Биография Авдотьи Смирновой
Авдотья Смирнова с самого детства мечтала о творческой жизни. Ленинград исполнил все ее мечты – дал простор для реализации в журналистике, шанс на экранизацию первого же сценария, а затем и повод для режиссерского дебюта. Даже с мужем Анатолием Чубайсом Дуню познакомил любимый город и одна из ее работ, на которые у Смирновой всегда хватало энергии.Детство
Авдотья Смирнова родилась в Москве 29 июня 1969 года. Ее родители имели непосредственное отношение к кино: мама Наталья Рудная была актрисой, а отец Андрей Смирнов – режиссером. Дедушки Авдотьи по обеим линиям были писателями.
В семье Смирнову называли Дуней, но она не любила свое имя, предпочитая представляться Кристиной или Анжелой. Имя для дочери выбрал отец, опираясь на традиции русской культуры. Другую дочь, родившуюся в браке с Рудной, он назвал Александрой.
К тому моменту, как в 1976 году Авдотья пошла в школу, ее родители развелись. Отец женился на актрисе Елене Прудниковой, в браке с которой у него позже родилось еще двое детей – дочь Аглая и сын Алексей. Смирнов поддерживал общение со старшими детьми, а девочки дружили с единокровными братом и сестрой.
Дуня хорошо училась в школе, особенно её увлекала литература. Она внимательно следила и за кинематографом, восхищаясь работами отца и матери. К выпуску из школы в 1986 году Дуня решила поступать во ВГИК, выбрав сценарный факультет. Отец не одобрил эту идею – Андрей Смирнов своими глазами видел, как тяжело и бедно жилось работникам кинематографа в те годы. Авдотья послушалась и поступила на филфак МГУ.
Творческие поиски
Лекции и семинары Смирновой не нравились, а вот журналистика ее привлекала. В интервью она вспоминала, что в то время заработков родителей едва хватало, чтобы прокормить семью, поэтому она рано начала подрабатывать: писала книжные обзоры для журналов «Афиша» и «Столица». В МГУ она познакомилась со многими творческими людьми, вместе с ними часто бывала в Ленинграде на выставках художников и квартирниках музыкантов.
В 1987 году Авдотья получила первую официальную работу – пост редактора в творческом объединении «Круг» на «Мосфильме». Заработанные средства она тратила на помощь семье и на поездки в любимый Ленинград. В поезд Авдотья садилась вечером в пятницу, после работы, чтобы к понедельнику уже вернуться в столицу. Она сдружилась с художником Тимуром Новиковым, основателями творческого объединения «Митьки» Владимиром Шинкаревым и Александром Флоренским.
В Москве она подрабатывала арт-менеджером панк-рок группы «Тупые», с музыкантами которой Дуня ездила на выступления по клубам.
В Северной столице ее захватила та творческая жизнь, о которой она так мечтала в Москве: Дуня организовывала выставки, составляла коллекции произведений художников по заказу крупных банков, сотрудничала с творческой группой «А-Я», пыталась выпускать собственную программу о кино на местном телевидении, правда, без особого успеха.
Зато именно на студии документальных фильмов в Ленинграде и состоялась судьбоносное знакомство Смирновой с режиссером Алексеем Учителем.
Первые фильмы
Учитель сразу оценил напористость и идеи молодой девушки и предложил ей вместе поработать над сценарием документального фильма «Последний герой» в память о недавно погибшем Викторе Цое. Лента, в подготовке которой Дуня приняла непосредственное участие, вышла в 1992 году. А уже через год увидела свет еще одна совместная с Алексеем Учителем работа – документальная картина «Баттерфляй», посвященная режиссеру Роману Виктюку.Вскоре Смирнова попробовала себя в игровом кино. Сперва они с Учителем хотели создать документальную ленту, посвященную балерине Ольге Спесивцевой. Но в 1991 году артистка умерла, и Смирнова и Учитель написали сценарий игрового фильма «Мания Жизели», который вышел в 1995 году.
Тогда же у Авдотьи появилась идея написать сценарий о последней любви писателя Ивана Бунина. Выбор сюжета был неслучаен – творчеством Бунина всегда увлекался ее отец, а близкие отмечали внешнее сходство писателя и Смирнова. В 1996 году она написала сценарий «Женское имя», который через год был отмечен премией Ассоциации американских сценаристов.
