Максим Горький

Имя:
Максим Горький (Maxim Gorky)
Настоящее имя:
Алексей Максимович Пешков
День рождения:
Место рождения:
Нижний Новгород
Дата смерти:
18 июня (68 лет)
Причина смерти:
узнать
Где похоронен:
узнать
Рост:
Знак Зодиака:
(характеристика)
Восточный гороскоп:
Ссылки:

Биография Максима Горького

Максим Горький – выдающийся русский и советский прозаик и поэт, один из основоположников социалистического реализма, журналист и драматург. Общепризнан как «главный пролетарский писатель». Его перу принадлежат романы «Мать», «Жизнь Клима Самгина», «Дело Артамоновых», пьеса «На дне», поэма «Песня о Буревестнике».

Не единожды подвергался критике со стороны коллег из-за его мечты о «новых людях», идее бессмертия и богостроительства. Был первым председателем правления Союза писателей СССР, пятикратным номинантом на Нобелевскую премию по литературе.
Писатель Максим Горький
Писатель Максим Горький

Детство, юность, семья

Алексей Пешков (настоящее имя писателя) родился весной 1868 года в Нижнем Новгороде, в семье Максима и Варвары Пешковых. Максим Савватьевич был известным в городе столяром-краснодеревщиком, Варвара Васильевна родилась в мещанской семье владельца красильной мастерской Василия Васильевича Каширина.

Мальчик рано лишился отца. Причиной тому был сам Алексей, заболевший холерой в три года. Отец выходил больного сына, сам заразился и умер.

Мама впоследствии снова вышла замуж, Алешей занималась время от времени, заставляла его заучивать наизусть длинные стихи. Ребенок рос на попечении бабушки Акулины Ивановны и вырос на ее стихах, песнях и сказках: «В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов», – говорил он позже с большой нежностью.

В своём «Детстве» он описал случай, как бросился на отчима с ножом отца за то, что тот замахнулся ногой на мать. После этого случая Варвара Васильевна с Алёшей и младшим сыном Николаем вернулась в отчий дом, поскольку отчиму отказали от места, и он исчез из города.

В 1879 году мама Алёши умерла от чахотки. Мальчик стал круглым сиротой. Дедушка Василий нрава был сурового и внука не баловал. Известно, что учил его читать по церковным книгам и бил нещадно, о чем вспоминал и Корней Чуковский в своих рассуждениях об автобиографии Горького:
Когда читаешь его книгу „Детство“, кажется, что читаешь о каторге: столько там драк, зуботычин, убийств. Воры и убийцы окружали его колыбель, и право, не их вина, если он не пошел их путем. Мальчику показывали изо дня в день развороченные черепа и раздробленные скулы. Ему показывали, как в голову женщины вбивать острые железные шпильки, как напяливать на палец слепому докрасна накаленный наперсток, как калечить дубиной родную мать, как швырять в родного отца кирпичами, изрыгая на него идиотски-гнусную ругань. Среди самых близких своих родных он мог бы с гордостью назвать нескольких профессоров поножовщины, поджигателей, громил и убийц. Оба его дяди по матери – дядя Яша и дядя Миша – оба до смерти заколотили своих жен, один одну, а другой двух, убили его друга Цыганка – и убили не топором, а крестом! В десять лет он и сам уже знал, что такое схватить в ярости нож и кинуться с топором на человека.
Некоторое время будущий писатель учился в Нижегородском Слободском Кунавинском начальном училище, где ему дали прозвище Башлык, так как он любил пересказывать приятелям дедовы истории о разбойнике Максиме Башлыке.

После смерти матери дед Василий заявил, что внук – не медаль, чтобы висеть на его шее, так что пусть идет «в люди». Почти пять лет Пешков трудился на разных работах. Сначала был «мальчиком» в обувном магазине Порхунова на Большой Покровской, затем поступил в ученики к чертежнику и строителю Сергееву. Но и там ему не довелось учиться: его сделали мальчиком на посылках, прислужником по дому.

В 1880 году Алёша сбежал и попросился на пароход «Добрый», буксирующий по Волге баржи с арестованными. Был на нем буфетчиком. Михаил Смурый, повар на пароходе, привил подростку страсть к чтению книг – он полюбил слушать, как читают другие. С тех пор Алексей навсегда остался пленен «Тарасом Бульбой» и его автором – Николаем Гоголем.

