Биография Борислава Брондукова
Борислав Брондуков – популярный советский киноактер, веселый комик с грустными глазами и трагической судьбой, мастер импровизации и король эпизодов. Его любили и ценили Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Алла Сурикова и другие именитые режиссеры и считали за честь заполучить в свои картины. Это и неудивительно, ведь его второстепенные герои нередко становились популярнее главных действующих лиц и придавали фильмам особую изюминку.Детство и юношеские годы
Будущий актер родился в небольшом украинском селе Дубовая, в простой крестьянской семье. Родители работали в колхозе – мать, Янина Антоновна, полячка, отец, Николай Брондуков – русско-татарских кровей. При рождении мальчику дали имя Болеслав, но в сельсовете его записали Брониславом. Сам Брондуков называл себя Бориславом, а друзья и родственники звали его Борис или Броня.Он рос болезненным и хилым ребенком, в раннем детстве заболел коклюшем [инфекция дыхательных путей – прим. uznayvse.ru] и чуть не умер от удушья. По совету местной знахарки отец рано утром относил сына на болото, где малыш мог дышать полезными йодистыми испарениями. Благодаря этому он смог победить болезнь, которая в то время считалась практически неизлечимой. Учился Борислав хорошо, сначала посещал церковно-приходскую школу, а затем перешел в общеобразовательную. С детства отличался веселым смешливым характером, мастерски рассказывал байки и анекдоты, чем приводил окружающих в полный восторг. Но актером поначалу становиться не планировал, и, как большинство молодых людей его поколения, мечтал о романтической профессии геолога или строителя. После окончания школы юноша пробовал поступить в Киевский автодорожный институт, но недобрал баллов и отнес документы в строительный техникум. Получив диплом, некоторое время работал прорабом в строительной бригаде, занимающейся отделкой квартир, а затем устроился на киевский завод «Арсенал». Там Борислав записался в кружок художественной самодеятельности и стал играть в любительском театре.
Однажды на спектакль «За двумя зайцами» случайно заглянул ректор Киевского театрального института Николай Заднепровский и был покорен Брондуковым в образе Голохвастова. После представления он подошел к юноше и настоятельно порекомендовал ему поступать в театральный институт. Борислав прислушался к совету прославленного метра и отправился в приемную комиссию. Но у него даже не захотели принимать документы, посоветовав с такими внешними данными идти в прорабы. Судьбу будущего актера решил все тот же Заднепровский, который настоял, чтобы приемная комиссия допустила юношу до экзаменов. Уже на первом же прослушивании Брондуков покорил педагогов своим талантом и обаянием и вскоре пополнил ряды студентов. Бориславу посчастливилось оказаться на курсе талантливого советского режиссера и сценариста Виктора Ивченко, вместе с ним учились Иван Миколайчук, Раиса Недашковская, Леонид Осыка, которые впоследствии стали выдающимися деятелями украинской культуры.
Актерская карьера
В 1962 году Брондуков дебютировал в картине Сергея Параджанова «Цветок на камне», где сыграл комсомольца Ковалева. Изначально фильм назывался «Так никто не любил», и снимал его другой режиссер – Анатолий Слесаренко. Во время работы над картиной произошла трагедия – в эпизоде с горящим бараком погибла актриса Инна Бурдученко, которая еще и была на третьем месяце беременности. Режиссера осудили на четыре года, а картину отдали доснимать Сергею Параджанову. Готовый фильм вышел в ограниченном прокате, а позже и вовсе лег на полку. Но Брондукова все же заметили и стали приглашать в другие картины, правда, в основном, на эпизодические роли. Но это совсем не смущало начинающего актера, лишенного завышенных амбиций. Он получал удовольствие от самого творческого процесса и относился к работе очень ответственно.