Биография Акира Куросавы
Акира Куросава – один из самых прославленных японских кинорежиссеров и сценаристов, снискавший мировое уважение и признание благодаря своим уникальным киноработам – идеально выстроенным, новаторски скомпонованным, наполненным глубоким смыслом и восточной мудростью. «Самый западный из восточных авторов» – так называют его ценители киноискусства.
Главной заслугой режиссера, названного CNN «Азиатом века», считают то, что он сблизил в своем творчестве культуру Востока и Запада.
Детство и юность
Будущий кинематографический гений появился на свет 23 марта 1910 года в столице Японии. Его мама, девушка из купеческой семьи, занималась домом и детьми. Всего их было восемь: двое к тому времени уже выросли и жили отдельно, один ребенок умер, а три дочери и два сына, Акира и старший его на 4 года Хейго, жили под родительской крышей. Отец, бывший военный и потомок рода самураев, работал директором средней школы с уклоном в физическую и военную подготовку.
В 1923 году в Токио и окрестностях произошло сильное землетрясение, известное как Канто, ставшее причиной масштабных разрушений и гибели сотен тысяч людей. 13-летний Акира вместе с братом посещал места этой трагедии, видел воочию ее страшные последствия и испытал огромное потрясение. К счастью, семья мальчика не пострадала, но им пришлось на год переехать в префектуру Акита. Здесь он впервые познал красоту природы и твердо решил поступать в художественное училище.

Поиски себя
Вернувшись в Токио в 1924 году, Куросава стал учеником школы западной живописи Doshusha («Досюся») и начал готовиться к поступлению в художественный университет. Увы, когда в 1927 году он попытался поступить в Токийскую художественную школу, ему ответили отказом. Юноша не бросил занятия живописью, и в 1928 году одна из его картин, «Сэйбуцу» (в переводе, «живые организмы»), была принята на выставку «Ника-Экзибишн». Год спустя 19-летний художник примкнул к сообществу «Японская ассоциация пролетарского искусства», увлеченному идеями марксизма, хлынувшими со стороны СССР.

Акира Куросава и кинематограф
Эта трагедия заставила Акиру пересмотреть свои взгляды на жизнь. Тяжело пережив уход брата, он решил связать жизнь с кинематографом, как и Хейго. В 1936 году он стал ассистентом режиссера Ямамото Кадзиро, затем попробовал себя в написании сценариев, а чуть позже получил должность режиссера-стажера на студии «Тохо».
Первый его художественный фильм «Легенда о великом мастере дзюдо», о японских дзюдоистах 1880-х годов, вышел в 1943-м. Затем последовали ленты «Самые красивые», «Идущие за хвостом тигра», «Без сожалений о нашей юности», «Творящие завтрашний день». Фильмы увидели свет в сложные для Японии военные годы, однако Куросава старался избегать милитаристской тематики. А фильм «Самые красивые» и вовсе пронизан духом антимилитаризма – в нем описывались будни молодых работниц фабрики военного завода.

Мировая слава мастера режиссуры и его победы на престижных фестивалях начались в выходом ленты «Расемон», поставленной им по рассказав японского классика Акутагавы Рюноскэ «В чаще» и «Ворота Расемон». Работа, наполненная глубоким смыслом, представила четыре версии одного преступления, рассказанные вдовой самурая, самим самураем, свидетелями и убийцей. В 1951 году эта киноработа была удостоена гран-при Венецианского кинофестиваля, затем завоевала «Оскар».



Сюжет «Семи самураев» стал современной классикой. В 1960 году в Голливуде сняли адаптацию киноленты – знаменитый вестерн «Великолепная семерка», а в 2016-м появился его одноименный ремейк (не снискавший большой популярности). Писатель Стивен Кинг вдохновлялся фильмом Куросавы при создании пятой книги из цикла «Темная башня».

Среди культовых лент «императора», как называли режиссера за строжайшую дисциплину, царящую во время съемок его картин, следует упомянуть «Три негодяя в скрытой крепости» (1958). Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас признавал влияние этой картины на сюжетную линию его знаменитых франшиз.

В 1963 вышел еще один фильм Куросавы, ставший классикой: драма «Рай и ад». Ее главный герой, преуспевающий бизнесмен, был поставлен перед сложным выбором: выплатить ли выкуп похитителям, которые по ошибке вместо его сына украли сына его шофера.
Два года спустя вышла «Красная борода» – одновременно последний черно-белый фильм Куросавы и последний фильм, в котором режиссер работал с Тосиро Мифунэ. В нем молодой врач попадает «по распределению» в сельскую больницу, где знакомится со старшим и опытным коллегой, суровым и деспотичным. С ходом событий ему предстоит выяснить, что же на самом деле скрывается за маской тирана.


Высокие оценки получили также самурайские исторические эпопеи Куросавы «Кагемуся: Тень воина» и «Ран» («Смута»). Первая принесла своему автору «Оскар», «Сезар», «Золотую пальмовую ветвь». Вторая, где за основу режиссер использовал шекспировскую пьесу «Король Лир», – премию BAFTA-1987.Куросава вообще на меня и по сей день производит оглушительное впечатление. Это один из немногих режиссеров, обладающих истинным чувством трагического.
Личная жизнь Акиры Куросавы
Великий режиссер был счастливо женат. Он связал себя узами брака с актрисой Ягути Йоко в 1944 году, сразу после выхода его картины «Самые красивые», где она сыграла ведущую роль. В 1945 году у пары родился первенец, сын Хисао, в 1954 году – дочь Казуко.
Любимым режиссером Куросавы был Джон Форд («Тихий человек», «Гроздья гнева», «Как зелена была моя долина», «Осведомитель»), художником – Ван-Гог и Тулуэ-Лотрек.
Последние годы жизни
В 80-летнем возрасте кинорежиссер снял состоящий из 7-ми частей фильм «Сны Акиры куросавы». Он содержал размышления классика кино о природе человека, о тайнах красоты, смерти, жизни и задумывался им как последний. В нем появился Мартин Скорсезе – в роли Ван Гога.