В 13 лет Пешков стал приказчиком в торговой лавке мастерской иконописи, увлекся старообрядчеством, но с годами разочаровался, стал искать нового Бога, а о старой вере писал:
Эта вера по привычке – одно из наиболее печальных и вредных явлений нашей жизни, в области этой веры, как в тени каменной стены, все новое растет медленно, искаженно, вырастает худосочным. В этой темной вере слишком мало лучей любви, слишком много обиды, озлобления и зависти, всегда дружной с ненавистью. Огонь этой веры – фосфорический блеск гниения.
Вскоре из иконописной мастерской Алексей вернулся к Сергееву, ставшему строительным подрядчиком. Работал у него десятником, а затем решил переехать в Казань и поступить в университет.

Желание свое он осуществить не сумел: именно в 1884 году эти учебные заведения утратили свою самостоятельность, резко сократилась численность студентов из бедноты, которых учили за казенный счет. Александру III казалось, что многочисленная образованная бедняцкая молодежь создаст в будущем множество проблем. Запретительные меры возымели прямо противоположное действие: начались студенческие стачки исключенных из вузов.

Университет Алексею не светил, денег не было. Он поступил на службу в пекарню к булочнику Василию Семенову, позже ставшему прообразом главного героя в рассказе «Коновалов». Уже тогда Пешков начинал писать стихи, зарисовки, но еще нигде не публиковался. Познакомился с народниками, называвшим его самородком, и перечитал всю нелегальную библиотеку Андрея Деренкова, у которого собирались студенты.

Работа в пекарне была изматывающей, по словам писателя, лишь физическая сила спасала:
Мое дело – превратить 4–5 мешков муки в тесто и оформить его для печения. Тесто нужно хорошо месить, а это делалось руками. Караваи печеного весового хлеба я нес в лавку Деренкова рано утром, часов в 6–7. Затем накладывал большую корзину булками, розанами, сайками-подковками – два, два с половиной пуда и нес ее за город на Арское поле в Родионовский институт, в духовную академию. У меня не хватало времени в баню сходить, я почти не мог читать, так где уж там пропагандой заниматься!

Путь к писательству

1887 год стал для Алексея тяжелым. Умерла любимая бабушка Акулина, вслед за ней скончался и дед. Пешковым овладело такое отчаяние, что он, купив на базаре тульский пистолет за три рубля, решил застрелиться. В предсмертной записке он написал: «В смерти моей прошу винить Генриха Гейне, выдумавшего зубную боль в сердце».

Попытка была неудачной – пуля не задела сердце, пробила только легкое. Из больницы Алексей вышел другим человеком. Если раньше он пытался приспособиться к неласковому миру, то после выстрела в себя решил, что мир необходимо переделать, создать собственный, новый и яркий. И отправился странствовать.

Побывал на Каспии, где работал в артели рыболовов, через Моздок приехал в Царицын, где трудился весовщиком на станции Волжской, а потом сторожем. В тот период Алексей впервые попал в Москву. Как ни странно, случилось это из-за Льва Толстого, у которого Пешков решил попросить участок земли для организации на нем земледельческой колонии. Он отправился на перекладных в Ясную Поляну, перед этим написав Льву Николаевичу письмо:
И вот мы решили прибегнуть к вашей помощи. У вас много земли, которая, говорят, не обрабатывается. Мы просим вас дать нам кусок этой земли. Затем: кроме помощи чисто материальной, мы надеемся на помощь нравственную, на ваши советы и указания, а также и на то, что вы не откажете нам дать книги: „Исповедь“, „Моя вера“ и прочие, не допущенные в продажу.
На месте писателя Пешков не застал, тот ушел пешком в Троице-Сергиеву лавру. Молодой человек тоже решил наведаться в Москву, и это первое посещение врезалось в его память местным ночлежным бытом Хитрова рынка, который он позже описал в своем «Стороже».