Бориславу в основном доставались роли недотёп, проходимцев и пьяниц, но в его исполнении они всегда получались чертовски обаятельными. Режиссеры охотно эксплуатировали этот образ, и Брондуков не сидел без дела. Одной из самых ярких работ того периода стала роль вора в картине Леонида Осыки «Каменный крест» (1968), за которую актер был отмечен дипломом Всесоюзного кинофестиваля. Интересно, что озвучивал его другой артист, а вот пел в кадре Борислав Николаевич самостоятельно. В 1975 году Осыка задумал снять на киностудии имени Довженко комедию «Афоня», на главную роль в которой планировал взять своего друга и сокурсника Брондукова. Но этот проект решили отдать «Мосфильму», и им занялся Георгий Данелия. На роль Борщова он сразу утвердил Леонида Куравлева, но Леонид Михайлович все-таки настоял, чтобы Борислав сыграл Федула. После первых проб Данелия буквально влюбился в Брондукова и специально для него дописал роль, которая стала звездным часом для нашего героя. Зрители полюбили смешного алкоголика не меньше, чем персонажа Куравлева, многие из его реплик стали крылатыми и разошлись в народ. Данелия еще неоднократно снимал Борислава в своих картинах («Мимино», «Осенний марафон», «Спортлото-82»), каждый раз восторгаясь его уникальным комедийным талантом. Актера приглашали и другие прославленные мастера комедии, в частности, Эльдар Рязанов (« О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж», «Жестокий романс») и Алла Сурикова («Человек с бульвара Капуцинов», «Суета сует»). Заслуживает внимание участие Брондукова в приключенческой ленте Александра Павловского «Зеленый фургон» (1983), где он сыграл харизматичного милиционера Грищенко. Эта картина стала звездным часом Дмитрия Харатьяна, который исполнил главную роль. Борислав очень внимательно и трепетно относился к молодому коллеге, давал ценные профессиональные советы и по-отцовски опекал во время съемок. Актеры на долгие годы стали остались добрыми друзьями – во время болезни Брондукова Харатьян не переставал интересоваться состоянием его здоровья и неоднократно оказывал посильную материальную помощь. Еще одна яркая роль досталась Бориславу Николаевичу в музыкальной комедии Карена Шахназарова «Мы из джаза» (1983). Он перевоплотился в фальшивого морского капитана Колбасьва, столичного эксперта по джазу, и как всегда превратил рядовой эпизод в подлинное украшение фильма. Несмотря на солидный список ролей Брондукова (всего их в его фильмографии около 130), главные можно пересчитать по пальцам одной руки. Самая яркая из них – Павел Иванович Дежкин в трогательной мелодраме «Вас ожидает гражданка Никонорова» (1978), где актер составил блестящий дуэт с несравненной Натальей Гундаревой. В 1974 году на советские экраны вышли первые две первые серии легендарной советской киноэпопеи о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Брондуков сыграл инспектора лондонской полиции Лестрейда и сделал это фантастически ярко и талантливо. Актеру с простой сельской внешностью и далекими от совершенства манерами удалось мастерски перевоплотиться в чванливого английского полисмена. Правда, озвучивали его другие актеры – Игорь Литвинов и Анатолий Юрченко, как, впрочем, и многих других экранных персонажей Борислава. Но Брондуков всегда присутствовал в студии звукозаписи и лично контролировал весь процесс. Последней работой Борислава Николаевича стала роль старого отшельника в комедии «Хиппиниада, или Материк любви» (1997). Актер был уже серьезно болен, плохо двигался и говорил, поэтому появился на экране всего на несколько минут.
Личная жизнь Борислава Брондукова
Несмотря на невысокий рост и непримечательную внешность, Борислав был очень обаятельным и харизматичным мужчиной и всегда нравился женщинам. Но по характеру он был однолюбом и с трудом заводил романтические отношения.Еще во время учебы в театральном институте он страстно влюбился в актрису Нонну Терентьеву (в девичестве Новосядлову), которая в то время была ведущей актрисой киевского драмтеатра имени Леси Украинки. На взаимность рассчитывать не приходилось – девушка была замужем за сыном крупного министерского чиновника и воспитывала маленькую дочь. Брондукову оставалось только бесконечно пересматривать фильмы с участием недоступной красавицы и не пропускать ни одного ее спектакля. Со своей первой супругой Мариной Борислав познакомился в 1965 году на съемках фильма «Бурьян». Она была студенткой Ленинградского политехнического института и работала в съемочной группе звукорежиссером. Поженились они довольно быстро, но прожили всего месяц – у девушки обнаружилось серьезное психическое расстройство, требующее госпитализации и постоянного присмотра врачей.
