Между театром и сеансом коллективной терапии
Жанр ток-шоу впервые появился на американском телевидении в 1960-х годах. Считается, что его отцом-основателем является знаменитый журналист Фил Донахью. Во время очередного прямого эфира у телеведущего кончились заранее заготовленные вопросы. Тогда мужчина обратился за помощью к аудитории. Это и легло в основу создания жанра ток-шоу.
Российская аудитория впервые столкнулась с программой Донахью в 1986 году, когда он начал проводить телемосты с СССР. С нашей стороны с американцем общался Владимир Познер — это и стало началом его долгой и блестящей карьеры.
Ток-шоу на современном российском телевидении — это уже привычное дело. Их показывают в прайм-тайм, порой вместо образовательного и познавательного контента. Они финансируются из бюджета, а их ведущие зарабатывают по 50 тысяч евро в месяц.

Вранье в эфире
Андрей Малахов сделал ток-шоу делом своей жизни. Его первый большой проект, программа «Большая стирка», быстро стала лидером по просмотрам на «Первом канале» (тогда еще «ОРТ»). В начале нулевых передача отличалась достаточно высоким качеством, затрагивала значимые общественные вопросы и оказывала реальную помощь людям.Но очень быстро эфиры стали наполняться поверхностными новостями о знаменитостях и пустяковыми темами. Более того, многие эпизоды шоу на поверку оказались инсценировками, как не раз признавали сами участники. Вспомнить хотя бы историю Вали Исаевой, которая в 2005 году родила в 11 лет от девятнадцатилетнего гастарбайтера Хабиба (о них редакторы УзнайВсё ранее писали тут).

В ходе одной из телепередач зрителю был представлен новый избранник Вали, некий Виктор из Кабардино-Балкарии. Мужчина заявил, что готов создать с Исаевой семью и позаботиться о ее детях. Позже выяснилось, что Виктор на самом деле был соседом супругов, который согласился поучаствовать в инсценировке ради финансовой выгоды.
Мужчина остро нуждался в деньгах (они требовались на лечение отца), Валя и Хабиб тоже хотели подзаработать — им обещали 250 тысяч рублей. Пара подписала контракт, не зная заранее сценарий, и в итоге была вынуждена участвовать в неприятном «спектакле». В противном случае им пришлось бы выплатить штраф в размере полумиллиона рублей.

Стычка с Шукшиной
Команда телешоу не раз сталкивалась с претензиями со стороны звезд. Так, актриса Мария Шукшина подписала петицию, требуя закрытия «Пусть говорят». Артистка рассказала, что за скандальное интервью о жизни ее сына ей предлагалось 15 миллионов рублей, а самому Макару — дополнительный миллион. Однако семья сразу отвергла предложение продюсеров.А вот старшая дочь Шукшиной, Анна, согласилась за два миллиона рублей оклеветать родственников. В студии телешоу Анна Трегубенко рассказала о продаже квартиры своей бабушки Лидии Федосеевой-Шукшиной. По словам девушки, семья пошла на этот шаг потому, что жилье превратили в «отель на час».
Анна отрицала, что на телеканал ее привела жажда денег: дочь актрисы якобы просто хотела «разобраться со всем этим непониманием». Авторы шоу тоже не собирались отмалчиваться, когда Шукшина обрушила на них свой гнев.

Оскорбленный Джигурда
Ссорился с телепроектом и Никита Джигурда. Артист, известный своими провокационными выходками, был частым гостем «Пусть говорят». Он не раз привлекал внимание публики своими громкими разводами и примирениями с Мариной Анисиной, а также разбирательствами вокруг наследства умершей подруги Людмилы Браташ.За каждый свой выход Джигурда получал около 600 тысяч рублей, что позволяло ему покрывать текущие расходы. Однако в какой-то момент артист ополчился против создателей телепередачи. Шоумен утверждал, что его оклеветали в трех эпизодах, после чего пригласили на интервью, но уже без вознаграждения.

Виноват ли Малахов?
Пострадавшими после съемок в ток-шоу ощущали себя не только звезды, но и «простые смертные». Одна из таких историй связана с Анной из Владимира, которая настойчиво добивалась выхода эпизода о скончавшейся певице эпохи 90-х.Хотя Анна принимала участие в подготовке выпуска и много общалась с редакцией и Малаховым, результат оказался печальным. Редакторы использовали лишь отдельные страницы дневников певицы, представив артистку в негативном свете. Анне и вовсе не дали высказаться в эфире. И подобных инцидентов бесчисленное количество.

Станислав Садальский спешит защитить коллегу. Актер считает, что вина всецело лежит на редакторах. Малахов якобы часто прибывает на съемку, не зная содержания программы, и лишь в последний момент вникает в сценарий.
По словам актера, в команде журналиста работает «куча безмозглых, профнепригодных людей», которые как угодно выворачивают факты и выдают собственные домыслы за чужую точку зрения. Попадался на их удочку и сам Станислав.

Меня они много раз подводили, я просто Андрею не жалуюсь, понимаю, что он ничего не изменит. Сколько раз они по-тихому расспрашивали, а потом выдавали мои идеи за свои. Сколько раз подставляли. Я зарекся участвовать в “Прямом эфире”, — пояснил артист.
Но разве ведущий шоу не обязан нести ответственность за происходящее в эфире? Не должен ли он, столкнувшись с неправомерными действиями сотрудников, принять меры? Что ж, кажется, что Станислав просто ищет оправдания для друга…
Влияние подобных проектов на журналистику, культурную сферу и на отношение к искусству нельзя недооценивать. Ток-шоу задают общественный дискурс, демонстрируя, что скандалы в наши дни — главный путь к славе и материальному успеху. Люди, вместо того чтобы зарабатывать себе имя через значимые дела и поступки, все чаще обращаются к инсценированным скандалам. Можно смело сказать, что ток-шоу уменьшают доверие к представителям всех профессий — от артистов и музыкантов до журналистов, бизнесменов и медиков, становясь символом культурного упадка.