В этот период Алексей твердо решил стать писателем: яркие и ужасные образы, теснившиеся в его воображении, требовали выхода. Уехав в Нижний Новгород, стал писать небольшие рассказы, стихи, читал их своим знакомым. Его товарищ, народник Михаил Ромась, посоветовал показать написанное прозаику Владимиру Короленко. Немного стесняясь, Алексей принес писателю свою поэму «Песнь старого дуба». Гораздо позже он писал:
Я никогда не болел самонадеянностью, да еще - в то время - чувствовал себя малограмотным - но я искренно верил, что мною написана замечательная вещь. Я затискал в нее все, о чем думал на протяжении десяти лет пестрой и нелегкой жизни. Я был убежден, что, прочитав мою поэму, грамотное человечество благотворно изумится пред новизною всего, что я поведал ему, что правда повести моей сотрясет сердца всех живущих на земле, и тотчас же после этого взыграет честная, чистая, веселая жизнь - кроме и больше этого я ничего не желал.
Но Короленко раскритиковал его произведение, хотя и в довольно мягких выражениях. Но и этого хватило, чтобы Алексей уничтожил поэму, решил больше ничего не писать и в течение двух лет придерживался этого решения. Начало девяностых годов XIX века он посвятил пешему путешествию по Кавказу и Крыму, много общался с людьми, писал заметки и рассказы. Страсть к писательству снова разгорелась в нем.

Творчество Максима Горького

Первым напечатанным произведением под псевдонимом «М. Горький» стал его рассказ «Макар Чудра». Случилось это в Тифлисе благодаря революционеру Александру Калюжину, который лично отнес рукопись в местную газету «Кавказ», где 12 сентября 1892 года она была впервые опубликована.

Уже в Нижнем Новгороде в «Русских ведомостях» (1893) был опубликован другой рассказ писателя – «Емельян Пиляй». Оттачивая мастерство, Алексей стал тщательнее выписывать характеры героев и, прочитав рукопись его «Челкаша», Короленко отметил:
Совсем не плохо! Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у вас от себя, от своей сущности, вы умеете не вмешиваться в течение их мысли, игру чувства, — это не каждому дается! А самое хорошее в этом то, что вы цените человека таким, каков он есть. Я же говорил вам, что вы реалист… Но, в то же время — романтик!.. «Челкаша» напечатаем в «Русском Богатстве» да еще на первом месте, это некоторая отличка и честь. В рукописи у вас есть несколько столкновений с грамматикой, очень невыгодных для нее, я это поправил. Больше ничего не трогал.
Владимир Галактионович настоятельно рекомендовал начинающему писателю ехать в Самару, поработать журналистом в местной газете. Алексей послушался, и некоторое время ежедневно писал фельетоны под псевдонимом Иегудиил Хламида.

Приобретя некоторый опыт работы, в 1986 году Горький вернулся в Нижний и стал редактором «Новгородского листка». Но вскоре ему пришлось уехать в Крым на лечение, поскольку врачи выявили у него туберкулез. Затем долечивался в деревне под Полтавой.

Литературную известность писателю принесли «Очерки и рассказы» (1899) изданные в трех томах. Примерно в то же время он написал прокламацию, призывающую к борьбе с самодержавной властью. Был арестован и отправлен в ссылку.

Начало нового столетия сделало Горького законодателем моды в литературе, его стали называть основоположником нового течения – социалистического реализма. В 1902 вышли его пьесы «Мещане» и «На дне», после чего писателя избрали почетным академиком Императорской академии наук в сфере изящной словесности.

Данная ситуация возмутила Николая II, напомнившего правительству, что Горький находится под надзором полиции. Избрание тут же было аннулировано. Владимир Короленко и Антон Чехов отказались от членства в академии в знак солидарности. Лишь после революции писателю вернули данную регалию.

Тем не менее, Горький стал во главе издательства «Знание», выпускавшего произведения Ивана Бунина, Александра Куприна, Леонида Андреева. Позже возглавлял издательства «Парус» и «Всемирная литература». По его инициативе гонорары писателей значительно выросли, что было беспрецедентным событием в то время.

Сам он написал за это время новые пьесы «Дачники», «Дети солнца», яростно критикуя в них буржуазный строй. Он поддержал русскую революцию 1905 года, за что его арестовали и заточили в Петропавловскую крепость. За писателя вступилась мировая литературная общественность и под ее натиском его выпустили на свободу.

Вскоре Горький уехал в США, а оттуда – на остров Капри, поскольку у него обострился туберкулез. В эмиграции он создал свое бессмертное произведение «Мать» (написано в 1906, впервые издано в 1907), основанное на событиях, произошедших на Сормовском заводе [Сормовская демонстрация рабочих 1902 года – прим. uznayvse.ru].

