Фрэнсис Форд Коппола

Имя:
Фрэнсис Форд Коппола (Francis Ford Coppola)
Кто такой:
,
День рождения:
(86 лет)
Место рождения:
Чикаго
Рост:
Вес:
85 кг
Знак Зодиака:
(характеристика)
Восточный гороскоп:
Ссылки:

Биография Фрэнсиса Форда Копполы

Фрэнсис Форд Коппола – культовый американский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Славу ему принесли трилогия «Крестный отец», биографическая драма «Паттон», антивоенный фильм «Апокалипсис сегодня». Обладатель пяти «Оскаров» и пяти «Золотых глобусов», он также дважды получал «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, в том числе за фильм «Разговор». Размышляя над своим успехом, режиссер признался в интервью: «Снимать кино – это как бежать от поезда: споткнешься – задавит».
Фрэнсис Форд Коппола
Фрэнсис Форд Коппола

Детство, юность, семья

Фрэнсис Форд родился весной 1939 года в Детройте, в итальянской семье Кармайна Копполы и Италии Пеннино. Он стал вторым ребёнком в семье. Его старший брат Аугуст Флойд, стал впоследствии писателем и музыкантом, его сын Николас Кейдж – известный актёр. Позже у братьев появилась младшая сестра, Талия Шайр, которая посвятила себя актерскому делу.

Все предки Фрэнсиса – люди творческие: отец играл на флейте в Детройтском симфоническом оркестре, мама сочиняла стихи и песни. Дедушка по материнской линии был известным неаполитанским композитором и исполнителем.

Фрэнсису было два года, когда семья переехала в Нью-Йорк – отцу предложили работу в Симфоническом оркестре Эн-Би-Си.

Детство мальчика было бы таким же, как и у других сверстников, но в шесть лет он оказался на год прикованным к постели из-за полиомиелита. Чтобы как-то развлечь себя, он стал устраивать театральные показы с участием игрушек для брата и сестры, придумывал истории с вымышленными персонажами.

Родители купили больному сыну 8-миллиметровую кинокамеру, на которую он записывал домашнее видео, учился монтажу, стал читать техническую литературу, чтобы лучше понять аппарат, а также возился с разнообразной техникой.

Из школьных предметов Фрэнсис больше всего любил физику, точные науки. Читать он любил не программные задания, а приключенческие романы и пьесы. Огромное влияние на него оказала пьеса Теннеси Уильямса «Трамвай “Желание”», которую он впервые прочитал в 15 лет. Он стала его настольной книгой и именно благодаря ней она заболел театром.

Помимо того в подростковом возрасте Коппола посмотрел картину Сергея Эйзенштейна «Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир», и не мог успокоиться, размышляя о том, насколько профессионально сделан монтаж фильма.

Занимаясь игрой на тубе, и получая выигранную на конкурсе стипендию военной академии как лучший ученик музыкальной школы, Фрэнсис постоянно возвращался мыслями к театру и кинематографу.

Большое влияние на него оказывал старший брат, учившийся в Университете Хофстра. По окончании школы шестнадцатилетний Фрэнсис поступил туда же, чтобы изучать театральное искусство. Втайне он мечтал стать знаменитым драматургом, но сумел к тому времени написать только несколько сценариев для конкурса стипендий. Неожиданно для себя он стал победителем и начал получать стипендию по драматургии.

Невзирая на упреки отца, мечтавшего увидеть сына инженером, после окончания Университета Хофстра Коппола продолжил учебу в Киношколе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. К тому времени он уже твердо решил, что будет снимать кино.
Интервью THR с Фрэнсисом Фордом Копполой

Творческий путь

По окончании учебы Фрэнсис Форд устроился ассистентом режиссера категории «Б» Роджера Кормана, чтобы получить практические навыки.

В 1962 году старательный и исполнительный юноша удивил своего «шефа», когда перемонтировал советскую картину «Небо зовет» 1959 года в боевик «Битва по ту сторону Солнца». От него требовалось «американизировать» фильм. Коппола же не только перевел фильм на английский, но и адаптировал его под фильм ужасов.

Посмотрев триллер Альфреда Хичкока «Психо», начинающий режиссер решился на создание собственной картины в этом жанре и в 1963 году выпустил на экраны триллер «Безумие-13», деньги на который дал Корман. Неожиданно фильм, снятый за девять дней, понравился зрителям.

Дипломной работой Копполы в Киношколе стала картина «Ты теперь большой мальчик», прокатом которой занялась студия «Уорнер Бразерс». Комедия была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» и «Золотой глобус», актриса Джеральдин Пейдж – на «Оскар», а сценарист и режиссер фильма получил степень магистра изящных искусств.

В 1968 Фрэнсис снял мюзикл «Радуга Финиана», который был номинирован на несколько кинопремий. Критики заговорили о восходящей звезде режиссуры, у которой имеется и авторское видение, и неповторимый стиль.

Коппола продолжил удивлять киноманов, написав великолепный сценарий для биографической драмы Франклина Шеффнера «Паттон», которая принесла ему первый «Оскар».

Оглушительный успех ждал Фрэнсиса после выхода на экраны тогда ещё дилогии «Крестный отец» (1972 и 1974), хотя поначалу его едва не выгнали со съемочной площадки. Свой характер режиссер проявил при выборе актеров, настояв, чтобы в фильме снимались Марлон Брандо и тогда еще малоизвестный Аль Пачино. Затем он сцепился с оператором Гордоном Уиллисом, считавшим, что Коппола ничего не смыслит в кино.
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола за работой
Режиссер Фрэнсис Форд Коппола за работой
Тем не менее, оскароносный сценарист доказал всем, что он не менее талантливый режиссер. Гангстерская сага по одноименному роману Марио Пьюзо завоевала все самые престижные кинонаграды и взорвала кассовые сборы. Сам Коппола получил за все три фильма (третья часть вышла в 1990 году) четыре «Оскара», два «Золотых глобуса» и еще несколько значимых призов. Стивен Спилберг отозвался о фильмах, как об истинных шедеврах кинематографа.

Вскоре Коппола доказал, что умеет снимать не только истории о гангстерах. В 1979 году на экраны вышла его военная драма «Апокалипсис сегодня». Фрэнсис сам написал не только сценарий, но и, вместе с отцом, музыку. За неё и режиссерскую работу он был снова удостоен двух «Золотых глобусов» и премии BAFTA, но «Оскаром» его обошли в трех номинациях.

Рассказывая о том, как он решился стать композитором, Фрэнсис объяснил:
Меня всегда интересовало понятие времени, поскольку только кинематограф и музыка обладают полным контролем над временем. В кино можно прокрутить назад, вперед, ускориться, притормозить. Музыка существует одновременно в пространстве, в смысле гармонии, и во времени: она может менять темп, повторять мотивы.
Далее копилку шедевров режиссера пополнила картины «Клуб Коттон» (1984) с Ричардом Гиром и Николасом Кейджем, «Дракула» (1992) с Гэри Олдманом и Вайноной Райдер, «Благодетель» (1997) с Дени Де Вито и Мэттом Дэймоном.

В двухтысячных Коппола стал снимать гораздо реже, переключившись на продюсирование фильмов. На его деньги (в том числе) снимались «Сонная лощина» Тима Бертона, «Трудности перевода» его дочери Софии Копполы, «Ложное искушение» Роберта Де Ниро.

Примерял на себя Фрэнсис Форд и актерское амплуа. Его можно увидеть в фильмах «Военная охота» – совсем еще юным, «Апокалипсис сегодня» – уже возмужавшим, «Корсиканец» – зрелым актёром.

В 2012 году Фрэнсис Форд посетил Москву, чтобы представить свою новую работу «Между» – хорор-историю о незадачливом писателе.

Личная жизнь Фрэнсиса Форда Копполы

На съемках хоррора «Безумие-13» начинающий режиссер встретил помощницу арт-директора Элеонору Джесси Нил, свою первую большую любовь. Когда девушка забеременела, Коппола предложил ей выйти за него замуж.

Они поженились в Лас-Вегасе в 1963 году. В том же году родился первенец Джан-Карло. Спустя два года на свет появился Роман, а в 1971 году родилась дочь София.

Поначалу Элеонора снималась в фильмах мужа, сопровождая его практически во всех съемочных экспедициях, затем стала писать, увлеклась живописью и со временем занялась режиссурой документального кино. Есть в её копилке и художественные фильмы – «Париж подождет», «Любовь, любовь, любовь».

Старшему сыну режиссёра было всего 22 года, когда случилась трагедия – он погиб в аварии на воде, катаясь на яхте.

Роман пишет сценарии, а София уверенно заявила о себе в режиссуре. В апреле 2024 года Элеонора Коппола тихо ушла из жизни в возрасте 87 лет. Причину смерти не оглашали.

Фрэнсис Форд Коппола сейчас

Несмотря на постигшее его горе, спустя месяц после смерти жены Коппола представил на Каннском кинофестивале свой новый проект – научно-фантастическую драму «Мегалополис». Главные роли в ней исполнили Адам Драйвер, Дастин Хоффман, Форест Уитакер, Джанкарло Эспозито. 85-летний режиссер вложил в картину 130 миллионов долларов, которые выручил от продажи части своего винного бизнеса.

