Биография Пола Томаса Андерсона
Пол Томас Андерсон – один из самых влиятельных режиссёров современного кинематографа. Он – мастер психологических драм, а предметом анализа в его работах становятся сломленные люди, дисфункциональные семьи и поиск искупления.Среди его культовых работ: «Ночи в стиле буги» (Boogie Nights, 1997), «Магнолия» (Magnolia, 1999), «Нефть» (There Will Be Blood, 2007), «Мастер» (The Master, 2012), «Призрачная нить» (Phantom Thread, 2017), «Лакричная пицца» (Licorice Pizza, 2021) и эпический триллер «Битва за битвой» (One Battle After Another, 2025).

Источник:
slate.com
Детство и семья
Пол Томас Андерсон родился 26 июня 1970 года в Студио-Сити, пригороде Лос-Анджелеса, в многодетной семье Эрни Андерсона и Эдвины Гоу. Помимо Пола, супруги воспитывали восьмерых его братьев и сестёр: трое родных плюс пятеро единокровных от первого брака отца.Его отец – настоящая легенда американского телевидения. Сначала он прославился в Огайо как ведущий местной радиостанции WHK. А в 1960-х Эрни вёл ночное телешоу ужасов в Кливленде под псевдонимом Гуларди – странный, эксцентричный персонаж с приклеенной бородкой, который издевался над дешёвыми фильмами категории B прямо во время показа.
В 1970-х семья переехала в Калифорнию. Отец стал голосом телеканала ABC и начал зарабатывать более миллиона долларов в год.
Атмосфера в семье была непростой. У Пола сложились трудные отношения с мамой, и об этой теме он предпочитает не говорить публично. Зато с отцом была полная близость – Эрни всячески поддерживал сына и вдохновлял его стать писателем или режиссёром. Именно отец первым на их улице купил видеомагнитофон, открыв мальчику доступ к бесконечной библиотеке фильмов.

После школы Андерсон пробовал разные пути. Сначала поступил в Санта-Моника-колледж, затем провёл два семестра в Emerson College в Бостоне, где изучал английский язык. Там его преподавателем был легендарный писатель Дэвид Фостер Уоллес, автор «Бесконечной шутки». Но образование быстро разочаровало Пола – он чувствовал, что учёба превращает кинопроизводство в «домашнее задание и рутину».
В Нью-Йоркском университете Андерсон продержался всего два дня. Ходили слухи, что в качестве итоговой работы на курсе он сдал работу драматурга и лауреата Пулитцеровской премии Дэвида Мамета под видом своей, получил оценку «C» и понял: зачем учиться у тех, кто ставит тройки Мамету? После этого он бросил киношколу.
Карьера
Первые триумфы
Университетами Андерсона стала работа на съёмочных площадка телешоу, рекламы и музыкальных клипов, где он набирался практического опыта. А вместо дипломного проекта он решил снять собственный короткометражный фильм «Сигареты и кофе» (Cigarettes & Coffee, 1993).На бюджет в $10 тысяч, собранный из выигрышей в азартные игры, кредитной карты подруги и денег отца, отложенных на учёбу Пола, он снял 20-минутную историю о пяти персонажах, сюжетные линии которых связываются через двадцатидолларовую купюру.
Андерсон взял свою короткометражку и расширил историю до полного метра. Так появился его дебют «Сидней» (позже переименованный в «Роковую восьмёрку», Hard Eight, 1996) – нуарный триллер о пожилом профессиональном игроке в казино, который берёт под крыло молодого неудачника. Филип Бейкер Холл, Джон Си Райли, Гвинет Пэлтроу и совсем ещё молодой Филип Сеймур Хоффман – этот ансамбль стал основой будущей «труппы» Андерсона, с которой он будет работать годами.
Но студия Rysher Entertainment перемонтировала фильм против воли режиссёра. Андерсон, не сдаваясь, сам подал свою версию на Каннский фестиваль 1996 года, а затем собрал $200 тысяч долларов (включая деньги от актёров Холла, Райли и Пэлтроу), чтобы выпустить свою версию. Известный кинокритик Роджер Эберт писал «Такие фильмы, как Hard Eight, напоминают нам, какими оригинальными и притягательными могут быть киноперсонажи».