Прототипом Павла Власова был сормовский рабочий-революционер Петр Заломов, один из организаторов первомайской демонстрации в Арзамасе в 1902 году. В России даже сокращенную версию романа изъяла из печати цензура, тогда как в Германии опубликовали полную версию.

В тот же период были написаны пьесы «Враги», «Васса Железнова», «Последние», сборник «Сказки об Италии», роман «Жизнь Матвея Кожемякина». Горький стал членом РСДРП, общался с Владимиром Лениным.

В 1913 году он вернулся в Россию с автобиографичной повестью «Детство». Жил в Санкт-Петербурге, писал памфлеты, критикуя власть, общался с революционерами. Закончил писать повесть «В людях».

С началом Первой мировой войны из-под пера Горького выходили антивоенные публикации, цикл рассказов «По Руси». С осторожностью отнесся писатель к двум революциям 1917 года – Февральской и Октябрьской. Деятельность большевиков подвергалась его критическим заметкам. В частности, в статье «Нельзя молчать!» он писал:
...На улицу выползет неорганизованная толпа, плохо понимающая, чего она хочет, и, прикрываясь ею, авантюристы, воры, профессиональные убийцы начнут творить «историю русской революции».
В 1919 году Горький основал «Дом искусств», впоследствии ставший Союзом писателей СССР, был редактором газет «Правда» и «Звезда».

В статье «Плоды демагогии» Горький упрекнул большевиков в том, что они относятся к рабочим как к «хворосту», который они легко поджигают во имя мировой революции, не заботясь о гибели людей, разрухе в стране. Писатель критиковал Ленина, Троцкого, но больше всего Григория Зиновьева.

С 1921 года Горький жил в Германии. Его разногласия с большевистской партией обострились, он фактически был выслан из страны, хотя официальной причиной отъезда назвали ухудшение здоровья. В Берлине Алексей Максимович стал выпускать журнал «Беседа», где публиковались русские писатели из эмигрантской среды.

Спустя три года Горький переехал в итальянский Сорренто, где закончил работу над повестью «Мои университеты». В тот же период он написал роман «Дело Артамоновых», а вскоре начал работать над своим последним романом «Жизнь Клима Самгина».

В 1928 году по приглашению Иосифа Сталина писатель побывал в СССР, путешествовал по стране, встречался с поклонниками своего литературного таланта. Приезды в Советский Союз стали регулярными, а в 1933 году он вернулся окончательно.

Правительство позаботилось о «пролетарском» писателе, выделив ему для жизни особняк в центре Москвы (бывший дом миллионера Сергея Рябушинского), дом в Крыму, дачу в знаменитых Горках, куда к нему наведывались Ромен Ролан, Герберт Уэллс и другие. В тот же период Горький возглавил Союз писателей, инициировал основание журналов «Литературная учеба» и «Наши достижения», а также открытие Литинститута.

Личная жизнь Максима Горького

С юности Алексей Пешков пользовался успехом у противоположного пола. Некоторое время жил с выпускницей института благородных девиц, революционной пропагандисткой Ольгой Каминской. Она дважды побывала замужем, была гораздо старше своего избранника, и их роман вскоре подошел к логическому завершению.

Далее в поле зрения писателя попала дочь станционного смотрителя Мария Басаргина, но их зарождавшимся отношениям быстро положил конец строгий родитель девушки.

В 28 лет Алексей впервые женился. Он уже был известным публицистом, когда встретил в редакции «Самарской газеты» двадцатилетнюю гимназистку Екатерину Волжину, работавшую корректором.

Долгих ухаживаний не было. В 1896 году пара обвенчалась в Вознесенском соборе Самары. Спустя год родился мальчик, которого назвали Максимом, а спустя четыре года в семье появилась девочка Катя.

Вместе они прожили недолго, Горький стал тяготиться семейным бытом. Когда их дочь умерла от менингита, Алексей Максимович заявил, что уходит от жены, хотя развод не оформлял.

Однажды он вместе с Антоном Чеховым зашел в гримерную актрисы МХТ Марии Андреевой. Она играла Гедду Габлер в одноименном спектакле. Горький был сражен ее дарованием. Позже она вышла на сцену и в горьковской пьесе «На дне». Невзирая на то, что оба формально были в браке, писатель и актриса стали жить вместе.