Футуристические интерьеры, неоримские костюмы актеров, диалоги с цитатами из Шекспира или Марка Аврелия, – Коппола высмеивает американское общество посредством идеи создания в альтернативной реальности нового прекрасного города будущего.

Картина была включена в конкурс и претендует на еще одну «Пальмовую ветвь», хотя критики высказываются о ней неоднозначно, подмечая все огрехи и странности. Режиссер позиционирует ленту как «эпическую историю о политических амбициях и опасной любви».

Интересные факты

  • Съемки «Крестного отца» дались Фрэнсису Форду Копполе нелегко. Он был лишь двенадцатым в списке кандидатов в режиссёрское кресло. Но когда его утвердили, он отмел кандидатуры Лоуренса Оливье, Ричарда Конте, Карло Понти и других известных актеров, которых предлагало руководство студии.

    В роли Вито Корлеоне он видел только скандального Марлона Брандо, его кандидатуру и отстаивал. Руководство в конце концов сдалось, но поставило три условия, одно из которых было невыполнимо: Брандо должен участвовать в кинопробах. Актер на это точно не пошел бы, и Коппола обманом проник в дом Брандо, объясняя, что должен сделать несколько его фото для гримеров.

    Увидев Марлона с длинными светлыми волосами, он едва не застонал: тот совершенно не соответствовал образу дона мафии. Но Брандо подошел к зеркалу, с помощью крема для обуви превратил свои волосы в черные, запихнул за щеки две салфетки и произнес фразу голосом, словно у него прострелены связки. Попадание было точным.
  • Картина «Апокалипсис сегодня» едва не стала апокалипсисом для всей съемочной группы. Её сопровождало множество сложностей – запои и инфаркт Мартина Шина, капризы и необязательность Марлона Брандо, военные действия на Филлипинах, буквально рядом с тем местом, где шли съемки. К тому же группа намного превысила бюджет картины, и Коппола подумывал бросить все как есть. Но позже он заложил дом, решив, что это последний его фильм, попросил денег у друзей и все же снял одну из лучших своих работ, получившую множество наград.
  • Не совсем обычной для Фрэнсиса стала работа над мюзиклом «Радуга Финиана». Он редко снимал сказки, к тому же музыкальные. И ему не нравился «театр» с легендарным танцором и певцом из тридцатых годов прошлого века Фредом Астером. Но он все же выпустил в прокат историю об ирландских эмигрантах, стащивших горшочек золота у лепрекона. Скрасило уныние Копполы присутствие будущего создателя «Звездных войн» Джорджа Лукаса, ассистировавшего ему на съемках. Режиссеры подружились и эту дружбу пронесли через всю жизнь.

Важные события в жизни

  • 1955 год: поступил в Университет Хофстра, чтобы изучить театральное искусство, также учился в Киношколе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
  • 1962 год: стал ассистентом режиссера Роджера Кормана.
  • 1963 год: дебютировал как режиссер и сценарист с фильмом «Безумие-13». Женился на помощнице арт-директора Элеоноре Джесси Нил. Родился сын Джан-Карло.
  • 1965 год: родился сын Роман.
  • 1966 год: снял фильм «Ты теперь большой мальчик».
  • 1969 год: снял фильм «Люди дождя».
  • 1971 год: родилась дочь София. Удостоен «Оскара» за лучший адаптированный сценарий к фильму «Паттон».
  • 1972 год: снял фильм «Крестный отец». Удостоен «Оскара» за лучший адаптированный сценарий, «Золотого глобуса» за лучшую режиссуру и лучший сценарий.
  • 1974 год: снял фильм «Крестный отец. Часть вторая». Удостоен трех «Оскаров»: за лучший адаптированный сценарий, лучшую режиссуру, лучший фильм. достоен «Золотого глобуса» за лучшую режиссуру и лучший сценарий.
  • 1979 год: снял фильм «Апокалипсис сегодня». Удостоен двух «Золотых глобусов» за лучший фильм-драму и лучшую режиссерскую работу и премии BAFTA за режиссуру.
  • 1982 год: снял фильм «Театр волшебных историй».
  • 1984 год: снял фильм «Клуб Коттон».
  • 1985 год: погиб в аварии сын Джан-Карло.
  • 1987 год: снял фильм «Сады камней».
  • 1990 год: снял фильм «Крестный отец. Часть третья».
  • 1992 год: снял фильм «Дракула».
  • 1997 год: снял фильм «Благодетель».
  • 2011 год: снял фильм «Между». Побывал в Москве.
  • 2024 год: умерла жена Элеонора. Снял фильм «Мегалополис». Исполнилось 85 лет.

Фрэнсис Форд Коппола: последние новости и статьи

Лучшие фильмы