учебной кассы.
- 1887 год: прошла персональная выставка в пользу греков, восставших на острове Конд.
- 1890 год: награжден вторым французским орденом Почетного легиона. Награжден турецким орденом Меджидие I степени.
- 1892 год: участвовал в международной выставке посвященной Христофору Колумбу в американском Чикаго.
- 1893 год: написал картину «Малахов курган». Награжден русским орденом Белого орла.
- 1896 год: получил чин действительного тайного советника.
- 1897 год: прошла персональная выставка в пользу пострадавших от погромов в Турции греков и армян. Награжден русским орденом Святого Александра Невского.
- 2 мая 1900 года – дата смерти.