Поклонская – «Матильда» 1:0. Почему фильм Учителя стал разочарованием

Ровно за год до выхода в прокат «Матильды» Алексея Учителя стараниями ряда экстремально православных организаций и депутата Натальи Поклонской вокруг фильма поднялась шумиха, или, если употребить ставшее за это время крайне модным словечко, хайп, который раньше не снился ни одной картине Учителя.

Воинственно настроенные сторонники добрачной целомудренности Николая II выходили на молитвенные стояния под лозунгами «все вы врёте!», врезались на автомобилях в кинотеатры, рассылали угрозы их руководству, поджигали студию режиссера коктейлями Молотова... В результате конфликт стал одним из самых обсуждаемых событий года. А стоила ли овчинка выделки? Мы в редакции УзнайВсё.рф посмотрели фильм и решили разобраться во всем вместе с читателями
Кинотеатры усилили охрану перед премьеройКинотеатры усилили охрану перед премьерой
В картине немало технических диковинок того времени – кинокамера, мотоцикл, фейерверки и даже пыточный аквариум, в котором пришлось посидеть герою-ревнивцу Данилы Козловского. Все ярко и пышно, средств на визуальную составляющую не пожалели. Например, фильм начинается со сцены коронации в Успенском соборе, однако, на самом деле это декорация с колоссальной площадью в 1296 квадратов, возведенная на бывшем петербургском военном заводе.
Козловский в «пыточном аквариуме»Козловский в «пыточном аквариуме»
Работа художника по костюмам вызывает не меньшее уважение, чем труд декораторов: 10-метровые мантии, роскошное серебристое платье Александры Федоровны, идеально сидящий царский мундир, нарядные камзолы придворных, а также костюмы для массовки, которой в той же на сцене коронации насчитывалось более 500 человек. Сцене коронации чуть уступает масштабностью эффектный эпизод с крушением поезда, полет на воздушном шаре и балет на сцене Мариинского театра (в отличие от Успенского собора, настоящего).
Сцена коронации стала самой труднойСцена коронации стала самой трудной
Но все это, увы, не более чем красивая оболочка для костюмированного «мыла». Надежды на торжественное вставание российского кино с колен в балетном па под звуки симфонического оркестра улетучиваются с первых минут – с кульминационной сцены, вынесенной режиссером в начало.
Кшесинская тайком пробирается в собор и выкрикивает ласковое прозвище Николая II (от которого под конец фильма у нас началась нервная чесотка). Услышав заветное «Ники!», царь от избытка чувств падает в обморок, корона приземляется на пол с драматичным звуком. Все ахают и охают, а царь лежит на полу в отключке и мечтает о поцелуе с Матильдой. Видимо, не дождавшись помощи от придворных, он встает и водружает корону на голову. Если эту сцену нельзя назвать апофеозом пошлого пафоса, то что тогда можно?
«Матильда». Трейлер
Все поступки в этом грандиозном фильме, они… мелкие. Мелкое бунтарство Матильды: «Зачем нас так фотографируют? У нас же не публичный дом!», – и послушно идет фотографироваться вслед за кордебалетом. Но, конечно, Матильда не такая, как остальные балерины. Чтобы подчеркнуть свое отличие, она надевает на голову корону Царевны Лебеди. Но этот поступок тут же пресекает директор театра (Евгений Миронов). Намек на 1917 год или на грядущий провал поездки балерины на социальном лифте?

Мелкая зависть – главная соперница Матильды Кшесинской, итальянка Пьерина Леньяни, тайком ослабляет её лямку лифа, чтобы опозорить Матильду перед высшим светом и наследником престола. Но эффект получается противоположный – в какой-то момент лиф спадает с левой груди балерины, заставляя прекрасную половину зрительного зала стыдливо отводить глаза. Николай, до этого равнодушно наблюдавший в бинокль за танцем, напротив, оживляется. Да-да, это первый «чекпойнт» сюжета – Николай II влюбился. Влюбился, несмотря на то, что давеча сказал, как отрезал: «Я люблю Аликс!» [будущая императрица Александра Федоровна]. Крепкое царское слово, оно такое.
И вот тут мы сталкиваемся с главной проблемой «Матильды»: ключевая сюжетная линия, любовная, она тоже – мелкая. Отнюдь не «Любовь ставшая легендой и изменившая Россию», как обещали трейлеры. Все, что мы видим – это вожделение прекрасного тела Михалины Ольшанской с одной стороны и попытки помешать чужой свадьбе с другой. В одной из сцен героиня Луиза Вольфрам, та самая Аликс, вопрошает: «Что такого есть в тебе, чего нет во мне?». И действительно – что?
Матильду Кшесинскую сыграла польская актриса Михалина ОльшанскаМатильду Кшесинскую сыграла польская актриса Михалина Ольшанска
Нет, возможно, по задумке Учителя, чувства возникли по другой причине – Николая тронула смелость, с которой Матильда преодолела неловкость момента и продолжила танцевать. Может, именно это побуждает его привести ее в свой шатер, где нас ждет очередная демонстрация того, что она, Матильда, не такая – отвергает подарок, бросив «Это вы никогда не сможете забыть меня. И никого вы не сможете полюбить так, как меня!» (впрочем, следующая их встреча все равно закончится в постели). Но вывод зритель делает такой – цесаревич поменял мнение как флюгер при виде обнаженной женской груди и игривого взгляда. В этот момент даже начинаешь сочувствовать Поклонской – ну не заслужил Николай II такого отношения.

Разворачивающиеся страсти вокруг балерины – тут и граф Воронцов (Данила Козловский), в буквальном смысле одержимый Матильдой, и влюбленный в нее князь Андрей (Григорий Добрыгин), и царская охрана во главе с полковником Власовым (Виталий Кищенко) – почти не оставляют места дилемме, вставшей перед Николаем: любовь или корона, чувства или долг? Он мнется, ходит вокруг да около, но так и не отмечается ни единым смелым поступком, хотя Ларс Айдингер сыграл хорошо, нивелировав 15-летнюю разницу в возрасте со своим героем.
Ларс Айдингер в роли Николая IIЛарс Айдингер в роли Николая II
За развитием событий в «Матильде» вообще наблюдать довольно трудно. Невзыскательные диалоги, стерильные ракурсы, стремительно меняющиеся обрывочные сцены. Много не влияющих на сюжет персонажей и сцен: пытки Воронцова, спиритический сеанс, какие-то откровенно шарлатанские ритуалы. А в финале все скатывается к погоням с препятствиями, картинному героизму и неочевидным разве что школьникам символам грядущих кровавых перемен. Круг пошлости замкнулся.

Наталья Поклонская оказала «Матильде» противоречивую услугу. Ее кампания против фильма наверняка войдет в учебники по пиару. Без скандала фильм вряд ли собрал бы столько зрителей (в первый день касса фильма составила почти 40 миллионов). Но в таком случае «Матильда» не стала бы разочарованием для всех, кто шел на сеанс с мыслью: «Ну-ка, вокруг чего столько шума-то?», и заняла бы достойное место в середнячковом сегменте.

