Биография Елены Цыплаковой
Елена Цыплакова – народная артистка РФ, советская и российская театральная и киноактриса. Кинорежиссер и главный режиссер Московского областного театра драмы и комедии, членкор Национальной Академии киноискусств и наук РФ. На рбуеже 70-х и 80-х зрители восхищались ее Зосей Кнушевицкой из «Школьного вальса», Джоан из «Клуба самоубийц, или приключений титулованной особы», царицей Елизаветой из сериала «Гардемарины, вперед!».
В двухтысячных годах на экраны вышло несколько ее режиссерских работ, одной из последних стал телесериал «Свидетельство о рождении». В 2020 году приступила к съемкам фильма «Несломленная».
Детство и юность: Ленинград – Москва
Лена родилась осенью 1958 года в семье ленеинградцев Зои и Октября Цыплаковых. Она была вторым ребенком: брат Андрей появился на свет немногим раньше. Родители, художники-графики, воспитывали детей в творческой атмосфере. Отец-инвалид, у которого со времен войны были прострелены ноги, работал дома. Философ по своей природе, он вел с маленькой Леночкой удивительные разговоры, которые запомнились ей на всю жизнь.
Когда девочке исполнилось шесть лет, у Октября Ивановича обнаружили туберкулез. Зоя Васильевна настояла на отправлении Лены в интернат, чтобы та не заразилась. Артистка признавалась, что ей было обидно: Андрей, как и прежде, жил дома, а ей, маленькой, пришлось слишком рано узнать, что такое взрослая жестокость и несправедливость. Два года провела она в заведении, где воспитатели нещадно наказывали ребятишек за любую провинность.
Так, Цыплакова вспоминала, как вся группа стояла босиком на ледяном кафеле в туалете. Девочки пытались залезть на подоконник, где из щелей немилосердно дуло, или встать потеснее, чтобы хоть как-то согреться. После одного из таких наказаний Лена попала в больницу, и только после этого мама забрала ее домой.
Долгое время дочь не могла простить родителей, отношения были довольно сложными. Лишь по прошествии многих лет Цыплакова скажет, что те два года, по сути, сформировали ее характер, дали ей возможность обрести стимул в жизни:
Я еще в детстве поняла, что страх – чувство ложное. Он относится только к ожиданию, а когда событие происходит – не страшно. Я многое меняла в своей жизни… По сути, человек каждый день стоит перед выбором, каждую минуту, и всегда есть масса вариантов. Безвыходность положения – абсолютная ложь. Выход есть всегда.
Кино и театр
В школе Лена больше всего любила алгебру и химию, лучше всех одноклассников умела чертить. Брат уже учился в техническом вузе, и она собиралась поступать туда же. Но однажды к ее папе пришли в гости коллега с женой. Это были художник-мистик Николай Юдин и кинорежиссер Динара Асанова. Эта встреча перевернула жизнь Цыплаковой, поскольку именно ее Динара Кулдашевна пригласила на главную роль Иры Федоровой в фильм «Не болит голова у дятла».
Лена, как и другие ребята на съемочной площадке, не имела ничего общего с актерской профессией. Но сотворчество с режиссером и профессиональными актерами Николаем Гринько и Екатериной Васильевой увлекло подростка. Через некоторое время она снова снялась у Асановой в драме «Ключ без права передачи», где главных героев сыграли Алексей Петренко и Елена Проклова. К моменту поступления в московский ГИТИС у Цыплаковой за плечами было пять значимых ролей в кино.
Первокурсница поначалу принимала помощь родителей, снимавших ей квартиру, но очень хотела зарабатывать самостоятельно. И когда Павел Любимов предложил ей главную роль в своей мелодраме «Школьный вальс», согласилась без колебаний.
Попыталась скрыть этот факт от педагогов театрального вуза, в котором был категорический запрет на съемки во время учебы, но не вышло. Елену «попросили» покинуть ГИТИС. Девушка не растерялась и со второго курса пришла во ВГИК сразу на третий, сдав экстерном около пятнадцати экзаменов и попав в мастерскую знаменитой Татьяны Лиозновой и Льва Кулиджанова.
Хоть в этом вузе закрывали глаза на съемки в кино, но студентка Цыплакова и тут сломала стереотипы: стала актрисой труппы Малого театра. Выходила на сцену с Михаилом Царевым в постановке «Вишневый сад», где играла Аню. К молодой коллеге относились по-разному. По словам Елены, примы театра, Элина Быстрицкая и Руфина Нифонтова ополчились на «выскочку», которая со студенческой скамьи стала претендовать на признание публики наравне с ними. Но старшее поколение труппы встретило Цыплакову доброжелательно, Царев даже помог получить квартиру.
Между тем «Школьный вальс» стал одним из лидеров по количеству зрителей за 1978 год и имел для общества, по мнению критиков, то же значение, что и «Маленькая Вера», вышедшая десять лет спустя. Старшеклассница, забеременевшая от одноклассника (Сергей Насибов), отказавшаяся от аборта и решившая растить ребенка в одиночку – образ, который совсем не вписывался в советский молодежный кинематограф.
Режиссер
Окончив актерский факультет и поступив в труппу Малого театра, неугомонная Елена снова поступила в ВГИК, на этот раз в режиссерскую мастерскую Владимира Наумова и Александра Алова.