На основе сценария Дуни Учитель снял в 2000 году фильм «Дневник его жены», где роль Бунина исполнил Андрей Смирнов. Лента имела большой успех, получила премии «Кинотавр» и «Ника» как лучший фильм года. Уже к этому фильму, отмечали позже кинокритики, сложился сценарный почерк Смирновой: продемонстрировать зрителям срез исторической эпохи через конфликт конкретной исторической личности.
Работу над написанием сценариев Адвотья совмещала с журналистикой. В 1995 году она возглавила ИД «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге, а спустя год ушла на позицию выпускающего редактора. В 1997 году она начала работать в журнале «Столица», параллельно публикуясь в изданиях «Русский телеграф», «Vogue», «Московские новости» и других.
В 1999 году Дуня также поработала над сценарием фильма «8 ½ $». Постановщик ленты Григорий Константинопольский впоследствии получил премию за лучший режиссерский дебют.
«Школа злословия»
В 1999 году Авдотья начала работу в качестве спичрайтера в партии «Союз правых сил». Вместе с ней над текстами для политиков трудились Александр Тимофеевский и Татьяна Толстая, знакомство с которой оказалось важной вехой в карьере Дуни.
В 2002 году Авдотья и Татьяна начали вести на телеканале «Культура» шоу «Школа злословия», проходившее в формате беседы с известными людьми: журналистами, политиками, спортсменами, актерами и музыкантами. Первым гостем стал Александр Гордон.
Расцвет карьеры
В 2006 году на экраны вышел фильм «Связь», в котором Смирнова была уже не только сценаристкой, но и режиссером. Авдотья написала сценарий мелодрамы под названием «Времена года» и предложила его Учителю. Но тот уже был занят работой над лентой «Космос как предчувствие» и предложил Дуне самой поработать над картиной.В интервью она признавалась, что была в ужасе от этой идеи и взяла две недели на раздумье, но всё же решилась на новый для нее опыт. И не зря – картина, в которой снялись Михаил Пореченков и Анна Михалкова, получила премию «Кинотавра» как лучший дебют. В ленте нашлась небольшая роль и для мамы Дуни, актрисы Натальи Рудной.
В 2007 году она написала сценарий к фильму Андрея Кончаловского «Глянец» о жизни богатых жителей столицы начала нулевых. Главные роли в комедии исполнили Юлия Высоцкая и Ефим Шифрин.
Год спустя Дуня выступила автором сценария и режиссером для многосерийной драмы «Отцы и дети». На роль Павла Кирсанова Авдотья позвала своего отца.
В начале 2010-х Дуня познакомилась со сценаристкой Анной Пармас. За плечами Пармас была многолетняя работа над шоу «Осторожно, модерн!» с Дмитрием Нагиевым и Сергеем Ростом. Анна искала возможность выйти за рамки формата юмористических телепрограмм. Вместе со Смирновой она написала сценарий фильма «Два дня», который Авдотья сняла в 2011 году. Критики отмечали, что исполнители главных ролей – Федор Бондарчук и Ксения Раппопорт – в новой работе Дуни появились в совсем неожиданных и свежих образах.
Через год Пармас и Смирнова выпустили еще один сценарий – «Кококо». Комедия о жизни двух очень разных женщин в исполнении Яны Трояновой и Анны Михалковой была показана на «Кинотавтре» и собрала несколько номинаций фестиваля. Уже тогда стали очевидны принципы работы Авдотьи как режиссера – к примеру, она никогда не устраивала проб для актеров. Еще в момент написания сценария Смирнова уже знала, кому их актеров отдаст ту или иную роль.
В 2018 году Смирнова сняла драму «История одного назначения». За основу она взяла реальную историю о том, как Лев Толстой встал на защиту писаря, узнавшего о военном преступлении.
Актерство как таковое никогда не манило постановщицу. Она сыграла эпизодические роли в некоторых фильмах – например, картине «Уроки в конце весны» (1990) и ленте «Я тоже хочу» (2012), но всё же всегда предпочитала оставаться по другую сторону камеры.
Личная жизнь Авдотьи Смирновой
Впервые замуж Дуня вышла еще в 1989 году, вскоре после переезда в Ленинград. Ее избранником стал искусствовед Аркадий Ипполитов. Тогда вся светская хроника города обсуждала слухи о том, что Ипполитов предпочитал мужчин и женился только для прикрытия. Пикантности этим сплетням придавал тот факт, что долгое время вместе с Дуней и Аркадием в одной квартире жил их друг, кинокритик Александр Тимофеевский (младший).