Андреева вспоминала позже их отношения как «периоды безмерного счастья», а затем таких же бурных периодов «непонимания, горечи и обид». Тем не менее, пара прожила вместе более пятнадцати лет и после расставания, до самой смерти писателя, они поддерживали дружеские отношения. Впрочем, Горький умел быть преданным своим женщинам, даже если многое в совместной жизни его не устраивало.

В 1920 года писатель стал встречаться с бывшей фрейлиной и баронессой Марией Закревской-Будберг, которая была моложе почти на четверть века. Вскоре женщина стала его переводчицей секретарем и музой, ей он посвятил роман «Жизнь Клима Самгина» и прожил с ней в фактическом браке более десяти лет. При этом Мария не стеснялась заводить романы на стороне и, по некоторым сведениям, была двойной агенткой – советской и британской разведок.

Смерть и память о Максиме Горьком

Последние годы писателя были тяжелыми. В 1934 году скончался его сын, с которым он был очень дружен. Здоровье Горького сильно пошатнулось. Спустя два года он тяжело заболел и три недели был прикован к постели на даче в Горках. Врачи давали наихудшие прогнозы, и близкие стали приезжать, чтобы успеть с ним попрощаться. Скончался Алексей Максимович от пневмонии летом 1936 года.

Ходили слухи, что и самого писателя, и его сына отравили. Упоминались имена Льва Троцкого, Генриха Ягоды. Но доказательств этому не было, а вскрытие тела показало ужасающее состояние лёгких. Мозг Горького был изъят для научных исследований, а сам он – кремирован и похоронен в Кремлевской стене. В течение дня накануне в Колонный зал Дома союзов шел нескончаемый поток людей, желавших проститься с Горьким.

Еще при жизни писателя его родной Нижний Новгород был переименован в Горький. После смерти память о нем бережно хранится. Во многих городах установлены памятники и мемориальные доски писателю, его именем названы кинотеатры и станции метро, заведения культуры, теплоходы и самолеты. Его же имя носит знаменитая киностудия России, улицы и парки, даже железнодорожные станции.

Интересные факты

  • В 13 лет Алексей Пешков однажды зашел к отцу Якова Свердлова, будущего большевика и председателя ЦИКа. У Моисея Израилевича была граверная мастерская в Нижнем Новгороде и подростка отправили к нему по какому-то делу. Как же он был поражен, когда мастер, внимательно посмотрев на него, заявил: «Ты будешь большим писателем». Он тогда уже начинал что-то писать, мечтал прославиться, как литератор, но никому ничего об этом не говорил. Пророческий дар Горький позже приписывал всем евреям. Надо заметить, впоследствии он стал крестным отцом старшего брата Свердлова – Зиновия – который также взял себе и фамилию Пешков.

  • Рассказывая о своем отношении к раннему творчеству Максима Горького, Антон Чехов отмечал:
    …о Горьком судить трудно, приходится разбираться в массе того, что пишется и говорится о нём. Пьесы его „На дне“ я не видел и плохо знаком с ней, но уж таких рассказов, как, например, „Мой спутник“ или „Челкаш“, для меня достаточно, чтобы считать его писателем далеко не маленьким. „Фому Гордеева“ и „Трое“ читать нельзя, это плохие вещи, и „Мещане“, по-моему, работа гимназическая, но ведь заслуга Горького не в том, что он понравился, а в том, что он первый в России и вообще в свете заговорил с презрением и отвращением о мещанстве, и заговорил именно как раз в то время, когда общество было подготовлено к протесту. И с христианской, и с экономической, и с какой хочешь точки зрения мещанство большое зло, оно, как плотина на реке, всегда служило только для застоя, и вот босяки, хотя и не изящны, хотя и пьяны, но все же надежное средство, по крайней мере оказалось таковым, и плотина, если и не прорвана, то дала сильную и опасную течь. Не знаю, понятно ли я выражаюсь. По-моему, будет время, когда произведения Горького забудут, но он сам едва ли будет забыт даже через тысячу лет. Так я думаю, или так мне кажется, и быть может, я и ошибаюсь.
  • «Буревестником революции» Горького прозвали из-за его строк «Буря! Скоро грянет буря!», написанных в 1901 году в «Песне о Буревестнике».