Ей исполнилось 22 года, за плечами – почти столько же главных ролей в кино и театре. Она продолжила играть на сцене Малого по договору, снималась в мюзикле «Мы из джаза», сериале «Д’Артаньян и три мушкетера», фильмах «Счастливая Женька» и «Гардемарины, вперед!», но уже размышляла о новой творческой стезе.
Премьера полнометражной криминальной драмы «Камышовый рай» состоялась в 1990 году. Главный герой, которого сыграл Николай Стоцкий, бродяжничает и попадает в подпольный лагерь азиатской мафии. Ему удалось не потерять человеческое лицо и не превратиться в бессловесного раба.
Фильм завоевал приз жюри на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне как лучшее молодое кино. Критики были поражены, что столь напряженная психологически картина была снята режиссером-женщиной.
Своей следующей драматической лентой Цыплакова вновь доказала, что ей по силам эта традиционно мужская профессия. Речь о фильме «На тебя уповаю». Прекрасные актеры, сыгравшие главных героев: Евгения Добровольская, Ирина Розанова, Владимир Ильин, – передали весь трагизм жизни ребят, попавших в детский дом.
После премьеры Цыплакову обвиняли в излишней жестокости, но она отстаивала свое право показывать людям правду о том, как маленький человек стремится к сохранению личного пространства, достоинства, духовного начала. Съемки были непростыми, Елена призналась в одном из интервью:
В картине «На тебя уповаю» у меня есть две сцены, где дети плачут. Мы не знали, как добиться этого. Ира Розанова легонько била мальчика, и он все время хохотал. Решили снять с него штанишки – тогда он заплакал. А другого ребенка, из детского дома, я просто попросила заплакать и он заплакал, только успевали снимать.Самым долгим проектом Цыплаковой стал сериал «Кармелита: цыганская страсть». Двести серий снимались на протяжении нескольких лет. Затем были новые телесериалы: «Пока станица спит» и «Свидетельство о рождении». В последнем Елена снялась в главной роли. Криминальная мелодрама, в которой снялись также Елена Аросьева, Илья Носков, Данила Дунаев, привлекла внимание телезрителей очередным накалом страстей и переплетением человеческих судеб.
В 2019-2020 годах актриса сыграла мудрую соседку Нину в сериале Сахата Дурсунова «Сельский детектив».
Личная жизнь Елены Цыплаковой
О первом муже, актере Сергее, с которым Елена познакомилась в Малом театре, Цыплакова предпочитает умалчивать. Но ее коллеги вспоминали, что студенческий роман был бурным, пара расписалась на гастролях в Риге, пригласив в свидетели Ирину Печерникову и Бориса Галкина. Брак распался через год.
До этого юная актриса свела с ума не одного ловеласа. Ухаживать за ней пытались Андрей Кончаловский, Валерий Приемыхов, Михаил Боярский. Страстный роман ей приписывали с Дмитрием Харатьяном, а о ней и Виталии Соломине вообще ходили слухи как о будущих муже и жене. Но жена Соломина ждала второго ребенка, Лена же, якобы узнав об этом, назло возлюбленному в 1984 году вышла замуж за стоматолога Сергея Липеца. С ним она прожила тринадцать лет.
В этот период с Цыплаковой произошло немало трагических событий. Так, попав на операционный стол с банальным аппендицитом, женщина, из-за халатности врачей, лишилась возможности стать матерью. Лечение от бесплодия гормонами ничего не дало, кроме сильного набора лишнего веса. Актриса перестала сниматься.
После длительной депрессии она развелась с мужем, взяла себя в руки, снова стала снимать кино. О личной жизни больше не думала. Когда Цыплаковой было уже за сорок пять, она случайно познакомилась с Павлом Щербаковым.
Он остановился, чтобы помочь ей с заглохшей машиной. Мужчина узнал актрису, завязался разговор. Их отношения поначалу были дружескими, но со временем сердце Елены оттаяло, и в 2005 году пара официально зарегистрировала свой брак.
Когда Цыплаковой исполнилось 50, они с мужем обвенчались в лефортовском храме Петра и Павла. Цыплакова давно стала истинно верующей христианкой и приобщила к православию и супруга. Юля, дочь Павла от первого брака, часто забегает в гости, им с Еленой есть о чем поговорить по-женски.
Елена Цыплакова сейчас
В 2020 году актриса снималась в социальной драме Владимира Котта «Уголь». Вместе с ней историю шахтерской семьи рассказывали Андрей Соколов, Виктория Толстоганова, Иван Кокорин.
Также народная артистка стала участницей осеннего проекта «Культурная линия», который ежегодно проходит в Риге. Там же, как режиссер, Цыплакова начала съемки мелодрамы «Несломленная», перебравшись затем в Калининград. По ее словам, в картине заняты светлые и потрясающие актеры: Марина Коняшкина (главная героиня), Юрий Беляев, Илья Носков. Гордится Елена и сотрудничеством с гениальным оператором Дмитрием Массом, снявшим не одну успешную картину.
В одном из недавних интервью Цыплакова с недоумением отнеслась к новшеству Берлинского кинофестиваля, который уравнял актеров и актрис, выведя «единый средний пол». Она, как человек верующий, назвала это событие «желанием людей поправить Творца, сотворившего мужчину и женщину», гендерным сумасшествием и бредом.
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter