Словарь войны: 8 советских актрис-фронтовичек

29
Кто из советских актеров был героем фронта, знают все. А вот фронтовичек, которые широко прославились на актерском поприще, можно сосчитать по пальцам. О них-то и читайте далее на uznayvse.ru.

Элина Быстрицкая

В 13 лет Элина Быстрицкая выучилась на курсах медсестер, чтобы потом всю войну трудиться санитаркой во фронтовом эвакуационном госпитале. «У меня не возникало даже мысли, что я могу остаться в стороне», — вспоминала актриса, – Гибель людей у тебя на глазах, постоянный запах крови, который меня потом долго преследовал, голод...». Транспортируя на носилках раненых бойцов, она надорвалась и больше не могла иметь детей.
Элина Быстрицкая
Элина Быстрицкая
После окончания войны девушка продолжила медицинское образование – хотела стать акушеркой. Но быстро поняла, что после всего пережитого морально неспособна работать по специальности, и подала документы в главный театральный институт Киева.

Рина Зеленая

Рина Зеленая, та самая черепаха Тортилла из «Приключений Буратино» (1975), застала войну в зрелом возрасте: ей было под сорок. Будучи успешной театральной актрисой, Зеленая вместе с боевыми подразделениями прошла через Карпаты — выступала с концертной бригадой Аркадия Райкина. В октябре 1945 года Рина Васильевна съездила в побежденный Берлин и даже расписалась на стенах рейхстага.
Рина Зеленая
Рина Зеленая

Софья Аверичева

Путь Софьи Аверичевой к актерству был долгим. Почти самая младшая из девятерых детей, она рано лишилась матери, а отец месяцами пропадал в экспедициях, так что воспитывал её старший брат. В результате уже к четвёртому классу школы Софья отлично стреляла, в 14 лет стала ученицей слесаря, доросла до 6 разряда, затем освоила профессию шофёра. Всё это время она играла в Театре рабочей молодёжи. К 25 годам девушку заметили и позвали в труппу Ярославского драмтеатра, где она быстро стала одной из ведущих актрис. В начале 1942 года Аверичева добровольно вступила в ряды Ярославской стрелковой дивизии. Поначалу её, «расфуфыренную даму с накрашенными ресницами и взбитой прической» не хотели брать:
... «А вам что, барышня?» — устало спросил военком. «На фронт хочу добровольцем». — «Военная специальность есть?» — «До войны я шофером была». — «Придется переучиться на мотоциклиста». В считанные дни я освоила мотоцикл и стала бойцом отдельной 225-й разведроты 234-й коммунистической дивизии, с которой прошла до самого победного конца.
Из книги Софьи Аверичевой «Дневник разведчицы»
На фронте Аверичева стала разведчицей. Вот что было написано в одном из её наградных листов: В неоднократных операциях по блокированию вражеских дзотов под сильным артиллерийским огнем проявляла исключительную храбрость. В боевой операции зашла в тыл противника и первой бросилась в атаку. В завязавшемся гранатном бою уничтожила пулемет противника вместе с расчетом. Была тяжело ранена, но не оставила поле боя. Приблизившись к огневой точке, закидала гранатами немецкий пулемет, ворвалась в ячейку вместе с другими бойцами, захватила контрольного пленного. Достойна награды — ордена Красного Знамени.
Софья Аверичева
Софья Аверичева
После победы актриса вернулась в родной театр, где служила до 1991 года, подарив зрителям более 100 ярких ролей.

Антонина Максимова

Антонина Максимова ярко блеснула в киношедевре «Баллада о солдате» (1959) в роли мамы главного героя, советского солдата Алёши – а ведь актриса и сама не понаслышке знала о горестях войны. Первые два года войны она была радисткой, а потом поддерживала боевой дух солдат в составе труппы 1-го фронтового театра ВТО. О войне она говорить не любила и никогда не давала интервью на эту тему, но кульминационная сцена «Баллады о солдате» красноречивый любых слов.
«Баллада о солдате». Фрагмент

Людмила Макарова

Людмила Макарова запомнилась зрителю по роли мамы Козлика в фильме «Улица полна неожиданностей» (1958) с молоденьким Евгением Леоновым. В годы войны актриса пополнила ряды фронтовых артистических бригад, а после прорыва блокады колесила по многим фронтам, поднимая настроение бойцам комедиями Островского.
Людмила Макарова
Людмила Макарова

Зоя Василькова

Зоя Василькова ушла добровольцем на фронт в 17 лет – служила военным метеорологом. Однажды автомобиль, в которой ехала девушка, попал под бомбежку. Врачам чудом удалось сохранить её лицо, изрезанное осколками стекла, хотя, конечно, в тот момент никто и не думал о красоте. Как только швы сняли, Зоя снова отправилась на передовую по собственному желанию.
Василькова в фильме «Дети Дон-Кихота»
Василькова в фильме «Дети Дон-Кихота»
Девушка была демобилизована в октябре 1944, а после войны стала студенткой ВГИКа и еще много лет радовала зрителей блестящими ролями второго плана («Джентльмены удачи», «Место встречи изменить нельзя», «12 стульев»).

Евгения Козырева

В 1942 году, Евгения Козырева, 21-летняя уроженка Смоленска, ушла на фронт добровольцем. Была политруком транспортной роты, позже перешла в войска ПВО, была награждена медалью «За боевые заслуги».
Евгения Козырева в фильме «Убийство на улице Данте»
Евгения Козырева в фильме «Убийство на улице Данте»
После победы она родила дочь и решила исполнить свою давнюю мечту – связать жизнь с актёрским искусством. Окончив ГИТИС, она поступила на службу в театр Маяковского. Позже стала преподавать в родном институте, в 36 лет начала сниматься в кино. Особняком в её фильмографии стоят военные драмы «Часы остановились в полночь» и «Весенние грозы».

Екатерина Верулашвили

В фильмографии грузинской актрисы Екатерины Верулашвили не так уж много работ. Большинству зрителей она запомнилась как мама Алладина. Театральынй институт Тбилиси она окончила в 1940 году, после чего поступила на службу в драматический театр в Кутаиси. В 1942 году 25-летняя актриса добровольцем ушла на фронт и год служила в зенитных войсках, после чего вернулась в театр.
Екатерина Верулашвили
Екатерина Верулашвили


Эти смелые, талантливые женщины по собственной воле отправились в кромешный ад войны, «развидеть» который им так и не удалось. Несмотря на то, что как такового феминизма в Советском союзе не было, сильных женщин там хватало, в том числе и на киноэкране. Читайте нашу статью о пяти феминистках в советском кино.