Биография Виктора Павлова
Виктор Павлов – советский и российский театральный и киноактер, народный артист Российской Федерации. Роли ему доставались в основном второплановые, но он «вытягивал» любого персонажа и делал его запоминающимся. Киноманы помнят его студента-изобретателя Дуба из «Операции „Ы“», Сергея Левченко из «Места встречи изменить нельзя», проповедника Джонни Бака из «Детей понедельника». Удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» (1999). Блистательный актер ушел из жизни в 2006 году, но его персонажи навсегда остались в памяти людей как свои, родные, отражающие жизнь и эпоху.Детство, юность, семья
Витя родился осенью 1940 года в семье иркутян, переехавших в столицу СССР по желанию мамы, которая захотела, чтобы ее ребенок родился москвичом. Папа, инженер, не стал перечить жене, врачу-гинекологу. Их сын родился в Москве, на Арбате.Мальчику не было еще и года, когда началась война. Отец ушел на фронт танкистом. Одним из самых счастливых и ярких воспоминаний детства для Вити был конец войны и возвращение папы домой. Павел Павлов стал заведовать «Россельмашем», затем его назначили заместителем министра сельского хозяйства. Актер, вспоминая свои детские годы, рассказывал:
С друзьями Витя больше всего любил бывать на Птичьем рынке. Чтобы купить подарок маме на 8 марта, продавал рыбок, пойманных птиц. Позже сам стал разводить голубей. С родителями Вите нравилось ходить в театры, именно после спектаклей он начинал грезить, как сам станет артистом и будет выступать на сцене.Как ни парадоксально, но, несмотря на войну, время было прекрасное. Я счастлив, что мое детство пришлось именно на него. Наше поколение не было избалованным. Нам не покупали игрушек, мы сами делали самокаты, мячи из тряпок. Играли во дворе в футбол, в казаков-разбойников, лапту, в пристенок. У меня в крови это дворовое братство.
В подростковом возрасте мальчик в компании друзей попал в отделение милиции за кражу и хулиганство. Тогда на выручку пришел именитый отец – лишь поэтому Витю не отправили в колонию. Но пришлось после семилетки перевестись в вечернюю школу и отправиться работать радиомонтажником на завод. Чтобы познать азы актерского мастерства, он ходил на занятия режиссера МХАТа Владимира Богомолова. Занимаясь в драмкружке Московского Дома учителя, Виктор проявил свой актерский талант, и Владимир Николаевич посоветовал ему поступать в театральный институт, хотя отец настаивал, чтобы сын поступил в МВТУ имени Николая Баумана.
Павлов впервые ослушался родителя и, получив аттестат о среднем образовании, подал документы сразу в три театральных вуза: Щепкинское и Щукинское училища, а также в Школу-студию МХАТ. Несмотря на запрет того времени, на вступительных экзаменах читал стихи Игоря Северянина и Сергея Есенина. У него получилось поступить в каждый из вузов, но узнав, что в Щепкинском курс будут вести Николай Анненков и Вера Пашенная, он выбрал именно их мастерскую. С Павловым в вуз поступили также Виталий Соломин и Олег Даль, другие впоследствии знаменитые актеры. Лишь из их выпуска семерых выпускников пригласили на службу в Малый театр, что было исключением из правил.
В институте с Виктором произошла неприятность: пропал голос. Врачи заявили, что требуется операция на связках по удалению узлов. После нее юноша еще год восстанавливался, обучаясь в этот период на кафедре грима. Виктор очень боялся остаться без любимого дела, и убедил себя, что если не восстановится, то станет хотя бы гримером, чтобы быть при театре.
Театр и кино
Павлов сумел восстановить голос и окончить актерское отделение вуза. Ещё студентом Павлов принял участие в работе над кинофильмом «Когда деревья были большими» и сыграл роль солдата-балагура в киноленте «На семи ветрах». Первой труппой, куда его пригласили вместе с Олегом Далем, был театр «Современник». Но если его однокурсника сразу стали вводить на значимые роли, то Виктор в первых двух сезонах появился лишь в массовках постановок «Вечно живые», «Голый король», «Старшая сестра». В 1965 году актера пригласили в Московский драматический театр имени Марии Ермоловой. Там он стал появляться в главных ролях в «Бале воров», а за роль Аркадия Счастливцева в постановке «Лес» был удостоен приза Международного фонда Константина Станиславского. Павлов называл эту премию «дипломом его любви к актерам». Через несколько лет, увлекшись театральными экспериментами Андрея Гончарова, Виктор перешел на службу в Театр имени Владимира Маяковского, где успешно выходил на сцену и в драматичных, и в комедийных образах. Он был задействован в спектаклях «Дети Ванюшина», «Беседы с Сократом», «Человек из Ламанчи». Его Санчо Панса неизменно вызывал бурю оваций, билеты на постановку доставали через знакомых, чтобы увидеть игру Павлова наряду с Александром Лазаревым (Дон Кихот) и Татьяной Дорониной (Дульсинея). В этом театре актер прослужил до 1975 года и ушел со скандалом. Обострённое чувство справедливости не позволило его смолчать, когда Гончаров, человек крайне импульсивный и вспыльчивый, накричал на оплошавшую актрису. Слово за слово, и режиссер с актером разругались. Позже Виктора пригласили в Малый театр. Именно там он сыграл своего Репетилова в «Горе от ума» и Шута в «Короле Лире». И там же разводил голубей на чердаке театрального здания. Однажды, снимаясь в роли Сергея Левченко в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», Павлов предложил Владимиру Высоцкому съездить на Птичий рынок и купить голубей. Привезли птиц к началу съемок на площадку и на глазах у коллег стали их выпускать в небо. Актеры заворожено смотрели, как голуби взмывают в небо. А на площадке разворачивалась драматическая сцена: Жеглову предстояло выстрелить в предателя и бандита Левченко. Виктор упал так натурально, что Высоцкий подбежал к нему весь бледный со словами: «Голубятник, вставай. Я тебя никогда не убью». Фильмография Виктора Павлова насчитывает более ста семидесяти ролей. Он воплотил на экране и студента Дуба в комедии «Операция «Ы» (куда его взяли за небольшой дефект внешности – оттопыренное правое ухо, привет от дворового прошлого), и разведчика Колю в «Майоре Вихре», и предателя-злодея Мирона Осадчего в «Адъютанте его превосходительства», и наставника-доносчика Котова в фильме «Гардемарины, вперед!». Коллеги называли Павлова многоплановым актером, которому по силам сыграть самых противоречивых и неоднозначных персонажей. Даже небольшие кинороли он умел представить так талантливо, что кинозрители запоминали актера мгновенно. К сожалению, при жизни актера на экраны так и не вышел фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита», где Павлов сыграл кота Бегемота.Личная жизнь Виктора Павлова
Со своей единственной любовью, актрисой Татьяной Говоровой, Виктор познакомился в театре имени Марии Ермоловой весной 1965 года. Девушка долго не обращала на него внимания, ведь в спектакле, в котором они оба были задействованы, он играл персонажа отрицательного, неуверенного в себе, и впечатление о нем у Тани сложилось соответствующее. Но однажды, на одной из актерских посиделок, Павлов взял гитару и спел несколько романсов. После того вечера Татьяна о нем только и думала. На гастролях театра в Кисловодске актер признался своей избраннице в любви. По возвращении в Москву еще год за ней ухаживал, прежде чем отважился сделать предложение. По воспоминаниям Говоровой, Виктор был очень ответственным и заботливым, всегда со съемок привозил домой что-то вкусное или нужное. Очень любил их единственную дочку Александру, которая родилась в 1967 году. Вместе ездили на птичий рынок, подбирали животных на улице, словом, их квартира всегда была полна живности. По стопам родителей Александра не пошла, стала врачом, позже родила дочь Наталью. В 2003 году актера разбил инсульт. Однажды вечером у него отказали нога и рука, а потом пропала связная речь. Супруга вызвала скорую, и через сутки Виктор пошел на поправку. До этого у него уже дважды отмечалось предынсультное состояние, в том числе на съемках фильма «Курьер» – его увезли в больницу со съемочной площадки.Смерть и память
24 августа 2006 года Татьяна вышла в магазин за хлебом. Перед уходом муж, сидя на стуле у окна, спросил у нее, не видит ли она на улице ничего странного, но за окном было чисто небо и облака. «Как же ты не видишь!», – огорчился Виктор, но Татьяна не придала его словам значения и ушла. Вернувшись, она крикнула мужу, не голоден ли он, но ответом ей была тишина. Женщина прошла в комнату и увидела все так же сидящего на стуле Виктора. Вот только сердце артиста уж не билось. Врачи констатировали смерть от инфаркта. Прощались с Павловым на сцене Малого театра. Похоронили его на Кунцевском кладбище. Артист ушел из жизни в 65 лет. Таланту актера были посвящены несколько документальных фильмов, в числе которых «Виктор Павлов. Голубиная душа» и «Актер нашего времени».Лучшие фильмы
- 2002: «Бригада»
- 2000: «Зависть богов»
- 2000: «ДМБ»
- 1997: «Сирота казанская»
- 1994: «Мастер и Маргарита»
- 1992: «Удачи вам, господа!»
- 1989: «Благородный разбойник Владимир Дубровский»
- 1989: «Беспредел»
- 1986: «Зина-Зинуля»
- 1982: «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
- 1981: «Штормовое предупреждение»
- 1980: «О бедном гусаре замолвите слово»
- 1979: «Место встречи изменить нельзя»
- 1978: «Уходя - уходи»
- 1975: «Дневник директора школы»
- 1972: «Здравствуй и прощай»
- 1971: «12 стульев»
- 1971: «Проверка на дорогах»
- 1968: «На войне как на войне»
- 1965: «Операция Ы»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49