Куросава назвал этот фильм «одним из самых красивых, которые он когда-либо смотрел» — Спилберг и Аллен с ним согласны

Есть фильмы, которые просто рассказывают историю. А бывает кино, которое чувствуешь. «400 ударов» (1959) — как раз из таких.

Почему черно-белая картина о французском подростке, снятая более 60 лет назад, до сих пор волнует сердца людей? Давайте разбираться вместе с редакцией uznayvse.ru.

Не просто «история о трудном ребенке»

«400 ударов» смело выходит за рамки обычной мрачной драмы, превращаясь в пульсирующую историю о неукротимой юности. В центре сюжета — подросток Антуан Дуанель (Жан-Пьер Лео). Режиссер Франсуа Трюффо следует за ним с дотошностью документалиста, показывая, как равнодушная система и непонимающие родители могут загнать ребенка в исправительное учреждение.
Школьный класс, несколько мальчиков сидят за партами, один из них серьезно смотрит в камеру
Кадр из фильма "400 ударов"
Источник:
Оригинальное название «Les Quatre Cents Coups», означающее «вести себя вызывающе» или «шалить», точно отражает дух героя, его бунтарство против мира взрослых. Для Трюффо это не просто история на экране: он сам вырос в неблагополучной семье, не раз сбегал из дома, даже побывал в колонии.

При этом режиссер не сгущает краски, а показывает детство без прикрас и лишнего пафоса. Недаром Роджер Эберт назвал «400 ударов» «одной из самых трогательных историй, когда-либо написанных о подростке».

Как Трюффо спас французское кино

1950-е годы для французского кино были, мягко говоря, скучными. Студии штамповали однотипные драмы, полные вычурности и театральных поз. И тут появляется Трюффо со своим живым и искренним фильмом, который разносит все традиционные правила съемки.
Режиссер Франсуа Трюффо с ладонями, сложенными козырьком над лицом
Режиссер Франсуа Трюффо
Источник:
В «400 ударах» камера находится в постоянном движении — словно она подглядывает за героями, создавая эффект присутствия. Отказ от студийных декораций в пользу натурных съемок позволяет Трюффо передать истинную атмосферу города: естественный свет и дерзкий «рваный монтаж» погружают зрителя в мир парижских улиц, где каждый порыв ветра оживляет серые переулки. Этот стиль положил начало «новой волне» и изменил кинематограф навсегда.

«Мы не видели во Франции кино, которое бы так блестяще и поразительно демонстрировало взрыв свежего творческого таланта в области режиссуры», — рассказывает Босли Кроутер в рецензии для The New York Times.

Париж как главный герой

С первых кадров «400 ударов» становится ясно: Трюффо воспевает Париж, превращая его в полноценного персонажа фильма. Даже в самые мрачные моменты повествования столица сохраняет свое завораживающее очарование.

Вот Антуан в утреннем холоде разбивает лед в фонтане у церкви Сент-Трините — всего лишь мгновение, но такое живое. А вот он с другом отправляется на Елисейские поля, в знаменитый универмаг, где их ждет первое преступление.
Два мальчика бегут по парижской улице, вокруг них прохожие и голуби
Париж как главный герой
Источник:
Камера скользит по городским улицам, заглядывает в метро — станция со временем изменилась, но дух ушедшей эпохи все еще читается в этих кадрах. Красота «монохромного» города тех лет, о которой пишет Time Out, до сих пор живо волнует сердца киноманов.

«Чувства накатывают стремительно: Париж, конец пятидесятых, Франция, которой больше нет (или есть?), 13 лет — поворотный момент юности и неутолимая жажда свободы…» — пишет журналистка Агнес Пуарье.

Финал, который невозможно забыть

Если бы «400 ударов» был просто историей о проблемном подростке, он бы затерялся среди тысяч других. Но у фильма есть финал, который не отпускает. Последний кадр — застывшее лицо Антуана, стоящего на берегу океана. Он бежал к свободе, но теперь не знает, что делать дальше. Что будет с ним? Что будет со всеми нами? Этот вопрос остается открытым.
Мальчик стоит на берегу океана и смотрит вдаль, на заднем плане видна яхта
Финал фильма "400 ударов"
Источник:
«Одним стоп-кадром Трюффо определил все новаторское во Французской новой волне. Вы никогда не забудете взгляд Антуана на камеру. Возможно, это конец пути Антуана в этом фильме, но для Трюффо и Лео это было только начало», — рассуждает Адам Сковелл в статье для BFI.

Фильм, изменивший кино и вдохновивший великих

«400 ударов» примечателен по многим причинам. Он считается одним из первых автобиографических коммерческих фильмов. История, основанная на личном опыте режиссера, показала реальную жизнь без прикрас, что было редкостью для того времени. Неудивительно, что фильм попал в список номинантов премии «Оскар» и получил шесть наград на других кинофестивалях.

Картина Трюффо оставила глубокий след в мировом кино, вдохновив целое поколение режиссеров. Так, Акира Куросава называл «400 ударов» «одним из самых красивых фильмов, которые он когда-либо видел» — и с этим трудно поспорить.
Мальчик бежит по песку к океану, рядом с ним едет автомобиль со съёмочной группой
Съёмки фильма "400 ударов"
Источник:
Влияние французского классика заметно и в ранних работах Стивена Спилберга — отголоски стиля Трюффо можно уловить в «Империи солнца» и «Близких контактах третьей степени», как отмечает The Script Lab.

На этом список поклонников не заканчивается. Вуди Аллен не раз признавался, что именно у Трюффо научился тонкостям работы с характером и атмосферой.

Спустя десятилетия «400 ударов» все еще задают тон в кино. Современные истории взросления, такие как «Отрочество» Ричарда Линклейтера и «Леди Бёрд» Греты Гервиг, во многом наследуют трюффовскую искренность, уделяя особое внимание деталям и внутренним переживаниям героев. Именно эти приемы когда-то смело ввел в кинематограф французский мэтр.

Признание зрителей и критиков — фильм, ставший классикой

Не только легендарные постановщики влюбились в этот фильм. Зрители тоже оценили его мощь и по сей день продолжают ставить ему высшие оценки. Так, на Rotten Tomatoes пользователи дали картине 99% «свежести» — редкий случай, когда фильм считается практически идеальным.
Четыреста ударов – Трейлер
А на IMDB у ленты 8.1 балл из 10 — для черно-белой французской драмы это фантастический показатель. «Редко встречается фильм, способный произвести на меня сильное впечатление, но Трюффо с его «400 ударами» удалось лишить меня дара речи и погрузить в глубокие раздумья», — пишет один из пользователей платформы.

Почему этот фильм стоит посмотреть прямо сейчас

Вы можете не любить артхаус. Вы можете не интересоваться французской новой волной. Но «400 ударов» — это не просто кино, а опыт. Это честная, простая и пронзительная история о подростке, которого не замечает весь мир.

Она не потеряла своей актуальности за 60 лет и вряд ли потеряет еще через 60. И если Куросава, Спилберг и Аллен в один голос называют этот фильм великим — может, пора убедиться в этом воочию?

А вы смотрели «400 ударов»? Как вам кажется, что означает последний кадр фильма? Делитесь своим мнением в комментариях!