Развод поверг Брондукова в глубокую депрессию – актер начал пить и на время совсем потерял интерес к окружающим его событиям. Из этого состояния его сумела вывести восемнадцатилетняя киевлянка Катя, с которой актер познакомился в аэропорту «Жуляны». Девушка приехала проводить подругу Людмилу, которая училась на режиссерском факультете Киевского театрального института. В аэропорту они встретили Борислава и его однокурсника, звезду фильма «Тени забытых предков» Ивана Миколайчука. Люда остановилась поговорить с Иваном, с которым была знакома, а к Кате подсел подвыпивший Брондуков и принялся развлекать ее анекдотами. Поначалу девушка была совсем не в восторге от такой компании – он показался ей старым (по факту был на 13 лет старше) и некрасивым. Но узнав, что Борислав – известный артист и может подготовить ее к поступлению в театральный, она сменила гнев на милость. Брондуков сдержал слово – Катя поступила в институт, а вскоре стала его законной женой. Но снявшись всего в нескольких фильмах, женщина пожертвовала карьерой ради детей и мужа. В 1970 году у супругов родился старший сын Костя, а через девять лет на свет появился его младший брат Богдан (1979 г.р.).
Болезнь и смерть
Супруги прожили вместе 33 года, 11 из которых были омрачены тяжелым недугом актера. В 1985 году, после съемок в картине «Карастояновы» у Борислава Николаевича случился первый инсульт, после которого ему удалось довольно быстро восстановиться. Катерина заботилась о муже, занималась с ним лечебной физкультурой и техникой речи, и уже через год он снова вернулся в строй.Затем у актера случилось еще два инсульта, после которых он уже не оправился. Практически полностью парализованный, актер был прикован к кровати последние шесть лет жизни. Незадолго до смерти Брондукову сделали сложную операцию по удалению гематомы мозга, но, к сожалению, она в его случае оказалась бесполезной. Работать он уже, конечно, не мог, и семья оказалась в полной нищете. Екатерина шила дома театральные костюмы, а подросшие сыновья работали на автомойке. Семья вынуждена была переехать в небольшой частный домик в Быковне (небольшой поселок на окраине Киева), а свою четырехкомнатную квартиру в центре сдать в аренду.
Однажды Екатерине позвонили с харьковского телевидения и попросили снять сюжет о Брондукове. Актер был уже полностью парализован, и жена не сразу дала согласие на съемку. Но журналистам все-таки удалось ее уговорить, и ролик показали по НТВ. Он произвел эффект разорвавшейся бомбы – люди были потрясены состоянием любимого актера и, как могли, старались ему помочь. Отовсюду шли денежные переводы, один раз в дом Борислава Николаевича даже нагрянули бандиты, но не для того, чтобы ограбить, а наоборот, оставить крупную сумму на лечение. Поддержку оказывала Гильдия кино и другие благотворительные культурные фонды, но сделать ничего было нельзя, и 10 марта 2004 года Брондуков скончался. Актера с почестями похоронили на Байковом кладбище рядом с могилами его безвременно ушедшего из жизни товарища и однокурсника Ивана Миколайчука и легендарного «Маэстро» Леонида Быкова. Поминальная служба прошла в Александрийском соборе, самом старинном католическом храме Киева, отпевал покойного кардинал Александр, который лично присутствовал на кладбище. После смерти актера Фонд интеллектуального и культурного наследия Украины выделил семье Брондукова пожизненную пенсию, а через три года на могиле Борислава Николаевича был установлен гранитный памятник в виде большого католического креста.
Лучшие фильмы
- 1994: «Мастер и Маргарита»
- 1992: «Удачи вам, господа!»
- 1987: «Человек с бульвара Капуцинов»
- 1986: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается»
- 1984: «Жестокий романс»
- 1983: «Талисман»
- 1983: «Мы из джаза»
- 1982: «Спортлото 82»
- 1981: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»
- 1980: «О бедном гусаре замолвите слово»
- 1979: «Осенний марафон»
- 1975: «Афоня»
- 1972: «Здравствуй и прощай»
- 1967: «Вий»
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Узнай Всё
Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 7/4, литера А, помещ. 2-н, часть пом. № 11
+7 931 269 84 49