Фокус с камерой
Чтобы картинка была помягче, а возраст актеров не так бросался в глаза, операторы делали их моложе с помощью капронового чулка, который натягивали на объектив кинокамеры. Прорезь в чулке наводили на глаза – получался выразительный взгляд, а морщинки как бы стирались. Многие фильмы с уже зрелой Любовью Орловой, где она по сценарию играла молодую женщину, сняты именно так. Этот операторский трюк режиссер Григорий Александров, муж актрисы, подсмотрел в Голливуде.
Разноцветные стеклышки
В 80-е годы начали использовать более сложные технологии. С помощью разноцветных стеклышек можно было подправить любое изображение – в том числе убрать глубокие морщины и сделать лицо более свежим. Процесс был невероятно трудоемким и дорогостоящим. Однако благодаря ему София Ротару в фильме «Душа» (1981) выглядит просто ослепительно.
Особое положение
В телесериале «Тени исчезают в полдень» (1971) Элеоноре Шашковой предстояло прожить вместе со своей героиней целую жизнь. Юные годы Стеши дались 33-летней актрисе относительно просто: Элеонору уложили и снимали сверху. «В горизонтальном положении лицо всегда распрямляется», – делится артистка.
Клей для морщин
Долгое время актеров старили с помощью латексного клея для накладных ресниц. Он засыхал на лбу и вокруг глаз, сжимая нежную кожу в «гусиные лапки», на которые гримеры наносили тон. Такой трюк проделали, например, с Алексеем Кравченко в пронзительной драме «Иди и смотри» (1985) – в финальной сцене ужасы войны превращают его героя из румяного подростка в старика.
Подтяжки для лица
Чтобы сыграть молодого героя, зрелым актерам нередко делали «подтяжку» лица. Разумеется, обходилось без скальпеля: гримеры использовали полоски из эксельсиора, которые наклеивали в области висков и затем стягивали на затылке, под волосами. Такие манипуляции каждое утро ожидали 44-летнего Георгия Юматова, который в начале фильма «Офицеры» (1971) играл юного курсанта.
Гипсовый череп
В фильме «Депутат Балтики» (1936) Николай Черкасов, которому не было и тридцати, сыграл 80-летнего профессора Полежаева. Перевоплотиться в героя ему помогла интересная технология. В нос артиста вставили две трубки для дыхания, затем голову обмазали гипсом. Затвердевший материал аккуратно сняли – при помощи этой маски искались гримы. Такая технология позже помогла актеру сыграть Ивана Грозного в разные годы его жизни, а Иннокентию Смоктуновскому перевоплотиться в Ленина в картине «Первый посетитель» (1966).