Источник:
imdb.com
Прорыв
Работая над первым фильмом, Андерсон уже писал сценарий второго – и завершил его в 1995 году. Результатом стали «Ночи в стиле буги» (1997), расширенная версия его студенческой короткометражки про порноактёра «История Дирка Диглера».Фильм погружал зрителей в золотую эру порноиндустрии конца 1970-х и рассказывал о юноше-посудомойщике, который становится звездой под сценическим псевдонимом.
Президент New Line Cinema Майкл Де Лука, прочитав сценарий, был в восторге. «Ночи в стиле буги» вышли 10 октября 1997 года и мгновенно стали культовыми. Фильм возродил карьеру Бёрта Рейнольдса и сделал звёздами Марка Уолберга и Джулианну Мур. Критики восхищались тем, как Андерсон показывает упадок и воскрешение своих героев – например, самоубийство и убийство сняты почти одним непрерывным кадром.

Источник:
imdb.com
Магнолия
После успеха «Ночей в стиле буги» New Line дала Андерсону карт-бланш. Он хотел снять что-то «интимное и камерное», но сценарий «всё продолжал расти». Так появилась трёхчасовая «Магнолия» (1999) – девять переплетённых историй об одиноких, сломленных людях в долине Сан-Фернандо, которые пытаются вырваться из ловушки прошлого.Фильм поражал масштабом и дерзостью. Здесь были умирающий ведущий телешоу (Филип Бейкер Холл), страдающая от вины жена миллионера (Джулианна Мур), наглый гуру соблазнения (Том Круз в номинированной на «Оскар» роли), полицейский-неудачник (Джон Си Райли). И всё это завершается библейским дождём из лягушек – отсылкой к книге Исход. Сам Андерсон позже говорил:
Картина умирающего продюсера Эрла Партриджа в «Магнолии» напрямую говорит о смерти отца Андерсона от рака в 1997 году.Пол Томас АндерсонУ меня такое чувство, что «Магнолия» – к лучшему или худшему – лучший фильм, который я когда-либо сниму.
После двух масштабных эпосов Андерсон неожиданно свернул в сторону минимализма. «Любовь, сбивающая с ног» (Punch-Drunk Love, 2002) – короткая по его меркам (всего 90 минут) романтическая комедия-драма с Адамом Сэндлером в главной роли. Сэндлер играет Барри Игана, застенчивого владельца компании по продаже сантехники, которого окружают семь сестёр. Барри звонит на секс-линию от одиночества, влюбляется, разбивает стеклянные двери и сам не понимает, что с ним происходит.
Нефть
Пять лет режиссёр молчал. И вернулся с «Нефтью» (There Will Be Blood, 2007), самым масштабным и мрачным фильмом в своей фильмографии. Картина, весьма вольно трактовавшая роман Эптона Синклера «Нефть!», рассказывает историю Дэниела Плейнвью, безжалостного нефтедобытчика в Калифорнии начала XX века. Дэниел одержим богатством, властью и ненавидит людей.Сыгравший его Дэниел Дэй-Льюис создал монументальную, почти библейскую фигуру – и получил свой второй «Оскар» за лучшую мужскую роль. Сам Андерсон заработал восемь номинаций на «Оскар», включая за лучший фильм, режиссуру и адаптированный сценарий. Критики сравнивали «Нефть» с такими шедеврами, как «Гражданин Кейн» и «Гигант». Сегодня этот фильм часто называют одним из величайших в истории кино XXI века.

