Почему российский кинематограф испытывает кризис идей?

6
Жанровое разнообразие российских фильмов с каждым годом всё ниже. Кажется, в последнее время в прокат выходят картины исключительно одной из трёх категорий: патриотические (либо про войну, либо про спортивные достижения), драмы о том, как в России плохо живётся, наконец – комедии с совершенно безыскусным юмором. Не относящиеся к одной из перечисленных категорий фильмы стали штучным товаром.

Справедливости ради, это присуще не только российскому кинематографу – например, в Голливуде ситуация схожая, но всё же далеко не настолько плохая. Там есть явно преобладающие жанры, но и остальные живут и предлагают зрителям что-то новенькое.
Кадр из фильма «Любовницы»
Кадр из фильма «Любовницы»
Причин у этой проблемы отечественного кинопроизводства несколько: небольшие бюджеты, психология зрителя и подход к созданию фильмов. Разберём их по порядку.

Жанровый эксперимент = финансовый риск

Для производства драм о российской действительности вроде «Левиафана» Андрея Звягинцева или бытовых комедий не нужны дорогие декорации, и это даёт им большое преимущество. Ведь в условиях нашего кинорынка сборы в миллиард рублей считаются большим успехом (за 2018 год только две отечественные картины взяли эту планку: спортивные драмы «Движение вверх» и «Лёд», хотя спортивная драма – в принципе универсальный рецепт успеха со времен «Легенды №17») – и это не даёт возможности снимать дорогие боевики голливудского размаха или фантастику, ведь у них просто слишком мало шансов окупиться.
Алексей Серебряков в фильме «Левиафан»
Алексей Серебряков в фильме «Левиафан»
Попытку снять фантастическую ленту предпринял Федор Бондарчук, но его «Притяжение» – скорее исключение из правил, к тому же рейтинг кинокритиков у фильма небольшой, а солидные кассовые сборы обусловлены скорее навязчивым продвижением едва ли не в каждом новостном выпуске. Куда хуже пришлось «Черновику» по роману Сергея Лукьяненко – фильм понес убытки в 175 млн. (и это без расходов на рекламу).

Немного иначе обстоит дело с фильмами о войне (чаще всего Великой Отечественной) – съемки обходятся дороже, но зато нередко они частично, а то и полностью финансируются государственным Фондом кино. Это помогает снизить риски и получить конкурентоспособную картину, вложив не так много средств, как потребовалось бы в ином случае.
Кадр из фильма «Т-34»
Кадр из фильма «Т-34»
Также на остром внешнеполитическом фоне в обществе как никогда растет спрос на фильмы подобной тематики, отсюда и рождаются бесконечные «Спасти Ленинград», «Коридоры бессмертия» и «Т-34», пестрящие шаблонами, стерильно-плоскими героями и историческими несоответствиями, а также приуроченные к памятным датам: день Победы, день снятия блокады Ленинграда, 22 июня... Впрочем, есть и исключения, вроде недавнего «Братства» Павла Лунгина.

Психология зрителя

Вторая причина, заключающаяся в особенности психологии зрителя, не так очевидна, некоторые эксперты вообще оспаривают её существование. И всё же есть мнение, что зрители в России благосклоннее относятся к фильмам, действие которых происходит в привычной нам действительности, тогда как хорроры и фантастика отталкивают. Сборы отечественных фантастических блокбастеров и фильмов ужасов редко оказываются достаточными, чтобы оправдать их бюджет – впрочем, чаще всего и отзывы они получают смешанные. Даже интерпретация классики в лице Николая Гоголя не получила теплый приём.
Александр Петров в фильме «Гоголь. Вий»
Александр Петров в фильме «Гоголь. Вий»

Подход к созданию концепта

Последняя из основных причин – сам подход. На Западе всё начинается с идеи (в случае с проектами по оригинальному сценарию). Для её реализации подбирается режиссёр, сценарист и продюсер, а уже они определяют актёров, бюджет и жанр картины.

В российском кинематографе чаще происходит наоборот: есть закрепившиеся в индустрии люди, им нужно сделать очередной фильм – они смотрят, что в последнее время популярно, а затем пытаются снять похожее кино, для чего зовут знакомых актёров.

Идея? Чаще всего её нет. Новые проекты у нас снимаются по такой же схеме, как новые части известных франчайзов в Голливуде – оттого в них и мало оригинального. Так что надежда остается лишь на сериальную индустрию, которая в последние годы нет-нет да и порадует оригинальным проектом.