«Матильда» оказалась плоха не тем, чего так боялась Наталья Владимировна. Просто Алексею Учителю не стоило заниматься блокбастеризацией нашей истории. Недавний пример с «Викингом» с Козловским доказал, что у нас, в отличие от Запада, такой сценарий не работает. Слишком противоречива наша история, чтобы спекулировать на искаженных фактах, выдавая действительное за желаемое.
Поделитесь с друзьями
  • Елена Фрейберг
    Фильм пока не смотрела, но уверена, что Поклонская, серая и бездарная моль, невероятным образом оказавшаяся на троне, будет упразднена за ненадобностью и шизофренией... А фильм, надеюсь, информативен и интересен.
  • dimon.k
    Когда такие безмозглые дуры, как Поклонская, будут сидеть в Думе, то Россия окажется опять у края пропасти, куда привёл её в прошлом бездарный Николай II
  • Наталья Габринас
    Елена, Вы ничего не знаете, даже фильм не смотрели, а судите с уверенностью недалекого человека.
  • Olga (Olima) Rashitova
    Нам пенсионерам не могут денег найти на пенсию, а снимают такие фильмы для кого, отвлечь народ от существующих проблем. Наши дети живут натщарплате в эти шикуюи и ращвращают молодежь Где нравственность.?
  • Людмила Колыхалова
    Фильм не смотрела, ну понравится, по тому как Учитель, во всяком случае надеюсь.
  • Виталий Сергеев
    Я как увидел название статьи,первая мысль-новый рэпбаттл.
  • Галина Бугаёва
    Презрительные, поскольку режиссер данного фильма понизил себе репутацию в моих глазах, умышленно исказив первоначальный сценарий о жизни и творчестве балерины Кшесинской на пошлый сценарий о сомнительных фактах из жизни и отношениях императора и балерины. Некрасиво так опошлять информацию о жизни людей, которые ответить тебе уже не смогут. Приравнивается к сплетне.
  • Людмилочка Ф
    Откровенно не интересный фильм. И игра актеров ,и сценарий и все в общем на троечку. Если бы Поклонская не подняла столько шума то и смотреть бы не начала. Многие факты несомненно имели место быть, но большая часть как дешёвая мыльная опера.
  • Ирина Демьянова
    Не думаю, что 1-0 в пользу этой нью-депутатки. Я бы без шумихи, который она подняла, вообще бы не могла смотреть эту лабуду. И таких нас много. Так что она своим дурным криком только умножила выручку фильме.
  • Leonid Rommel
    А мне фильм очень понравился, и голая Ольшанская особенно, так, что Я Колю понимаю, молодец мужик, а как он ещё должен был себя вести? Жаль только, что Коля проебал победу в войне и страну, хорошо, что Матильда так долго прожила, жаль не дожила до ста лет, Я воспринял весь фильм, как реквием по Российской империи, после Пизанутого Петра Алексеевича, начиная с Лизы , а потом и Кати, Россия начала своё возрождение, и тут дошла очередь до Николая Александровича второго, война -это был офигенный шанс , как для империи, так и для быдла, к сожалению быдлятник победил, а под занавес , Я считаю эту последнюю страсть, Между Колей и Матильдой, это последнее проявление, взрывное проявление красоты и благоговения перед смертью, так же, как и природа вдруг вспыхивает осенью разнообразными красками перед увяданием, радует нас пару недель и тем не менее печалит своей строгостью и неизбежностью прихода зимы..... Но у природы наступит весна с её игривыми лазурно-зелёно-жёлтыми тонами, девственно-беспечным запахом пыльцы весенних цветов, игривым журчанием весенних проток. А вот у вас-быдло! весна уже никогда не наступит!! Пытался же вас вразумить, баранов, один Австрийский ефрейтор, но и его вы, скаты прогнали, завалив его войска горой своих трупов, и таким образом вы ,
  • Leonid Rommel
    нищедушевные, завистливые, трусливые скаты-Христопродавцы, подлые уродливые пидарасы унтерменши, как же Я вас всех уродов ненавижу, вы похоронили последнюю надежду на восстановление русско- Арийской рассы на территории до линии Архангельск-Волга -Астрахань, Гитлер, конечно, сам мудак, но вы-быдло- ваще никто, вы все животные, дегроты, уроды, весь цвет от вас уехал, а вы рады, что живёте в собственном гавне, которое называете"Родиной" , взяли и прогнали Гитлера, последняя ваша быдлятская надежда рухнула окончательно 30 Апреля 1945 года. А вы радуетесь припиздки, только непонятно чему. Единственная радость, что вы все дохните скаты, дохните каждый год по миллиону и Я очень рад этому!!! Хайль Гитлер! вы и без него все сдохните, а на фильм вы все окрысились только потому, что понимаете, вам этого никогда не достичь, вы навсегда проебали и золотой век и Российскую империю, вы все дегроты и уроды , унтерменши грёбаные все 65 миллионов баранов! Fünf und sechzig Millionen die Hammel, die scheiße Russen, блять! А фильм хороший, только жаль, что Учитель поддался на "экшен" и устроил во второй половине фильма голливудско- ковбойскую стрельбу- пальбу, не совсем к месту она там была со взрывами и прочей хренью. Да и на роль Коли Айдингер не совсем подходит, а Ольшанская превосходна, лучше бы Я играл Николая, особенно, если бы в партнёршах у меня была бы (иногда голая) Ольшанская, А против Наташи Я ничего не имею (Поклонской) это у неё пробивается подростково-девичий запоздалый максимализм, и нехуй на неё пиздеть!!! сами вы все скоты, на РУСИ ВСЕГДА РАБОТАЛА ФОРМУЛА-"С мужика за бабу спрос" , а кто на Няшу гонит из мужиков, тот законченный импотяра, Я только баранов ваших ненавижу- овец это не касается, фильм бы немножко доработать, а в целом- хорошо, Ольшанская (Матильда) превосходна. Хайль Гитлер! Ненавижу вас баранов-дегротов, а вот овец люблю, включая Няшу Поклонскую. Хайль Гитлер!