Источник:
imdb.com
Мастер
После «Нефти» Андерсон пять лет вынашивал идею следующего фильма. Так появился «Мастер» (The Master, 2012) – самая загадочная и эмоционально насыщенная работа режиссёра.Фильм рассказывает о ветеране Второй мировой Фредди Кэлле (Хоакин Феникс), алкоголике с посттравматическим расстройством, который встречает харизматичного лидера секты Ланкастера Додда (Филип Сеймур Хоффман).
Феникс и Хоффман получили премию за лучшую мужскую роль на Венецианском фестивале (причём поделили награду), а картина завоевала Серебряного льва за режиссуру.
Андерсон считает «Мастера» своим любимым фильмом:
Пол Томас АндерсонКоличество эмоций, которые я и они – Фил, Хоакин, Эми Адамс – вложили в него... Я не уверен, что он полностью успешен. Но для меня это правильно. Я действительно горжусь им.
От Пинчона до моды
В 2014 году Андерсон впервые экранизировал Томаса Пинчона – культового писателя, который до этого никому не давал прав на киноадаптацию своих работ. «Врождённый порок» (Inherent Vice) – психоделическая детективная комедия о частном сыщике-наркомане Доке Спортелло (снова Хоакин Феникс), который расследует исчезновение бывшей подруги в Лос-Анджелесе 1970-х. Фильм – сюрреалистичный, запутанный, местами абсурдный, но пропитанный меланхолией по ушедшей эпохе.«Призрачная нить» (Phantom Thread, 2017) вернула Андерсона к сотрудничеству с Дэниелом Дэй-Льюисом, который объявил, что это его последняя роль. Дэй-Льюис играл Рейнолдса Вудкока, портного-перфекциониста из Лондона 1950-х. Его жизнь переворачивается, когда он влюбляется в молодую официантку Альму (Вики Крипс).
Идея фильма пришла Андерсону, когда он болел гриппом, а его партнёрша Майя Рудольф ухаживала за ним с такой нежностью, что он подумал: «Интересно, а не хочет ли она держать меня в таком состоянии неделю-другую?». Так родилась история токсичных, но притягательных отношений. Фильм получил шесть номинаций на «Оскар», включая лучший фильм.

Источник:
imdb.com
Это самый светлый, беззаботный фильм Андерсона – почти без тёмных углов, которыми полнились его ранние работы. Картина получила три номинации на «Оскар» и стала данью уважения тому местечку, в котором рос сам режиссёр.
Режиссёрский почерк и любимые актёры
Стиль Андерсона узнаваем мгновенно: постоянно движущаяся камера, длинные последовательные планы, использование широкоформатной плёнки (65 мм в «Мастере», 70 мм в «Нефти»), невероятное внимание к деталям.Он известен своими сложными сценами, например, знаменитая сцена в ночном клубе в «Ночах в стиле буги», снятая одним непрерывным планом, потребовала целой ночи съёмок со страховочной бригадой операторов.
Андерсон говорит:
Музыка для Андерсона – такой же важный элемент, как и изображение. Впервые он пришёл к этой мысли, когда смотрел сцену из «Заводного апельсина» Кубрика, где Алекс, жестоко расправляясь с прохожим, поёт песню Фрэнка Синатры. С тех пор Андерсон использует музыку как контрапункт, создавая напряжение между настроением и реальностью.Пол Томас АндерсонЭти длинные, сложные трекинговые кадры очень весело снимать. Актёры их любят. Актёрская игра в кино обычно такая раздроблённая. Для них это просто весело – по-настоящему проиграть что-то от начала до конца, дать этому дышать.
Оператором большинства фильмов Андерсона был Роберт Элсвит (исключение – «Мастер», снятый Михаем Малаймаре-младшим, и «Призрачная нить», где Андерсон сам выступил оператором). Композиторами были Джон Брайон («Магнолия», «Любовь, сбивающая с ног») и Джонни Гринвуд (все фильмы, начиная с «Нефти»). Художником по костюмам почти всегда выступает Марк Бриджес.
Андерсон часто снимает музыкальные клипы. Например, для Фионы Эппл (с которой встречался с 1997 по 2002 год), Radiohead, HAIM, Джоанны Ньюсом. В 2015 году снял документалку «Джунун» (Junun) о записи альбома Джонни Гринвуда в Индии.
Личная жизнь и хобби
С ноября 2001 года Пол Томас Андерсон живёт с актрисой и комедианткой Майей Рудольф, звездой Saturday Night Live. Они познакомились благодаря SNL – в 2000 году Андерсон снял скетч с Беном Аффлеком для шоу. По словам Майи, она не хочет раскрывать, как именно они встретились: «Это милая история... Слишком личная. Не хочу делиться».Хотя пара официально не жената, Майя называет Андерсона своим мужем. Как она объяснила New York Times: «Люди понимают, что это значит. Это значит, что он отец моих детей, я живу с ним, мы пара, и мы никуда не денемся друг от друга». Андерсон в интервью признавался, что Майя заставляет его «падать от смеха каждый день».