Но Смирнова всегда настаивала, что это лишь домыслы. В 1990 году она родила сына Данилу, а спустя 5 лет брак распался. Позже режиссер вспоминала, что они с мужем очень тяжело разводились, долго не общались, но спустя много лет всё-таки наладили отношения.
После развода Дуня сосредоточилась на работе и воспитании сына. Данила с ранних лет начал увлекаться футболом и учился в школе «Зенита».
В 2003 году Смирнова начала писать речи для политика Анатолия Чубайса. Она восхищалась его человеческими качествами и относилась к нему с большим уважением. Между ними завязалась дружба, позже переросшая во влюбленность. В 2011 году Чубайс развелся с Марией Вишневской и в 2012 году женился на Дуне.
Сын Дуни Данила Ипполитов в качестве вратаря завоевал чемпионские титулы Европы (2012) и мира (2013) в составе команды страны по пляжному футболу. В 2015 году он завершил спортивную карьеру и занялся продюсированием – сначала музыкальных клипов, а затем фильмов и сериалов.
Благотворительность
В 2012 году Дуня Смирнова основала благотворительный фонд «Выход» для помощи детям-аутистам и их родителям. На это ее вдохновила работа ее подруги Любови Аркус, которая сняла в 2012 году документальный фильм «Антон тут рядом» о молодом человеке с аутизмом, оставшимся без матери и вынужденного скитаться по приютам.
На базе фонда «Выход» был создано несколько программ: информационный курс для родителей детей-аутистов, мастер-классы с международными экспертами, кинопоказы, адаптированные для детей с особенностями развития. Кроме того, специалисты фонда помогали семьям закупить необходимое медицинское оборудование и наладить контакт с государством в части защиты гражданских прав.
Авдотья Смирнова сейчас
В 2021 году в эфире «Первого канала» вышел сериал «Вертинский» о жизни знаменитого шансонье и актёра Александра Вертинского. Сценарий драмы написали Анна Пармас и Авдотья Смирнова, режиссером выступила сама Дуня. Замысел проекта принадлежал Анастасии Вертинской и Константину Эрнсту. На главную роль Авдотья пригасила актера Алексея Филимонова. Сериал получил положительные отзывы зрителей.
Кроме того, Смирнова готовила к выходу комедийный сериал «Товарищ Майор» о ФСБшнике, который к выходу на пенсию внезапно осознал, что можно не терроризировать людей, а помогать им.
Интересные факты
Дед Дуни по отцовской линии, писатель Сергей Смирнов, присоединился в 1958 году к травле Бориса Пастернака за присуждение ему Нобелевской премии. Авдотья настолько прониклась этой историей, что много лет спустя при встрече с внучкой писателя Еленой Пастернак попросила у нее прощения. Затем она повторно раскаялась в поступке деда в эфире выпуска «Школы злословия» с Пастернак. В общей сложности она попросила у Елены прощения пять раз.Важные даты в жизни
- 1986 год – поступила в МГУ
- 1987 год – начала работать в объединении «Круг» на «Мосфильме»
- 1989 год – перешла на театроведческое отделение ГИТИСа
- 1989 год – переехала в Ленинград
- 1990 год – родила сына Данилу
- 1992 год – выступила в качестве сценариста для фильма «Последний герой»
- 1995 год – написала сценарий для фильма «Мания Жизели»
- 1995 год – стала директором ИД «Коммерсантъ» в Санкт-Петербурге
- 1999 год – начала работать спичрайтером
- 2000 год – вышел фильм по сценарию Смирновой «Дневник его жены»
- 2002 год – стала соведущей «Школы злословия»
- 2003 год – написала сценарий к фильму Алексея Учителя «Прогулка»
- 2003 год – начала писать тексты для Анатолия Чубайса
- 2006 год – выпустила режиссерский дебют, фильм «Связь»
- 2008 год – сняла многосерийный фильм «Отцы и дети»
- 2011 год – стала режиссером фильма «Два дня»
- 2012 год – сняла комедию «Кококо»
- 2012 год – вышла замуж за Анатолия Чубайса
- 2012 год – основала благотворительный фонд «Выход»
- 2018 год – выпустила драму «История одного назначения»
- 2021 год – сняла сериал «Вертинский»
Лучшие фильмы
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter