Мария Каллас

Имя:
Мария Каллас (Maria Callas)
Кто такая:
День рождения:
Место рождения:
Нью-Йорк
Дата смерти:
16 сентября (53 года)
Причина смерти:
узнать
Где похоронена:
узнать
Рост:
Знак Зодиака:
(характеристика)
Восточный гороскоп:
Ссылки:

Биография Марии Каллас

Мария Каллас — выдающаяся оперная певица греческого происхождения. Славу ей принесли главные партии в опере Винченцо Беллини «Норма» и «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера. При жизни получила титул La Divina — Божественная. Прошло более 40 лет со смерти звезды оперы, но ее имя все еще является нарицательным.
На фото: Мария Каллас
На фото: Мария Каллас
Женщина, навсегда изменившая мировую оперу, прожила яркую жизнь, но ее трудно было назвать счастливой – триумфы сменялись поражениями. Под конец жизни ей, идолу миллионов, пришлось столкнуться с предательством, творческим кризисом и одиночеством. В конце концов она ушла из жизни, абсолютно одна. «После Каллас опера никогда не будет такой же, как раньше», – такую эпитафию выдал оперный критик Пьер-Жан Реми.

Детство: нелюбимая дочь

Мария Каллас родилась 4 декабря 1923 года в Нью-Йорке. При рождении ей дали имя Мария София Сеселия Калогеропулос. Ее отец Георгий, грек по происхождению, владел аптекой на Манхэттене.
Мария с родителями и сестрой
Мария с родителями и сестрой
За несколько месяцев до появления Марии, когда супруги еще жили в Греции, единственный сын ее родителей, Василий, скончался от тифа. После этого Георгий, чтобы ничего вокруг не напоминало об умершем сыне, решил перебраться в Новый свет. Во время беременности ее мать Евангелия ходила в трауре и молила бога дать ей мальчика. Но родилась девочка. Убитая горем мать четыре дня отказывалась взять новорожденную на руки.

В 1928 году Марию сбил автомобиль. Пятилетняя девочка пролежала в коме три недели. Но даже этот инцидент не заставил родителей изменить отношение к младшей дочери. Любимицей семьи оставалась старшая дочь Джеки.
Мария Каллас (слева) с сестрой и матерью
Мария Каллас (слева) с сестрой и матерью
Джеки, старше Марии на 6 лет, росла красавицей, тогда как пухлая и неказистая Мария, носившая очки, была ее полной противоположностью. Но даже родители не могли не отметить, что девочка одарена музыкально.

В 4 года Мария заинтересовалась стоящим в гостиной механическим пианино. Когда Джеки стала учиться игре на фортепиано, Мария слушала ее занятия за закрытыми дверьми и быстро схватывала все, что проходила сестра. У нее прорезался голос, и мать решила сделать из младшей дочери звезду сцены. На едва ли не последние деньги (аптекарский бизнес Георгия переживал не самые лучшие дни) она оплачивала Марии уроки вокала, которых та ждала с нетерпением – на них можно было заниматься любимым делом, не выслушивая постоянные упрёки.
Мария Каллас за фортепиано
Мария Каллас за фортепиано
В 1937 году отец разорился, Евангелия бросила мужа и вернулась в Грецию. Мария вскоре сбежала обратно к отцу, но решение оказалось неудачным. Отец уже женился во второй раз, и мачеха отказалась принять девочку. Это был огромный удар для Марии, полагавшей, что по крайней мере отец по-настоящему любит ее.

Первые шаги к славе

Каллас пришлось вернуться под крыло к холодной и равнодушной матери. Та же, тряхнув связями, устроила Марии прослушивание с оперной дивой Марией Тривеллой, преподававшей в те годы в Национальной афинской консерватории. Беседа двух певицы, состоявшейся и начинающей, закончилась тем, что последнюю приняли в консерваторию. Тривелла прониклась симпатией к подопечной и выхлопотала ей неплохую стипендию.
Мария Каллас в молодости
Мария Каллас в молодости
Девочка росла полной, отчасти находя отдушину в калорийной пище. Мать, придерживаясь стереотипа о том, что хорошая певица непременно должна иметь лишний вес, не препятствовала, когда Мария заедала стресс аппетитными блюдами греческой кухни. Рядом с 11-летней Марией красота ее 17-летней сестры Джеки проявлялась еще ярче. Но в музыкальном плане старшая дочь оказалась куда менее одаренной.
В дальнейшем Мария Каллас похудела более чем на 40 килограмм
В дальнейшем Мария Каллас похудела более чем на 40 килограмм
В 1939 году Мария появилась в роли Сантуццы в студенческой постановке оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь». После этого она ушла в другую консерваторию, «Одеон Афион», в класс великой певицы Эльвиры де Идальго, в свое время певшей дуэтом с самим Фёдором Шаляпиным.
Певица Мария Каллас
Певица Мария Каллас
В 1941 году Каллас дебютировала на сцене Афинской оперы, исполнив партию Тоски в произведении Джакомо Пуччини. В Афинской опере Мария проработала до 1945 года. Зрителей приводила в восторг уникальная манера певицы. В среднем диапазоне у нее появлялся особый «неправильный» тембр, который очаровывал публику.
Легендарная Мария Каллас
Легендарная Мария Каллас
Легендарный оперный певец Марио Дель Монако отзывался о ней так: «С годами Каллас сумела превратить свой изъян в преимущество. Ей удалось утвердить собственный стиль».
50 лучших арий Марии Каллас
В середине 40-х Мария закончила обучение и подписала первый контракт с итальянской оперой. 2 августа 1947 года она дебютировала на сцене театра «Арена ди Верона» в опере Амилькаре Понкьелли «Джоконда».
Мария Каллас поёт
Мария Каллас поёт
Следом по рекомендации дирижера Туллио Серафина Каллас пригласили в Венецию, где она блистала в операх «Турандот» Джакомо Пуччини и «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера.

Мировая слава

В Венеции Каллас увидел на сцене великий итальянский режиссер Лукино Висконти. В начале 50-х он доверил ей исполнение главной партии в «Аиде» на сцене знаменитого на весь мир миланского театра оперы «Ла Скала». Затем к репертуару добавились партии в «Весталке» Спонтини и «Травиате». Висконти научил Марию быть более естественной на сцене: больше вокальной выразительности, минимум движений. Она же мечтала, чтобы их отношения вышли за рамки творческих, но ее коллега не разделял этих желаний.
Лукино Висконти и Мария Каллас
Лукино Висконти и Мария Каллас
После дебюта в «Ла Скала» Каллас стала звездой мировой оперы. Последовали выступления на всех континентах. В 1952 году ее голос раздавался в лондонском «Ковен-Гардене», в середине 50-х такой чести удостоились посетители оперного театра Чикаго, затем – «Метрополитен-Оперы» в Нью-Йорке. С Нормой, сыгранной ею на этой сцене в 1956 году в одноименной опере Беллини, Мария отождествляла себя всю следующую жизнь из-за мучительной любви к единственному мужчине. Всего певица исполнила кавантину Нормы «Casta diva» 89 раз.
Мария Каллас - Casta diva
Люди, работавшие с Марией, как один отмечали ее профессионализм и дисциплинированность. Ее ни капли не портила полнота, напротив, сочетаясь с лебединой шеей, грациозными жестами и фигурой «песочные часы», придавала импозантность, особый шик. Однако по требованию Висконти Мария сбросила за год 48 килограммов и стала похожа на Одри Хепберн. Из-за строгой диеты у артистки начались проблемы с нервной системой и обменом веществ, она стала раздражительной.
Мария Каллас в спектакле «Норма»
Мария Каллас в спектакле «Норма»
К началу 50-х отношения Марии с Евангелией окончательно испортились. По словам близких, мать рассматривала оперную диву исключительно как инструмент для зарабатывания денег. При этом Евангелия никогда не скрывала, что любит старшую дочь больше. Например, когда Мария вернулась с гастролей по Мексике с ворохом дорогих подарков для Евангелии, та возмущенно спросила, почему Мария не купила ничего сестре. Последние 25 лет жизни Каллас не общалась с матерью. За свою жизнь Каллас выходила на сцену 600 раз, исполнив 40 партий. Кроме того, она пела на радио и телевидении, записывала пластинки.

По свидетельствам современников, Каллас обладала сильным характером и умела держать себя с достоинством. Несмотря на сильную близорукость, во время спусков по лестнице так естественно нащупывала ногой ступеньки, что никто не догадывался о ее недостатке.
Мария Каллас была упорной, сильной, но и требовательной женщиной
Мария Каллас была упорной, сильной, но и требовательной женщиной
Даже на пике славы тщательно готовилась к каждому выступлению, работала упорно, не жалея сил. Ее требовательность провоцировала постоянные конфликты с администраторами театров, антрепренерами и партнерами по сцене.

Личная жизнь Марии Каллас

С 1949 по 1959 Каллас была замужем за Джованни Баптистой Менегини, итальянским промышленником и большим поклонником оперы. Его семья выступала против брака с певицей. Менегини был на 28 лет старше, и близкие считали, что Марии нужны только его деньги. Чтобы успокоить родных, Менегини отказался от своих 27 фабрик в пользу семьи.

Молодожены обвенчались в католическом соборе, несмотря на то, что Каллас принадлежала к греческой православной церкви. Супруги так и не завели детей, сказывался возраст Джованни. Но муж стал для Марии всем, не только заботливым исполнителем всех ее прихотей, но и менеджером и продюсером. Тем больнее была горечь предательства.
Мария Каллас и Джованни Баттиста Менегини
Мария Каллас и Джованни Баттиста Менегини
В сентябре 1957 года на балу в Венеции Мария познакомилась с Аристотелем Онассисом. Два года спустя они встретились вновь, и миллиардер пригласил ее вместе с мужем погостить на яхте «Кристина». Другими гостями были Уинстон Черчилль и Гэри Купер. От такого предложения было трудно отказаться. Прямо на борту Онассис и Каллас начали оказывать друг другу недвусмысленные знаки внимания, прямо на глазах у именитых гостей и Менеджини.

Любовь захватила Марию как болезнь. Влюбленные переехали в Париж. Она перестала интересоваться карьерой, упускала выгодные контракты, запустила давно мучившую ее болезнь горла.
Мария Каллас с Аристотелем Онассисом
Мария Каллас с Аристотелем Онассисом
Онассис был искренне влюблен, дарил роскошные подарки. Ради Каллас он развелся с женой Тиной. Но пожениться они все равно не могли: уязвленный Менеджини использовал свои связи в католической церкви, чтобы Каллас отказали в разводе.

В середине 60-х голос начал подводить Марию. Например, после выступления в мае 1965 года она отпела три акта и не вышла в четвертом. После Каллас недоумевала: «Мне казалось, вместо меня поет другая женщина…». Онассис терял к ней интерес. Очевидцы утверждали, что он обращается с ней грубо: «Всего хорошего в тебе – свисток, да и тот уже не свистит».
Аристотель Онассис и Мария Каллас
Аристотель Онассис и Мария Каллас
В 1966 году она забеременела. Реакция Онассиса была резкой и неожиданной. Он потребовал, что певица сделала аборт, или между ними все кончено. Потрясенная Мария долго не могла решить, что же ей делать. Ей уже 43 года, судьба дала ей последний шанс иметь ребенка. В конце концов она прервала беременность.

Растроганный миллиардер отблагодарил Каллас двумя вещами. Во-первых, подарил роскошную шубу. Во-вторых, бросил и в 1968 году женился на Жаклин Кеннеди. Мария в сердцах бросила: «Да будь же проклят до конца жизни!».
Аристотель Онассис и Жаклин Кеннеди
Аристотель Онассис и Жаклин Кеннеди
Ее слова оказались пророческими. 21 января 1973 года в авиакатастрофе погиб сын Онассиса, Александр. Сам миллиардер умер 15 марта 1975 года от дыхательной недостаточности. А в 1988 году в Буэнос-Айресе от передозировки наркотиков умерла его дочь Кристина.
Мария Каллас в последний год жизни
Мария Каллас в последний год жизни
После этой трагической истории Мария поставила крест на отношениях. Она стала затворницей: почти не выходила на улицу, читала книги и общалась только с прислугой.
Документальный фильм о Марии Каллас

Последние годы жизни

Неудачный брак с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом вкупе с потерей голоса сломал карьеру Марии. После неудачного выступления в роли Тоски в «Ковент-Гардене» в 1965 году Каллас ушла со сцены. Журналистам она говорила, что устала повторять одни и те же наработанные приемы.
Мария Каллас после завершения карьеры певицы
Мария Каллас после завершения карьеры певицы
В последующие годы она преподавала в музыкальной школе, поставила в Турине оперу Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня». В 1970 снялась в фильме Паоло Пазолини «Медея». Режиссер назвал ее «магической женщиной, полной ужасных противоречий».
Великая Мария Каллас
Великая Мария Каллас
В сентябре 1973 года Каллас вернулась на сцену, с концертами в Европе и Америке. Публика по-прежнему неистово аплодировала диве, но критики писали, что люди чествуют легенду Каллас, а не ее ослабевший голос.

Смерть

Великая певица умерла от сердечного приступа 16 сентября 1977 года в своих парижских апартаментах. Тело кремировали, а прах развеяли над морем.

В 2002 году итальянский режиссер Франко Дзефирелли начал съемки документального фильма о Марии Каллас. В ходе подготовки фильма он обнаружил новые факты, которые ставили под сомнение естественную причину смерти.
Сердечный приступ оборвал жизнь певицы
Сердечный приступ оборвал жизнь певицы
Во-первых, выяснилось, что сердце у певицы было абсолютно здоровое. Во-вторых, режиссер нашел завещание, которое считалось утерянным. В нем Мария просила похоронить ее по христианскому обряду. Она даже купила участок на кладбище для будущей могилы. Кремация нарушала волю покойной, а ее поспешность указывала, что кто-то хотел скрыть истинную причину смерти.
Ячейка Марии Каллас в колумбарии кладбища Пер-Лашез
Ячейка Марии Каллас в колумбарии кладбища Пер-Лашез
В завещании Каллас разделила состояние в 10 млн. долларов между шофером, служанкой и несколькими музыкантами. Эти люди скрашивали одиночество Марии в последние годы ее жизни. Но после смерти певицы эти деньги по решению суда отошли ее матери и Менеджини.
Вассо Деветци
Вассо Деветци
В последние годы Мария дружила с пианисткой Вассой Деветци, которая ухаживала за ней, утешала, отвечала на письма. Дзефирелли предположил, что Деветци скрывала за маской доброй самаритянки черную зависть. Она регулярно поила Каллас сильнодействующими транквилизаторами, которые могли вызвать сердечный приступ. Дзефирелли остался при мнении, что Каллас была убита. Но полиция отказалась проводить повторное расследование.
  • Великолепная певица останется с нашей памяти.
    2023-05-24 14:27:18
1