Источник:
oprahdaily.com
Майя появлялась в фильмах Андерсона «Врождённый порок» и «Лакричная пицца». В последнем в принципе снялась вся семья режиссёра, включая детей.
Андерсон редко даёт интервью и крайне сдержан в публичных высказываниях. Он ненавидит светскую жизнь, не сидит в социальных сетях и избегает голливудских тусовок. В 2012 году The Guardian назвал его «самым преданным кинематографу режиссёром своего поколения» именно за это презрение к самопиару.
Его хобби – кино. Андерсон обожает смотреть фильмы, особенно классику. Среди любимых режиссёров – Роберт Олтмен, Джонатан Демм (как-то он сказал, что три режиссёра, которые повлияли на него больше всего – это Джонатан Демм, Джонатан Демм и Джонатан Демм), Мартин Скорсезе, Стэнли Кубрик, Ларс фон Триер. Любимые фильмы: «Плохой день в Блэк-Роке», «Доктор Стрейнджлав», «Нэшвилл», «Молчание ягнят», «Гунда», «Барри Линдон».
Пол Томас Андерсон сейчас
В сентябре 2025 года в прокат вышел десятый полнометражный фильм Андерсона – «Битва за битвой» (One Battle After Another). Это его самый дорогой и масштабный проект с бюджетом около $175 миллионов (Warner Bros. заявляет о $130 миллионах). Впервые за всю карьеру Андерсон работал с настоящей голливудской звездой – Леонардо ДиКаприо, получившим свой стандартный гонорар в $20 миллионов.Фильм снят по мотивам романа Томаса Пинчона «Виниленд» (1990), хотя Андерсон признаётся, что «с благословением Пинчона украл части, которые действительно откликались мне, и начал соединять все эти идеи вместе».

Источник:
imdb.com
Фильм снят на 35-мм плёнку с использованием камер VistaVision. Примечательно, что это первый фильм Андерсона с 1997 года («Ночи в стиле буги»), который прошёл тестовые показы для зрителей – на основе отзывов режиссёр вырезал 8-10 минут.
За первый уикенд фильм собрал $22 миллиона в США и Канаде – лучший старт в карьере Андерсона. К 28 сентября мировые сборы составили $48,5 миллионов. Критики отмечали, что это первый по-настоящему развлекательный блокбастер Андерсона.
Интересно, что дебютантка Чейз Инфинити, играющая дочь героя ДиКаприо, сразу нашла общий язык с режиссёром. Андерсон известен умением открывать новые таланты – он сделал это с Марком Уолбергом, Адамом Сэндлером, Аланой Хаим и теперь с Купером Хоффманом и Чейз Инфинити.
Возможно, на «Оскаре» 2026 года «Битва за битвой» принесёт Андерсону долгожданную статуэтку. Фильм называли фаворитом в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр» и «Лучший адаптированный сценарий». Впрочем, Андерсон никогда не гнался за наградами – для него важнее создавать честное, эмоциональное кино, которое будет жить десятилетиями.
Пол Томас Андерсон: последние новости и статьи
-
Новый фильм с Ди Каприо провалился в прокате в дебютный уикэнд
29 сен 2025 -
Дэниел Дей-Льюис пошутил на тему своего возвращения в кино
28 сен 2025 -
Пол Томас Андерсон мечтает снять фильм из серии "Миссия невыполнима"
25 сен 2025 -
Мартин Скорсезе похвалил новую картину с Леонардо Ди Каприо
24 сен 2025