  • В год своей смерти Максим Горький резко встал на защиту композитора Дмитрия Шостаковича, обратившись с открытым письмом к Иосифу Сталину. Писателя возмутила травля Дмитрия Дмитриевича в газете «Правда», и он написал вождю:
    Вами во время выступлений Ваших, а также в статьях «Правды» в прошлом году неоднократно говорилось о необходимости «бережного отношения к человеку». На Западе это слышали, и это приподняло, расширило симпатии к нам. Но вот разыгралась история с Шостаковичем. О его опере («Леди Макбет Мценского уезда»u) были напечатаны хвалебные отзывы в обоих органах центральной прессы и во многих областных газетах. Опера с успехом прошла в театрах Ленинграда, Москвы, получила отличные оценки за рубежом. Шостакович - молодой, лет 25, человек, бесспорно талантливый, но очень самоуверенный и весьма нервный. Статья в «Правде» ударила его точно кирпичом по голове, парень совершенно подавлен. Само собою разумеется, что, говоря о кирпиче, я имел в виду не критику, а тон критики. Да и критика сама по себе - не доказательна. «Сумбур», а - почему? В чем и как это выражено - «сумбур». Тут критики должны дать техническую оценку музыки Шостаковича. А то, что дала статья «Правды», разрешило стае бездарных людей, халтуристов всячески травить Шостаковича. Они это и делают. Шостакович живет тем, что слышит, живет в мире звуков, хочет быть организатором их, создать из хаоса мелодию. Выраженное «Правдой» отношение к нему нельзя назвать «бережным», а он вполне заслуживает именно бережного отношения как наиболее одаренный из всех современных советских музыкантов.

Важные события в жизни

  • 1892 год: опубликован первый рассказ «Макар Чудра» в газете «Кавказ». Впервые появился под псевдонимом М. Горький.
  • 1893 год: написал рассказы «Емельян Пиляй», «Дед Архип и Ленька».
  • 1894 год: написал повесть «Горемыка Павел», рассказ «Старуха Изергиль».
  • 1895 год: написал поэму в прозе «Песня о Соколе».
  • 1896 год: женился на бывшей гимназистке Екатерине Волжиной.
  • 1897 год: родился сын Максим.
  • 1899 год: написал роман «Фома Гордеев».
  • 1901 год: родилась дочь Екатерина. Написал роман «Трое», поэму в прозе «Песня о Буревестнике», пьесу «Мещане».
  • 1902 год: написал пьесу «На дне». Избран в почетные академики Императорской академии наук, сразу же отчислен, как неблагонадежный.
  • 1903 год: написал поэму в прозе «Человек». Стал жить в фактическом браке с актрисой Марией Андреевой.
  • 1904 год: написал пьесу «Дачники».
  • 1905 год: написал драму «Дети солнца».
  • 1906 год: от менингита умерла дочь Катя. Написал роман «Мать», пьесу «Враги». Эмигрировал в Америку.
  • 1908 год: написал повесть «Жизнь ненужного человека».
  • 1910 год: написал пьесу «Васса Железнова».
  • 1911 год: написал цикл «Сказки об Италии».
  • 1912 год: написал цикл рассказов «По Руси».
  • 1913 год: написал повесть «Детство». Вернулся в Россию из эмиграции.
  • 1914 год: стал редактором большевистских газет «Звезда» и «Правда».
  • 1915 год: написал повесть «В людях», пьесу «Старик».
  • 1920 год: стал жить в фактическом браке с Марией баронессой Марией Закревской-Будберг.
  • 1921 год: эмигрировал в Германию, затем жил в Италии.
  • 1923 год: написал повесть «Мои университеты».
  • 1925 год: написал роман «Дело Артамоновых». Начал работать над романом «Жизнь Клима Самгина».
  • 1931 год: написал пьесу «Егор Булычев и другие».
  • 1932 год: окончательно переехал в СССР. Награжден орденом Ленина.
  • 1933 год: в пятый раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе, которую в итоге получил Иван Бунин.
  • 1934 год: умер сын Максим.
  • 1936 год: работал над окончанием романа «Жизнь Клима Самгина», но не успел завершить. 18 июня скончался от пневмонии.