Для Самы (2019)
Как объяснить ребенку, почему его родители добровольно остались в зоне боевых действий? Именно на этот вопрос пыталась ответить режиссер Ваад Аль-Катиб, снимая фильм для своей дочери Самы. Через объектив камеры она запечатлела самые трагичные моменты их жизни в осажденном Алеппо: роды под звуки взрывов, разрушенные больницы, отчаянные попытки людей спастись.Чтобы сохранить эти кадры, режиссеру приходилось скрывать записи от военных, рискуя собственной жизнью. Но ее усилия не прошли даром — картина потрясла зрителей по всему миру. Лента завоевала премию BAFTA, была номинирована на «Оскар» и собрала впечатляющие 98% «свежести» на Rotten Tomatoes.

Источник:
imdb.com
Несмотря на разногласия, «Для Самы» — это фильм, который невозможно забыть. Он не просто рассказывает историю, а заставляет задуматься о том, какие решения приходится принимать людям в экстремальных обстоятельствах.
Миражи любви (1986)
Любовь и искусство — могут ли они существовать отдельно? Главный герой Муфаззал — гончар, чьи работы поражают своей красотой. Но когда он сталкивается с выбором между ремеслом и чувствами, оказывается, что даже талант не всегда может спасти сердце от боли.Этот фильм — результат уникального сотрудничества сирийских и советских кинематографистов. Причем съемки проходили сразу в трех странах: Таджикистане, Кыргызстане и Сирии. Картины, снятые в этом тандеме, сегодня выглядят как настоящие артефакты.
Интересный факт: когда сирийские продюсеры увидели черновой монтаж, они заявили, что фильму не хватает откровенности. После долгих дискуссий съемочная группа решила добавить любовную сцену, но советские зрители так и не увидели ее на экранах.

Источник:
kinorium.com
Мариам (2013)
Три истории, три эпохи, три судьбы женщин, живущих в мире, где выбор всегда дается с болью. Фильм Базиля Аль-Хатиба переносит зрителя в 1918, 1967 и 2012 годы, показывая, как каждая из трех Мариам сталкивается с войной, запретной любовью и борьбой за свое будущее.«Некоторые сцены снимались в очень опасных местах, поблизости бушевали бои. Мы выходили на съемки и не знали, вернемся ли мы домой живыми тем вечером», — рассказывает режиссер.
Пустыни, улицы Дамаска, традиции, от которых не сбежать — эта лента не просто о страданиях, а о человеческой стойкости. «Он прославляет сирийских женщин», — заключает Аль-Хатиб.

Источник:
kinorium.com
Мечты города (1984)
«Мечты города» — словно машина времени, переносящая нас в Дамаск 50-х годов. Мы видим город глазами маленького Диба, который мечтает о лучшей жизни. Каково быть ребенком в мире, который не оставляет шансов на светлое будущее? Политические перевороты, нищета и семейные драмы становятся для Диба непреодолимыми преградами.Дамаск в этой ленте живой, пыльный, полный звуков и запахов восточных специй. Камера полностью погружает зрителя в этот мир, помогая почувствовать его душу. «Замечательные арабские актеры достоверно передают жизнь в неспокойную, но более мирную и невинную эпоху на Ближнем Востоке», — комментирует один из пользователей платформы IMDb.
Кстати, режиссер фильма Мохаммад Малас в конце 60-х учился во ВГИКе, а после вернулся на родину, чтобы снять свой первый полнометражный фильм. Так что в «Мечтах города» можно уловить и отголоски советской киношколы.

Источник:
mubi.com
Азиза (2019)
Если вам кажется, что сирийское кино — это только слезы и трагедии, то «Азиза» вас удивит. Эта картина — странная смесь драмы и комедии, в центре которой находится… сломанная машина. Да-да, главные герои пытаются разобраться с техникой, но их проблемы явно глубже, чем кажется на первый взгляд.«Смешной, едкий и, в конечном счете, трогательный, неортодоксальный кинематографический портрет жизни среди сирийских беженцев», — пишет критик Нил Кендрикс для издания Independent Magazine.
Несмотря на всего лишь 13-минутный хронометраж, в фильме передана вся боль и абсурдность жизни людей, оказавшихся в ловушке войны. Короткий, но мощный фильм покорил жюри «Сандэнса» и получил Гран-при фестиваля.

Источник:
rottentomatoes.com
Пещера (2019)
Представьте, что вам нужно управлять больницей, но не хватает лекарств, персонала, а за окном — война. «Пещера» рассказывает о враче Амани Баллур, которая, несмотря на жестокие традиции и смертельные угрозы, становится руководителем импровизированной подземной клиники в Восточной Гуте. В стране, где женщинам редко доверяют лидерские позиции, Амани борется не только за жизни пациентов, но и за право быть услышанной.Этот документальный фильм не только получил номинацию на «Оскар», но и собрал 97% положительных рецензий на Rotten Tomatoes — зрители и критики были единодушны в его оценке.
«Я хотела изменить это представление о женщинах. Я хотела доказать, что женщины могут делать больше, могут руководить, могут делать все», — рассказала Баллур в интервью ABC News.

Источник:
kinorium.com
Какой из этих фильмов заставил вас задуматься? Или, может быть, вы уже видели один из них? Делитесь в комментариях – обсудим!