Справедливости ради, это присуще не только российскому кинематографу – например, в Голливуде ситуация схожая, но всё же далеко не настолько плохая. Там есть явно преобладающие жанры, но и остальные живут и предлагают зрителям что-то новенькое.

Жанровый эксперимент = финансовый риск
Для производства драм о российской действительности вроде «Левиафана» Андрея Звягинцева или бытовых комедий не нужны дорогие декорации, и это даёт им большое преимущество. Ведь в условиях нашего кинорынка сборы в миллиард рублей считаются большим успехом (за 2018 год только две отечественные картины взяли эту планку: спортивные драмы «Движение вверх» и «Лёд», хотя спортивная драма – в принципе универсальный рецепт успеха со времен «Легенды №17») – и это не даёт возможности снимать дорогие боевики голливудского размаха или фантастику, ведь у них просто слишком мало шансов окупиться.
Немного иначе обстоит дело с фильмами о войне (чаще всего Великой Отечественной) – съемки обходятся дороже, но зато нередко они частично, а то и полностью финансируются государственным Фондом кино. Это помогает снизить риски и получить конкурентоспособную картину, вложив не так много средств, как потребовалось бы в ином случае.

Психология зрителя
Вторая причина, заключающаяся в особенности психологии зрителя, не так очевидна, некоторые эксперты вообще оспаривают её существование. И всё же есть мнение, что зрители в России благосклоннее относятся к фильмам, действие которых происходит в привычной нам действительности, тогда как хорроры и фантастика отталкивают. Сборы отечественных фантастических блокбастеров и фильмов ужасов редко оказываются достаточными, чтобы оправдать их бюджет – впрочем, чаще всего и отзывы они получают смешанные. Даже интерпретация классики в лице Николая Гоголя не получила теплый приём.
Подход к созданию концепта
Последняя из основных причин – сам подход. На Западе всё начинается с идеи (в случае с проектами по оригинальному сценарию). Для её реализации подбирается режиссёр, сценарист и продюсер, а уже они определяют актёров, бюджет и жанр картины.В российском кинематографе чаще происходит наоборот: есть закрепившиеся в индустрии люди, им нужно сделать очередной фильм – они смотрят, что в последнее время популярно, а затем пытаются снять похожее кино, для чего зовут знакомых актёров.
Идея? Чаще всего её нет. Новые проекты у нас снимаются по такой же схеме, как новые части известных франчайзов в Голливуде – оттого в них и мало оригинального. Так что надежда остается лишь на сериальную индустрию, которая в последние годы нет-нет да и порадует оригинальным проектом.