Карабас-Барабас, зажигающий звезды: 7 историй, которые скрывались за успехом Юрия Айзеншписа

10 Ноя 2021
73
Ему хватило всего восемь месяцев, чтобы навсегда завоевать титул самого известного продюсера нашей огромной страны. Даже после смерти имя Юрия Айзеншписа ассоциируется с умением сделать звезду практически на ровном месте.

Это отнюдь не история успеха, к которому люди идут год за годом. Нет, скорее — это история о везении, таланте убеждения, удаче и любви к авантюрам. Сегодня Юрию Айзеншпису могло бы исполниться 76 лет. Однако он ушел в 60, ушел так же стремительно и внезапно, как и жил.

Редакция uznayvse.ru собрала семь интересных фактов из жизни «великого комбинатора».
Предпринимательская жилка обнаружилась у Юрия Айзеншписа с юных лет
Предпринимательская жилка обнаружилась у Юрия Айзеншписа с юных лет

Из меломанов и фарцовщиков — в тюрьму

Организаторские способности проявились у Айзеншписа с юности: не имея особых музыкальных талантов, он легко сумел собрать в 60-е годы рок-группу. Начинающему продюсеру (а в те годы в СССР не было даже такого понятия) удалось достать все необходимые инструменты, организовать концерты и даже раскрутить коллектив на Западе. Во всяком случае там сравнивали московскую группу «Сокол» с «Битлз».

Однако не только музыкальная сфера привлекала молодого человека. Природная коммуникабельность помогла Юрию завести полезные знакомства среди дипломатов. Дружба с детьми послов Индии, Югославии и Франции открыла для него новый этап — фарцовку. Айзеншпис активно торговал джинсами, золотом, аппаратурой и валютой.

Учитывая, что на дворе был конец 60-х, активность молодого человека заинтересовала правоохранительные органы. В январе 1970 года по обвинению в контрабанде и нарушении валютных операций Айзеншпис был осужден на десять лет тюремного заключения. И сразу же после освобождения отправился туда же еще на семь лет после неудачной операции с фальшивыми долларами.
Юрий Айзеншпис активно торговал валютой, золотом и аппаратурой
Юрий Айзеншпис активно торговал валютой, золотом и аппаратурой

Предприимчивый заключенный

Оказавшись на зоне, Айзеншпис умудрился и там заняться предпринимательством, что тогда именовалось спекуляцией. Он торговал чаем, водкой и сахаром. Умение коммуницировать с людьми помогло занимать руководящие посты на тюремных стройках, а в одной из колоний он даже получил место нормировщика. Во время второй отсидки Айзеншпис успел подать несколько рационализаторских предложений, получив на них патенты и даже грамоту от главы МВД Мордовии.

«Кино» как лекарство от депрессии и инфаркта

Айзеншпис провел в заключении молодые годы и вышел, когда ему исполнилось 42. Конец 80-х шокировал бывшего фарцовщика — он попал в другую страну, с другими правилами, законами и понятиями.

Осознание потерянных лет и радикальных изменений вокруг спровоцировали у Айзеншписа глубокую депрессию, которая в свою очередь привела к первому инфаркту.
Группа «Кино» стала первым продюсерским проектом Юрия Айзеншписа
Группа «Кино» стала первым продюсерским проектом Юрия Айзеншписа
Спасением для Айзеншписа стало знакомство в декабре 1989 года с лидером группы «Кино» Виктором Цоем. Став продюсером одной из популярнейших групп Советского Союза, Айзеншпис за несколько месяцев сумел ее сделать группой №1.

Продюсер поднял старые связи и активно продвигал «Кино» на телевидении, в прессе, договаривался о концертах, занимался всеми финансовыми вопросами.

Миллионы на последнем альбоме «Кино»

Трагическая гибель Виктора Цоя означала крах и для группы, и для продюсера. Однако Айзеншпис сумел обратить ситуацию в прибыльный проект. Взяв ссуду в пять миллионов, продюсер заработал на выпуске «Черного альбома» 24 млн рублей. Впоследствии многие фанаты Цоя обвиняли Айзеншписа в том, что он нажился на смерти музыканта.

Музыкальные проекты как горячие пирожки

Уже в 1991 году на вершины хит-парадов уверенно заходит новая группа «Технология» — отечественный вариант «Депеш мод», которую продюсер раскручивает с нуля. Конечно, это не сравнится с успехом «Кино», однако несколько лет популярности досталось и этому коллективу, а Айзеншпис получил музыкальную премию как лучший продюсер года.
Группу «Технология» называли русским вариантом Depeche Mode
Группу «Технология» называли русским вариантом Depeche Mode
Один за другим Айзеншпис раскручивает «Моральный кодекс», «Динамит», певицу Линду, Влада Сташевского, Катю Лель, певца Никиту, певицу Сашу и Диму Билана.

Стоит сказать, что в музыкальной тусовке поговаривали, что в работе с некоторыми звездами Айзеншпису помогали авторитеты из уголовного мира. Учитывая криминальный характер 90-х годов, эта версия имеет право на существование.

Внезапная смерть за два дня до триумфа

Айзеншпис никогда не жаловался на свое здоровье, и, говоря о болезнях, упоминал лишь сахарный диабет. Уже позднее выяснилось, что 17 лет в тюрьме не прошли бесследно: у продюсера был гепатит В и С, цирроз печени.

Тем не менее, несмотря на букет болезней, Айзеншпис готовился к триумфу своего последнего протеже — Димы Билана. Тот был выдвинут на получение премии MTV в номинации «Лучший исполнитель».
До триумфа Димы Билана Юрий Айзеншпис не дожил всего пару дней
До триумфа Димы Билана Юрий Айзеншпис не дожил всего пару дней
За два дня до торжественного и такого ожидаемого мероприятия Айзеншписа не стало: продюсер попал в больницу с внутренним кровотечением и спустя двое суток умер от инфаркта миокарда. Он так и не узнал, что его воспитанник будет признан лучшим исполнителем и поднимется на сцену вместе с его единственным сыном Михаилом, а зал в этот момент погрузится в пронзительную тишину…

Проклятье «Дневного дозора»

Юрий Айзеншпис, сыгравший в картине небольшую роль «темного» мага, не дожил до завершения съемок, открыв счет мистическим трагедиям «Дозоров». Продюсер чувствовал недомогание еще на съемочной площадке, однако списывал это на переутомление.

Открыв целое созвездие артистов, Юрий Айзеншпис, тем не менее, в шоу-тусовке навсегда остался «Карабасом-Барабасом российской попсы», «акулой шоу-бизнеса» и «крестным отцом», что, безусловно, звучит не слишком комплиментарно. Таких эпитетов продюсер удостоился за то, что первым в шоу-бизнесе забирал за свои услуги большую часть (до 90%) гонораров артистов. В то же время его внутреннее чутье, неутомимость в работе над проектами и умение достигать своих целей заслуживают уважения и восхищения. Узнать о личной жизни продюсера, его детстве, юности и работе можно в разделе биографий на нашем сайте.